Содержание книги

  1. Сергей Сергеевич Прокофьев балет "Ромео и Джульетта".


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сергей Сергеевич Прокофьев балет "Ромео и Джульетта".



 

Сергей Сергеевич Прокофьев балет "Ромео и Джульетта".

Содержание

Содержание балета С.Прокофьева "Ромео и Джульетта" почти полностью повторяет сюжет одноимённой трагедии У.Шекспира. Балет состоит из трёх актов и эпилога.

Действие происходит в итальянском городе Вероне. Происходит ссора между семьями Монтекки и Капулетти, которые являются кровными врагами. К дому Капулетти подходит молодой дворянин Парис и просит у главы семейства руки и сердца Джульетты, но тот не обращает на него внимания. Проверив список гостей, приглашенных на бал, Ромео слышит среди них имя Розалины, в которую юноша влюблен. Он тайно проникает на бал в доме Капулетти, но вместо Розалины он встречает там Джульетту, в которую сразу же влюбляется. После танца девушки Ромео подходит к ней с целью выразить свое восхищение. Во время разговора него спадает маска, открыв лицо, красотой которого она поразилась. Тибальд, брат Джульетты, увидев лицо Ромео, сразу же узнает его и спешит к главе семейства, чтобы уведомить его о проникновении на бал. Тем же вечером Ромео приходит к балкону Джульетты, и уже на следующий день с помощью священника Лоренцо влюбленные венчаются.

На площади Вероны происходит поединок Тибальда и Меркуцио, друга Ромео. Он замечает перепалку, пытается предотвратить ее, отводя в сторону шпагу приятеля и, воспользовавшись этим, Тибальд наносит Мекуцио смертельное ранение. Разъяренный Ромео бросается на Тибальда и убивает его. Унося тело, Капулетти клянутся отомстить роду Монтекки.

Ромео был изгнан из Вероны. Утром в комнату Джульетты входят мать и Парис, уведомляя девушку о скорой свадьбе, которой она не желает. После того, как Парис вышел из комнаты, родители Джульетты начинают терзать ее упреками.

Джульетта обращается за помощью к Лоренцо, который предлагает ей принять снадобье, благодаря которому она войдет в состояние, подобное коме. Об этом известят Ромео, чтобы он смог впоследствии забрать Джульетту из склепа. Она принимает снадобье за день перед свадьбой и падает без чувств. Назначенный посыльный не добрался до Ромео. Вместо этого юноша узнает о смерти возлюбленной от своего слуги Бальтазара, который не знал о плане Джульетты и Лоренцо. Захватив с собой яд, Ромео устремляется в склеп Капулетти, где видит мертвую Джульетту и выпивает яд. Очнувшись, девушка видит рядом с собой мертвого возлюбленного и закалывает себя его кинжалом.

Родители Ромео и Джульетты встречаются на их могиле. Общее горе очищает их сердца от злобы и вражды. Семьи прекращают вражду.

 

 

Действующие лица

Описание

Джульетта

дочь синьора и синьоры Капулетти

Ромео

сын Монтекки

Синьор Монтекки

глава семейства Монтекки

Синьор Капулетти

глава семейства Капулетти

Синьора Капулетти

жена синьора Капулетти

Тибальд

кузен Джульетты и племянник синьоры Капулетти

Эскал

герцог Веронский

Меркуцио

друг Ромео, родственник Эскала

Парис

граф, родственник Эскала, жених Джульетты

Падре Лоренцо

францисканский монах

Кормилица

няня Джульетты

 

Интересные факты

· В основе трагедии В. Шекспира лежат реальные события. Несчастная история любви двух подростков из враждующих благородных семей случилась в самом начале XIII столетия.

· В первом варианте балета, представленного С. Прокофьевым Большому театру, был счастливый финал. Однако такое вольное обращение с шекспировской трагедией вызвало массу споров, в результате чего композитор сочинил трагическое окончание.

· После невероятно успешной постановки «Ромео и Джульетты» с участием Г. Улановой и К. Сергеевым в 1946 году, режиссер Леонид Лавровский получил пост художественного руководителя Большого театра.

· Известный музыковед Г. Орджоникидзе называл спектакль симфонией-балетом, из-за насыщенного драматического содержания.

· Зачастую в различных концертах звучат отдельные номера балета в составе симфонических сюит. Также многие номера стали популярными и в фортепианном переложении.

· Всего в партитуре произведения представлено 52 различных по характеру выразительных мелодий.

· Тот факт, что Прокофьев обратился к трагедии Шекспира, исследователи называют весьма смелым шагом. Бытовало мнение, что сложные философские темы невозможно передать в балете.

· В 1954 году балет был экранизирован. Режиссер Лео Арнштам и хореограф Л. Лавровский сняли свою киноленту в Крыму. Роль Джульетты была поручена Галине Улановой, Ромео – Юрию Жданову.

· В 2016 году в Лондоне была исполнена весьма необычная постановка балета, в которой участие приняла известная эпатажная певица Леди Гага.

· Причина, по которой Прокофьев первоначально создал счастливый финал в балете чрезвычайно проста. Автор сам признавался, что все дело лишь в том, что так герои смогут продолжить танцевать.

· Однажды Прокофьев сам танцевал в балетной постановке. Это произошло во время концерта в зале Бруклинского музея. Известный балетмейстер Адольф Больм представил публике свое прочтение фортепианного цикла «Мимолетности», где партию фортепиано исполнил сам Сергей Сергеевич.

· В Париже есть улица, названная в честь композитора. Она упирается в улицу известного импрессиониста Клода Дебюсси и граничит с улицей Моцарта.

· Исполнительница главной роли в спектакле Галина Уланова поначалу считала музыку Прокофьева неподходящей для балета. К слову, именно эта балерина была любимицей Иосифа Сталина, который много раз посещал спектакли с её участием. Он даже предложил сделать финал балета более светлым, чтобы публика смогла увидеть счастье героев.

· Во время подготовки к долгожданной премьере спектакля в 1938 году, Прокофьев долго не хотел уступать хореографу Лавровскому, который постоянно требовал внести какие-то изменения и правки в партитуру. Композитор отвечал, что спектакль был закончен еще в 1935 году, поэтому не будет возвращаться к нему. Однако вскоре автору пришлось уступить балетмейстеру и даже дописать новые танцы и эпизоды.

 

Постановки

Премьера спектакля состоялась в городе Брно (Чехия) в 1938 году, вот только сам композитор не смог присутствовать. Как же так вышло, что впервые произведение советского композитора было представлено публике именно там? Оказывается, как раз в 1938 году Сергей Сергеевич отправился на гастроли за границу как пианист. В Париже он представил публике Сюиты из «Ромео и Джульетты». В зале как раз в это время присутствовал дирижер театра Брно, которому пришлась по вкусу музыка Прокофьева. После беседы с ним, Сергей Сергеевич предоставил ему копии своих сюит. Постановка балета в Чехии была очень тепло встречена публикой и оценена по достоинству. Над спектаклем работали балетмейстер Иво Ваня Псота, исполнивший также роль Ромео, и художник-постановщик В. Скрушный. Дирижировал спектаклем К. Арнольди.

Советская публика смогла познакомиться с новым творением Прокофьева в 1940 году, во время постановки Леонида Лавровского, с успехом прошедшей в Ленинградском театре им. С. Кирова. Главные партии исполнили К. Сергеев, Г. Уланова, А. Лопухов. Спустя шесть лет эту же версию Лавровский представил в столице, вместе с дирижером И. Шерманом. На этой сцене спектакль продержался около 30 лет и за все время был исполнен 210 раз. После этого, он был перенесен уже на другую сцену в Кремлевский Дворец съездов.

Балет Прокофьева постоянно привлекал внимание многих хореографов и режиссеров. Так, новая версия Юрия Григоровича появилась в июне 1979 года. В главных ролях выступили Наталья Бессмертнова, Вячеслав Гордеев, Александр Годунов. Это представление было дано 67 раз вплоть до 1995 года.

Постановку Рудольфа Нуриева, успешно представленную в 1984 году принято считать более мрачной и трагической, по сравнению с предыдущими версиями. Именно в его балете возросло значение партии главного героя Ромео и даже сравнялось с партией его возлюбленной. До этого момента, первенство в спектаклях было закреплено за примой-балериной.

Версию Жоэль Бувье можно назвать абстрактной постановкой. Она была представлена в 2009 году на сцене Большого театра Женевы. Примечательно, что хореограф не использует полностью события, представленные в партитуре Прокофьева. Все направлено на то, чтобы показать внутреннее состояние главных героев. Начинается балет с того, что все участники, относящиеся к двум враждующим кланам, выстраиваются на сцене практически как футбольные команды. Ромео и Джульетте предстоит теперь прорываться друг к другу через них.

Настоящее медиа-шоу, в котором девять Джульетт, представил Мауро Бигонцетти в своей версии классического балета Прокофьева в Москве, на фестивале современного танца в ноябре 2011 года. Его яркая и эклектичная хореография сфокусировала все внимание зрителей на самой энергетики танцоров. Причем сами сольные партии отсутствуют. Постановка же преобразовалась в шоу, где тесно слились медиа-искусство и балет. Примечательно, что даже сами музыкальные номера балетмейстер поменял местами и начинается спектакль с финальной сцены.

Интересная версия была показана в июле 2008 года. В отличие от других, этот балет был исполнен в своей первоначальной редакции, датируемой 1935 годом. Спектакль представили на фестивале Колледжа Бард в Нью-Йорке. Хореограф Марк Моррис вернул полностью состав, структуру и самое главное, счастливый финал партитуры. После успешной премьеры, эта версия была поставлена в крупнейших городах Европы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.172.56 (0.008 с.)