Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом.
Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы.
Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени.
Проект полностью ориентирован на действующую программу
и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.
Содержание проекта
Нет логической последовательности в
изложении материала, были допущены ошибки.
Отсутствуют самостоятельные
исследования учащихся.
Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют
образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.
Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны основополагающими
вопросами и вопросами темы учебной программы.
Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.
Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют
основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели и темы обучения изложены и частично поддержаны
основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.
Некоторые цели обучения
соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект минимально поддерживает разноуровневое обучение.
Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и
поддержаны основополагающими
вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения соответствуют
образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.
Соблюдение авторских прав
Материалы проекта созданы с нарушением авторских прав
Материалы проекта включают ссылки на некоторые первоисточники, оформленные с соблюдением авторских прав.
Материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав.
Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. Авторы проекта продумали защиту своих прав на создаваемые в рамках проекта электронные публикации.
Оригинальность
Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.
Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных
источников информации.
Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.
Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и
проанализированным
материалам, использованием
широкого спектра первоисточников.
Мультимедийные средства
Использование видео, аудио, компьютерной анимации практически отсутствует и/или дается в отрыве от содержания.
В материалах проекта
используется довольно много элементов мультимедиа, однако это осуществляется
несистематично.
В материалах проекта элементы мультимедиа представлены очень
широко, и их использование всегда педагогически оправдано.
Материалы проекта богаты
оригинальными элементами
мультимедиа, усиливающими
содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов
Использование педагогических технологий
При разработке проекта авторы ориентировались на традиционные методы обучения и передачу знаний от учителя к учащемуся.
В проекте использованы отдельные элементы новых педагогических технологий, учащимся предлагается работа по группам.
В проекте широко используются новые педагогические технологии, преобладает групповая деятельность учащихся, большой акцент делается на самостоятельное исследование и поиск информации.
Проект полностью сориентирован на личностно- ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.
Работа в группе
Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом.
Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно.
Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы.
Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.
Графический
Графический дизайн
Графическим иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее
восприятию содержания
проекта.
Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля.
Элементы дизайна и содержания взаимодополняют и усиливают друг друга.
Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся.
Оценивание успеваемости учащихся
Инструменты оценивания
намеченных целей обучения не включены.
Инструменты оценивания
намеченных целей обучения не включены, или учащиеся не в состоянии их правильно оценить. Связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала не ясна. Инструменты оценивания содержат только общие критерии.
Включены инструменты для оценивания почти всех намеченных целей обучения. Прослеживается некоторая связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала. Инструменты оценивания содержат некоторые тематические критерии, которые могут быть непонятны учащимся.
Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения. Связь между целями обучения и
оцениванием качества усвоения материала четко видна. Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками для обучения.
Организация применения проекта в школе
Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в учебный процесс. Компоненты учебного
проекта не завершены.
Учебный проект невозможно реализовать в урочной деятельности.
Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы. Учебный проект можно реализовывать только в собственном классе учителя.
Описание учебного проекта отображает последовательность
мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать. Учебный проект можно реализовывать в разноуровневом обучении.
Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении.
План работы по проекту в школе
Подготовительный этап
Что необходимо
Кто отвечает
Сроки выполнения
Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.
Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, лабораторное оборудование, диктофон и пр.).
Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать вечер для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки.
Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.
При необходимости провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.
Пригласить на презентацию проекта представителей школьной редколлегии и районной прессы, поместить статью об учебном проекте в школьной газете.
Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.
Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.
Другое:
Процесс обучения
Что необходимо
Кто отвечает
Сроки выполнения
Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.
Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.
Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.
Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.
Сфотографировать учащихся во время работы по проекту, пригласить школьную прессу для освещения работы над проектом.
Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).
Выставить отметки по результатам учебной работы.
Другое:
Заключительный этап
Что необходимо Кто отвечает
Сроки
Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.
Вернуть оборудование, книги.
Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета или спонсоров.
Наградить отличившихся учеников грамотами.
Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.
Другое:
Что еще необходимо включить в план проведения проекта:
создания публикации «Куда катится клубочек»(история создания нити, их использование в современном производстве, современная технология производства).
Буклет «Реклама изделия»
Предметные области
Технология
Иностранный язык
Физика
Экономика
Литература
Основы правоведения
Русский язык
Математика
География
Музыка
Физкультура
Химия
Основы бизнеса
Биология
Астрономия
История и граждановедение
Другое
Мировая художественная культура
Основы безопасности жизнедеятельности
Цели и результаты обучения
· Сформировать понятие «творческий проект», представления о последовательности выполнение проекта, о этапах выполнения проекта и требованиям к ним.
· Сформировать приемы учебной работы по использованию ИКТ.
· Привить навыки поиска информации в различных источниках.
Методические рекомендации
При объяснении темы (демонстрация учительской презентации) использовать учебник и примеры работ учащихся. Подготовить как можно больше разнообразных дидактических материалов.
Форма презентации, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований.
Творческий проект.
Выполнение проекта - одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
• проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению под проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
• целеполаганию и планированию деятельности;
• самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
• презентации (самоопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
• умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
• практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
• выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
• проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:
1. Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование забытых народных промыслов, исторических архитектурных памятников культуры, техники и предметов быта и т. п.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий и т. п.).
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
• выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
• выдвижение гипотез, их решение;
• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
• обсуждение способов оформления конечных результатов (црезентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.
С понятием «учебный проект» тесно взаимосвязано понятие «метод проектов».
Метод учебного проекта - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Банк идей проектов
№ п/п
Тема проекта
Защита
1
«Мережка» как один из древних видов рукоделия
Изделие- Салфетка.
Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point
2
Бюллетень- «Куда клубочек катится»
Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point
3
«Природа - как она богата»
Изготовление игрушек животного мира
Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point Демонстрация на уроках биологии, изо-
4
«Наши старые игрушеки»
Изготовление игрушек, предметов быта
Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point Составление эскизов, орнаментов, декоративная роспись на уроках ИЗО,
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»
Рекомендации к уроку.
На начальном этапе данной темы слово «проектирование» пугает учащихся, оно, по сути, очень напоминает известное «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что», ведь школьники впервые знакомятся с вероятными решениями задач, когда критерий правильности не связан с соответствием какому-либо эталону. Поэтому очень важно на первом же уроке заинтересовать учащихся проектированием, вызвать у них мотив побуждения, объясняя значимость темы. Для этого можно использовать методы, которые формируют интерес к процессу проектирования:
- осуществляется демонстрация выполненных проектов и слайд-фильма «Технология проектирования», при этом акцентируется внимание на элементах творчества (достижение новизны, генерирование вариантов), выявляются сильные и слабые стороны представленных проектов, различие работ по сложности, трудоемкости и т. д.
- производится изложение — ознакомление с процедурой выполнения проектов, формами работы в классе и дома, информационным обеспечением проектирования (образцы технической документации, сборники творческих проектов, компьютерная поддержка и др.).
Затем следует остановиться на подробном разборе понятия «творческий проект» и его основных элементах. Далее, используя таблицу 1 «Алгоритм выполнения проекта», необходимо объяснить понятие «алгоритм» и его значение, чётко излагая основные этапы выполнения проекта.
Информация для учителя.
1. Творческий проект и его основныеэлементы.
Под творческим проектом обычно понимается учебно-познавательная, исследовательская, творческая, самостоятельно выполненная работа учащегося, связанная с решением какой-либо проблемы.
Учащийся является создателем проектируемой им вещи (объекта) с самого начала и до ее завершения, от идеи и до ее воспроизведения в материале (например: мебель, одежда, инструмент, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.). Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания учащегося и приобретенные им навыки и умения в различных учебных дисциплинах.
Творческий проект состоит из двух частей:
• Техническая документация - подробная технологическая разработка задуманного объекта, рабочие чертежи и расчеты экономической эффективности проекта.
• Изготовление проекта - наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части изготовлены.
Варианты проектов могут быть самыми различными. Необязательно, чтобы весь проект (особенно сложный) выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена совместно несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.
Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей, в котором форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще красива.
Этапы работы над проектом
Название этапа
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовка
Определение темы и целей проекта
Обсуждают предмет с учителем, получают необходимую информацию. Устанавливают цели.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
Планирование
· Определение источников информации
· Определение способов сбора и анализа информации
· Определение способа представления результатов
· Установление процедуры и критериев оценки результатов
· Распределение задач (обязанностей) между членами команды
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.
Предлагает идеи, высказывает предположения, утверждает план.
Исследование
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения.
Проведение необходимых расчетов.
Наблюдает, советует, консультирует, проверяет расчеты, косвенно руководит деятельностью учащихся
Результаты и/или выводы
Анализ информации. Формулирование выводов.
Подготовка отчета (бизнес-плана), презентации бизнес-плана
Анализируют информацию. Формулируют выводы. Готовят отчет и презентацию работы.
Наблюдает, советует, консультирует.
Представление работы
Форма представления результатов: отчет (бизнес-план, документ word) и презентация бизнес-плана.
Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее.
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса.
Оценка результатов
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.
Алгоритм выполнения проекта
Номер недели
Последовательность проектирования
Содержание
работы над проектом
Деятельность учащегося (выполнение проектных
заданий)
Деятельность учителя
1
2
3
4
5
Tex но логический этап
5-я
Технология
1. Выбор материа-
1. Определяет выбор
Напоминает о конст-
неделя
изготовле-
лов, инструментов
материалов, инструмен-
рукционных материа-
ния проекта
и приспособлений.
тов и приспособлении
лах и их свойствах,
'
2. Составление
для реализации проекта.
помогает определиться
\
маршрутного лис-
2. Составляет техноло-
в выборе материалов,
та или технологи-
гическую карту на изго-
консультирует при со-
ческой карты
товление проектного изделия
ставлении технологической карты
6-я
Расчет себе-
1. Расчет матери-
Выполняет расчеты
Объясняет расчет себе-
неделя
стоимости
альных затрат.
стоимости изделия,
проекта
2. Расчет оплаты труда.
3.Амортизационные отчисления.
4. Расчет себестоимости изделия
консультирует, проверяет расчет
7-я
Изготовле-
Технология изго-
1. Контролирует со-
Наблюдает за приема-
неделя
ние проекта
товления проекта
блюдение технологиче-
ми работы и соблюде-
ской последовательности и технику безопасности.
2. Самостоятельно выполняет проектный образец изделия
нием техники безопасности. Проводит инструктажи
III. Заключительный этап
8-я
Конкурс
Оценка проектов
Оценивает представ-
Объясняет критерий
неделя
проектов
•
ленные изделия на конкурс
оценивания, наблюдает, подводит итоги
9-я
Защита про-
1. Устный отчет.
1. Представляет:
Слушает обучающего-
неделя
екта
2. Письменный
- техническую доку-
ся, проверяет докумен-
отчет.
ментацию;
ты, рассматривает из-
3. Демонстрация
- презентацию проекта.
делия, задает вопросы,
изделия
2. Демонстрирует изделие.
3. Излагает суть найденного решения проблемы, сопровождая аргумента цию позиции слайдами, видеофильмом.
4. Отвечает на вопросы
оценивает
Примеры
основополагающих вопросов и проблемных вопросов учебной темы
Основополагающий вопрос
Проблемные вопросы учебной темы
Как я могу улучшить материальное положение нашей семьи?
Что могу сделать я для того, чтобы помочь родителям пополнить семейный бюджет?
Как мы используем наши пять чувств?
Что такое запах и почему он важен?
Как мы собираем данные для того, чтобы подготовить хорошие прогнозы?
Что могут сообщить нам наши тени?
Как различные материалы используются в среде производства?
В чем секрет использования целлюлозы?
Почему нам нужны другие технологии?
Какая продукция больше всего важна для нашего сообщества?
Как меняется наши увлечения
Как появились горы?
Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства и почему?
Как растут различные организмы?
Как происходит рост овощных культур?
Как вырастить огромный и сильный бобовый стебель, чтобы тот достал до дома великана?
Как можем все мы ужиться друг с другом?
Для чего нам нужны дома?
Как могут люди и животные успешно существовать вместе?
В чем риск использования мяса животных в приготовлении еды?
Какие характерные черты можно найти в культуре русских традиции?
Почему празднуют масленицу?
Чем наша местное сообщество похоже и отличается от других сообществ?
Как окружающая среда влияет на меня?
Как окружающая среда влияет на меня?
Могу ли я сегодня пойти поиграть на улицу?
Рекомендации к уроку.
Начать изложение темы необходимо с анализа предложений, внесённых в таблицу «Банк идей проектов», акцентируя внимание на понятии «потребность». Затем плавно перейти к особенностям проектирования, поясняя значимость каждого элемента, а самое главное -помочь школьникам осознать, что цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Далее подвести детей к выбору темы проекта с учетом основных требований, а поскольку учащиеся затрудняются в выборе темы (принимая во внимание свои способности), то можно использовать для этого таблицу, представленные данные которой облегчат выбор.
Особой трудностью при внедрении проектов в школе является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Учитывая эту сложность, можно использовать групповую деятельность, когда один и тот же проект (изделие) выполняет вся группа (но с отличительными конструктивными решениями) или одно сложное задание выполняют несколько человек. Тогда наиболее самостоятельные и творческие ученики могут работать индивидуально. Это экономит время для работы с учащимися и упрощает контроль, формирует навыки сотрудничества и общения. А главное - школьники реально убеждаются, что в коллективе работать не только легче, но и эффективнее.
Практическая работа «Выбор темы и обоснование проекта».
Из подборки в таблице «Банк идей проектов» выбирают тему. Формулируют обоснование темы проекта. Рисуют эскиз.
Домашнее задание.
1. Оформить титульный лист, записать в тетради тему проекта, обоснование проекта, нарисовать эскиз. Вложить в файлы и папку «Техническая документация». Принести на проверку.
2. Провести интервью «Ваше мнение».
. Формируем цель и задачи проекта
Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить из типологии проекта, возрастных возможностей учащихся, сроком выполнения работы. Следует принять во внимание, что большинство проектов являются смешанными по типу. Опорные слова, которые помогут сформулировать цель и задачи. (Использовать в одном проекте нужно не все, а только те, что подходят по теме проекта
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.199 с.)