Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание опыта работы по развитию речевых творческих способностей детей дошкольного возраста
На основе показателей констатирующего этапа и эксперимента был разработан комплекс мероприятий, которые были направлены на то, чтобы решить поставленные задачи в экспериментальной группе детей. Для развития речевых творческих способностей дошкольникам предлагалась деятельность по сочинительству. Был составлен календарный план работы со старшими дошкольниками экспериментальной группы. Этап составил несколько блоков. Первый блок. Дети познакомились с технологией теории решения изобретательских задач. В учебном пособии Л.А Григорович и Т.Д. Марцинковской (Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2001, стр. 45) ТРИЗ – педагогика определена как педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер, 1946 г.). В основе ТРИЗ-педагогики лежат: 1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие речевых творческих способностей – РТВ); 2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (общая теория сильного мышления – ОТСМ); 3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (теория развития творческой личности – ТРТЛ). Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений обучающихся. Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРИЗ – РТВ подходы для реализации любой образовательной программы. На этапе дошкольного образования базовой является модель «объект– признак-значение признака» (Н.Н.Хоменко). Всё творчество детей дошкольного возраста заключается в рамках работы по познанию и преобразованию признаков объектов и их значений. На начальной стадии использовались методы формирования навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста. Цель: повысить у ребёнка выразительность его речи. Уже в возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребёнок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Цель: Научить детей самостоятельно сравнивать объекты по заданным признакам. Второй блок. Далее работа строилась на освоении детьми технологии загадок. А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Цель: Научить детей составлять загадки по 3 моделям. Третий блок. Следующие встречи были посвящены построению рифмованных текстов. Для развития словесного творчества детей использовалось сочинение лимериков. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888). Цель: Развивать способность чувствовать художественную выразительность слова и обогащать словарный запас детей. Последовательность игровых заданий и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов 1. «Складные картинки» Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. Методические рекомендации Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 2025. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова. ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Квак». 2. «Придумай рифмованное слово» Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: воспитатель называет какое-либо слово, дети придумывают к нему рифмовки. ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска» Методические рекомендации: Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи. ПР: - называется глагол «бежали»; Дети Добавляют глаголы «лежали, звали»; - называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»; - называется прилагательное «пшеничный», Добавляется прилагательное «яичный»; - называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко». 3. «Придумаем рифмованные строчки» Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию. ПР: «Жил-был рак и был похож на мак». Методические рекомендации: Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак). В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста. 4. «Составление лимериков» Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы. Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика: Таблица 2.8 Модель составления лимерика
Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми. ПР: Жила-была певунья-птичка, Была красивой, как синичка. По дороге она за жуком бежала, А потом на травке долго лежала. Вот какая беззаботная птичка. Методические рекомендации: Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов. 5. «Сочиняем разные лимерики» Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов. Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало «Если бы...., но не...»: ПР: Если бы певунья-птичка была красивой, как синичка, По дороге б она за жуком не бежала, А потом на траве долго не лежала. Вот какое правило должна знать птичка. Затем предложить детям новые слова зачина «Что было бы., если бы.» и самостоятельно переделать знакомый лимерик: Что было бы, если бы певунья-птичка
Была не такой красивой, как синичка, То за жуком бы она не бежала, И долго потом на траве не лежала. Лучше пусть бы она в небесах полетала. 6. «Стишок про нас» Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий. Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это. ПР: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки; воспитатель помогает ребенку составить стишок: Жил-был мальчик по имени Саша, И во рту у него была каша. У логопеда он занимался И звуки произносить старался. Теперь Саша научился красиво говорить. ПР: воспитатель предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты: Если бы девочка Светочка Не ела часто конфеточки, То прыщики бы у нее не появлялись, И сильно бы они не чесались. Меньше надо есть сладкого, Света! Дети обмениваются между собой стишками. Методические рекомендации: Воспитателю надо иметь педагогический такт. Не допускается унижение достоинства детей. Стихи на основе пережитых событий начинают сочинять с детьми 5 года жизни. 7. «Придумаем стишок про занятия» Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях. Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и др.) воспитатель предлагает детям составить стишок о том, что они узнали. После занятия по математике, посвященного освоению десятка и написанию цифры 10, может получиться следующий текст: Жила-была единица клыкастая, И была она немного зубастая. Но с ноликом она подружилась, И в десяток она превратилась. Теперь мы научились писать цифру 10. После занятия рисованием, где осваивались способы работы с акварелью, может родиться следующее стихотворение: Если бы кисточка была смелая, То она была бы и умелая. Неаккуратные пятна бы не оставляла И хорошими работами нас удивляла. Ох, как тяжело работать с палитрой. Но мы все равно научимся. По итогам чтения сказки «Золушка» и анализа литературных героев создаются подобные рифмованные тексты: Жила-была мачеха вредная И была она не бедная. Золушке все время работу давала И делать ее заставляла. Нет, чтобы пожалеть бедную Золушку. Методические рекомендации Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили модель составления лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам занятий.
Варианты игр и творческих заданий помогут воспитателю закрепить умения детей составлять рифмованные тексты. Таблица 2.9 Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов
Четвёртый блок. Затем была составлена работа по обучению детей составлению творческих рассказов по картине. Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет детям освоить логические операции и верно выполнить задание. Цель: Развивать навыки речевых творческих способностей и формировать понятие сочинительства рассказов на определённую тему. 1 этап «Определение состава картины» Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Базовая информация Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Методика работы с детьми Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины. Советы педагогу - Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. - Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов. - Предварительно должен быть составлен тематический словарь. - Последовательность называния объектов может быть любая. - Обязательным условием является обозначение «земля-небо», «пол – потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой – то объект лежит на полу, а этот – летает в небе. По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные». Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины - Перечисление объектов на картине (в том числе и частей). - Моделирование объектов. - Группировка по заданному признаку. - Обобщение перечисленных объектов. - Рефлексия. 2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине» Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Базовая информация Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление...), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит.), на уровне родственных связей (брат – сестра, мама – дети.) и др. Методика работы с детьми Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются следующие творческие задания: пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной «Кошка с котятами». Педагог вместе с детьми играет с волшебником «Объединяй» и «объясняют» ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике». «Ищу друзей» – найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. ПР: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы – кошки и любят вместе играть». «Ищу недругов» – найти объекты, которые между собой «не дружат». ПР: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна. «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит» – объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. ПР: «Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают». Или «На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть – они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь». Советы педагогам - Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод). - Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. - Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести с детьми «Мозговой штурм». - Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком). После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения. Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это». Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине - Выделение двух объектов на картине. - Обоснование связей между ними. - Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины. - Рефлексия. Пятый блок. В этом блоке проводилась деятельность по составлению сказочных текстов: с детьми проводился анализ литературных произведений; использование системного оператора для создания детьми сказочных текстов описательного плана, с применением методик составления сказок описательного типа и текстов сказочного содержания с включением карт В.Я.Проппа. Цель: Закрепление навыков сочинительства.
Таблица 2.10 Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания
Опираясь на требования, был составлен календарный план. Таблица 2.11 Календарный план проведения комплекса мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста по сочинительству
Краткий пример: 5 неделя января Деятельность по сочинительству текста, сказочного содержания. Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла. Педагог предлагает детям придумать сказку вместе! Какие карты Проппа мы используем? Дети выбирают: жили-были, герой покидает дом, появление друга– помощника, враг начинает действовать, погоня, получение волшебного средства, герой вступает в битву с врагом, герой возвращается домой. Решаем с детьми, что сказка будет конфликтного типа. Если надо будет, то добавим по сюжету дополнительные карты и действия. Давайте выберем главных героев сказки – Алёнушка и её жених Иванушка. Какие они по характеру? – Алёнушка добрая и красивая, и хозяйственная, а Иванушка герой, он всех может победить, он серьёзный и сильный. Где будут происходить действия нашей сказки? – В лесу. Давайте выберем врага – это страшный колдун. Какой он по характеру? – он злой, завистливый и лживый. Итак, мы начинаем сочинять нашу сказку, будем слушать идеи ребят и выбирать самые интересные. Жили-были Алёнушка и Иванушка в избушке на краю леса. Алёнушка хлопотала по хозяйству, а Иванушка охотился и защищал всех, кто жил в округе. Однажды к ним в гости приехал друг Иванушки – Алёшенька. Он рассказал, что в лесу возле их деревни поселился злой колдун. Всех, кого он в лесу встречает и посмотрит в глаза, тут же столбенеют и никто им помочь не может. И вот насколько человек из деревни в лесу столбами. И все уже в лес тот ходить боятся. Ну, что делать, конечно, надо друга выручать. Отправились на утро друзья в лес, но не нашли колдуна, так ещё 2 дня его искали, думали как его изловить, но не нашли способа. А колдун тем временем в другой лес перебрался, к Иванушке и встретил Алёнушку в лесу. Вернулся Иванушка домой. Стал звать жену любимую, а она не откликается. Вышел во двор, не откликается, пошёл в лес и увидел Аленушку, стоящую как столб. Забыл предупредить её Иванушка, чтобы в лес не ходила. Горько заплакал Иван, пошёл колдуна искать, нашёл, погнался за ним, да колдун растворился в воздухе, когда Иванушка мечом стал махать, чтобы его изрубить. Вернулся Иванушка домой, сидит, горюет. Тут к нему старец на постой попросился, пусти, говорит добрый молодец, а я тебе помогу. Проговорили до утра. И старец поведал Иванушке как колдуна одолеть. Давно жил этот колдун у них в лесу. Все жители деревни с ним дружили и ходили к нему за снадобьем, за травами, он много знает и людей лечил. Но однажды одна ведьма стала наговаривать на колдуна, завидовала ему. И люди прогнали колдуна прочь. Он, улетая, сказал, что очень сердит и скоро вернется и отомстит всем жителям. А на месте его хижины, только горелое место и осталось. Вот теперь колдун вернулся и стал людям мстить, жизненную силу забирать. Старец рассказал, что знает он секрет про то, как колдуна извести. Боится колдун только одного, детского смеха. Как заслышит, сразу исчезает. Пошёл на утро Иванушка к другу Алёшеньке, решать, как одолеть врага. Думали, думали, да придумали! Зазвали они циркачей в деревню. Созвали к циркачам в шатер всех ребят и стали им представление показывать. Колдун прослышал что какой то диковинный шатёр приехал, и решил туда заглянуть. Зашёл в шатёр, и дети как раз над клоуном стали смеяться, он хотел выбежать, да Иванушка и Алёшенька ему не дали. Так он в бешенстве летал под куполом и от детского смеха и растаял. Все люди ожили и вернулись домой. А Иванушка скорее побежал к себе, а там его любимая жена ждёт. И стали они жить лучше прежнего! Какая у нас сказка получилась замечательная! Все карты Проппа мы использовали, даже добавили ещё одного героя. Какого? – Старца. – Правильно! Значит, какую карту добавляем? – Ещё карта с появлением друга – помощника. А какая у сказки мораль? Чему мы в сказке учимся? – Что добро побеждает зло. Мы же с вами должны придумать название сказки. «Как Иванушка колдуна рассмешил»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.09 с.) |