Тема. Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей. Понятие «стресс» и «дистресс». Этапы стресса, его признаки. Анализ стрессового и нестрессового образа жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей. Понятие «стресс» и «дистресс». Этапы стресса, его признаки. Анализ стрессового и нестрессового образа жизни.



Тема. Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей. Понятие «стресс» и «дистресс». Этапы стресса, его признаки. Анализ стрессового и нестрессового образа жизни.

Цели:

- формировать понятие социальной роли;

- рассмотреть виды и характеристики социальных ролей;

-формировать понятие «стресс» и «дистресс», рассмотреть их этапы и признаки;

- воспитывать чувство самообладания, этичного поведения в обществе.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Вопросы для проверки знаний по теме Вербальное общение:

1. В чем заключается роль в общении интонации, темпа речи, паузы?

2. Почему важно выбирать определенную форму изложения своих мыслей?

3. Есть ли у вас собственные наблюдения: что значат разные интонации?

4.Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги. Ваша задача будет определить, какие приемы относятся к открытому общению (О), способствуя расположению к вам людей, а где манипуляция (М):

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. (О)

2. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему. (М)

3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом. (М, О)

4. Улыбнитесь. (О)

5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. (О)

6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других. (О)

7. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе. (О)

8. Взывайте к благородным побуждениям. (М)

9. Бросайте вызов. (М)

10. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. (О)

11. Давайте людям почувствовать их значительность. (О)

12. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что хотите. (М)

 

Вопросы для проверки знаний по теме Невербальное общение:

1.Что такое невербальное общение?

2.Назовите особенности невербального общения

3.Назовите приемы невербальной коммуникации. Приведите примеры того, как они отражают эмоциональное состояние человека.

4.Каково значение межличностного пространства в невербальной коммуникации?

5.Приведите классификацию невербальных средств общения.

6.Как дистанция между субъектами влияет на психологический комфорт беседы?

7.Какую информацию можно получить, наблюдая за изменением степени открытости глаз?

8. В каких случаях мы доверяем в первую очередь «невербалике» (жестам, мимике, интонации), а затем содержанию слов?

9.Какие эмоции легче всего распознать по невербальным проявлениям?

Роли в коллективе

Роли в коллективе подразделяются на «производственные» (функциональные и социальные) и «межличностные».

Производственных ролей специалисты выделяют восемь.

1. Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность – уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.

2. Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике.

3. Контролер сам творчески мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.

4. Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.

5. Энтузиаст – самый активный член коллектива; он увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

6. Искатель выгод – посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

7. Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

8. Помощник – человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

Могут иметь место также «вспомогательные» роли (например, шут).

 

Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому-то придется одновременно играть две и более роли, что неминуемо приведет к возникновению конфликтов.

Это обстоятельство является одной из причин недостаточной устойчивости небольших коллективов. В первичных оно до некоторой степени компенсируется теснотой связей между людьми, близостью их взглядов и целей, а вот группы числом от пяти до восьми человек оказываются наиболее уязвимыми и чаще всего раскалываются на две враждующие части. В этом смысле предпочтительнее коллективы, насчитывающие в своих рядах 10 -12 человек, в которых внутреннее равновесие достигается гораздо легче, но при дальнейшем росте числа членов они становится менее управляемым.

По ролям, связанным с межличностными отношениями, членов коллектива обычно делят на ведущих и ведомых. Первую группу образуют лица предпочитаемые («звезды», авторитетные, честолюбивые, чем-то иным привлекательные для окружающих). Во вторую входят все остальные, включая непредпочитаемых (пренебрегаемые, отверженные и проч.), с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все.

Стресс и дистресс.

В переводе с английского «стресс» - это «напряжение, давление, нажим». Его вызывают холод, жара, негативная информация, нанесенная обида, сильные эмоции вообще. Известный канадский биохимик Ганс Селье сформулировал понятие стресса как «неспецифичный ответ организма на любое предъявленное ему требование». Стресс сам по себе явление повседневное. Состояние стресса можно определить, как появление необходимости разрешить возникшую ситуацию и адаптироваться в новых условиях. Так можно ли жить без стресса? Ответ один – нельзя. Жизнь-это постоянный источник изменений, и приспосабливаться к новым условиям нам приходится каждый день.

Выделяют физиологический и психологический стресс.

Физиологический (или физический) стресс, в первую очередь, связан с болью при повреждении кожных и других структур организма или вызван неблагоприятным воздействием факторов внешней среды (холод, жара) и лишениями (жажда, голод). Физиологический стресс является самым простым и древним по своей природе.

Психологический стресс – это сложный психический процесс, возникающий у человека и ведущий к обострению или сужению восприятия окружающего, внимания, памяти, мышления.

Статистика количества больных психическими заболеваниями неуклонно растет и дает повод задуматься:

как мы живем, что необходимо изменить, чтобы временные конфликты, неприятности и стрессы не привели к нарушению работы внутренних органов и психическим заболеваниям.

Стрессорная реакция является не только психическим, но и физиологическим ответом на изменение ситуации. Встречаясь с опасностью, человек начинает чаще дышать, его сердце бьется в ускоренном темпе. Это связано с действием выброшенного в кровь гормона – адреналина. В результате происходит перераспределение крови: от кожи и органов она оттекает к мышцам, подготавливая их к бою. Кроме этого, происходит повышение в крови уровня глюкозы (основного источника энергии), начинается распад жира – энергетического запаса организма, увеличивается свертываемость крови на случай травм. Поэтому стресс часто называют реакцией «бей или беги» (бук. от английского fight-or-flight) и направлена она на то, чтобы избежать неприятностей. Если это вовремя удается сделать, то организм быстро адаптируется без вреда для здоровья.

Стрессы бывают эмоционально положительные (эустрессс) и отрицательные (дистресс), кратковременные и продолжительные.

Положительные стрессы (например, рождение ребенка, свадьба, поступление в институт и т.д.) обогащают и украшают нашу жизнь. В таком случае организм сам регулирует работу всех жизненно важных органов и продолжает функционировать в нормальном режиме после эмоционального взрыва. Такое нервное напряжение даже полезно, потому что мобилизует умственные и физические возможности, повышает самооценку и уверенность в себе.

 

 

Отрицательные стрессы.

Кратковременные отрицательные стрессы (например, напугала собака, грянул гром и т.д.) можно считать безвредными, если нет тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Длительный отрицательный стресс, дистресс является причиной возникновения многих заболеваний. Особенно вредны подавленные, невыраженные негативные чувства.

Фазы стресса

Развитие стресса происходит в три фазы:

1. Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

2. Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

3. Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

 

Что такое дистресс.

Если стресс продолжительный, неконтролируемый, то у организма нет возможности нормализовать уже активированные процессы и физиологические изменения в организме, которые могут нанести вред здоровью. Скандалы в семье, материальные проблемы, потеря работы, или близких людей могут быть причиной длительного стресса на долгие месяцы, и даже годы. Опасным для психического и физического здоровья человека является продолжительный, хронический стресс или дистресс.

Такой стресс возникает в результате затяжных конфликтных ситуаций, когда отрицательные эмоции переходят в форму «застойного» возбуждения структур мозга и нарушаются основные биоритмы организма: сон, и гормональные функции, механизм саморегулирования отдельных наиболее ослабленных функциональных систем организма.

В результате длительных стрессов развиваются неврозы, психозы, алкоголизм, нарушения сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта. Эти тяжелые последствия усугубляются, если существует склонность к злоупотреблению курением и алкоголем. Возможны даже такие критические исходы, как инфаркт миокарда и инсульт.

Уровень стресса

Средний балл

Мужчины Женщины
высокий 1 - 2 1 – 1,82
средний 2,01 - 3 1,83 – 2,82
низкий 3,01 - 4 2,83 - 4

Для того, чтобы стрессовая ситуация не превратилась в дистресс, необходимо проанализировать ее и решить, что можно предпринять для того, чтобы приобрести душевное равновесие.

1. Дайте выход агрессии: разбейте старые бутылки, порвите ненужные журналы, напишите письмо обидчику, в котором выплесните все свои эмоции, а заем порвите его.

2. Побалуйте себя: купите себе то, о чем давно мечтали, приготовьте себе любимое блюдо, бросьте домашние дела и поиграйте с детьми, идите в театр, организуйте пикник.

3. Приведите в порядок свой рацион. Небольшие порции богатой углеводами пищи способствует выработке гормона счастья - серотонина.

4. Постарайтесь успокоиться. Во время обеденного перерыва сходите в парк, посидите на скамейке или пройдитесь по аллее. Вечером примите теплую ванну, сделайте массаж, послушайте приятную успокаивающую музыку.

5. Будьте реалистами. Помните, что на смену неудачам обязательно придут счастливые дни. А может то, что произошло, и есть лучший выход из сложившийся ситуации?

6. Постарайтесь иногда что-то пустить на самотек, невозможно постоянно все контролировать.

7. Поговорите о своих проблемах с близким человеком. Это поможет Вам понять их суть, получить совет от тех, кто любит Вас и почувствовать, что Вы не одиноки.

Перечисленные примеры дадут Вам возможность получить передышку, расслабиться, успокоиться и уменьшить негативное действие дистресса на здоровье.

Как же уйти от длительного стресса или защититься от него? Что делать если Вы подвержены ему, если он угнетает Вас, выводит из строя нервную и сердечно-сосудистую систему, и все потому, что Вы попали в затяжную экстремальную ситуацию?

Совет тут один: попытайтесь всеми силами приспособиться к изменившимся условиям, если они никак не зависят от Вас.

Потеря любимой работы, конечно же, не только серьезный удар по вашему самолюбию, но и чувствительная утрата вчерашних, так необходимых для жизни материальных средств. Не отчаивайтесь! Постарайтесь найти любую другую работу, какой бы немилой она ни выглядела для вас. Сейчас важно «прокормить» себя, свою семью, а завтрашний день может открыть иные перспективы и возможности.

Принципы лечение стресса

Лечение стресса включает в себя следующие пункты:

- удаление стрессора (фактора стресса);

- физиологические процедуры;

- принятие успокаивающих (седативных) препаратов;

- психологическую коррекцию.

Профилактика стресса

Чтобы минимизировать развитие стресса, следует обратить внимание на следующие рекомендации:

- вести активный образ жизни;

- употреблять пищу, обогащенную витаминами;

- стараться найти работу по душе;

- высыпаться;

- отказаться от алкогольных напитков, не употреблять наркотические средства;

- больше времени проводить на свежем воздухе, отдыхать на природе;

- ограничить себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);

- не смотреть и не слушать то, что доставляет неприятность (фильмы, музыка, новости);

- следить за своим ребенком – что он читает и смотрит, ограничить его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;

- делиться своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;

Важно помнить: если появилось чувство, что невозможно преодолевать стрессовые ситуации, следует обратиться за консультацией к специалисту –психологу, либо к неврологу или психотерапевту.

КОНКРЕТНЫЕ СОВЕТЫ

В критической ситуации каждому человеку приходится решать, как поступить – вступить в схватку, защитить себя или попросту уйти, сбежать от опасности, «не принимая боя».

Что же делать? В любом положении, в любой ситуации, какими бы опасными они не были, надо искать выход из кажущегося тупика.

Постарайтесь как можно быстрее разрешить конфликтную ситуацию и недоразумение.

Проявляя сдержанность в самом принципиальном конфликте, важно избавиться от раздражения, чтобы уберечь свое сердце. Это даст вам возможность сохранять контроль над собой и не выводить конфликт на новый виток.

Относитесь к окружающим как к себе.

 Ставьте перед собой реальные цели и добивайтесь их. Учитесь планировать свои дела, выделять приоритеты.

Взвешивайте целесообразность действий и поступков.

Чаще смейтесь и улыбайтесь. Когда вы смеетесь отдыхают лицевые мышцы, падает эмоциональное напряжение, появляются положительные ощущения перспективы. Умение увидеть смешное или забавное в собственных трудностях – лучший способ изменения своего отношения к проблеме.

   Надейтесь на лучшее. Если вы ожидаете неприятностей, то чаще всего они и случаются. Вы как бы предсказываете себе неудачу, ваше поведение меняется, окружающие реагируют на это соответствующим образом – и неприятность происходит.

Избегайте уединения с проблемой. Расскажите об этом своим близким. Не лишайте себя дружеской поддержки. Люди, у которых много друзей, оказываются в более выгодном положении, им легче выстоять в трудных жизненных ситуациях.

Займитесь физкультурой. Хорошая физическая форма повышает стрессоустойчивость.

Поддерживайте те привычки, которые повышают ощущение стабильности и уверенности в себе: начинайте день как обычно, с утренней зарядки, привычного душа и бутерброда с кофе. Этим вы даете себе понять, что «встали с нужной ноги» и все идет по плану.

Длительный стресс приводит к повышенному расходу витаминов и минеральных веществ. В этот период очень важно наладить правильное питание. Необходимо включить в рацион чеснок, лук, кисломолочные продукты. Рекомендуется каждый день употреблять по 100 – 200 грамм моркови, а также съедать по 1 банану. Употребляя продукты, содержащие йод (фейхуа, плоды ирги, цветная капуста, устрицы, моллюски), вы укрепляете психический иммунитет.

Если вы находитесь в состоянии психологического напряжения, то старайтесь помочь своему организму: выбирайте продукты, которые приятны вам и полезны. Вместо конфет и сахара возьмите сладкие фрукты, а булочки и торты замените хлебом с отрубями и намажьте его качественным маргарином, обогащенным витаминами.

Снять состояние нервного перенапряжения вам помогут обтирания холодной водой с добавлением поваренной соли (1 ч. л. на 0,5 л. воды) утром и вечером. Полезны также баня и ванны с лекарственными травами.

Непременно возьмите на вооружение ароматерапию. При вдыхании эфирного масла (масла пихты, лаванды, базилика, бергамота) стимулирует умственную активность, снимают стрессовые состояния. Современная ароматерапия предлагает применять эфирные масла при массаже, в ванных и саунах.

Тема. Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей. Понятие «стресс» и «дистресс». Этапы стресса, его признаки. Анализ стрессового и нестрессового образа жизни.

Цели:

- формировать понятие социальной роли;

- рассмотреть виды и характеристики социальных ролей;

-формировать понятие «стресс» и «дистресс», рассмотреть их этапы и признаки;

- воспитывать чувство самообладания, этичного поведения в обществе.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Вопросы для проверки знаний по теме Вербальное общение:

1. В чем заключается роль в общении интонации, темпа речи, паузы?

2. Почему важно выбирать определенную форму изложения своих мыслей?

3. Есть ли у вас собственные наблюдения: что значат разные интонации?

4.Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги. Ваша задача будет определить, какие приемы относятся к открытому общению (О), способствуя расположению к вам людей, а где манипуляция (М):

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. (О)

2. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему. (М)

3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом. (М, О)

4. Улыбнитесь. (О)

5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. (О)

6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других. (О)

7. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе. (О)

8. Взывайте к благородным побуждениям. (М)

9. Бросайте вызов. (М)

10. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. (О)

11. Давайте людям почувствовать их значительность. (О)

12. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что хотите. (М)

 

Вопросы для проверки знаний по теме Невербальное общение:

1.Что такое невербальное общение?

2.Назовите особенности невербального общения

3.Назовите приемы невербальной коммуникации. Приведите примеры того, как они отражают эмоциональное состояние человека.

4.Каково значение межличностного пространства в невербальной коммуникации?

5.Приведите классификацию невербальных средств общения.

6.Как дистанция между субъектами влияет на психологический комфорт беседы?

7.Какую информацию можно получить, наблюдая за изменением степени открытости глаз?

8. В каких случаях мы доверяем в первую очередь «невербалике» (жестам, мимике, интонации), а затем содержанию слов?

9.Какие эмоции легче всего распознать по невербальным проявлениям?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.063 с.)