Группа №101 профессия Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства 1 курс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа №101 профессия Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства 1 курс



Конспект урока литературы

 Дата 28.10.2021

Группа №101 профессия Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства 1 курс


Тема:  Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен»

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: обобщить знания обучающихся о философских мотивах в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»; проанализировать композицию стихотворения, определить его специфику.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видеурок. 10 класс - Литература - М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики https://youtu.be/_FiAeZeGJbw – Дата обращения 25.10.2021.

2.Видео. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Как часто, пестрою толпою окружен...". Музыка - Людовико Эйнауди "Crane Dance". https://youtu.be/qHacyh2luGc - Дата обращения 25.10.2021.

3.Аудио. «Как часто пестрою толпою окружен» М. Лермонтов. Анализ стихотворения https://youtu.be/2EB9KbzcYKc -  Дата обращения 25.10.2021

 

Презентация на тему: «Философская лирика М.Ю. Лермонтова»

Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
                                                                                                           Тем я несчастлив, добрые люди,

                           Что звезды и небо – звезды и небо!

                           А я – человек…

                                                                  М. Ю. Лермонтов

        Сегодня мы с вами снова погружаемся в мир поэзии М. Ю. Лермонтова, снова будем стараться понять его лирического героя – этого странного человека: сильного и в то же время слабого, злого и доброго, любящего и ненавидящего одновременно.   

 

  Философские проблемы:

Добро и зло;                                                                                                                              

Жизнь и смерть;

Смысл человеческой жизни;

Счастье;

Любовь и ненависть;

Природа и человек.

 

- Что такое философия?

Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основной вопрос философии – что первично: материя или сознание?

 - Что лежит в основе лирики Лермонтова? Идея (душа) или что-то материальное? В чем он ищет опору?

 Обратитесь к эпиграфу, который поможет  вам в поиске ответа на вопрос.

- Прежде, чем говорить о том, как думают Лермонтов и его лирический герой, нужно попытаться разобраться, что же он за человек.

В. Г. Белинский сказал о поэте: «Нет, это не Пушкин, это другой».

- Почему же он не Пушкин? Не Байрон? В чем проявляется то, что он другой.

 Человек, живущий в эпоху реакции, вынужденный скрывать свои чувства и мысли, пишет стихи. Именно в них раскрывает свою душу. Что таится в ней?

       

 

Цель нашего урока:    рассмотреть философские мотивы  в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»; проанализировать композицию стихотворения, определить его специфику.

 

 

2. Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…»

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе был и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён”, добавив авторский эпиграф, в котором чётко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определённым образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора ещё более обострилось.

Опубликовано стихотворение было в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили: стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причём это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Тема

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества, с одной стороны, и светлых мечтах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окружённым такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная мысль произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создаёт рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где всё шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому всё вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свой обличительный стих.
Стихотворение написано четырёх- и шестистопным ямбом.

Жанр

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной весёлости.

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Также в нём используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

3.Домашнее задание.

Шкала ответов

1 2 3 4 5 6
           

!!!!Ребята, конспект урока отправляете мне на почту polovinkina.irinapolovinkina@yandex.ru или в ВК

Конспект урока литературы

 Дата 28.10.2021

Группа №101 профессия Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства 1 курс


Тема:  Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен»

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: обобщить знания обучающихся о философских мотивах в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»; проанализировать композицию стихотворения, определить его специфику.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видеурок. 10 класс - Литература - М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики https://youtu.be/_FiAeZeGJbw – Дата обращения 25.10.2021.

2.Видео. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Как часто, пестрою толпою окружен...". Музыка - Людовико Эйнауди "Crane Dance". https://youtu.be/qHacyh2luGc - Дата обращения 25.10.2021.

3.Аудио. «Как часто пестрою толпою окружен» М. Лермонтов. Анализ стихотворения https://youtu.be/2EB9KbzcYKc -  Дата обращения 25.10.2021

 

Презентация на тему: «Философская лирика М.Ю. Лермонтова»

Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
                                                                                                           Тем я несчастлив, добрые люди,

                           Что звезды и небо – звезды и небо!

                           А я – человек…

                                                                  М. Ю. Лермонтов

        Сегодня мы с вами снова погружаемся в мир поэзии М. Ю. Лермонтова, снова будем стараться понять его лирического героя – этого странного человека: сильного и в то же время слабого, злого и доброго, любящего и ненавидящего одновременно.   

 

  Философские проблемы:

Добро и зло;                                                                                                                              

Жизнь и смерть;

Смысл человеческой жизни;

Счастье;

Любовь и ненависть;

Природа и человек.

 

- Что такое философия?

Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основной вопрос философии – что первично: материя или сознание?

 - Что лежит в основе лирики Лермонтова? Идея (душа) или что-то материальное? В чем он ищет опору?

 Обратитесь к эпиграфу, который поможет  вам в поиске ответа на вопрос.

- Прежде, чем говорить о том, как думают Лермонтов и его лирический герой, нужно попытаться разобраться, что же он за человек.

В. Г. Белинский сказал о поэте: «Нет, это не Пушкин, это другой».

- Почему же он не Пушкин? Не Байрон? В чем проявляется то, что он другой.

 Человек, живущий в эпоху реакции, вынужденный скрывать свои чувства и мысли, пишет стихи. Именно в них раскрывает свою душу. Что таится в ней?

       

 

Цель нашего урока:    рассмотреть философские мотивы  в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»; проанализировать композицию стихотворения, определить его специфику.

 

 

2. Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…»

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе был и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён”, добавив авторский эпиграф, в котором чётко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определённым образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора ещё более обострилось.

Опубликовано стихотворение было в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили: стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причём это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Тема

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества, с одной стороны, и светлых мечтах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окружённым такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная мысль произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создаёт рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где всё шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому всё вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свой обличительный стих.
Стихотворение написано четырёх- и шестистопным ямбом.

Жанр

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной весёлости.

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Также в нём используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

3.Домашнее задание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.043 с.)