Экономика: наука и хозяйство 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика: наука и хозяйство



РАЗДЕЛ «ЭКОНОМИКА»

ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО

Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяй­ство и nomos — правила):

I. система хозяйствова­ния, включающая от­расли материального производства (про­мышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сфе­ры (образование, куль­тура, здравоохранение и т. д.), обеспечиваю­щая общество матери­альными и нематери­альными благами.

Она обеспечивает людей материальными условиями су­ществования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

II. наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлет­воряют постоян­но растущие по­требности

I. Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

1. Экономическая деятельность – это производство, рас­пределение, обмен и потребление благ и услуг.

  • производство (процесс создания экономиче­ских благ и услуг);
  • распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производ­стве);
  • обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой про­дукт);
  • потребление (стадия ис­пользования (предметы длительного поль­зования) или уничтожения (продоволь­ствие) продукта).

2. Производство:

Материальное производство (произ­водство матери­альных благ и материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание))

Нематериальное производство (производ­ство нема­териаль­ных благ и нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются по­нятия «товар» и «услуга».

Товар — продукт труда, произведенный для прода­жи на рынке. Признаки товара:

должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществлен­ным в товаре трудом);

должен удовлет­ворять потреб­ность человека (обладает по­требительной стоимостью – полезностью для потребителя);

должен обладать способностью обме­ниваться на другой товар (обладает мено­вой стоимостью)

Услуга — результат полезной деятельности пред­приятий (организаций) и отдельных лиц, направлен­ной на удовлетворение определенных потребностей на­селения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

3. Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Кривая про­изводственных возможностей. Дефицит ресурсов.

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личнос­ти и общества в целом.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг, называют факторами производ­ства (см. п. 2.2.).

II. Экономика как наука

II.1. Экономика — это совокупность конкретных эко­номических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

II.2. Экономика как наука:

основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);

предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);

особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)

II.3. Функции: познаватель­ная; методологи­ческая; практиче­ская (прагма­тическая);образова­тельная; идеологи­ческая.

II.4 Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэконо­мический и макроэкономически й.

Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, вы­бора, альтернативной стои­мости, цены, изме­нения спроса и предложения отдельных товаров на отдель­ных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство

Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодо­ления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство

Экономика тесно связана с другими науками: социо­логией, культурологией, политологией, историей, пра­воведением.

Модели рынка

Чистая (свободная конкуренция) Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

Функции банка

  • прием и хранение депозитов (денег или ценных бу­маг, вносимых в банк) вкладчиков;
  • выдача средств со счетов и выполнение расчетов между клиентами;
  • размещение собранных денежных средств путем выдачи ссуд или предоставления кредитов;
  • покупка и продажа ценных бумаг, валюты;
  • регулирование денежного обращения в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег (функция толь­ко Центрального банка).

Банковская система

- Центральный госу­дарственный банк – проводит государствен­ную политику в области эмиссии, кредита, де­нежного обращения.

- Коммерческие банки – выполняют финансово-кредитные операции на коммерческих началах.

  • По форме собственности делятся на государственные, муниципальные, частные, акционерные, смешанные.
  • По территориальному признаку делятся на местные, региональные, национальные и международные.

- Инвестиционные банки – специализируются на финансировании и дол­госрочном кредитова­нии, вкладывая капитал в промышленность, строительство и другие отрасли, а также в цен­ные бумаги.

- Сберегательные банки – привлекают и хранят свободные денежные средства, денежные сбе­режения населения, вы­плачивая вкладчикам фиксированный процент, возрастающий с увеличе­нием срока хранения.

- Ипотечные банки – предоставляют ссуды под имущественный за­лог, чаще всего под недвижимое имущество.

- Инновационные банки – кредитуют инновации, т. е. обеспечивают освое­ние нововведений, внед­рение научно-техниче­ских достижений.

Доход банка – разница между процен­том займа и процентом вклада. К этому доходу может прибавляться прибыль от инвестиций, биржевых опера­ций, а также комиссионные вознаграждения.

Банковские операции делятся на активные, пассив­ные и банковские услуги.

1. активные операции – прежде всего предоставле­ние кредитов;

2. пассивные операции – связаны с моби­лизацией денеж­ных доходов и сбережений и их аккумуляцией;

3. банковские услуги – осуществление на­личных и безна­личных плате­жей, выпуск и хра­нение ценных бумаг, трастовые (доверительные) операции и др.

2. Кредит (лат. credit — он верит) — это ссуда в де­нежной или товарной форме, предоставляемая креди­тором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование кре­дитом.

Функции кредита:

  • При помощи кредита проис­ходит перерас­пределение де­нежных средств между фирма­ми, районами и отраслями – происходит продуктивное использование временно сво­бодных денеж­ных средств;
  • Кредит дает возмож­ность заменить в об­ращении действи­тельные деньги кре­дитными деньгами (банкнотами) и кре­дитными операция­ми (безналичными расчетами) и этим со­кратить издержки обращения

Принципы кредитования:

  • срочность – банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок;
  • платность – банк предоставляет деньги во временное пользование только за плату (процент по кре­диту);
  • возвратность – банк проводит работу по оценке кредитоспособности заемщика, т.е. возможности вовремя вернуть долг;
  • гарантированность – банк, оценивая кредитоспособность заемщика, требует у него залог.

Формы кредита:

По способу кредитования

  • натуральный кредит – объектами кредита мо­гут быть инвестицион­ные товары, потреби­тельские товары, сырье, ресурсы, предме­ты производственного потребления;
  • денежный кредит – объектами кредита вы­ступают денежные по­купательные средства, денежный капитал, ак­ции, векселя, облига­ции и другие долговые обязательства.

По сроку кредитования

  • краткосрочный кредит – ссуда выдается на срок до 1 года;
  • среднесрочный кредит – ссуда выдается на срок от 2 до 5 лет;
  • долгосрочный кредит – ссуда выдается на срок от 6 до 10 лет;
  • долгосрочный спе­циальный кредит – ссуда выдается на срок от 20 до 40 лет.

По характеру кредитования

  • ипотечный кредит – предоставляется в фор­ме ипотеки, т. е. де­нежной ссуды, выда­ваемой банками част­ным лицам под залог недвижимости (земли, построек, сооружений);
  • потребительский кредит – предоставляется част­ным лицам на опреде­ленный срок (от 1 года до 3 лет) под определен­ный, чаще всего высо­кий, процент (до 30%);
  • коммерческий кредит – предоставляется одни­ми хозяйственными субъектами (фирмами, организациями и т. д.) другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Это — кредит товарами
  • банковский кредит – предоставляется кре­дитно-финансовыми уч­реждениями (банками, фондами и т. д.) любым хозяйствующим субъ­ектам (фирмам, част­ным предпринимателям и т. д.) в виде денежных ссуд;
  • государственный кредит – предоставляется госу­дарством населению и частному бизнесу в виде ссуды;
  • межгосударствен­ный (международ­ный) кредит – предоставляется про­дающей стороной поку­пающей стороне в форме аванса для за­купки товаров у продающей стороны.

3. Денежно-кредитная политика — это совокуп­ность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономиче­ского роста, сдерживание инфляции, обеспечение заня­тости и выравнивание платежного баланса. Это один из важ­нейших методов государственного регулирования экономики.

Основная цель денежно-кредитной политики — стремление обеспечить устойчивые темпы роста на­ционального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государ­ства.

Объект денежно-кредитной политики — соотноше­ние спроса и предложения на денежном рынке.

Центральный банк – основной институт, реализующий денежно-кре­дитную политику.

Функции Центрального банка

  • Эмиссионный центр страны (только он имеет право выпускать в обращение деньги, банкноты).
  • Регулирует эконо­мику посредством проведения денежно-кредитной политики.
  • Сосредоточивает у себя минимальные резервы коммерческих банков, что дает ему возможность контролировать их деятельность.
  • Является банкиром прави­тельства (он отдает всю прибыль, превышающую определенные нормы, казначейству и является посредником во всех плате­жах, поэтому занимает главное положение в банковской системе страны).

Проблема запасов

Разумно распорядиться остаточной прибылью — важная задача предпринимателя. На примере с магазином видно, что, чем больше скорость оборота, тем выше прибыль. С другой стороны, фирме приходится чаще закупать товары для продажи. У менеджера может возникнуть идея увеличить запасы — расширить склады, приобрести складское оборудование, потратив на это часть прибыли. Возможно, это и будет полезно для бизнеса, но следует помнить, что деньги, вложенные в запасы, выпадают из оборота на время хранения товаров и, следовательно, не приносят прибыли. Всегда есть риск, что запасы останутся нераспроданными и фирма потеряет на этом — чем больше запас, тем больше риск. Поэтому менеджер может быть более дальновидным, поддерживая запасы на минимально необходимом уровне, и предложить владельцам фирмы потратить эту сумму на другие цели, например на проведение маркетинговых исследований.

3. Внешние источники финансирования

Другие фирмы. Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет эффекта экономии на масштабе.

Продажа акций — тоже способ привлечь финансы извне, и это очень важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров.

Банки. Если фирма не может или не хочет искать дополнительные средства для своего развития, объединяясь с другими фирмами, она одалживает их в банке. Банк выдает фирме средства на какой-то конкретный срок. Банк берет плату за свои услуги — платность кредита. Банк требует от фирмы гарантий (обеспечения кредита). Фирма тоже может застраховаться на случай банкротства или, скажем, стихийного бедствия. Такая страховка может послужить гарантией и для банка. Кредит — важный внешний источник финансирования деятельности фирм. Он играет очень большую роль в современном бизнесе. Его преимущества — быстрота, доступность и гибкость.

Торговый (или товарный) кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Похожие сделки совершаются между фирмами розничной торговли и населением. Это — покупка товаров в рассрочку.

Государство. Есть несколько форм государственного бюджетного финансирования.

Государство выделяет средства предприятиям государственного сектора в виде прямых капитальных вложений. Предприятия государственного сектора принадлежат государству. Это означает, что государству принадлежит и прибыль от их деятельности.

Государство может также предоставлять фирмам свои средства в виде субсидий. Это — частичное финансирование деятельности фирм. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам.

Главное отличие государственного финансирования от банковского кредита в том, что фирма получает средства от государства бесплатно и безвозвратно. Это означает, что фирма не должна возвращать сумму, полученную от государства, и не должна выплачивать за нее проценты.

Еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм — это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказывать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

1. Ценная бумага — это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных рек­визитов, удостоверяющий имущественные права, осу­ществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

2. Признаки ценной бумаги: документарность — ценная бумага есть документ; воплощает частные права — ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера; начало презентации — предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав; оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок; публичная достоверность — по отношению к обладателю ценной бумаги обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа.

Виды ценных бумаг

Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

Первичные ценные бумаги — основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

Производная ценная бумага или дериватив — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся:

o фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др. - обязательства купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня.) и

o свободно обращающиеся опционы — договоры, по которому покупатель опциона получает право (но не обязанность) совершить покупку или продажу актива по заранее оговорённой цене в определенный договором момент в будущем или на протяжении определенного отрезка времени).

В российском гражданском праве ценные бумаги классифицируются по способу легитимации владельца ценной бумаги (управомоченного лица) на: предъявительские (ценные бумаги на предъявителя),  именные,  ордерные (ордерские).

4. Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся:

Акция (лат. actio — распоряжение) – ценная бумага, свидетельст­вующая о праве на долю соб­ственности в капитале ком­пании и получении дохода (дивиденда).

o Обыкновенные акции

o Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении) дивиденды.

Вексель (от нем. Wechsel) — строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

Облигация (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Чек (фр. chèque, англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА

1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определен­ные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изго­тавливаемой продукции.

2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Спрос на труд Предложение труда
Платежеспособная потреб­ность работодателей в рабо­чей силе для организации и развития производства Совокупность экономически активного населения, предла­гающего свою рабочую силу на рынке труда
— производительность труда; — использование современных технологий; — состояние экономики и ее отдельных отраслей; — спрос на потребительские товары, необходимые обще­ству. — численность трудоспособного населения; — уровень квалификации; — уровень и структура зарплаты; — социальная и налоговая политика государства.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена ра­бочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Особенности рынка труда

На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность тру­да; работодатель вклады­вает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6. На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разра­ботку «правил игры» на рынке труда.

7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «че­ловеческим капиталом».

Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.

Сегодня считается, что самыми эффективными явля­ются инвестиции именно в «человеческий капитал».

8. Рынки труда бывают конкурентными и неконку­рентными.

Характерные черты конкурентного рынка труда

1. Значительное число покупателей и продавцов ус­луг труда.

2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).

3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).

4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.

5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.

6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.

9. Заработная плата — форма материального воз­награждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наем­ным работникам предприятий и учреждений.

10. Факторы, влияющие на величину заработной платы

  • Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроиз­водства рабочей силы
  • Минимальный уровень оплаты труда работников, соответ­ствующий прожиточному минимуму
  • Уровень квалификации работников
  • Развитость экономических и социальных условий жизни населения
  • Спрос и предложение на рынке труда

11. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назнача­ется работнику в виде определенной суммы де­нег

Реальная зарплата – сумма жизненных благ, ко­торые можно приобрести за номинальную плату при дан­ном уровне цен на товары и услуги

Факторы реальной зарплаты:

  • Величина номи­нальной заработ­ной платы
  • Уровень цен на предметы потреб­ления и услуги
  • Размер налого­вого обложения

12. Формы зарплаты

  • Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий.
  • Повременная — вознаграждение за труд в зави­симости от про­работанного времени.
  • Сдельная — воз­награждение за труд в зависи­мости от коли­чества изготов­ленных изделий
  • Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количе­ства отработанного работником време­ни, но и от финансо­вого положения пред­приятия, итогов ра­боты каждого работника и фирмы в целом.

12. Структура системы заработной платы

(Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум)))

Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень до­ходов, который необходим работнику для приобрете­ния количества продуктов питания не ниже физиоло­гических норм, а также для удовлетворения его по­требностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
БЕЗРАБОТИЦА

1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

2. Безработица — это социально-экономическое явле­ние, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной ар­мией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавца­ми трудовых услуг, безработица понижает их жизнен­ный уровень, причем иногда весьма значительно. Не ис­пользуемые сегодня трудовые услуги утрачиваются эко­номикой навсегда.

3. Точки зрения на причины безработицы:

Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы

Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу

Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

4. Безработный и неработающий не являются синони­мами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безрабо­тица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

5. Виды безработицы:

Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.

Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.

Сезонная – зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Сумма фрикционной и структурной безработицы со­ставляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости.

6. Формы безработицы:

Открытая (см. выше)

Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы

7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%

8. Безработица имеет негативные экономические и со­циальные последствия:

o Недоиспользование экономиче­ского потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

o Снижение уровня жизни насе­ления: предпосылки для сокращения доходов работаю­щих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений

o Потеря профессиональных зна­ний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

o Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само­
убийствам, росту преступности

Некоторые исследователи отме­чают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:

o Формируется мобиль­ный «резерв» рабочей си­лы, который можно задей­ствовать при расширении производства

o Сдерживаются требова­ния профсоюзов в части по­вышения заработной пла­ты, что снижает предпола­гаемый уровень инфляции

o Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять ра­боту начинают выступать в качестве самостоятельно­го стимула к труду

9. Направления, по которым государство решает проблему безработицы:

  • Проведение структурной пе­рестройки про­фессий на уров­не квалификации.
  • Выплата посо­бий по безрабо­тице.
  • Установление уровня мини­мальной зара­ботной платы.

Основные источники инфляции

  • Повышение номи­нальной заработной платы (например, под давлением проф­союзов, когда ее увеличение не обус­ловлено повышени­ем производитель­ности труда)
  • Увеличение цен на сырье и энер­гию (вследствие чего нарушается механизм предло­жения)
  • Увеличение налогов

Типы инфляции: инфляция спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушает­ся со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, кото­рый толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

Инфляция предложе­ния (издержек) – увеличение издержек производства (вслед­ствие роста заработ­ной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокраще­нию производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейше­му сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.

Стагфляция — инф­ляция, сопровождае­мая стагнацией (лат. stagnum — стоячая вода) производства, высоким уровнем безработицы и одно­временным повыше­нием уровня цен

Виды инфляции

По характеру протекания:

  • открытая – отличается продолжи­тельным ростом цен на товары и услуги;
  • скрытая (подавленная) – возникает при неизмен­ных розничных ценах на товары и услуги и одно­временном росте денеж­ных доходов населения.

В зависимости от темпа роста цен

  • умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и посте­пенно (до 10% в год);
  • галопирующая – быстрый рост цен (при­мерно 100—150% в год);
  • гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)

По степени рас­хождения роста цен по различ­ным товарным группам

  • сбалансирован­ная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
  • несбалансиро­ванная – цены различных товаров по отношению друг к дру­гу постоянно меняются.

Последствия инфляции. Для сферы производства:

  • снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
  • обесценение всего фонда накопления;
  • обесценение кредитов;
  • стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

При распределении доходов:

  • перераспределение доходов за счет увеличения до­ходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксиро­ванным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государст­венный долг, нередко проводят политику кратковремен­ного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);
  • отрицательное воздействие на население с фикси­рованными доходами, которые обесцениваются;
  • обесценение доходов населения, что приводит к со­кращению текущего потребления;
  • определение реального дохода уже не по количест­ву денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может ку­пить;
  • снижение покупательной способности денежной единицы.

Для экономических отношений:

  • владельцы предприятий не знают, какую цену ста­вить на свою продукцию;
  • потребители не знают, какая цена является оправ­данной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;
  • поставщики сырья предпочитают получать реаль­ные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, на­чинает процветать бартер;
  • кредиторы избегают давать в долг.

Для денежной массы:

  • деньги теряют свою ценность и перестают выпол­нять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.

НО! Умеренная инфляция полезна для эконо­мики, так как рост денежной массы стимулирует дело­вую активность, способствует экономическому росту, ус­коряет процесс инвестирования.

Уровни налогов

Федеральные Региональные Местные
• Налог на добавленную стоимость (НДС) • Акцизы • Таможенная пошлина • Подоходный налог • Налог на покупку валюты и др. • Налог на имущество предприятий • Лесной налог • Плата за воду и др. • Земельный налог • Курортный налог • Налог на рекламу • Налог на содержание жило­го фонда и др.

9. Направления совершенствования налоговой системы в России:

  • Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в разви­тие новых технологий.
  • Уменьшение структуры нало­говых поступлений за счет по­этапного увеличения доли фи­зических лиц (доходов и иму­щества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соот­ветственно, сокращения до­ли, приходящейся на бизнес.
  • Сокращение налоговых льгот.
  • Расширение налогообла­гаемой базы за счет пере­крытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

10.

Налоги, уплачиваемые гражданами

Об



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.128 с.)