Вопрос 15. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Екатерина II в оценках современных историков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Екатерина II в оценках современных историков.



Необходимость реформ во всех сферах внутренней политики России, Екатерина II осознала, едва взойдя на престол. Начитавшись трудов Монтескье, императрица пишет “Наказ”, который был пока теорией по переустройству политических сфер государства. В дальнейшем “Наказ” лёг в основу просвещённого абсолютизма Екатерины II:

• Чтобы лучше организовать общество, нужно создавать свод идеальных законов. Идеальные законы способен создать только “идеальный” монарх, который одарит “блаженством каждого и всех”.

• Власть монарха не должна быть ничем ограниченна, его право вершить судьбы людей в государстве никем не должно оспариваться.

• Граждане делятся на тех, кто повелевает и тех, кто повинуется. Так появляется их разница в статусе и сословности.

• “Естественное право” каждого гражданина, так же, как и теория “общественного договора”, полностью отвергается императрицей.

• Екатерина II отвергает пытку как метод дознания. Суд, по теории Екатерины, должен основываться на свидетельских показаниях, а не просто на присяге обвинителя.

Создание “Наказа” было политической идеологией, которую предстояло внедрить во все сферы политической жизни России.

Ниже представлены основные преобразования Екатерины:

1763 год-Образование Вольного экономического общества. Были попытки внедрить новейшие изобретения аграрной техники

1764 год-Отмежевание церковных земель. Церковь перестала быть независимой от государства

1767 год-Разрешалось покупать ткацкие станки предпринимателям. Постепенно развивалась экономика

1767 год-Денежная реформа.Введение в обиход бумажных денег

1767 год-Созыв Уложенной Комиссии. Попытка создать что-то похожее на Парламент с созывом депутатов от всех сословий.

1769 год-Разрешается печататься журналам с ограниченной свободой слова. Попытки дать свободу слова окончились провалом. Были закрыты журналы “Трутень” и “Живописец”

1775 год-Губернские реформы. Россия поделилась на 50 губерний с местной губернаторской властью.

1785 год-Жалованная Грамота дворянам. Расширились привилегии дворянства

1786 год-Образовательная реформа. Появление среднего образования. Открываются новые школы и университеты

Активная законотворческая деятельность Екатерины Второй обозначила необходимость проведение реформ.

- реформа Сената в 1763 г. обозначила более широкие полномочия главы Сената, создала административные структуры и судебные функции подконтрольного органа императрицы.

- секуляризация привела к сокращению в 1764 г. половины монастырских владений, и к передаче земель в ведение Коллегии экономии.

- реформа в 1769 г. определила направления в сфере финансовой деятельности государства, начат выпуск ассигнаций, открыты первые банковские структуры.

- цель проведенной в 1775 г. Губернской реформы являлось создание нового административного и территориального деления на основе численности населения и нового порядка подчинения учреждений.

- реформа 1775 г. в сфере предпринимательства разрешила подданным империи создавать мелкое производство, отмена промысловых сборов с целью стимулирования инициативы предпринимателей.

- реформа, направленная на улучшение охраны порядка в 1782 г. создала новую структуру Управа Благочиния.

- реформирование таможенной системы в 1782 г. привела к увеличению ввоза товаров и к увеличению средств поступающих в бюджет от отчисления таможенных пошлин.

- поднять статус город была призвана реформа, осуществленная в 1785 г., которая разделила городских жителей на разряды, увеличила привилегии и создала условия для самоуправления на местах.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ О ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЭПОХЕ

Большинство дореволюционных историков считали вторую половину ХVIII в. «золотым веком» Российской империи и рассматривали это время как важный этап в развитии российской государственности и дальнейшей европеизации страны. В исторической литературе этот период русской истории также получил название «просвещенного абсолютизма». Так оценивали екатерининскую эпоху, например, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, А.С. Лаппо-Данилевский. Более критичную позицию занимали В.О. Ключевский, А.А. Кизиветтер, В.И. Семевский.

В исследованиях советских историков основное внимание уделялось продворянскому характеру политики правительства Екатерины II, усилению крепостного права и полицейских функций государства, сопротивлению крестьянства крепостнической политике самодержавия. Просвещенный абсолютизм Екатерины рассматривался как демагогия и лавирование в условиях разложения феодально-крепостнического строя.

 

Современный взгляд на екатерининскую эпоху освободился от «классового подхода» и стал более взвешенным, учитывающим характер эпохи. В частности, в работах А.Б. Каменского и Н.И. Павленко взгляд на этот период в истории России весьма близок к оценкам дореволюционных историков.

Личность и деятельность самой Екатерины II, правившей Россией 34 года, оценивалась современниками и потомками также различно, порой даже диаметрально противоположно. Если нравственный облик императрицы в целом укладывается в слова В.О. Ключевского: «Проходим молчанием отзывы о нравственном характере Екатерины, которых нельзя читать без скорбного вздоха», то ее вклад во внутреннюю и внешнюю политику вызывает споры по настоящее время. По-разному, например, трактуется понятие «просвещенного абсолютизма». Некоторые историки предпочитают называть его «просвещенным деспотизмом», а Екатерину – «просвещенным деспотом», и вообще ставится вопрос: применимо ли понятие «просвещенного абсолютизма» к правлению Екатерины?

В годы правления Екатерины II своего наивысшего расцвета достигает имперский характер России. Среди историков ведутся споры, насколько империя как форма организации человеческого сообщества отвечала интересам ее многонационального населения. Ряд историков считают, что империя являлась искусственным образованием, основанным на страхе покоренного населения и ее военной мощи. Другие придерживаются прямо противоположного мнения, отмечая, что такая форма государственности подрывала национальную обособленность населяющих ее народов и способствовала включению их в единый мировой процесс. Позднее император Николай I сказал: «Немец, финляндец, татарин, грузин – вот что такое Россия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.021 с.)