Неприятие обыденности и серости существования в поэзии Н. С. Гумилева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неприятие обыденности и серости существования в поэзии Н. С. Гумилева



Превращен внезапно в ягуара,

Я сгорал от бешенства желаний,

В сердце – пламя грозного пожара,

В мускулах – безумье содроганий.

Н. С. Гумилев

Давно привычным для слуха стало наименование русской лирики рубежа Х1Х-ХХ веков поэзией Серебряного века. Эпитет “серебряный” подразумевает приглушенность, индивидуальность драгоценности и особенное сияние, одухотворенность творчества целого созвездия неповторимых художников слова этого времени.

Настоящей жемчужиной в этой поэтической сокровищнице является творческое наследие “талантливого поэта”, как называл его М. Горький, Н. С. Гумилева. Помимо несомненного таланта, поэт обладал яркой индивидуальностью, страстной душой, постоянно стремящейся к новому, неизвестному и ни на миг не остающейся в бездействии и покое.

Недолгая, трагически оборвавшаяся жизнь Николая Гумилева была полна “окрыленными стихами”, увлекательными путешествиями, любовью, войной. Именно благодаря неуемному стремлению вперед, благодаря огню, пылавшему в его сердце, Гумилев сыграл такую яркую и выразительную роль

в поэтическом движении своего времени. Читая его стихотворения, каждый из нас и сейчас испытывает живое волнение – то, которое всегда испытывает человек при встрече с незаурядным произведением искусства.

Я вырван был из жизни тесной,

Из жизни скудной и простой, –

Писал поэт. Он был “вырван” из серости и обыденности жизни еще в раннем детстве, когда в родном Кронштадте завороженно следил за уходящими из гавани кораблями, слушал звон судовых склянок. Уже в те дни его манила уходящая вдаль, тонущая в необъятной водной глади линия горизонта, за которой скрыты неведомые страны и миры, полные чудес и приключений.

Муза Дальних Странствий будоражила воображение будущего поэта. И эту страсть Н. Гумилев пронес через всю свою жизнь.

Тогда же, в ранние годы, он начал писать свои первые Стихи, в которых уже ощущалось то мужественное, волевое начало, которое станет позже неотъемлемой приметой его лирики.

Поэт, конечно же, любил и отчий дом, и родную землю, но все больше и больше манила и звала его мечта о другой, живой, волнующей жизни, насыщенной битвами, поисками, героическими поступками и подвигами:

Нет дома, подобного этому дому!

В нем книги и ладан, цветы и молитвы!

Но видишь, отец, я томлюсь по иному:

Пусть в мире есть слезы, но в мире есть битвы.

Весь мир для меня открывается внове,

И я буду князем во имя Господне…

О счастье! О пенье бунтующей крови!

Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!..

И Гумилев решительно отправляется в этот мир, надев романтическую маску конквистадора – неуязвимого и бесстрашного покорителя далеких пространств. Его не прельщали серые будни повседневной жизни: “Нужно самому творить жизнь, – уверенно заявлял поэт, – и тогда она станет чудесной”.

И он творит свою жизнь, в которой нет покоя и смирения:

Как могли мы прежде жить в покое

И не ждать ни радостей, ни бед,

Не мечтать об огнедарном бое,

О рокочущей трубе побед.

“Но еще не поздно”, – убежден Гумилев. И сам создает свой мир, совершенно отличный от того, в котором люди вынуждены влачить безрадостное существование.

“Его поэзия живет в мире воображаемом и почти призрачном, – писал о Николае Гумилеве поэт Валерий Брюсов. – Он как-то чуждается современности, он сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами… В этих странах – можно сказать, в этих мирах – явления подчиняются не обычным законам природы, но новым, которым повелел существовать поэт”.

Это правда, лирика Гумилева всегда уводит нас в мир экзотических неведомых стран. Но все дело в том, что в своей стране он искал и не находил того, к чему так страстно стремилась его душа. “Избранником свободы”, “мореплавателем и стрелком”, которому “звонко пели воды и завидовали облака”, поэт мог стать только отправившись в бесконечные путешествия по странам и мирам. Только так он мог избавиться от уз обыденности и серости, от скуки и безрадостности привычной для многих жизни.

Любовь к экзотике, к ярким историческим картинам жила в его душе с детства. В своих стихах он часто стремился воссоздать реальность, земной мир с его событиями и явлениями, но каждый раз его постигала неудача – он не мог найти в обыденной действительности той силы чувств, того накала страстей, той степени яркости, которой жаждало его сердце. Его мечта могла существовать только в путешествиях по экзотическим местам Африки и Ближнего Востока.

Обычное, каждодневное, бесцветное никогда не привлекало поэта, “жизни мышья беготня” с ее шорохами, пустыми словами, приглушенной речью без малейших эмоций была ему чужда.

Гумилев не оставлял надежды как можно скорее воплотить свою мечту в жизнь. И потому снова и снова устремлял свой взор на морскую гладь.

Боже! Будь я самым сильным князем,

Но живи от моря вдалеке,

Я б, наверно, повалившись наземь,

Грыз ее и бил в глухой тоске!

Герои стихотворений Николая Гумилева привлекали и привлекают восторженные взгляды читателей именно своим неповторимо ярким характером, своей смелостью, мужеством, своей необычной судьбой, так не похожей на однообразные судьбы обычных людей. “Не пылью затерянных хартий – солью моря пропитана грудь” гумилевских капитанов.

На “испытанном луке” его бесстрашных воинов “дрожит тетива” и “все шепчет и шепчет сверкающий меч”. Следом за Синдбадом-мореходом поэт “блуждает по незнакомым водам”, вместе с Ромулом и Ремом возводит в своих мечтах “город, как солнце”. В этом мире, в своей стране “не встретишь ни веселья, ни сокровищ”, – понимает Гумилев, и потому, подобно мальчику, который играет на волшебной скрипке и смеется, чьи “взоры – два луча”, автор готов заглянуть “в глаза чудовищ” и “погибнуть славной смертью”, потому что в странствиях по иным мирам он никогда “не знал ни ужаса, ни злости”, всегда “был дерзок и спокоен”. Ведь только прожив яркую и насыщенную впечатлениями жизнь, человек имеет право сказать, что жил не зря.

Николай Степанович Гумилев мог с полным правом сказать так о своей жизни.

Все то, что успел написать этот замечательный поэт, все страны и миры, воспетые им в произведениях, все страсти, эмоции, тревоги и мечты, которыми жили его герои, надолго останутся в памяти многих людей, по-настоящему любящих поэзию.

Как бы ни менялась история, как бы быстро ни летели годы и столетия, стихотворения Гумилева во все времена будут наполнять нашу жизнь смыслом, расцвечивать яркими красками, вдохновлять на поиски и мечты, побуждать к непрерывному движению вперед – за новыми ощущениями,- впечатлениями, новыми эмоциями. Они будут помогать нам жить яркой, полноценной жизнью, в которой нет места серости и обыденности, скуке и застою.

Вопросы для самопроверки:
1. Представителем какого нового литературного направления Серебряного века был Н.С. Гумилёв?
2. Какую цель ставили перед собой представители этого литературного направления?
3. Какие поэты Серебряного века явились организаторами данного направления?
4. Как называлось литературное общество, организованное ими?
5. Как назвался первый сборник стихов Н.С. Гумилёва?
6. Гумилёв называл сам себя конквистадором. Почему?
7. Объясните литературный термин «адамизм» творчества Гумилёва.
8. Кто из поэтов-предшественников и как оказал влияние на формирование Гумилёва – поэта?
9. Оцените образование, полученное Н.С. Гумилёвым.
10. Кому посвятил Гумилёв свой сб. стихов «Романтические цветы»?
11. С какой целью Гумилёв предпринимает путешествия в Египет и др. страны?
12. Главная черта характера Гумилёва.
13. Объясните термин «конквистадор»
14. Почему особенными явились для Гумилёва 1910 и 1914 годы?
15. Как относился Гумилёв к политике?
16. О чём книга стихов «Шатёр»?
17. Почему 1921 год явился для Гумилёва трагическим?
18. Какое произведение написала А. Ахматова на смерть мужа?
19. Кому была посвящена поэма Ахматовой «Реквием»?
20. Кем стал сын Гумилёва и Ахматовой в будущем?

 

Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопросы теста.

Выберите правильный вариант ответа в каждом из предложенных вопросов

1) Н.С. Гумилёв – основатель …

А. Имажинизма

Б. Футуризма

В. Акмеизма

Г. Символизма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.007 с.)