Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий



ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Махачкалинский филиал Финуниверситета

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине

Экономика ___________________________________________

На тему: Естественные монополии в экономике России

студентки группы 1 «Ф» Гамидова Магомеда Маллашахбаовича

(номер группы)                            (Ф.И.О.)

 

 

Специальность 38.02.06 Финансы

 

 

Руководитель ____________________ Закариялова Б.М.

(подпись)                                   (Ф.И.О.)

.

 

 

г. Махачкала – 2021


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий……………4

1.1 Основные черты монополии………………………………………………………4

1.2 Сущность и виды естественных монополий……………………………..11

1.3 Функции естественных монополий…………………………………………..14

Глава 2. Роль естественных монополий в экономике России………..18

2.1 Место и роль естественных монополий в экономике России….19

2.2 Государственные регулирование естественных монополий в РФ……………………………………………………………………………………………………..25

2.3 Проблемы и преспективы развитие естественных монополий в России……………………………………………………………………………………………….31

Заключение

 


 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий

Основные черты монополии

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

 

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

 

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

 

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

 

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

 

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

 

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

 

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

 

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

 

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

 

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем: 

 

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

 

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

 

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

 

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

 

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

 

естественная монополия;

 

искусственная монополия;

 

открытая монополия;

 

государственная (закрытая) монополия.

 

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

 

Присутствие природной монополии компании соединены во общую сбытовую систему. Присутствие данном удовлетворенность спроса в товарном торге успешнее присутствие нехватке конкурентной борьбы во мощь научно-технических отличительных черт изготовления (во взаимосвязи со значимым уменьшением потерь изготовления в штуку продукта согласно грани повышения размера изготовления), но продукты, изготавливаемые субъектами природной монополии, никак не имеют все шансы являться замещены во употреблении иными продуктами, во взаимосвязи со нежели потребность в этом товарном торге в продукты, изготавливаемые субъектами природных монополий, во наименьшей уровня находится в зависимости с перемены стоимости в данный продукт, нежели потребность в прочие разновидности продуктов.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

 

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

 

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

 

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

 

ценовое маневрирование;

 

хозяйственный бойкот;

 

демпинг цен;

 

промышленный шпионаж;

 

спекуляция ценными бумагами.

 

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

 

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

 

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

 

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

 

субъект монополии (монополиста);

 

товарные границы монопольного рынка;

 

формы контроля и регулирования его деятельности;

 

компетенцию контролирующего органа.

 

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

 

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

 

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

 

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

 

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

 

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

 

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

 

 

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

 

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

 

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

 

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

 

К недостаткам монополии можно отнести:

 

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

 

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

 

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

 

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

 

отсутствию стимула развивать новые технологии;

 

дефициту продукции;

 

не эффективному расходованию ресурсов;

 

не справедливому распределению доходов.

 

По Этой Причине правительства стран стремятся уменьшить возникновение монополий со поддержкой внедрения антимонопольного законодательства. Антимонопольное право имеется во основной массе государств общества. Оно оберегает круг интересов покупателей также содействует финансовому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

 

контролируют цены;

 

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

 

следят за уровнем конкуренции на рынке

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Махачкалинский филиал Финуниверситета

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине

Экономика ___________________________________________

На тему: Естественные монополии в экономике России

студентки группы 1 «Ф» Гамидова Магомеда Маллашахбаовича

(номер группы)                            (Ф.И.О.)

 

 

Специальность 38.02.06 Финансы

 

 

Руководитель ____________________ Закариялова Б.М.

(подпись)                                   (Ф.И.О.)

.

 

 

г. Махачкала – 2021


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий……………4

1.1 Основные черты монополии………………………………………………………4

1.2 Сущность и виды естественных монополий……………………………..11

1.3 Функции естественных монополий…………………………………………..14

Глава 2. Роль естественных монополий в экономике России………..18

2.1 Место и роль естественных монополий в экономике России….19

2.2 Государственные регулирование естественных монополий в РФ……………………………………………………………………………………………………..25

2.3 Проблемы и преспективы развитие естественных монополий в России……………………………………………………………………………………………….31

Заключение

 


 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий

Основные черты монополии

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

 

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

 

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

 

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

 

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

 

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

 

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

 

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

 

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

 

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

 

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем: 

 

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

 

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

 

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

 

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

 

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

 

естественная монополия;

 

искусственная монополия;

 

открытая монополия;

 

государственная (закрытая) монополия.

 

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

 

Присутствие природной монополии компании соединены во общую сбытовую систему. Присутствие данном удовлетворенность спроса в товарном торге успешнее присутствие нехватке конкурентной борьбы во мощь научно-технических отличительных черт изготовления (во взаимосвязи со значимым уменьшением потерь изготовления в штуку продукта согласно грани повышения размера изготовления), но продукты, изготавливаемые субъектами природной монополии, никак не имеют все шансы являться замещены во употреблении иными продуктами, во взаимосвязи со нежели потребность в этом товарном торге в продукты, изготавливаемые субъектами природных монополий, во наименьшей уровня находится в зависимости с перемены стоимости в данный продукт, нежели потребность в прочие разновидности продуктов.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

 

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

 

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

 

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

 

ценовое маневрирование;

 

хозяйственный бойкот;

 

демпинг цен;

 

промышленный шпионаж;

 

спекуляция ценными бумагами.

 

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

 

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

 

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

 

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

 

субъект монополии (монополиста);

 

товарные границы монопольного рынка;

 

формы контроля и регулирования его деятельности;

 

компетенцию контролирующего органа.

 

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

 

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

 

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

 

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

 

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

 

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

 

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

 

 

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

 

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

 

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

 

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

 

К недостаткам монополии можно отнести:

 

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

 

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

 

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

 

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

 

отсутствию стимула развивать новые технологии;

 

дефициту продукции;

 

не эффективному расходованию ресурсов;

 

не справедливому распределению доходов.

 

По Этой Причине правительства стран стремятся уменьшить возникновение монополий со поддержкой внедрения антимонопольного законодательства. Антимонопольное право имеется во основной массе государств общества. Оно оберегает круг интересов покупателей также содействует финансовому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

 

контролируют цены;

 

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

 

следят за уровнем конкуренции на рынке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.096 с.)