Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система мониторинга и лабораторного контроля
Система мониторинга и лабораторного контроля призвана обеспечивать обнаружение радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительности, продовольствия и других объектов), а также производить засечку ядерных взрывов и контроль физических факторов поражения: полей избыточного давления; тепловых, акустических, электромагнитных зон поражения; динамику изменения инженерной, пожарной и гидродинамической обстановки. В военное время в интересах гражданской обороны в полной мере будет задействована система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, являющаяся функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Структура системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный. Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр «Антистихия»), в федеральном округе и субъекте Российской Федерации - региональными и территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - региональными и территориальными центрами мониторинга). Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются: - сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории; - прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов; - организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций; - создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы; - организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга. В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой целый ряд в определенной мере самостоятельных (автономных) и одновременно взаимосвязанных организационно и функционально межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.), к которым можно отнести: - Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России; - региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС; - Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации; - Единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля; - Единую государственную систему экологического мониторинга; - специальные центры и учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативно-правовыми актами. Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности. При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными опасными природными явлениями и процессами с незначительной динамикой. Авиационные средства используются для тех же целей, что и космические, также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах широкомасштабных разрушений, о состоянии магистральных трубопроводов и ряда других видов обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.). Они имеют более широкие возможности по сравнению с космическими средствами как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности, и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних. Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется «Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483, а ее отдельных звеньев и элементов — положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС. В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации. При функционировании системы мониторинга и прогнозирования в интересах гражданской обороны в ходе ее ведения в военное время устанавливаются особые требования. Экстренная информация об обнаружении радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, нанесении ядерных, ракетно-бомбовых, электронных ударов и других видов физического воздействия должна передаваться по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением в течение двух часов после факта применения средств нападения. Космические средства наблюдения должны быть оснащены средствами засечки ядерных взрывов, высокоточными средствами контроля пожарной, гидродинамической и инженерной обстановки. Пилотируемые станции должны использовать средства высокого разрешения с широкой полосой обзора для повышения периодичности наблюдения. Аэровоздушные средства разведки должны быть оснащены аппаратурой аэрогамма-съемки для контроля за состоянием радиационной обстановки, а также инфракрасным лидарным комплексом для обнаружения отравляющих веществ, АХОВ и облаков, содержащих нефтегазовые продукты. Кроме того, они должны быть также оснащены приборами для регистрации электромагнитных и других видов излучения, средствами топографической привязки и аппаратурой обработки и передачи данных в информационно-управляющие центры гражданской обороны. Мобильные наземные дозоры радиационной и химической разведки должны регистрировать мощность дозы излучения, наличие в воздухе отравляющих веществ, АХОВ и аэрозолей биологических объектов, определять геодезические координаты места измерения и обеспечивать составление карт РХБ обстановки.
Стационарные лаборатории радиационного контроля должны оснащаться средствами радиоизотопного анализа: альфа-, бета- и гамма-спектрометрии. Стационарные лаборатории для ведения химического контроля объектов окружающей среды необходимо оснащать аналитическими комплексами, способными с помощью хроматографических методов разделять любые многокомпонентные составы, используя при этом широкий выбор селективных детекторов, регистрировать спектральные характеристики анализируемых веществ и с помощью программного обеспечения и компьютерной базы данных устанавливать структуру и состав загрязнителей. Биологический контроль, проводимый стационарными и подвижными лабораториями, должен обеспечивать неспецифическое обнаружение всех возможных биологических агентов вирусной, бактериальной и риккетсиозной природы, а также токсинов растительного и природного происхождения. Для группового обнаружения биологических агентов необходимо использовать физико-химические методы анализа, которые в течение 30-40 минут должны устанавливать факт наличия биологического агента в окружающей среде. Для специфической индикации биологических агентов должны использоваться микробиологические методы экспресс-анализа, которые в течение 2-6 часов способны установить вид опасности биологического агента. Информационные и информационно-управляющие центры МЧС России федерального, регионального и территориального уровней должны быть обеспечены: аппаратурой для сбора и обработки данных; электронными цифровыми картами региона или территории с необходимым программным обеспечением для использования геоинформационных технологий; аппаратурой сопряжения с соответствующими телекоммуникационными средствами связи и передачи данных.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.011 с.) |