Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательная роль семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры старообрядцев
Ценность старообрядческой культуры в современных условиях определяется прежде всего ее нравственными основами: уважительное отношение к русским культурным традициям, беззаветная преданность собственным культурным и религиозным основам, а также почитание предков и людей своего круга. Все эти особенности широко представлены у забайкальских староверов. Если условно представить культурные традиции семеиских в иерархии ценностей, то на первом месте будут стоять традиции, тесно связанные с природой и трудовой деятельностью людей. Традиции, имеющие в своей основе уважение к труду, земле, природе, раскрывают глубоко специфичные особенности личности семеиских, закрепление в них исторически сложившегося образа жизни. Вся атмосфера семейской жизни способствовала трудовому воспитанию. Развитие материальной, хозяйственной деятельности, зачастую тяжелой и требующей напряжения всех физических сил, тесно связано с развитием духовного мира. Человек не мог жить, довольствуясь только материальными интересами. Поэтому сам процесс труда, включающий подготовку к работе, непосредственную работу, подведение итогов деятельности, отмечался и украшался своеобразными традициями, выраженными в обрядах и ритуалах. Именно по этой причине народный календарь семеиских состоит из обрядов и праздников, большинство которых связаны с земледелием. Их народный земледельческий календарь представляет в своей сути весьма сложный комплекс (сплав) дохристианских аграрных представлений с христианским мировоззрением, который сложился исторически, оформился в быту семейских. В первую очередь семейские заботились об урожае, здоровье своей семьи и скота, передаче опыта подрастающему поколению. Основным содержанием в особенности осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле потраченную силу и сохранить у земли, породившей урожай, ее плодоносную силу. И все-таки как важно было следовать художественным и ремесленным традициям, так нуждались в сохранении и передаче нравственные отношения, в основе которых лежали уважение к старшим, родителям, поминовение усопших, милосердие и сострадание к больным и скорбящим, чувства благодарения и признания своим предкам и землякам. "Кто бы ни был глава семейства (отец или мать), все остальные относятся к нему с почетом и уважением, он задает тон всей семье, от его воли зависят все домашние. Замужние женщины, особенно неглупые, пользуются большим влиянием в семье. Разводов и каких-нибудь разборов между мужем и женой почти не бывает - семейные отношения чрезвычайно нежные", - так писали различные исследователи жизни и творчества семейских. Естественны и чувства почтительности и почитания родителей и старших. Семейская нравственность требовала безусловного уважения родителей на протяжении всей жизни. "Дети обязаны родителей во всем слушаться, поить и кормить их во время болезни и старости", — эти наставления вполне типичны для семейских.
Общность семейских можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, она была показателем религиозного единства. Отношения к "старой вере" имели своим "земным ядром" преданность старине Исследователь П.А. Ровинский, который подробно изучал уклад семейской старообрядческой общины, находил, что в старообрядческой среде более сложившиеся традиционные отношения "заметны повсюду": "Каждое сословие носит в себе собственные идеи и принципы, которыми проникнуты все ее члены и которые составляют ее силу. И эти сословия стоят несравненно выше всей остальной индифферентной массы. Этим качеством старообрядцы выше православных, так как больше возбуждают мысль и самодеятельность". Во-вторых, общинная спаянность проявлялась на фоне семьи. Семейные устои были крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Браки среди родственников запрещались до восьмого колена. Община также следила за воспитанием у детей уважения к труду, проявляла заботу о том, чтобы в семье было кому научить ребенка хлебопашеству и домоводству.Широкое распространение в общине имела традиция внутримирской взаимопомощи и взаимоподдержки. На осенние работы по уборке урожая являлись семьями и поодиночке. Если на работу приходилось выезжать за пределы села, отправлялись в дорогу с песнями, а после работы в доме того, кому оказывалась помощь, устраивался ужин для помогающих, которых помимо этого катали на тройках. Для подростков и неженатой молодежи это было время не только усваивания производственных навыков, но и их совершенствования под непосредственным наблюдением мастеров землевладельцев. Важны были и сама праздничность совместных трудовых действий, и их реальная значимость для нуждающегося, воспитывающие определенное отношение к работе.В ходе помощи передавалась и формировалась преемственность трудовой традиции в рамках общины. Это была "педагогика труда", в процессе которой осуществлялось воспитание и обучение детей и молодежи.
Огромное нравственное значение помощи состояло в том, что в те дни работа за деньги считалась предосудительным делом. Помощь предоставлялась в любое время всем родственникам и соседям, в чем состояла еще одна особенность семейских - все вокруг земляки, родственники, соседи. Община также не могла существовать без хранителей и передатчиков ее традиций, но не мог существовать и каждый ее член отдельно от "мира". Эта традиция опиралась на личность, а не на "абстрактный институт", с чем и была связана высокая потребность в духовности у семейских.
Церковно-певческие традиции Современное состояние церковно-певческой культуры семейск Забайкалья характеризуется прежде всего устной формой бытован культовых напевов. В отличие от неуставной хоровой музы послереформенной церкви древнерусское пение является уставным любая из его сторон (осмогласие, жанровые характеристики, традиц музыкального элемента) регламентируются общим богослужебны каноном. Непосредственное отношение к певческому канону имечинопоследование (место и функция песнопения в службе) и календа (регламентированная смена песнопений и гласов). Песнопения чтения, сменяющие друг друга, не воспринимаются ограниченно и обособленно. Однако в обрядовой практике семейских произошли некоторые изменения по сравнению со старыми обрядами. Они связаны со служением без священника, вследствие чего из чинопоследования исчезли возгласы, прошения и молитвы. Вместе с исчезновением определенных священнодействий в ряде случаев опускаются и песнопения, которые им сопутствуют. В других случаях, оставаясь в чинопоследовании, песнопения оказываются помещенными в иную обрядовую ситуацию. В современной практике семейских сохраняется много особенностей, сформированных традицией и отличающихся от уставных требований. Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на "песенное" исполнение псалмов 140, 141, 129, 116 и полиелейных псалмов. Первые поются с особыми припевами к отдельным стихам, причем к стихам каждого из псалмов положен свой припев: к стихам 140 псалма - "Услыши мене Господи", к стихам 141 псалма - "Воззвах к Тебе спаси мя", к стихам 129 и 116 псалмов - "Христе Спасе помилуй нас". Изменения, произошедшие в общем богослужебном каноне, определили многие богослужебные параметры певческого канона. Огромное влияние оказали и богослужебные традиции. Певческие книги старообрядцев сложились на основе древнерусских типов книг. Основное отличие книг, сложившихся в старообрядческой практике, прослеживается в упрощении обрядов и служб, что отразилось в исполнительской манере, сохранности музыкальных текстов и, самое главное - в разном сокращении их состава.
В полном богослужении удержались основные книги, годового круга: Октоих, Триоди, Праздники, Трезвоны и Обиходы. Октоих - книга, появившаяся на Руси в XIII в. Певческий вариант складывается в древнерусской традиции к XV в. Возникновение Октоиха связывают с именем византийского императора VIII в. Иоанна Дамаскина, который, по преданию, упорядочил пение, изложив его в 8 гласах - ладах (отсюда - Октоих). Первоначально в книгу были включены воскресные службы, авторство которых приписывают Иоанну Дамаскину. Расширение Октоиха и его оформление в одну книгу осуществил, по преданию, Иосиф Песнописец в 861 г., составив "Великий Октоих". В древнерусской традиции Октоих обычно называется "Книга глаголемая Октоих, сиречь Осмогласник. Творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина". При этом сложилась традиция давать изображение ИаоннаДамаскина подобно изображению царя Давида в Псалтыре или евангелистов и апостолов в книгах "Библия" и "Апостол". Песнопения распределялись в русском Октоихе по восьми разделам - гласам, а внутри их по дням недели в строгом порядке, зависимом от времени исполнения. Песнопения будних (седмичных) дней делились на вечерние и утренние. Воскресные же имели песнопения субботних малой и великой вечерен, повечерия, а также полунощницы и утрени. Триоди - наиболее древние книги византийской традиции, известны в России с XI в. Название Триодь переводится как Трипеснец (это малая композиция канона, состоящая из трех песен -од). В состав Триодей вошли произведения многих византийских авторов: V в. - Авксения, Анастасия Синаита, Романа Сладкопевца; VII - VIII вв., когда была создана основная часть гимнов - Софрония, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, КозьмыМаюмского и др. В IX в. братья Феодор и Иосиф Студиты пытались придать книге завершенный характер. Перевод Триодей на славянский язык был сделан в Болгарии в 916 г. Последующие переводы повлекли за собой разночтения, в силу чего тексты неоднократно исправлялись. В певческие Триоди вошли песнопения подготовительных недель к Великому Посту («недели»: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная), 7 седмиц поста, седмицы пасхального цикла ("недели":Пасхальная и Фомина, Жен-мироносиц, о расслабленном, о самарянине, о слепом, святых отец и Пятидесятница) и первой седмицы по Пятидесятнице ("неделя" Всех святых). Славянские Триоди делятся на Постную (до 6-й недели Великого Поста) и Цветную (с Лазаревой субботы до "Недели всех святых").
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.204.7 (0.009 с.) |