История понятия «симулякр». Ж. Бодрийар о симультантной природе окружающего мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История понятия «симулякр». Ж. Бодрийар о симультантной природе окружающего мира.



История понятия «симулякр». Ж. Бодрийар о симультантной природе окружающего мира.

Термин «симулякр» является авторским. Авторство традиционно приписывается Платону. В его модели репрезентации присутствуют идеальная модель – оригинал (эйдос), по отношению к которой возможны верные или неверные подражания. Модель репрезентации Платона – основана на неком соответсвии эйдоса материальному объекту. В этих отношениях может быть верное и неверное подражание (кот красивый и с колтунами). Истинность материальгого объекта определяется через категорию соответствия. Верные подражания – копии характеризуются своим сходством (с моделью), а неверные подражания – симулякры – своим отличием. Симулякр – знак, который разрушает реальность. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной.

Симулякр - это образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это копия, оригинал которой безвозвратно потерян.

Бодрийяр обратил внимание на свойственное современному обществу явление симуляции - порождение абстракций, не имеющих связи с реальностью, замена реальности какими-то "знаками" реальности, или, как говорит jrob - текстами. Концепция «симуляции» у Бодрийяра раскрыла виртуальный характер современной реальности. Социальность уступает место симуляции.

«Симулякр – это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина».

В обществе уже не остаётся ничего кроме симуляции. Само понятие истины уже дискредитируется. Истину представляет собой симуляторы.

Бодрийяр предлагает рассматривать симуляцию как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре стадии развития.

· Первая – отражение некой глубинной реальности;

· Вторая – маскировка и извращение этой реальности;

· Третья – маскировка отсутствия всякой глубинной реальности;

· Четвертая – утрата всякой связи с реальностью, переход из строя видимости в строй симуляции, т.е. обращение знака в собственный симулякр.

Например, объявление в газете:

первое оно есть,

вторая - потом можно приукрасить, чтобы продать,

третья стадия – сама реклама становится продуктом – смотрим как эстетический продукт (например, на фестивале рекламы уже смотрим уже может быть оторвано от реальности (Банк Империала – нет Банка, а реклама осталась),

четвертая – если бы в Лондоне появилась слово ГОРАП, люди привыкают, потом появляется под ним «покупайте пылесос ГОРАП, чайник ГОРАП и т.д. – это примеры симуляторов.

Библейская символика романа М. Турнье «Элеазар».

Роман "Элеазар" религиозный. В основу положен библейский миф - Исход Моисея из египетской земли в Землю Обетованную. Символикой проникнуто всё произведение - трость-змей, Элеазар изначально пастух, затем пастор, сорокодневное плавание, переход через пустыню, Калифорния - Земля Обетованная. Конечно, для современного толкования Турнье выбрал середину 19 века - время повальной эмиграции в Новый Свет. Именно в это время в Новом Свете библейские события обретают новое значение. Основными символами романа являются Источник - Вода, требование народом Израилевым у Моисея воды в пустыне - и Куст - Огонь, горящий куст, говорящий Гласом Господа. При том, что изначально Турнье акцентирует внимание, что: В БОРЬБЕ ВОДЫ И ОГНЯ ВСЕГДА ГИБНЕТ ОГОНЬ то есть мирское побеждает священное, Турнье решает завершить произведение символично в пользу священного. Если абстрагироваться от библейского сюжета, то Источник - это жизненный инстинкт, Куст - мораль. А это уже извечная проблемная дихотомия, чем же всё-таки руководствоваться при свершении тех или иных поступков.

История понятия «симулякр». Ж. Бодрийар о симультантной природе окружающего мира.

Термин «симулякр» является авторским. Авторство традиционно приписывается Платону. В его модели репрезентации присутствуют идеальная модель – оригинал (эйдос), по отношению к которой возможны верные или неверные подражания. Модель репрезентации Платона – основана на неком соответсвии эйдоса материальному объекту. В этих отношениях может быть верное и неверное подражание (кот красивый и с колтунами). Истинность материальгого объекта определяется через категорию соответствия. Верные подражания – копии характеризуются своим сходством (с моделью), а неверные подражания – симулякры – своим отличием. Симулякр – знак, который разрушает реальность. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной.

Симулякр - это образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это копия, оригинал которой безвозвратно потерян.

Бодрийяр обратил внимание на свойственное современному обществу явление симуляции - порождение абстракций, не имеющих связи с реальностью, замена реальности какими-то "знаками" реальности, или, как говорит jrob - текстами. Концепция «симуляции» у Бодрийяра раскрыла виртуальный характер современной реальности. Социальность уступает место симуляции.

«Симулякр – это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина».

В обществе уже не остаётся ничего кроме симуляции. Само понятие истины уже дискредитируется. Истину представляет собой симуляторы.

Бодрийяр предлагает рассматривать симуляцию как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре стадии развития.

· Первая – отражение некой глубинной реальности;

· Вторая – маскировка и извращение этой реальности;

· Третья – маскировка отсутствия всякой глубинной реальности;

· Четвертая – утрата всякой связи с реальностью, переход из строя видимости в строй симуляции, т.е. обращение знака в собственный симулякр.

Например, объявление в газете:

первое оно есть,

вторая - потом можно приукрасить, чтобы продать,

третья стадия – сама реклама становится продуктом – смотрим как эстетический продукт (например, на фестивале рекламы уже смотрим уже может быть оторвано от реальности (Банк Империала – нет Банка, а реклама осталась),

четвертая – если бы в Лондоне появилась слово ГОРАП, люди привыкают, потом появляется под ним «покупайте пылесос ГОРАП, чайник ГОРАП и т.д. – это примеры симуляторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.007 с.)