Москва
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины |
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы |
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускника) |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы |
5. Содержание дисциплины |
5.1. Тематический план для очной формы обучения |
5.2. Тематический план для заочной формы обучения |
5.3. Содержание разделов и тем дисциплины |
5.4. Содержание занятий семинарского типа |
6. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации |
7. Ресурсное обеспечение |
7.1. Перечень основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов |
7.2. Перечень информационных технологий и ресурсов сети «Интернет» |
8. Описание материально-технической базы |
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Изучение дисциплины «Уголовно-правовые и криминологические проблемы защиты прав и свобод личности» является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки обучающихся по направлению подготовки 40.04.01.
|
Цели изучения учебной дисциплины:
- формирование у обучающихся знаний о правах человека, о законодательстве и механизмах защиты прав российских граждан, а также прав иностранцев, связанных с их пребыванием в России;
- формирование профессиональных навыков в сфере защиты прав человека;
- формирование у обучающихся научного представления об актуальных проблемах в области защиты прав и свобод личности, как одной из ведущих дисциплин, о ее роли и месте в системе других юридических дисциплин.
Основные задачи учебной дисциплины:
1. формирование у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных компетенции (ПК) посредством выработки у них представления об основных направлениях развития законодательства и правовой науки в данной сфере уголовно-правовых отношений;
2. рассмотрение системы прав и свобод человека и гражданина, правомерных основ их ограничения государством;
3. характеристика конституционно-правовых гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина;
4. изучение содержания механизма защиты (охраны) прав и свобод человека и гражданина;
5. уяснение роли в защите прав и свобод человека и гражданина различных органов государственной власти, местного самоуправления, международных органов (организаций), общественных объединений, самозащиты;
6. анализ проблем и основных направлений совершенствования механизма защиты (охраны) прав и свобод человека и гражданина;
7. выработка у обучающихся навыков работы с нормативно-правовыми документами, научно-исследовательской работы, формирование профессионального правового сознания юриста.
Компетенция
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю),
Характеризующие этапы формирования компетенций
ОК-1
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
способность обладать устойчивыми представлениями о своей будущей профессиональной деятельности, иметь сформированное убеждение о ее социальной значимости; обладать достаточным уровнем профессионального сознания, что позволяет понимать сущность коррупционного поведения, успешно применять способы его недопущения, соблюдая законы и уважая права граждан
|
В области знания и понимания (А)
Знать
В области интеллектуальных навыков (В)
Уметь
Владеть
ОК-2
Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
способность находить эффективные организационно-управленческие решения, самостоятельно осваивать прикладные знания необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики, оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения, применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях
В области знания и понимания (А)
Знать
В области интеллектуальных навыков (В)
Уметь
Владеть
ПК-2
|
Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
способность обоснованно принимать решения в пределах функций уполномоченных органов и должностных лиц на основе норм материального и процессуального права, обеспечивать использование, исполнение и соблюдение правовых предписаний субъектами права
В области знания и понимания (А)
Знать
В области интеллектуальных навыков (В)
Уметь
Владеть
|
ПК-3
Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
готовность на основе знания соответствующих правовых актов, понимания общественной значимости законности, правопорядка и безопасности личности, общества, государства предлагать и применять конкретные меры по их обеспечению в рамках своих должностных обязанностей
В области знания и понимания (А)
А1 – знает законодательство в сфере охраны правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
А2 – знает должностные обязанности работников в рамках своей профессиональной деятельности по обеспечению законности и правопорядка, а также безопасности личности, общества, государства;
А3 – знает критерии квалификации действий или бездействий физических лиц, нарушающих законность и правопорядок, безопасность личности, общества, государства;
А4 – знает методы и способы по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
В области интеллектуальных навыков (В)
В1 – умеет применять положения должностных обязанностей работников судов в области обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
В2 – умеет применять нормы закона при реализации должностных обязанностей в области обеспечения законности и правопорядка в рамках предполагаемых видов своей профессиональной деятельности;
ПК-4
Способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
способность на основе комплекса необходимых знаний и навыков выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения, использовать технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных и иных процессуальных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных преступлений и иных правонарушений и принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав
В области знания и понимания (А)
А2 – знает отраслевое законодательство и иные нормативные правовые акты как базовую основу выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений;
А3 – знает систему, формы и методы деятельности правоохранительных органов по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений;
|
А4 – знает криминалистическую тактику следственных действий;
В области интеллектуальных навыков (В)
В2 – умеет выдвигать криминалистические версии о событиях, происшествиях и осуществлять мероприятия по их проверке;
В3 – умеет готовить материалы для производства экспертных исследований;
В4 – умеет использовать помощь общественности, средств массовой информации в расследовании преступлений, принимать и реализовывать решения, направленные на пресечение подготавливаемых и совершаемых правонарушений, а также принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав;
ПК-5
Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
способность анализировать причины, порождающие противоправное поведение; разрабатывать общие и частные меры по профилактике и предупреждению правонарушений; устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений, использовать методики специально – криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений, осуществлять комплекс мероприятий по предупреждению правонарушений и устранению условий и причин их совершения
В области знания и понимания (А)
Знать
В области интеллектуальных навыков (В)
Уметь
Владеть
ПК-7
Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты
способность на основе знаний смысла правового регулирования, путем профессионального использования приемов, правил и средств интерпретации правового материала квалифицированно осуществлять уяснение и разъяснение содержания нормативных правовых актов
В области знания и понимания (А)
Знать
В области интеллектуальных навыков (В)
Уметь
Владеть
ПК - 11
Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права
способность исследовать явления правовой жизни, используя эвристическую технологию научного мышления, систематизировать объективные знания о правовой действительности
В области знания и понимания (А)
Знать
В области интеллектуальных навыков (В)
Уметь
Владеть
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них:
Виды учебных занятий |
Всего часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |
1. Контактная работа (по видам учебных занятий): | 22 | 12 |
Лекции | 4 | 2 |
Лабораторный практикум | 2 | 2 |
Практические занятия (из них практические занятия с ИАМ) | 16 (6) | 8 (4) |
Консультация | ||
2. Контактная работа по промежуточной аттестации на одного обучающегося | 0,13 | 0,13 |
Форма промежуточной аттестации | Зачет | Зачет (3,87) |
3. Самостоятельная работа (всего), в т. ч.: | 49,87 * | 56 |
Выполнение реферата (эссе, статьи) | 5 | 5 |
Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы и т.п. | 20 | 20 |
Проработка конспектов лекций, обязательной и дополнительной литературы (с составлением конспекта или без) | 9,87 | 15 |
Подготовка презентации в MS Power Point | 10 | 5 |
Подготовка доклада (сообщения) | 5 | 11 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план для очной формы обучения
Наименование разделов и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации |
Контактная работа, час. | СР |
Всего |
Компетенции | |||||
Л | ПЗ | ПЗ с ИАМ | Лаб. | КСР | ПА на одного обучающегося | ||||
Тема 1. Обеспечение прав и свобод личности в российском праве. | 1 | 2 | 3 | 6 | ОК-2 ПК-2 ПК-3 | ||||
Тема 2. Общая характеристика преступлений против личности | 2 | 5 | 7 | ПК-4 ПК-11 | |||||
Тема 3. Преступления против жизни | 1 | 1 | 7 | 9 | ПК-2 ПК-4 ПК-7 | ||||
Тема 4. Преступления против здоровья | 1 | 1 | 7 | 9 | ПК-2 ПК-4 ПК-7 | ||||
Тема 5. Преступления против свободы, чести и достоинства личности | 2 | 1 | 5 | 8 | ПК-2 ПК-4 | ||||
Тема 6. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности | 2 | 1 | 5 | 8 | ПК-2 ПК-4 | ||||
Тема 7. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина | 2 | 1 | 5 | 8 | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 | ||||
Тема 8. Преступления против семьи и несовершеннолетних | 2 | 1 | 5 | 8 | ПК-2 ПК-5 | ||||
Тема 9. Криминологическая характеристика и проблемы профилактики преступлений против личности | 1 | 4 | 5 | ПК-4 ПК-5 | |||||
Зачет | 0,13 | 3,87 | 4 | ||||||
Итого | 4 | 10 | 6 | 2 | 0,13 | 49,87 | 72 |
5.2. Тематический план для заочной формы обучения
Наименование разделов и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации |
Контактная работа, час. | СР |
Контроль |
Всего |
Компетенции | |||||
Обз. Л | ПЗ | ПЗ с ИАМ | Лаб. | КСР | ПА на одного обучающегося | |||||
Тема 1. Обеспечение прав и свобод личности в российском праве. | 2 | 1 | 4 | 6 | ОК-2 ПК-2 ПК-3 | |||||
Тема 2. Общая характеристика преступлений против личности | 2 | 5 | 7 | ПК-4 ПК-11 | ||||||
Тема 3. Преступления против жизни | 1 | 8 | 9 | ПК-2 ПК-4 ПК-7 | ||||||
Тема 4. Преступления против здоровья | 1 | 7 | 9 | ПК-2 ПК-4 ПК-7 | ||||||
Тема 5. Преступления против свободы, чести и достоинства личности | 1 | 1 | 6 | 8 | ПК-2 ПК-4 | |||||
Тема 6. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности | 1 | 1 | 6 | 8 | ПК-2 ПК-4 | |||||
Тема 7. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина | 8 | 8 | ОК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 | |||||||
Тема 8. Преступления против семьи и несовершеннолетних | 1 | 7 | 8 | ПК-2 ПК-5 | ||||||
Тема 9. Криминологическая характеристика и проблемы профилактики преступлений против личности | 5 | 5 | ПК-4 ПК-5 | |||||||
Зачет | 0,13 | 3,87 | 4 | |||||||
Итого | 2 | 4 | 4 | 2 | 0,13 | 56 | 3,87 | 72 |
5.3. Содержание разделов и тем дисциплины
Мозговой штурм.
Цель –формирование у обучающихся умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения обучающихся в области уголовно-правовых и криминологических проблем защиты прав и свобод личности.
Работа в малых группах.
Цель – развитие юридического мышления при анализе практических ситуаций.
Практические ситуации по выбору преподавателя.
Вопросы к обсуждению:
1. Понятие преступлений против жизни и здоровья и их общая характеристика.
2. Преступления против жизни человека.
3. Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 105 УК).
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщения по вопросу: «Доведение до самоубийства (ст. 110 УК). Отличие от убийства (ст. 105 УК)».
Примерные темы эссе:
1. Общее понятие убийства. Виды убийства и других преступлений против жизни;
2. Причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК). Квалифицирующие признаки.
Номера задания: по выбору преподавателя.
Источники:
- обязательные см.список
- дополнительные: доп. список.
Практическое занятие с ИАМ по теме 4:
«Преступления против здоровья человека»
Цель –формирование у обучающихся умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения обучающихся в области уголовно-правовых и криминологических проблем защиты прав и свобод личности.
Работа в малых группах.
Цель – развитие юридического мышления при анализе практических ситуаций.
Практические ситуации по выбору преподавателя.
Вопросы к обсуждению:
1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК). Понятие и критерии причинения тяжкого вреда здоровью. Квалифицирующие, особо квалифицирующие признаки этого преступления. Отграничение умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК) от убийства (ст. 105—108 УК) и причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК).
2. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК). Понятие и критерии причинения средней тяжести вреда здоровью. Квалифицирующие признаки. Отличие от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК).
3. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК).
4. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114 УК).
5. Умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК). Понятие и критерии причинения легкого вреда здоровью. Квалифицирующий признак. Отличие от умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК).
6. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК). Квалифицирующий признак.
Преступления, ставящие в опасность здоровье и жизнь человека.
7. Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК). Квалифицирующие признаки.
8. Заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК). Виды заражения ВИЧ-инфекцией. Квалифицирующие признаки заражения другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни. Отличие заражения ВИЧ-инфекцией от убийства (ст. 105 УК).
9. Незаконное производство аборта (ст. 123 УК). Квалифицирующий и особо квалифицирующий признак.
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщения по вопросу: «Понятие и виды причинения вреда здоровью человека».
Примерные темы эссе:
1.Отграничение умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК) от убийства (ст. 105—108 УК) и причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК);
2. Оставление в опасности (ст. 125 УК). Отличие от убийства (ст. 105 и 106 УК).
Номера задания: по выбору преподавателя.
Источники:
- обязательные см.список
- дополнительные: доп. список.
Практическое занятие по теме 5:
«Преступления против свободы, чести и достоинства личности»
Цель и задачи: изучитьпонятие, общую характеристику и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности.
Вопросы к обсуждению:
1.Преступления против личной свободы.
2.Незаконное лишение свободы (ст. 127 УК). Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки. Отличие от похищения человека (ст. 126 УК).
3.Торговля людьми. Квалифицированные и особо квалифицированные виды этого преступления. Отграничение от иных преступления против свободы. Специальное основание освобождения от ответственности за данное преступление (ст. 127.1 УК).
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщения по вопросу: «Понятие преступлений против свободы, чести и достоинства личности, их общая характеристика и виды».
Примерные темы эссе:
1. Похищение человека (ст. 126 УК). Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки. Условия освобождения от уголовной ответственности за похищение человека;
2. Клевета (ст. 128.1 УК). Отличие от заведомо ложного доноса (ст. 306 УК).
Номера задания: по выбору преподавателя.
Источники:
- обязательные см.список
- дополнительные: доп. список.
Практическое занятие с ИАМ по теме 5:
«Преступления против свободы, чести и достоинства личности»
Мозговой штурм.
Цель –формирование у обучающихся умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения обучающихся в области уголовно-правовых и криминологических проблем защиты прав и свобод личности.
Работа в малых группах.
Цель – развитие юридического мышления при анализе практических ситуаций.
Практические ситуации по выбору преподавателя.
Вопросы к обсуждению:
1.Использование рабского труда. Квалифицированные и особо квалифицированные виды этого преступления.
2.Незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК). Квалифицирующие признаки. Отличие от незаконного лишения свободы (ст. 127 УК).
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщение по вопросу: «Клевета (ст. 128.1 УК). Отличие от заведомо ложного доноса (ст. 306 УК)».
Примерные темы эссе:
1. Преступления против чести и достоинства личности.
Номера задания: по выбору преподавателя.
Источники:
- обязательные см.список
- дополнительные: доп. список.
Практическое занятие по теме 6:
«Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»
Цель и задачи: изучитьпонятие, характеристику и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Вопросы к обсуждению:
1.Виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
2.Понуждение к действиям сексуального характера. (ст. 133 УК).
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщение по вопросу: «Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности и их общая характеристика».
Примерные темы эссе:
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.144 с.)