Установление контакта с аутичным ребенком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление контакта с аутичным ребенком.



Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

Содержание занятий

Кол-во часов

Номера занятий
Первичная диагностика. Методика наблюдения.

1

1

 

1.ЭТАП    
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций 1 2
Диагностика активности 1 3
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений 1 4
Диагностика оценки своего поведения 1 5
Диагностика внимания, памяти 1 6
2.ЭТАП    
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» 1 7
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». 1 8

 

 

3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» 1 9
3.ЭТАП    

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

1

10
 
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) 1 11
4.ЭТАП    
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. 1 12
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. 1 13
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. 1 14
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. 1 15
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья 1 16
5.ЭТАП    
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ 1 17
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ 1 18
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. 1 19
6.ЭТАП    
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. 1 20

 

Итоговая диагностика. Диагностика активности. 1 21
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. 1 22
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. 1 23
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. 1 24
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. 1 25
ВСЕГО 25 25

Установление контакта с аутичным ребенком.

Занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

Занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Психотехнические игры.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

Занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

Занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Занятие: игра «Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

 

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

Содержание занятий

Кол-во часов

Номера занятий
Первичная диагностика. Методика наблюдения.

1

1

 

1.ЭТАП    
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций 1 2
Диагностика активности 1 3
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений 1 4
Диагностика оценки своего поведения 1 5
Диагностика внимания, памяти 1 6
2.ЭТАП    
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» 1 7
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». 1 8

 

 

3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» 1 9
3.ЭТАП    

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

1

10
 
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) 1 11
4.ЭТАП    
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. 1 12
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. 1 13
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. 1 14
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. 1 15
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья 1 16
5.ЭТАП    
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ 1 17
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ 1 18
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. 1 19
6.ЭТАП    
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. 1 20

 

Итоговая диагностика. Диагностика активности. 1 21
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. 1 22
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. 1 23
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. 1 24
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. 1 25
ВСЕГО 25 25

Установление контакта с аутичным ребенком.

Занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

Занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.02 с.)