Возрастные особенности развития детей 5-6 лет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет.



Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница», таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Раздел Тема Цель
1. «Количество и счет» Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
2. «Геометрические фигуры» Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины» Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5. «Решение логических задач» Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

 

 

 

                  Сентябрь Цель
Диагностика (2 недели)     1.«Количество и счет» «Расставь числа по порядку»     2. «Количество и счет» «Соседи числа»     3.«Геометрические фигуры» «Волшебные фигуры»   4.«Геометрические фигуры» «На что похоже?»     Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.   Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее».   Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам   Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур

 

Октябрь

 

1.«Количество и счет» «Порядковый счёт» «Что такое «порядок»?»   2. «Количество и счет» «Порядковый счёт»     3.«Определение величины» «Весёлые кошечки»     4.«Определение величины» Игра «Танграм» Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку.   Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание   Закреплять счет в пределах 10. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.   Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. Изготовление поделок. Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов.

Ноябрь

 

1.«Количество и счет» «Счёты»   2.«Количество и счет» «Какой? Сколько?»   3 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» Интересные слова «между», «за», «после», «перед».     4 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»  «Левая и правая рука»     Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение. Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение.   Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.   Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени.     Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

 

Декабрь

1.«Количество и счет» «По порядку рассчитайся!»     2.«Количество и счет» «Весёлые домики»     3.«Решение логических задач» «Деление целого на части»   4.«Решение логических задач» «Задачи на смекалку»    Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.     Закреплять счет в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.     Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).   Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

 

Январь

1. «Количество и счет» «Королевство цифр» «Пишем цифры: 0,1,2,3»   2. «Количество и счет» «Пишем цифры: 4,5,6»     3.«Геометрические фигуры» «Кошкин дом»     4.«Геометрические фигуры» «Волшебные превращения геометрических фигур» «Сделай сам зверюшек» (сгибание, разрезание, вырезание).   Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.     Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.     Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Закреплять знания о фигурах  (трапеции, ромбе), дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.     Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Закрепить фигуры (трапеция, ромб), понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами. Развивать зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.  

 

 

Февраль

1. «Количество и счет» «Пишем цифры: 7,8,9»   2. «Количество и счет» «Весёлые домики»     3.«Определение величины» «Измерительные приборы: линейка, весы, часы» «Линейки»   4.«Определение величины» «Весы. Их использование»     Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.   Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять состав чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.     Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.     Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес» Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

 

Март

1. «Количество и счет» «Весёлые птички»     2. «Количество и счет» «Весёлые птички»     3. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки»   4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» «Дни недели»     Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.     Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.     Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с часами.     Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.  

Апрель

 1. «Количество и счет»   2. «Количество и счет»     3.«Решение логических задач» «Задачи на действия (сложение и вычитание)»   4.«Решение логических задач» «Задачи на разделение целого на части» «Волшебные монетки»     Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.     Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.   Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.   Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.  

 

Май

1.  «Количество и счет»     2. «Количество и счет»   3.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»     4.«Решение логических задач»     5. МОНИТОРИНГ. Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.   Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.     Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.   Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).  

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Занятия проводятся в свободное время в форме кружковой работы, которые проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня длительностью 25 минут. Полученные знания и умения дети показывают на математическом празднике. Используемые методы и приемы:

- практические (игровые);

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание; преобразование;

- конструирование.

Знакомство детей с новой игрой осуществляется по следующим этапам:

I. Этап внесение новой игры

Цель: знакомство с новой игрой, её особенностями и правилами.

II. Собственно игра

Цель: развивать познавательные процессы, мыслительные операции, игровые действия. 

 III. Самостоятельная игра детей.

Цель: развивать творческие способности, воображение, способность к конструированию и моделированию.

Материально-техническое обеспечение:

1. Дидактические игры.

2. Демонстрационный материал к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша.

3.Сюжетно-дидактические игры «Страна блоков и палочек», «Давайте     вместе поиграем», «В поисках затонувшего клада» и т.д.

4. Цветные счётные палочки Кюизенера.

5. Блоки Дьенеша.

6. Кубики Никитина «Сложи узор»

Графические диктанты.

8. Плоскостные игры-головоломки.

2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Формы организации кружка:

Ø Традиционные

Ø Комбинированные

Ø Практические

Ø Игры, конкурсы

 

Методы:

Ø Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Ø Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

Ø Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Ø Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

Ø Показ мультимедийных материалов

 

Особое внимание уделялось развитию логического мышления.

Работа распределяется по разделам:

· Количество и счет,

· Ознакомление с геометрическими фигурами,

· Определение величины.

· Ориентировка во времени и в пространстве.

· Решение логических задач.

День проведения кружка- вторник, среда

Время- 15.30-15:55

Продолжительность - 25 мин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.12 (0.045 с.)