Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра социальной педагогики
Кафедра социальной педагогики
Учебно-методический комплекс по дисциплине по дисциплине «Основы профориентологии»
для специальности 050711 «Социальная педагогика»
Пермь 2010 УДК 37.04 (075.8) ББК Ч 421.052.6 О – 753 Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Пермского государственного педагогического университета В.В. Коробкова Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Т.П.Гаврилова О – 753 Основы профориентологии: учеб.-метод. комплекс курса для специальности 050711 – "Социальная педагогика" / авт.-сост. Т.П.Гаврилова; Перм. гос. гумм.-пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 44с. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы профориентологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050711 «Социальная педагогика», утвержденного 31 января 2010г. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации. Адресовано студентам, обучающимся по специальности "Социальная педагогика".
УДК 37.04 (075.8) ББК Ч 421.052.6
Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
© Гаврилова Т.П., составление, 2010 © ГОУ ВПО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2010 Оглавление
1. Цели и задачи изучения дисциплины Обоснованный выбор школьниками вида деятельности и форм занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями экономики, самоопределение при выборе и планировании карьеры являются необходимыми условиями для эффективного функционирования рынка труда. Принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация населения, особенно молодежи, впервые вступающей на рынок труда. Как свидетельствует статистика, до 40% учащихся заканчивают школу, не сделав свой профессиональный выбор; 45% абитуриентов профшколы не уверены, что выбор их правильный; каждый третий выпускник вузов не удовлетворен своей специальностью. Молодежь России ставит ценность труда на 14 место в общей шкале жизненных приоритетов (по сравнению с 2-3-м местом у молодого поколения в развитых странах). Сегодня молодые люди ориентированы на получение образования как такового, без учета профессии. Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии. Данные обследования выпускников школ показывают, что в системе их жизненных ценностей снижается значимость (ценность) профессионального труда; отсутствует готовность поменять профессию и рабочее место; появляется психологический страх перед рынком труда и профессией.
Проблемы выбора профессии, трудоустройства и занятости молодежи в современных условиях характеризуются рядом противоречий: между спросом и предложением на рынке труда; потребностью рынка труда в повышенной квалификации и отсутствием ее у молодежи; необходимостью самообеспечения жизнедеятельности в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную защиту со стороны государства; желанием заниматься творческим трудом и ограниченными возможностями трудоустройства; необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и противоречащими этому личными интересами молодежи при выборе профессии. Все это подтверждает факт актуализации потребностей населения вообще и школьников в частности в профориентационных услугах, поскольку сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в общественно полезном труде и не всегда адекватно этому складывающимися субъективными устремлениями человека. В соответствии с государственным стандартом в учебный план специальности 031300 - "Социальная педагогика"введен новый курс "Основы профориентологии". Цель курса "Основы профориентологии" состоит в том, чтобы подготовить будущих социальных педагогов к профориентационной работе с детьми и подростками с целью их успешного профессионального самоопределения; педагогов, способных осуществлять разнообразную профориентационную деятельность: педагогическую диагностику, профпросвещение, профагитацию, профконсультирование. Задачи курса: дать студентам основные общетеоретические знания по изучаемому предмету; раскрыть сущность и специфику профориентационной деятельности с учащимися разного возраста; помочь овладеть знаниями об особенностях организации профориентационного процесса, методах, приемах и формах профориентационной деятельности социального педагога; на практических занятиях помочь студентам успешно овладеть умениями проведения профконсультаций, планирования и организации профориентационной работы в школе, методами профессиональной психолого-педагогической диагностики; методами морально-эмоциональной поддержки оптантов; методами оказания помощи в конкретном выборе и принятии самостоятельного решения в выборе профессий. Изучение курса предполагает включение студентов в творческую, исследовательскую деятельность: проведение практических занятий в форме деловых игр, коллективных творческих дел, выполнение исследовательских заданий, рефератов, их защиту на семинарских занятиях, проведение практических занятий в центре занятости населения, посещение выставки "Образование и карьера", встречи с социальными педагогами различных типов образовательных учреждений (ПУ, педагогический колледж, детский дом, школа-интернат) просмотр и изучение рекламных проспектов. Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения курса студент должен: Знать: · методологические основы предмета "Профориентология"; · профессиональную терминологию в рамках изучаемого курса; · названия и содержание современных профессий;
· теоретико-методологические основания педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения.
Уметь: · проводить профконсультации; · планировать и организовывать профориентационнную работу в школе в условиях профильного обучения; · проводить профессиональную психолого-педагогическую диагностику; · уметь осуществлять морально-эмоциональную поддержку оптантов; · оказывать помощь учащимся в принятии самостоятельного решения в выборе профессии
Иметь представление: · о современном рынке труда и его требованиях к профессионалу; · о профессиональных интересах и намерениях современного школьника. 3. Объем дисциплины 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.1.1. для одной специальности с учетом разных форм обучения
Содержание курса
Темы лекционных занятий
Тема 1. Теоретические основы профориентологии Основные концептуальные положения. Определение понятия "профориентология", цели и задачи науки. Предмет и методы исследования профориентологии. Концепция профессионального становления личности как частная методология профориентологии.
Тема 2. Профориентация как важная составляющая профориентологии. Определение понятия "профориентация". Цели и задачи профориентационной работы. Профориентация как система Цели и задачи профориентационной работы. Новые требования общества к организации профориентационной работы в общеобразовательной школе в современных экономических условиях. Учет объективных и субъективных факторов в процессе профориентационной деятельности. Определения понятий "профориентация", "профессия", "специальность", "должность", "адаптация", "профессионализация". Функции профориентации. Основные субъекты государственной системы профориентации и психологической поддержки. Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов. Критерии успешности профориентационной деятельности.
Тема 3. Профессиональное самоопределение Типы и уровни самоопределения. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде. Соотношение понятий "личностное самоопределение", "профессиональное самоопределение", "карьера". Характеристика самоопределения на разных возрастных этапах. Условия успешного профессионального самоопределения.
Тема 4. Теоретико-методологические основания педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения в условиях профильного обучения Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях модернизации образования. Концептуальные подходы к профессиональному самоопределению школьников в условиях профильного обучения. Предпосылки к становлению нового педагогического явления – профессиональной ориентации школьников.
Тема 5. Планирование и организация профориентационной работы в школе Структура профориентационной деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Цели и задачи профориентационной деятельности учащихся в общеобразовательной школе Структура системы профориентации. Место и роль социального педагога в деятельности школьной системы профориентации. Тема 6. Профессиональное консультирование Понятие "профессиональная консультация". Принципы организации и проведения профконсультации. Основные стратегии профконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы. Общее представление о практической профконсультационной методике. Типы профконсультаций: справочно-информационная, диагностическая, формирующая и медицинская. Критерии успешности профориентационной деятельности.
Тема 7. Педагогическая диагностика в профориентационной работе социального педагога Роль наследственности и природных задатков ребенка в выборе будущей профессии. Значение диагностики в профориентационной работе. Диагностика профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями ее развития. Классификация диагностических материалов на основе уровня сложности профориентационной работы.
Тема 8. Классификация профессий (по Е. Климову) Понятие о типах профессий, специальностей. Специальность типа человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система. Их общая характеристика. Классификационные признаки: цель труда, орудия труда, условия труда. Карта мира профессий. Современный мир профессий, тенденции в его развитии.
Тема 9. Профессиография. Профессиографические основы профконсультирования и профотбора Понятия: профессиографирование и профессиограмма. Типы профессиограмм. Различные варианты составления профессиограмм. Общая схема профотбора. Профотбор и профподбор. "Формула профессий". Схема анализа профессий и варианты ее использования в работе с группой и в индивидуальной профконсультации. Основная проблема профессиографирования и психологии труда. Тема 10. Психофизиологические основы способностей Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура способностей. Природные предпосылки способностей и таланта. Формирование способностей.
Тема 11. Профессиональная личная перспектива (ЛПП) Типы профпланов. Схема построения профессиональной личной перспективы как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения. Основные факторы выбора профессии. "Восьмиугольник" основных факторов выбора профессии (по Е.А.Климову).
Тема 12. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии Содержание и методы работы социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии. Методика пропагандыпедагогических знанийпопрофориентации среди родителей. Формы пропаганды педагогических знаний по профориентации среди родителей применительно к возрастным этапам развития школьников. Групповая и индивидуальная формы работы социального педагога с родителями. Привлечение родителей к профориентации школьников.
Тема 13. Этапы профессионализации Динамика развития профориентационной деятельности. Характеристика стадий развития: ознакомительная, адаптационная, стадия становления.
Тема 14. Просвещение как одно из основных направлений профориентационной деятельности Развитие профориентационно-психологической культуры учащихся (актуализация знаний о направленности, ценностных ориентациях и мотивационно-потребностной сфере личности, мире профессий и специальностей, определение жизненных планов, осознание важности временной перспективы, знакомство с основами теории и практики построения профессиональной карьеры).
Тема 15. Активные формы профориентационной работы Проблема активизации оптанта в профессиональном самоопределении. Основные модели активизации учащихся. Внешние и внутренние средства активизации. Основные группы активизирующих профориентационных методов: профориентационные игровые упражнения; сюжетно-ролевые игры; коллективно-творческие игры; бланковые игры; карточные информационно-поисковые технологии. Общая характеристика активизирующих профориентационных методов. Литература: · Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009
Тема 2. Формы и методы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников Форма проведения – семинар. Вопросы к теме: 1. Методы оптимизации социально-профессионального самоопределения школьников. 2. Суть активизирующего подхода к социально-профессиональному самоопределению школьников. Ценность активизирующего подхода к работе с проблемными подростками. 3. Этапы активизирующего подхода. Характеристика методов работы с учащимися на разных этапах работы: специфика профориентационной помощи на разных этапах развития субъекта профессионального самоопределения. Основы составления программ профориентационной помощи. Литература: · Пряжников Н.С., Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов/ Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.
Тема 3. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях Форма проведения – семинар. Вопросы к теме: 1. Актуальность проблем инновационной деятельности по профориентации. 2. Проектирование инновационной деятельности по профориентации в современной школе. Философские основы педагогического проектирования в гуманистической парадигме. 3. Содержание и организация процесса проектирования инновационной деятельности по профориентации. Литература: · Куляпин А. С. Инновационная деятельность по профориентации в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. – Пермь: ПИПО, ПСИ, ПССГК, 2005. – 128 с. · Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008. · Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении [Текст] / Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С., Федотова Е.Е., - М.: Сентябрь, 2009. – (Библиотека журнала "Директор школы"; вып. № 7 / 2009).
Тема 4. Совместная работа школы, семьи и предприятия по подготовке учащихся к выбору профессии Форма проведения – семинар. Вопросы к теме: 1. Содержание деятельности. 2. Роль родителей в трудовом воспитании детей, в выборе профессий. 3. Формы работы: анкетирование, интервьюирование, лекторий, семинары, конференции, вечера вопросов и ответов, участие родителей и представителей предприятий в классных, школьных и внешкольных мероприятиях по профориентации. 4. Планирование совместной работы. Литература: · Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009
Тема 5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу Форма проведения – семинар. Вопросы к теме: 1. Стратегии интеллектуального, социального и личностного развития в раннем юношеском возрасте. Особенности местного рынка труда и образовательных услуг. Динамика тенденций рынка рабочей силы. Индивидуальные образовательные маршруты, альтернативные способы их реализации. 2. Диагностические методики: анкета изучения жизненных потребностей, индекс жизненной удовлетворенности. 3. Упражнения и задания: "Профориентационная карта", "Маршруты успеха". Литература: · Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учебн. пособие для вузов: Издательский Центр Академия, 2010. -496 с. Тема 6. Организация и выполнение профессиональных проб школьников Форма проведения – практическое занятие. Литература: · Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Тема 7. Мониторинг готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению с позиции педагогической поддержки Форма проведения – практическое занятие. Литература: · Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10-11 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс,2007.
Тема 8. Профориентационные игры. Общая характеристика данных методик Форма проведения – практическое занятие. Игра "Стажеры-инопланетяне". Игра "Три судьбы ". Игра "Спящий город". Игра "Угадай профессию". Игра "Профконсультация". Литература: · Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008
Тема 9. Игровые профориентационные упражнения. Общая характеристика методик Форма проведения – практическое занятие. Упражнение "Подарок" ("Любимое блюдо", "Маскарадный костюм"), "Профессия на букву…", "Самая-самая", "Цепочка профессий", "День из жизни", "Человек-профессия" (по типу "Ассоциаций"), "Автопортрет", "Кто есть кто?", "Походка", "Пять шагов", "Ловушки капканчики", "Эпитафия", "Звездный час", "От звезды до звезды". Литература: · Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008
Тема 10. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений и интеллектуальных возможностей учащихся Форма проведения – практическое занятие. Познавательные интересы и склонности. Механизмы формирования и развития познавательных интересов. Выраженность коммуникативных и организаторских способностей. Раннее выявление лидерства и его влияние на выбор интересов и предпочтений. Диагностические методики: карта интересов, тест интересов и склонностей, КОС (коммуникативные и организаторские способности). Упражнения и задания: "Человек и профессия", "Вакансии", "Определение типа личности". Литература: · Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников / Т.Л. Павлова. – М., 2005.
Тема 11. Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов Форма проведения – практическое занятие. Эмоциональные переживания как индикаторы образовательных предпочтений и помехи их реализации. Самооценка и притязания. Рациональные способы преодоления самооценочных переживаний в ситуациях интеллектуальной конкуренции. Проблемы волевой саморегуляции познавательной деятельности. Диагностические методики: "Мотивы выбора профессии", "Изучение уровня самооценки", "Самооценка волевых качеств личности" Упражнения и задания: "Ловушки профессии", "Ценностный аукцион", "Препятствие". Анкеты: "Изучение жизненных потребностей", "Мотивы выбора профессии", "Ценностные ориентации", "Трудовые ценностные ориентации молодежи". Литература: · Тутубулина, Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубулина. – Ростов н./Д, 2005.
Тема 12. Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМ Форма проведения – лабораторно-практическое занятие. Диагностика профессиональной готовности. Диагностика творческого потенциала. Схема альтернативного выбора профессии. Диагностика профессиональных предпочтений личности. Интеллектуальные способности и успешность деятельности. Литература: · Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009
Тема 13. Проектирование личностного профессионального плана (ЛПП) Форма проведения – практическое занятие. Литература: · Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009
Тема 14. Самопрезентация Форма проведения – практическое занятие. Методика составления резюме; подготовка к интервью с работодателем. Ролевая игра "Интервью". Литература: · Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.
Тема 15. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии Форма проведения – практическое занятие. Деловая игра: "Организация и проведение родительского собрания с родителями учащихся 9 – 11 классов (тему собрания определяют сами студенты). Литература: · Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11 классов. Воспитание в условиях профильного обучения / Н.Ф. Дик, Т. И. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Основная 1. Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 3. Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008. Дополнительная 1.Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008 2. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы 2-ой Всерос. науч.-практ. конф. 30 июня – 1 июля 2008 г. – Самара: Самарская гуманит. акад., 2008. 3. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении [Текст] / Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С., Федотова Е.Е., - М.: Сентябрь, 2009. – (Библиотека журнала "Директор школы"; вып. № 7 / 2009). 4. В лабиринте профессий [Текст] / [ред.- сост. Л.И. Жук]. – Минск: Красико – Принт, 2010. 5. Мониторинг профессионального самоопределения личности учащихся [Текст]: коллектив. моногр. / М-во образования РФ, ПГПУ; [авт. коллектив: Гаджиева Л.А. и др.; научн. ред. Лебедева И.П.]. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2004.
6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин - компьютерное и мультимедийное оборудование; - пакет прикладных обучающих тестовых программ; - видео- средства обучения;
6.3. Методические указания студентам Задания для самостоятельной работы
1. Изучить самостоятельно следующие темы и подготовиться к собеседованию по ним: · взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза; · обзорная характеристика мира профессий; · о профессиональном самоопределении в подростковом и юношеском возрасте; · развитие профориентации в дореволюционной (царской) России, СССР и Российской Федерации; · профориентация как элемент государственной кадровой политики и как частная проблема; · профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов; · предпрофильная и профильная ориентация школьников; · роль современных средств массовой информации в формировании профессиональных и жизненных стереотипов; · психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху рыночных отношений; · престижность профессии как фактор профессионального самоопределения старшеклассников; · представление об успешной карьере как фактор профессионального самоопределения подростков; · влияние тревожности подростков на профессиональные выборы; · зависимость профессионального самоопределения от уровня развития интеллекта; · ценностно-смысловые ориентации в профессиональном самоопределении; · зависимость профессиональных выборов от личностных особенностей старших подростков.
2. Подготовиться к терминологическому диктанту (Приложение 1). 3.Изучить определения современных профессий, подготовиться к контрольной работе (Приложение 2). 1. Изучить содержание и методику проведения профориентационных игр для последующей реализации их на практических занятиях. Бланковые игры с классом: 1. "Бизнес-риск-мен"; 2. "Торг"; 3. "Я-компаньон". Карточные бланковые игры: · "Комплимент"; · "Медоворот"; · "Болван"; · "Сударь-государь". 5. Работа с ПК по профессиональной диагностике учащихся: · Диагностические материалы для изучения познавательной сферы старшеклассников: - Анкета старшеклассника; - Карта интересов; - Определение типа личностной направленности; - Тест интересов и склонностей; - Схема анализа профессии. · Диагностические материалы для изучения мотивационно-потребностной сферы старшеклассников: - Анкета изучения жизненных потребностей;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.015 с.) |