Сергей Павлович Королёв (1906-1966) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сергей Павлович Королёв (1906-1966)



Сергей Павлович Королёв (1906-1966)

Выдаю­щийся ученый и конструктор, внесший определяю­щий вклад в развитие ракетно-космической техники. С ранних лет интересовался авиацией, еще в период обучения в вузе начал работать в области ракето­строения.

Арестован по ложным обвинениям в том, что разработки ракетной техники велись якобы без достаточных теоретических оснований, что допус­тил вредительство при создании ракеты "212"; Военной коллегией Верховного Суда (под предсе­дательством Ульриха) приговорен к 10 годам лаге­рей с поражением в правах и конфискацией имуще­ства (27.IX.38). В 1939 г. направлен в район Мага­дана на золотые прииски, где его, погибающего от истощения, заметил (ранее знакомый с ним) быв­ший директор авиазавода № 156 Михаил Александ­рович Усачев (отбывавший 15 лет лагерей после ги­бели В. П. Чкалова); воспользовавшись личным ав­торитетом среди заключенных, Усачев спас его от гибели (в начале 1960-х гг. Усачев работал замести­телем главного инженера в КБ Королева). В начале марта 1940 г. дело Королева С.П. опять было направлено на доследование, но было подготовлено повторное лож­ное обвинительное экспертное заключение комиссии (которой, как и в первый раз, руководил Костиков), постановлением Особого совещания НКВД (под председательством Л. Берии) был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (10.VII.1940). Ходатайства депутатов (Громов и др.) о его освобождении оставлены без удовлетворения.

Из обвинительных заключений экспертной комиссии Королев С.П. узнал об успешном испытании в апреле 1940 г. раке­топланов, над которыми работал с 1935 г. Написал письмо Сталину (13.XII.40), в котором обосновал важное военное значение проводившихся им работ по ракетным самолетам и свою невиновность. По ходатайству А.Н. Туполева, ему разрешили работать в Особом техническом бюро НКВД (начальник — А.Н. Туполев, ОТБ размещалось вначале в Болышево, затем переведено в Москву); в этом же КБ (впослед­ствии ЦКБ-29 НКВД) работали сотни других высо­коквалифицированных инженеров (среди них кон­структоры самолетов Мясищев, Петляков, Поликар­пов). После эвакуации в г.Омск работал конструкто­ром и заместителем начальника цеха авиастроитель­ного завода (будущего завода ПО «Полет») под руководством А.Н. Туполева. В 1942 г. переведен в Казань на завод № 16 для работы в специальном КБ (которым руко­водил также находившийся в заключении В. П. Глушко) над проектом реактивного самолета (пер­вый полет пикирующего бомбардировщика Пс-2 со­стоялся 1.Х. 1943 г.). Один из разработчиков ракетно­го двигателя для самолета Ла-7Р. Ознакомлен с ука­зом об освобождении из заключения (9.VII1.1944).

В 1945 г. направлен в Германию для изучения опыта работ по ракетам фон Брауна. Один из создателей ракеты Р-1, с которой началась послевоенная история совет­ской ракетной техники. В январе 1955 г. завершил испытания ракеты Р-5М — стратегической, способ­ной нести ядерный заряд. В 1950-е гг. обратился в Главную военную прокуратуру с просьбой о пере­смотре его дела. Обеспечил первый запуск Р-7 (15.V1957), а затем и достижение успешного резуль­тата уже на четвертом запуске (21.VIII.57). Его раке­та Р-7 ("семерка") вывела первый ИСЗ и корабль с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным; вплоть по 1990-е гг. "семерки" успешно работали как на мирный космос, так и для военных нужд. Разрабо­тал новую мощную ракету-носитель H 1 (для полета человека на Луну) (первый за­пуск 21.11.1969 г.), летные испытания которой нача­лись уже без него; однако вскоре программа созда­ния этой ракеты была прекращена. В годы секретнос­ти публиковал статьи под псевдонимом "профессор К. Сергеев".

Под его руководством был разработан научно-исследовательский ракетный комплекс «Мир», созданы ракета «Вертикаль» и серия атмосферных и астрофизических научных зондов, внедрены в производство космические аппараты «Циклон» и «Цикада», космические аппараты «Надежда» и «ГЛОНАСС».

Клинышков Александр Семенович родился в с. Исакове Похвистневского района Куйбышевской области. Окончил Исаковскую среднюю школу (1946), Куйбышевский авиационный институт (1953). Направлен на Омский авиационный завод, где работал технологом, конструктором, начальником конструкторской бригады, главным конструктором (1954-1976). Главный конструктор, заместитель генерального директора ПО «Полет» (1976-1992). А. С. Клинышков внес значительный вклад в развитие конструкторского бюро ПО «Полет» как проектной организации. Под его руководством КБ выполнен ряд проектно-конструкторских разработок, позволивших получить большой объем ценной научной информации о Земле и космосе, расширить области освоения и использования космического пространства в интересах науки, народного хозяйства и обороны, пополнить арсенал отечественной ракетно-космической техники. Работая на производстве, А. С. Клинышков преподавал в Омском политехническом институте (ныне технический университет). В 1992 г. полностью перешел на преподавательскую деятельность. Кандидат технических наук (1980), доктор наук (1988).

Клинышков А.С. по существу создал новое направление в области разработки и использования РКТ для решения важных прикладных задач в интересах страны и народного хозяйства

Автор 86 научных публикаций, методических и учебных пособий, 28 авторских свидетельств на изобретения. Лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники (1981).

За многолетнюю научно-производственную деятельность Клинышков А.С. награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1961, 1974 гг.), орденом «Знак Почета» (1971г.), медалью «За трудовое отличие» (1957 г.).

 

Сергей Павлович Королёв (1906-1966)

Выдаю­щийся ученый и конструктор, внесший определяю­щий вклад в развитие ракетно-космической техники. С ранних лет интересовался авиацией, еще в период обучения в вузе начал работать в области ракето­строения.

Арестован по ложным обвинениям в том, что разработки ракетной техники велись якобы без достаточных теоретических оснований, что допус­тил вредительство при создании ракеты "212"; Военной коллегией Верховного Суда (под предсе­дательством Ульриха) приговорен к 10 годам лаге­рей с поражением в правах и конфискацией имуще­ства (27.IX.38). В 1939 г. направлен в район Мага­дана на золотые прииски, где его, погибающего от истощения, заметил (ранее знакомый с ним) быв­ший директор авиазавода № 156 Михаил Александ­рович Усачев (отбывавший 15 лет лагерей после ги­бели В. П. Чкалова); воспользовавшись личным ав­торитетом среди заключенных, Усачев спас его от гибели (в начале 1960-х гг. Усачев работал замести­телем главного инженера в КБ Королева). В начале марта 1940 г. дело Королева С.П. опять было направлено на доследование, но было подготовлено повторное лож­ное обвинительное экспертное заключение комиссии (которой, как и в первый раз, руководил Костиков), постановлением Особого совещания НКВД (под председательством Л. Берии) был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (10.VII.1940). Ходатайства депутатов (Громов и др.) о его освобождении оставлены без удовлетворения.

Из обвинительных заключений экспертной комиссии Королев С.П. узнал об успешном испытании в апреле 1940 г. раке­топланов, над которыми работал с 1935 г. Написал письмо Сталину (13.XII.40), в котором обосновал важное военное значение проводившихся им работ по ракетным самолетам и свою невиновность. По ходатайству А.Н. Туполева, ему разрешили работать в Особом техническом бюро НКВД (начальник — А.Н. Туполев, ОТБ размещалось вначале в Болышево, затем переведено в Москву); в этом же КБ (впослед­ствии ЦКБ-29 НКВД) работали сотни других высо­коквалифицированных инженеров (среди них кон­структоры самолетов Мясищев, Петляков, Поликар­пов). После эвакуации в г.Омск работал конструкто­ром и заместителем начальника цеха авиастроитель­ного завода (будущего завода ПО «Полет») под руководством А.Н. Туполева. В 1942 г. переведен в Казань на завод № 16 для работы в специальном КБ (которым руко­водил также находившийся в заключении В. П. Глушко) над проектом реактивного самолета (пер­вый полет пикирующего бомбардировщика Пс-2 со­стоялся 1.Х. 1943 г.). Один из разработчиков ракетно­го двигателя для самолета Ла-7Р. Ознакомлен с ука­зом об освобождении из заключения (9.VII1.1944).

В 1945 г. направлен в Германию для изучения опыта работ по ракетам фон Брауна. Один из создателей ракеты Р-1, с которой началась послевоенная история совет­ской ракетной техники. В январе 1955 г. завершил испытания ракеты Р-5М — стратегической, способ­ной нести ядерный заряд. В 1950-е гг. обратился в Главную военную прокуратуру с просьбой о пере­смотре его дела. Обеспечил первый запуск Р-7 (15.V1957), а затем и достижение успешного резуль­тата уже на четвертом запуске (21.VIII.57). Его раке­та Р-7 ("семерка") вывела первый ИСЗ и корабль с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным; вплоть по 1990-е гг. "семерки" успешно работали как на мирный космос, так и для военных нужд. Разрабо­тал новую мощную ракету-носитель H 1 (для полета человека на Луну) (первый за­пуск 21.11.1969 г.), летные испытания которой нача­лись уже без него; однако вскоре программа созда­ния этой ракеты была прекращена. В годы секретнос­ти публиковал статьи под псевдонимом "профессор К. Сергеев".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.009 с.)