I. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2018-2019 учебный год разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева, реализующейся в МБДОУ №7 «Жемчужинка».
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребѐнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем приобучении в массовой школе, а так же его социализации.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности на логопункте является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.
Актуальность разработки Программы диктуется требованиями ФГОС ДО, среди которых - задача обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В соответствии с основными положениями стандарта Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), их специальных образовательных потребностей и является механизмом адаптации образовательной программы.
Структура Программы включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел раскрывает особенности детей с общим недоразвитием речи, цели и задачи, принципы и подходы к реализации Программы, планируемые результаты по освоению Программы. В содержательном разделе подробно описана коррекционная деятельность учителя-логопеда и основные технологии реализации Программы (формы, методы, способы работы) с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Организационный раздел включает в себя описание системы условий реализации образовательной деятельности, особенности организации предметно-пространственной развивающей среды логопункта.
Нормативно-правовая база.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
ü Конвенция ООН о правах ребенка;
ü Декларация прав ребенка;
ü Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
ü Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
ü Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
ü Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
ü Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
ü Программой Н. В. Нищевой «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)»
ü «Парциальная программа обучения грамоте детей дошкольного возраста» Н.В.Нищевой
ü Положение о логопедическом пункте ДОУ
ü а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
В МБДОУ № 7»Жемчужинка» осуществляется коррекция речевых нарушений в условиях логопедического пункта, а данные выше программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приѐмов, технологий. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещѐ до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Цели, задачи, направления.
Цель программы:
Раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения;
- обучение детей процессам звуко - слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений;
- формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации;
- обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям;
- обучение навыкам монологической речи детей с любыми индивидуальными данными;
- формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательной активности детей через создание эмоционально – благоприятной среды физического развития;
- подготовка к обучению грамоте, ознакомление элементами грамоты.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речевой коммуникации: формирование звукопроизношения, направленное на развитие коммуникации, социальной адаптации ребёнка;
- развитие (формирование, совершенствование) психических процессов;
- развитие фонетико – фонематических процессов;
- развитие темпо – ритмической организации речи;
- развитие общей, мелкой, лицевой, артикуляционной моторики, развитие координации речи с движением;
- развитие дыхательно – голосового аппарата;
- формирование (обогащение) лексико – грамматического строя речи;
- развитие диалогической и монологической формы речи;
- формирование (развитие) оптико – пространственных и временных представлений.
Коррекционно – воспитательные:
- формирование (развитие, совершенствование) мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства достоинства и уверенности в своих силах;
- создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма;
- воспитание общечеловеческих качеств.
Основные направления работы:
1. Укрепление соматического состояния.
2. Развитие общей, мелкой, артикуляционной, мимической моторики.
3. Формирование правильного звукопроизношения.
4. Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
5. Работа над звуковой культурой речи (развитие фонематического слуха и восприятия).
Основная цель индивидуальных занятий:
состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребѐнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребѐнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий:
воспитание навыков коллективнойработы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Планируемые результаты освоения Программы.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
· ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
· ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
· ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
· педагоги и родители детей, с нарушениями речи, включены в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействуют с учителем – логопедом. В результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
· правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
· дифференцировать все изученные звуки;
· называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
· находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
· различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
· овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
При обследовании речевого развития в нашем МБДОУ детский сад №7 «Жемчужинка» были выявлены дети с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи (ОНР). Общее недоразвитие речи 2 и 3 уровня у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее связную речь, фонетико-фонематическую, и лексико-грамматическую системы языка.
Все эти дети были направлены на районное ПМПК и зачислены на логопункт в старшую и подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Коррекционная работа рассчитана на 34 недели, условно можно разделить на 3 периода:
1период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
2период – декабрь, январь, февраль;
3период– март, апрель, май.
В сентябре проводится исследование состояния речи и неречевых психических функций детей: логопед наблюдает за детьми во время режимных моментов, проводит индивидуальные занятия, заполняет речевые карты, оформляет документацию.
Диагностика устной речи детей проводится по альбому логопеда Н.В. Нищевой, с 1 по 14 сентября, с 13 по 24 мая. Подгрупповая непосредственно образовательная деятельность проводится с октября. В первые две недели января у детей зимние каникулы. Логопедом проводятся индивидуальные занятия с детьми, организуется совместная деятельность, проводятся игры и упражнения на мелкую моторику. В июне только индивидуальные занятия.
В соответствии СанПин продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Объем программы: на изучение непосредственно образовательной деятельности речевое развитие (звукопроизношение, лексико-грамматические средства языка, навыки связной речи, обучение грамоте) в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи отводится 68 занятий в год, в старшей и подготовительной группах по 136 часов в год.
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФНР и ФФНР, ОНР-2-3 ур.
у детей 6-го года жизни (старшая группа).
Периоды
| Основное содержание работы
|
1 период сентябрь октябрь ноябрь
| Развитие словаря.
1. Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопительных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
2. Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
3. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесённости и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обещающего понятий.
4. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных глаголами с различными приставками; личных и возрастных глаголов (наливать, выливать, поливать; одевать-одеваться, обувать-обуваться).
5. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами (берёзовый, морковный, грибной, шерстяной).
6. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов (большой-маленький, высокий-низкий).
7. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за).
8. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями (мой, твой, наш, ваш, его, её), указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными (один, два; первый, второй).
9. Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1. Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных (куртка-куртки, дерево-деревья), глаголов настоящего времени (убирает-убирают), глаголов прошедшего времени (собирал-собирала-собирали).
2. Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче).
3. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок).
4. Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (машинка, кармашек, яблочко), глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать).
5. Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных (дубовый, клюквенный, кожаный).
6. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (красная груша, красный лист, красное яблоко; два мяча, пять мячей).
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
2. Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Совершенствование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
2. Закрепление понятия слог.
Навыков звукового анализа и синтеза.
1. Закрепление понятия слог, гласный, согласный. Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [ а, о, у, и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.
3. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухой-звонкий, твёрдый-мягкий: [б-п], [п-п`], [б-б`], [б`-б`], [д-т], [т-т`], [д-д`], [д`-т`], [г-к], [к-к`], [г-г`], [г`-к`], [в-ф], [в-в`], [ф-ф`], [в`-ф`] в рядузвуков, слогов, слов.
4. Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова. Формирование умения определять позицию звука в слове.
5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трёх звуков (ам, ни, мак, мир).
Обучение элементам грамоты.
1. Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами.
3. Совершенствование навык4а составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепка из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и воздухе.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
3. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу и предложенному плану, связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомой сказки «Колобок» и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.
5. Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
|
|
Периоды
| Основное содержание работы
|
2 период декабрь
январь февраль
| Развитие словаря.
1. Формирование внимания к слову, более точному понимаю его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
2. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
3. Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
4. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесённости и совершенствование на этой основе понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
5. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов (выезжать, въезжать, подъезжать), возрастных и невозвратных глаголов (чистить-чиститься).
6. Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными (собачий, коровий, медвежий) и прилагательными с ласкательными суффиксами (красненький, мягонький).
7. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов (хороший-плохой, тяжёлый-лёгкий).
8. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на-с, в-из, над-под) в речи.
9. Закрепление в экспрессивной речи введённых в неё ранее притяжательных местоимений, указательными наречиями, количественных и порядковых числительных.
10. Совершенствовать умения оперировать понятием слово.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных (стол-столы, белка-белки), глаголов настоящего времени (строит-строят, учит-учат), глаголов прошедшего времени (красил-красила-красили).
2. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне).
3. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (диванчик, кроватка), суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят (котёнок-котята), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (новенький, лёгонький), глаголов с различными приставками (пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).
4. Совершенствование навыков образования и использования в речи относительных (деревянный, кожаный) и притяжательных (кошачий, медвежий) прилагательных.
5. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро, пианино, како).
6.Совершенствование навыка использования согласования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (белая снежинка, белый снег, белые снежки; два кота, пять котов).
7. Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений однородными членами (У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч.).
|
| Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи, тембровой окраски голоса в инсценировках, играх-драматизациях.
3. Совершенствование качества голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков правильной артикуляции сонорных звуков.
3. Формирование правильных укладов звуков [р] и [р`], автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трёхсложных слов с одним закрытым слогом (котёнок, снегопад).
2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов.
Навыков звукового анализа и синтеза.
1. Дальнейшее закрепление понятия слог, гласный, согласный. Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
2. Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки. Ознакомление с гласным звуком [ы] и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов.
3. Формирование представления о слогообрзующей роли гласных звуков.
4. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твёрдость-мягкость: [в-ф], [ф-ф`], [в-в`], [в`-ф`], [х-г-к], [х`-г`-к`], [х-х`], [х-к`], [c-c`], [з-з`], [с-з], [с`-з`] в ряду звуков, слогов, слов.
5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трёх звуков (ах, хо, фи, усы, сом).
Обучение элементам грамоты.
1. Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами.
3. Совершенствование навык4а составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепка из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и воздухе.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Совершенствование умения слышать ошибки в чужой и своей речи.
2. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.
3. Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомой сказки «Теремок» и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.
|
Периоды
| Основное содержание работы
|
3 период март апрель
май
| Развитие словаря.
1. Расширение понимания значения слова, его смысла применительно к определённой ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.
2. Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
3. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий.
4. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых лексических тем (таять, капать, сажать, течь, грохотать, вить), приставочных глаголов (прилететь, выводить, поливать, перекапывать, разносить).
5. Закрепление навыка употребления относительных прилагательных (ржаной, пшеничный), притяжательных прилагательных (грачиный) и прилагательных с ласкательными суффиксами (новенький, сухонький).
6. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами (старый-новый, узкий-широкий) и словами-синонимами (бежит-мчится, красный-алый, весёлый-озорной).
7. формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых словосочетаний и речевых конструкций (гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ от замка, ключ-родник).
8. Продолжение работы по уточнению понимания и расширению знания значений простых предлогов.
9. Активизация освоенных ранее других частей речи.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы существительных единственного и множественного числа (пруд-прда-по пруду-за прудом, в пруд у).
2. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные (звонкий-звонкая-звонкое-звонике; зелёные-зелёных-по зелёным-над зелёными-на зелёных).).
3. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм (копать-перекопать, вскопать, закопать).
4. Закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, - ян (луговой, полевой, ржаной), притяжательных прилагательных (пчелиный), прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький).
5. Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (жаркий день, жаркого дня, жаркому дню, жарким днём, о жарком дне) и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже (жук, два жука, пять жуков).
6. Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними (к реке, к озеру; от реки, от озера).
7. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 3-5 слов.
8. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой.
9. Обучение составлению предложений с противоположным союзом а (Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить её бороной).
10. Обучение составлению сложноподчинённых предложений (Мы не пошли гулять, потому что шёл сильный дождь. Я увидел, что на яблоне распустились цветы).
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале стихотворных тестов с отработанными звуками.
2. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.
3. Совершенствование чёткости дикции на материале небольших стихотворных тестов с отработанными звуками.
4. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях, театрализованной и другой игровой деятельности.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков, аффрикат, звуков [р] и [р`] в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков правильной артикуляции сонорных звуков [л] и [л`].
3. Формирование правильных укладов автоматизация поставленных звуков
[л] и [л`] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практического использования их в предложениях и тестах.
2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов.
Навыков звукового анализа и синтеза.
1. Дальнейшее закрепление понятий звук, слог, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
2. Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
3. Формирование умения различать звук [э] от других гласных звуков в ряду звуков, слогов, слов.
4. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твёрдость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
5. Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец), а также подбирать слова на заданный звук, слова со звуком в определённой позиции (начало, середина, конец слова).
6. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трёх звуков (ах, хо, фи, усы, сом, кит).
Обучение элементам грамоты.
1. Ознакомление с буквами.
2. Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепка из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и воздухе.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей-вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения.
2. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.
3. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомой сказки «Кот, Петух и Лиса» и коротких рассказов.
|
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФНР и ФФНР, ОНР-2-3 ур.
у детей 7-го года жизни (подготовительная группа).