Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:



(а) отно­сительного баланса экономических интересов государства, юридических и физиче­ских лиц;

(б) бездефицитного государственного бюджета;

(в) устойчивости нацио­нальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.

Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ про­блем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За пла­нированием, как правило, следует этан, связанный с выполнением планов и со­ответственно контролем их исполнения, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхожде­ний. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего про­цесса планирования.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законода­тельными органами выступают различные образования. Так, в США — это Кон­гресс, в Великобритании — Парламент, в Германии — Бундестаг, во Фран­ции — Национальное Собрание.

В России главными властными структурами по управлению финансами яв­ляются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти орга­ны принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: (1) профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная пала­та РФ; (2) Министерство финансов; (3) Централь­ный банк РФ; (4) Федеральная таможенная служба.


1. ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Публичный финансовый контроль — это деятельность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, а в ряде случаев и организаций, реализующих публичный интерес за соблюдением законности в процессе собирания, распределения и использования публичных денежных фондов.

Существование публичного финансового контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Эта функция обеспечивается слежением рублем за собиранием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды, а также в ходе осуществления обязательного аудита.

Главной и непосредственной целью публичного финансового контроля является обеспечение эффективности публичной финансовой деятельности. Ведь с помощью финансового контроля осуществляется слежение за своевременным поступлением в государственные, муниципальные и иные фонды всех запланированных средств, а также за целевым использованием выделенных средств и др.

В широком понимании целью публичного финансового контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Содержанием публичного финансового контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда банками и аудиторскими организациями. Публичный финансовый контроль состоит:

■  в проверках выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;

■  проверках и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

■  проверках и ревизиях целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

■  в проверках правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

■  ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций;

■  обязательном аудите, осуществляемым аудиторской организацией.

С юридической точки зрения публичный финансовый контроль представляет собой подотрасль финансового права, которая является комплексной. Она включает в себя нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов. В частности, нормы, регулирующие бюджетный контроль, являются составной частью бюджетного права как подотрасли финансового права, а нормы, регулирующие финансовый контроль в сфере налогообложения, входят, соответственно, в налоговое право как подотрасль права финансового.

Кроме того, в подотрасль публичного финансового контроля включаются и нормы финансового права, «регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов».

 

 

2. ВИДЫ ПУБЛИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ОРГАНЫ, ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

 

Публичный финансовый контроль сегодня весьма многообразен. Он осуществляется целой системой органов, функционирующих как на уровне Российской Федерации, субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований.

Нормативными актами, комплексно определяющими систему публичного финансового контроля в России, являются Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Кроме того, существуют иные право­вые акты, определяющие полномочия отдельных органов, входящих в систему публичного финансового контроля. Это закон «О Счетной палате РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муници­пальных образований» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.009 с.)