Тема 10. Финансово-бюджетная политика в производственной сфере Республики Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Финансово-бюджетная политика в производственной сфере Республики Казахстан



 

1. Сущность финансово-бюджетной политики РК. Стратегическое и бюджетное планирование.

2. Государственно-финансовая политика в области поддержки промышленных предприятий, генерирующих платежеспособный спрос.

3. Совершенствование налоговой системы для достижения оптимальных условий для развития промышленности.

1. Финансово-бюджетная политика государства состоит из взаимосвязанных денежно-кредитной, бюджетно-налоговой политики, направленных на повышение фискальной дисциплины и обеспечивающих устойчивый рост экономики.

При рассмотрении денежно-кредитной системы необходимо выделить два взаи­мосвязанных понятия:

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитова­ния, которые были рассмотрены выше (функциональная форма);

2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, которые при­званы проводить денежно-кредитную политику путем аккумулирования свободных денежных средств и предоставления их в ссуду (институци­ональная форма). Основным проводником денежно-кредитной полити­ки выступает Национальный банк РК.

Денежно-кредитная политика в отличие от бюджетной и налоговой является инструментом «тонкой настройки» экономической конъюнк­туры. Основополагающая цель кредитно-денежной политики — по­мощь экономической системе в достижении такого уровня производ­ства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсут­ствием инфляции.

Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валю­там мира, поддержание положительного платежного баланса страны.

Инфляция — постоянно существующая повышательная тенденция в динамике среднего уровня цен в экономике.

Для характеристики инфляции используют следующие показатели:

• уровень инфляции — процентное изменение уровня цен за период времени (месяц, год);

• гиперинфляция — очень высокий уровень инфляции (обычно более 200%), сопровождающийся резким падением объемов про­изводства и усилением социальной напряженности в обществе;

• подавленная (скрытая) инфляция — специфическое проявление инфляционных процессов в экономике с жестко регулируемыми или фиксированными ценами. Проявляется в нарастании избытка денег в обращении и обесценении их покупательной способности и, как следствие, в ажиотажном спросе и растущем дефиците товаров и услуг, а также накоплении отложенного спроса насе­ления;

- хроническая инфляция — экономическая ситуация, при которой в течение длительного периода времени поддерживается относи­тельно стабильный высокий или низкий уровень инфляции.

При проведении денежно-кредитной политики государственные ор­ганы воздействуют на денежную массу и процентные ставки, а через них — на потребительский и инвестиционный спрос. Преимущества денежно-кредитной политики как инструмента государственного регу­лирования — ее быстрота и гибкость; недостатки связаны с тем, что она не может заставить коммерческие банки сокращать или увеличи­вать кредиты.

Любые действия государства в сфере денежно-кредитной политики осуществляются через длинный передаточный механизм, включающий в себя следующую цепочку: решения в денежно-кредитной сфере (на­пример, изменение банковских резервов или изменение процентной ставки), изменение объема инвестиций, динамика валового национального продукта. Сбои или задержки в каждом из этих звеньев отрицательно сказываются на эффективности мероприятий денежно-кредитной политики. Поэтому денежно-кредитная политика не столь дейст­венное средство государственного воздействия, как фискальная политика. Регулирование денежноймассы. Количество денег в обращении контролируется государственными органами, На практике эту функцию осуществляет государственный банк совместно с министерством фи­нансов. Для отслеживания за массой денег в обращении применяются различные денежные агрегаты, в качестве которых используются такие, как:

 Денежная база — количество наличных денег в обращении, включая деньги в кассах предприятий.

Деньги — «деньги в узком смысле» — сумма наличных денег в обращении плюс вклады населения и предприятий до востребо­вания и дорожные чеки, т.е. совокупное количество денег, используе­мых как средство обращения и обслуживающих текущий платежный оборот.

Деньги — сумма денежных средств, обслуживающих текущий! оборот (М1) плюс срочные вклады населения и предприятий.

Деньги — «деньги в широком смысле» — совокупная денежная масса, включающая в себя денежные средства, обслуживающие теку­щий оборот, плюс срочные вклады, а также ликвидные ценные бумаги (облигации, сертификаты, казначейские обязательства) и средства на счетах бюджетных, общественных организаций и средства для финан­сирования капиталовложений.

Бюджетно-налоговая политика предусматривает в основном регулирование налоговой системы.

       Налоговая система — совокупность налогов (сборов), принципов установления, а также форм и методов налогового контроля иответственности за нарушение налогового законодательства. Цель налоговой системы — аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения им общественно полезных функций. Под налогом (сбором, пошлиной)понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти (или внебюджетный фонд) установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательством страны. Налоговая система представляет собой совокупность налогов (сборов и других платежей), а также форм и методов их изъятия.

Объектами налогообложения выступают доходы: (прибыль), стоимость товаров, отдельные, виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательством. Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот.  Основные понятия налоговой системы к этим понятиям относятся:     

• налоговые платежи, взимаемые с налогоплательщиков (налоги,
сборы, пошлины);          

• объекты налогообложения (продукция, работа, доходы,  и пр.):           

• субъекты налогообложения (налогоплательщики)

При установлении налогов возникает необходимость оперирования ^
такими понятиями, как налоговое бремя, налоговая база, налоговые
льготы. Налоговое бремя величина налоговой суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, проводимой в тот или иной момент времени, а также уровнем доходов. Величина налогового бремени в развитых странах мира составляет 30—33% от объема ВВП. В Казахстане величина налогового бремени разными специалистами оценивается по-разному, от 70%, хотя по официальным статистическим дан­ным не превышает уровня развитых стран и составляет 25—27%.

Налоговая база сумма, с которой взимаются налоги (в случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом). Налогооблагаемый доход (прибыль) есть разница между объемом полу­ченного дохода и величиной налоговых льгот.

Налоговая ставка — та часть налоговой базы, которую налогопла­тельщик обязан выплатить в виде того или иного налога. Обычно ведут речь о минимальных, максимальных и средних налоговых ставках.

Налоговые льготы основной инструмент оперативного использо­вания налоговой системы в целях государственного регулирования эко­номики.

Основное различие в налоговых системах состоит в способах нало­гообложения прибыли корпораций.

А. Классическая система двойного налогообложения, когда налогом облагается как прибыль корпораций, так и дивиденды, полученные фи­зическими лицами, владельцами акций. Эта система характерна для таких стран, как Бельгия, Нидерланды, Люксембург. США, Швеция, Швейцария, Россия.

Б. Система полного освобождения распределяемой прибыли корпо­раций от корпоративного налога (Греция, Норвегия) или же освобож­дения акционеров от обложения получаемых ими доходов по акциям (Австралия, Новая Зеландия. Италия, Финляндия).

В. Система снижения налогообложения на уровне компании, при ко­брой распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия. Япония) же частично освобождается от обложения (Испания, Исландия).

Г. Система снижения налогообложения на уровне акционеров, которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды (Дания, Канада. Японии либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, так; что засчитывается при налогообложении акционеров, т.е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания. Ирландия, Франция)

 

2. Для снижения отрицательных последствий роста инфляции стимулирования экономического роста Нацбанк должен обеспечивать гибкость реального обменного курса тенге, что предполагает проведение политики плавающего обменного курса тенге без установления ориентиров по нему.

Меры в области обеспечения стабильности финансового рынка должны осуществляться в следующих направлениях:

- совершенствование косвенных методов регулирования внешних заимствований банковского сектора;

- дальнейшая либерализация и повышение конкуренции в финансовом секторе, особенно в банковской сфере;

- дальнейшее развитие фондового рынка, включая создание регионального финансового центра города Алматы.

Для максимального увеличения поступлений в государственный бюджет без увеличения ставок налогов предусматривается соблюдение жесткой налоговой дисциплины, создание спец.структуры в Налоговом комитете министерства финансов РК. Для проведения взвешенной фискальной политики, направленной на обеспечение стабильности бюджета, ограничение государственных расходов, соблюдение жесткой бюджетной дисциплины, сбережение значительной част нефтяных доходов в Нац.фонде, стимулирование структурной перестройки экономики, предусматривается дальнейшее совершенствование бюджетного законодательства, в том числе:

- переход к формированию бюджета в соответствии с новой Концепцией формирования и использования средств Нац.фонда;

- трехлетнее бюджетное планирование на уровне функциональных групп расходов Единой бюджетной классификации;

- установление мер ответственности администраторов бюджетных программ и их государственных учреждений за использованием бюджетных средств.

 

3. Для стимулирования диверсификации и развития новых отраслей экономики, привлечения иностранного капитала правительство предложило ряд мер в области налоговой политики в рамках антикризисной программы 2008 года:

- снижение ставки налога на добавленную стоимость, ставка НДС снижена до 12 %;

- корпоративный подоходный налог снижен на треть и составляет 20%;

- вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11%.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.011 с.)