Лекция 11. Советская Россия, СССР в период нэпа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 11. Советская Россия, СССР в период нэпа.



План:

1. Между двумя мировыми войнами.

2. Внешняя политика СССР.

3. Новая экономическая политика.

 

1. Между двумя мировыми войнами.

Международные отношения 20 – 30-х годов ХХ в. определялись, в общесоциальном плане, продолжающимся цивилизационным кризисом индустриальной эпохи; возникновением и разработкой новых государственных и национальных идей.

Кризис цивилизации, вызванный бурным переходом от традиционного общества к индустриальному со всеми последствиями, сопровождавшими его (отчуждением человека от природы, урбанизацией, культурным и психологическим шоком), не нашел своего разрешения в начале ХХ века. Массовое мышление не могло осознать, оценить, предугадать последствий влияния научно-технической революции на социальное развитие.

Общество ХХ в. оказалось дезориентированным, поскольку прежние образцы социального поведения потеряли притягательность, а новые еще не обрели её. Политические лидеры и народные массы по-прежнему не видели ничего страшного в насилии. Эгоистичные интересы наций и корпоративные интересы социальных групп привели мир к новым войнам и социальным революциям. Но даже после первой мировой войны и русской революции никто не мог подумать, что главными выражениями прогресса во второй четверти ХХ в. станут концентрационный лагерь, пыточное следствие, тупая и назойливая пропаганда с помощью новейших технических средств. И всем этим займется не элита общества, а человек из народа - неудавшийся художник, недоучившийся семинарист, самый обычный сапожник, мясник, крестьянин – «человек массы», как определил испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, автор ключевого для ХХ в. вопроса «Почему массы всюду лезут и всегда с насилием?»

Появление этого вопроса отражало реалии гигантского социального эксперимента, в котором участвовали крупнейшие страны мира. Как постановка задач, так и пути выхода из кризиса оказались различными.

Во всяком случае, можно выделить 4 модели развития индустриальной цивилизации в государственных формах и основных идеях:

1. эволюционный капитализм (США);

2. народный фронт (Франция);

3. национальный социализм (Германия);

4. государственно-монополистический социализм (СССР).

Понятия «капитализм» и «социализм» рассматриваются как тенденции в рамках индустриальной цивилизации. Две последние модели завели общество в тупик, что соответствовало месту России и Германии до первой мировой войны, когда Россия была первой среди стран с преимущественно аграрной экономикой, а Германия – последней в ряду индустриальных стран. Истощенные войнами и революциями, Германия и Россия попытались сделать рывок, перепрыгнуть через определенный уровень социального развития, заранее некорректно сформулировав конечную цель («Всемирное объединение трудящихся» – СССР; «Всемирное объединение арийской высшей расы» – Германия).

Англо-американская идея, четко ориентированная на реализм, свободная от европейской рутины, с учетом исторического опыта США и других стран, стала реализовываться с 30-х годов, начиная с «нового курса» президента США Ф. Рузвельта. Кризис 1929 г. показал, что прежние методы индустриальной цивилизации себя исчерпали, во всяком случае в США. Что имеется в виду? В экономике это необходимость опираться на дешевую рабочую силу, постоянная необходимость вовлекать в производство все возрастающее количество сырья и энергоносителей. В социальной сфере – обострение на всех уровнях, включая производство, то, что часто называется «человеческим фактором». Инженерная организация труда (система Тейлора) и принцип ритмического потока («фордизм») перестали быть эффективными. Определенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику США оказали социалистические идеи, привнесенные на американский континент эмигрантами из Европы. В США начался переход в рамках эволюционного капитализма от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.

«Новый курс» Ф. Рузвельта включал:

социальные гарантии и страхование;

гарантии занятости;

введение всеобщего среднего образования;

антимонопольные законы;

отмену «сухого закона» в 1933 г.

Надо отметить, что в США не избежали соблазна государственного силового регулирования в 1933 – 38 гг., но это не приобрело таких глубоких форм, как в СССР или в Германии.

Хронологически и конкретно-исторически международные отношения между двумя мировыми войнами подразделяются на два периода, которые соответственно охватывают 20-е, 30-е годы.

1. 20-е годы. Стабилизация международных отношений на базе Версальско-Вашингтонских соглашений.

2. 30-е годы. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Начало нового витка силового противостояния.

В результате первой мировой войны нарушилось сложившееся равновесие сил. Распад четырех величайших империй (Германской, Австро-Венгерской, Российской, Османской), ослабление Великобритании и Франции на периферии их имперских территорий привели к возникновению «пустых» пространств. Зоны интерференции были заняты государствами, возникшими на базе бывших имперских центров (Германия, Австрия, РСФСР, Турция), новыми национальными государствами (Финляндия, Польша, Чехословакия и т.д.) или переданы победителям в виде подмандатных территорий (бывшие германские колонии – Юго-Западная Африка, Восточная Африка, Камерун, Того, Маршалловы, Каролинские и Марианские острова).

В Европе на смену традиционной схеме политического равновесия «2+1» (два континентальных центра силы – Франция против Австрии и России в конце XVIII – начале XIX вв., Германия против Франции и России в начале ХХ в. и в ходе первой мировой войны, Великобритания в роли арбитра, препятствующего чрезмерному усилению одного из них) пришла новая система «2+1+1» (два континентальных центра силы, Франция против Германии + Великобритания + Россия). Очевидна неустойчивость этой модели в силу непонятной и неопределенной роли России с ее все еще огромной имперской территорией. После 1917 г. внешняя политика Советской России приобрела характер шантажа по отношению к мировым державам. Свою явную слабость, обнаружившуюся в ходе первой мировой войны, Россия попыталась превратить в силу, пугая окружающих грядущей мировой революцией.

Стратегическая ориентация Советского государства на «всемирную пролетарскую революцию» нарушала стабильность в мире, не воспринималась западным сознанием. Идеологическая мифология в данном случае мешала реальным национальным интересам.

Вот, что вспоминал о своих беседах с главковерхом РККА Львом Троцким художник Ю. Анненков: “Ставка помещалась в богатейшем национализированном имении князей Юсуповых - Архангельское. Стояла сверкающая зима, снег и иней блестели под ярким солнцем. Около ворот имения стояли часовые. Увидев знакомую машину, они вытянулись во фронт и откозыряли, глядя на меня. Но еще в пути одна вещь меня удивила: по краям дороги, почти на всем расстоянии между Москвой и “ставкой” заржавленные каркасы броневых машин и разбитых орудий - воспоминания о гражданской войне высовывались из снежных сугробов. Прошло уже полных три года со времени боев (да и были ли они в этом Подмосковье?). Иностранные дипломаты и военные представители часто ездили в «ставку» к Троцкому. Какое впечатление мог произвести на них подобный пейзаж? Как-то в одной из наших бесед я выразил Троцкому мое удивление по поводу столь мрачного и столь легко упразднимого обрамления дороги. «Стратегическая маскировка, - ответил Троцкий, - пусть пока капиталистам кажется, что у нас полный бедлам, что наша революция – не более, чем временный местный кризис, вызванный военными неудачами. И что иностранным капиталистам беспокоиться нечего. Вот и все. Тактика, товарищ!» И, улыбнувшись, добавил: «Однако, в скором времени та же тактика потребует обратной маскировки. Когда станет ясным, что наш бедлам не прекращается, но географически расширяется, то нужно будет сделать так, чтобы капиталистическим странам стало страшно пойти против нас. И вот, принимая у себя представителей капиталистического мира, гниющего Запада, мы будем показывать им торжественные парады, силу нашей военной мощи и ее организованность, демонстрируя орудия и всяческие танки, купленные на том же гниющем Западе».

Более двух миллионов эмигрантов из России самим фактом своего появления на Западе формировали негативный образ России и русского человека. Для держав-победителей Россия была прежде всего предательницей, заключивший сепаратный мир с врагом, страной с непредсказуемой политикой.

Двойственность внешней политики Советского государства после смерти предсовнаркома В.И. Ленина привела к острой дискуссии между И.В. Сталиным – сторонником «построения социализма в одной отдельно взятой стране» и теоретиком «всемирной перманентной революции» Л.Д. Троцким. Каждая неудача во внешней политике – подавление выступления немецких рабочих в Гамбурге в 1923 году, разгром компартии Китая в 1926 – 27 гг. использовалась во внутрипартийной борьбе.

После разгрома оппозиции И.В. Сталин разрешил эту проблему, подчинив интересы международного коммунистического движения интересам Советского государства. В 1928 г. он заявил, что «только тот является истинным революционером, кто готов безоговорочно, открыто защищать СССР». В 1928 – 30 гг. был сделан окончательный выбор между интересами государства и интересами революции в пользу государства.

Очередная, третья по счету корректировка внешнеполитического курса произошла в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов в Германии. В течение шести последующих лет проводилась политика нейтралитета и коллективной безопасности. Советско-германским пактом 1939 г. фактически вновь провозглашалась национально-имперская идея внешней политики Российского советского государства.

Европоцентризм постепенно уходил в прошлое, появились два новых центра силы – США и Япония. Если в начале ХХ в. США были должником Европы, то после окончания первой мировой войны превратились в кредитора, превзойдя по зарубежным капиталовложениям Англию (16,5 млрд. долларов). К концу 20-х годов США стали производить больше промышленной продукции, чем пять следующих за ними государств вместе взятых. США были самым развитым государством мира. В ходе первой мировой войны они создали современную армию и флот. Но в политическом и военном плане все еще доминировали Англия и Франция.

Мессианские попытки США внести новые принципы международных отношений на основе отказа от тайной дипломатии, обеспечения свободы торговли и мореплавания, осуществления всеобщего разоружения и признания прав наций на самоопределение встретили упорное сопротивление со стороны традиционно имперских государств: Англии, Франции, Японии. Успехом американской дипломатии можно считать создание Лиги Наций – первой в истории международной организации по послевоенному устройству мира на основе отказа от применения силы.

В 20-е годы стали очевидными европо-американские и японо-американские противоречия. 12 ноября 1921 г. в Вашингтоне по инициативе США была создана новая международная конференция. В ней приняли участие девять ведущих государств мира за исключением Германии и РСФСР.

Итогом конференции стало подписание нескольких договоров:

«договор четырех» держав от 13 декабря 1921 г. об аннулировании англо-японского соглашения;

«договор девяти» от 6 февраля 1922 г., признававший независимость Китая и передачу Китаю бывших германских колоний в Китае;

«договор пяти» от 6 февраля 1922 г. об ограничении морских вооружений.

«Договор пяти» известен как первое соглашение по ограничению гонки вооружений. По условиям договора был установлен предельный тоннаж, размер линейных кораблей, предельный калибр орудий и количество линейных кораблей в пропорции 5:5:3:1,75:1,75 для США, Великобритании, Японии, Франции, Италии. Великобритания признала право США на равенство в морской мощи.

Решения Парижской и Вашингтонской конференций заложили основы Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, получившей свое развитие в 20-е годы.

Общеполитические соглашения не были успешными и практически не могли добавить что-нибудь к уставу Лиги Наций. Вместе с тем, в 1925 г. удалось подписать «Женевскую конвенцию» о запрещении применения химического и бактериологического оружия, а в 1928 г. «пакт Бриана-Келлога» об отказе от применения военной силы.

Инициативу по восстановлению международных кредитно-финансовых и торговых отношений взяли в свои руки американские предприниматели. «План Дауэса» предоставления кредитов Германии и переход к золотому стандарту валют стали предпосылкой политической и экономической стабилизации в 20-е годы.

 

2. Внешняя политика СССР.

Примерно с 1920 г. великие державы отказались от планов свержения советского правительства. Постепенно была снята экономическая блокада. В 1921 г. начались торговые отношения Советской России с европейскими странами – Англией, Германией, Италией, Норвегией. Рядом соглашений были закреплены государственные границы с Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Финляндией, Персией, Турцией, Афганистаном, Монголией.

По окончании гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к НЭПу идея «мировой революции» стала сменяться прагматической концепцией «мирного сосуществования государств с различным общественным строем». В 1921 г. III конгресс Коммунистического интернационала признал, что в Европе революционное движение пошло на спад.

В 20-е годы Советская страна нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество, в то же время успешно отстаивая свое право оставаться центром мирового революционного движения.

28 октября 1921 г. Советское правительство направило великим державам ноту с предложением созвать международную конференцию по проблемам долгов, взаимных претензий и юридического признания РСФСР. В 1922 г. в Генуе состоялась конференция с участием советской делегации. Переговоры об экономическом сотрудничестве закончились безрезультатно. Однако, во-первых, был важен факт участия России в переговорах, во-вторых, удалось прервать дипломатическую изоляцию России. 16 апреля 1922 г. был подписан Рапалльский договор между Россией и Германией. Стороны отказались от взаимных претензий по национальным долгам и имуществу, предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле и возобновили дипломатические и консульские отношения. Рапалльский договор испугал западные державы возможностью создания германо-русского союза.

Германия стала главным торговым и военным партнером России в Европе. Рейхсфер получил возможность разместить в СССР свои военные центры (химический полигон в Шиханах, танковый центр в Казани, авиационные базы и сборочные заводы). Эти центры действовали до 1932 г.. Германия и фашистская Италия продавали военную технику и специальное оборудование, разрешили целым конструкторским коллективам работать в ВПК СССР.

24 апреля 1926 г. в Берлине был подписан договор о дружбе и взаимном нейтралитете между Германией и СССР сроком на 5 лет, продленный в 1931 г. еще на 5 лет и подтвержденный нацистским правительством в 1933 г. В 1928 – 33 годах Германия стала основным торговым партнером СССР. На Германию приходилось 30 % внешнеторгового оборота СССР, в том числе 50 % поставок станков и оборудования.

СССР не мог сколько-нибудь эффективно контролировать тихоокеанское побережье. Японские рыбаки и торговцы занимались открытым грабежом морских богатств. Японские войска до 1925 года находились на северном Сахалине, а после их эвакуации Советское правительство было вынуждено согласиться на создание японских концессий. В АТР СССР был настолько слаб, что главным стратегическим партнером в Азии был признан Китай – государство, раздираемое гражданской войной, анархией и бюрократией. Советское правительство делало ставку на национально-освободительное движение в Китае. В 1924 г. был подписан советско-китайский договор о взаимном признании. По договору СССР сохранял контроль над КВЖД и Внешней Монголией. СССР стал оказывать экономическую и военную помощь националистам в Китае.

В результате разгрома коммунистов в 1926 – 27 гг. лидером гоминьдана Чан Кайши отношения стали напряженными, и особенно они обострились в 1929 г. после нападения войск правителя Маньчжурии на КВЖД. Советские войска вступили на территорию КВЖД, разгромили китайскую армию и восстановили суверенитет. Дипломатические отношения с Китаем были вновь восстановлены лишь в 1931 г. после нападения Японии на Китай.

Несмотря на трудности во взаимоотношениях со странами Запада в 20-е годы СССР постепенно возвращался в нормальную систему международных отношений. В 1924 г. СССР официально был признан большинством правительств западноевропейских государств. Из крупных государств затягивали признание СССР лишь США (до 1933 г.). В 1934 г. СССР стал членом Лиги Наций. Эти факты опровергали утверждения советско-партийного руководства о демонически-враждебном капиталистическом окружении.

Версальско-Вашингтонская система базировалась на хрупкой основе понимания необходимости соблюдения международных соглашений, на пацифистских настроениях народов, переживших первую мировую войну. Мировой экономический кризис 1929 – 33 гг. нарушил равновесие, изменил расстановку сил. Эгоистичные государственно-национальные интересы сразу выдвинулись на первый план. Началась ревизия Версальско-Вашингтонских соглашений. Германия была признана равноправным участником системы безопасности. В 1931 г. по предложению стран-победительниц выплата репараций была прекращена. В январе 1933 г. в Германии пришла к власти фашистская “национал-социалистическая немецкая рабочая партия” во главе с А. Гитлером, который был назначен главой правительства Германии. Получив доступ к исполнительной власти, нацисты приступили к ликвидации демократических институтов. Воспользовавшись провокационным поджогом рейхстага А. Гитлер добился от президента Гинденбурга издания указа “Об охране народа и государства”. Исполнительные, прежде всего силовые структуры получили чрезвычайные полномочия. Законодательные функции также перешли к нацистскому правительству. В 1934 г. после смерти президента Гинденбурга его полномочия были переданы А. Гитлеру, вся полнота государственной власти сосредоточилась в руках одного человека. А. Гитлер стал вождем нации, олицетворением чаяний трудового народа. Простой, малообразованный человек, ставший во главе государства, руководствовался в политике принципами, понятными для большинства населения. Его невзрачная внешность и простые манеры импонировали народу. Он ненавидел интеллигентов, был почти что среднего рода – не был женат, не пил, не курил, был аскетичен в еде.

В основе фашизма лежит «психология масс». Главный признак фашистского движения – это претензия на универсализм – убежденность в праве отдельных личностей выражать интересы нации в целом и в праве отдельной нации, расы, выражать высшие интересы человечества.

В стране была проведена административная реформа, власть сосредоточилась в руках центрального аппарата по принципу «фюрерства». Была создана тайная полиция – гестапо и система концентрационных лагерей. В отличие от СССР репрессии были направлены в первую очередь против других народов. Из 18 млн. заключенных немцы составляли 300 тысяч. Расизм стал государственной политикой с 1933 г. Первоначально он выражался в законодательных и административных ограничениях для неарийских элементов, а завершился физическим уничтожением 11 млн. человек. Еще больше мирного населения погибло в ходе боевых действий, проводившихся с особой жестокостью на неарийских территориях.

Экономика страны перешла под контроль государства. Рынок практически перестал функционировать. В стране сформировалась универсальная система «этатизм-диктатура», противоположная системе “рынок-демократия”.

В годы мирового кризиса (1929 – 33 гг.) образовались два очага войны – в Азии и Европе. Япония приступила к осуществлению общего плана «подведения мира под восемь углов японской крыши», более конкретно проработанного в меморандуме генерала Танака с его планами создания «Великой Азии», совместной сферы процветания под лозунгом «Азия для азиатов». В 1931 г. японские войска оккупировали Северный Китай. На захваченной территории было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с коллаборационистом, бывшим китайским императором Пу И. Попытки Лиги Наций заставить Японию вывести войска из Китая закончились неудачей. Япония демонстративно покинула Лигу Наций.

В 1935 г. в нарушение Версальского договора в Германии была введена всеобщая воинская обязанность. Версальский договор был настолько несправедлив к побежденным, что деятельность германского правительства часто встречала международное сочувствие. В том же 1935 г. в Саарской области был проведен плебисцит и она вошла в состав Германии. А в 1936 г. германские войска заняли Рейнскую демилитаризованную зону. Авторитет Гитлера возрастал с каждым успехом. В Германии сформировалась идеология реванша и стали осуществляться некоторые военные приготовления. Был принят «четырехлетний план» развития военной промышленности на 1936 – 1940 гг.

Начиная с 1935 г., фашистские государства перешли к прямым актам военной агрессии в Африке и Европе. В 1935 – 36 гг. фашистская Италия захватила последнее независимое государстве в Африке – Эфиопию. В 1936 – 39 гг. Германия и Италия активно участвовали в гражданской войне в Испании, помогли одержать победу над республиканцами и установить фашистский режим во главе с генералом Франко.

В 1936 – 37 гг. на основе общедекларативных договоров образовался агрессивный блок Берлин-Рим-Токио, официально провозгласивший своей целью недопущение коммунистической деятельности («Антикоминтерновский пакт»). Общие интересы и общие успехи в борьбе с западными демократиями и коммунизмом подтолкнули к новой фазе экспансии, приведшей к мировой войне.

3. Новая экономическая политика.

Внешнеполитические обстоятельства оказывали значительное влияние на формирование внутреннего курса советского правительства. Ожидать помощи от западного пролетариата не приходилось, в начале 20-х годов начался спад революционного движения. Актуальный для России лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был для западного рабочего класса давно пройденным этапом, относящимся к начальной стадии индустриализации континентальной Европы (до объединения Италии и Германии и на ранней стадии объединения), и даже в то время не понимался буквально. То есть лозунг воспринимался, прежде всего, с точки зрения национального, в крайнем случае, западноевропейского универсализма. В России же он был обращен, в первую очередь, к маргинальным слоям.

Внутренняя политика советского государства определялась также враждебным отношением маргиналов к образованной части общества. Прежде всего, потому, что оставшиеся в стране представители интеллигенции могли занимать государственные должности и в то же время были носителями определенной личной независимости. В годы гражданской войны российская интеллигенция уничтожалась наряду с так называемыми эксплуататорскими классами. Интеллигенция воспринималась как представительница чуждой народу «барской» культуры. Тонкий европеизированный слой населения России был почти полностью истреблен, а оставшаяся часть находилась под тотальным контролем.

Советское правительство вынуждено было считаться и с ментальностью русского крестьянства. Большевики пришли к власти на волне антииндустриальной крестьянской революции. В 1917 – 1922 гг. крестьянство совершило антикапиталистический антирыночный аграрно-крестьянский переворот, захватив, поделив и переделив между собой всю землю (включая крестьянские наделы), уничтожив частную собственность на землю зачастую вместе с ее владельцами. Этим актом была ликвидирована столыпинская аграрная реформа. Борьба между традиционной и индустриальной цивилизациями на данном витке российской истории завершилась победой традиционного уклада, но окончательно вопрос, естественно, не мог решиться в его пользу.

В 20-е годы влияние крестьянства определялось следующими обстоятельствами:

крестьянство составляло абсолютное большинство населения страны (4/5);

в 1917 – 1922 гг. крестьянство совершило аграрный переворот;

выходцы из крестьян составили основу рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

Крестьянская «волна» со всей сопровождающей ее архаикой и пережитками захлестнула государство и правящую партию. Социализм в России стал приобретать крестьянский характер.

В значительной степени внутренняя политика советского государства определилась ново-марксистской идеологией. В самой парадигме марксистской теории содержатся благоприятные предпосылки для ее редуцирования в массовое сознание населения задержавшейся на пути перехода к индустриальной цивилизации страны. Исходные постулаты марксизма-ленинизма заключались в следующих положениях:

приоритет материального производства перед прочими сферами деятельности людей;

положение об исключительно трудовой природе общественного богатства;

представление о частной собственности как об архаичной надстройке над экономическими отношениями по сравнению с тенденцией плановой организации общества.

Национальный вопрос был одним из основных вопросов внутренней политики советского государства. Наиболее сильные позиции в РСФСР занимали великорусские, украинские, еврейские, кавказские группировки. Официально была провозглашена борьба с великодержавным русским шовинизмом. В политической риторике нации делились на эксплуататорские и эксплуатируемые, а в реальной политике - на дружественные советской власти и враждебные. 30 декабря 1922 г. было создано новое государство – Союз Советских Социалистических республик (СССР). В его состав вошли РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация. Создание федерации национальных государств рассматривалось партийным руководством как переходная ступень к образованию всемирной нации трудящихся. Один из теоретиков большевизма, Л. Троцкий заявлял, что «... нация – это не логичное явление». СССР был объявлен государством трудящихся. В компетенцию даже местных Советов входило право выдачи гражданства иностранцам соответствующего социального происхождения (из рабочих и крестьян). Но дав права и государственность одним нациям, по мере роста национального самосознания и местных политических элит приходилось создавать все новые и новые республики и области.

Следующим фактором, определяющим внутреннюю политику СССР являлись неувядающие традиции российской бюрократии. Россия со времен Петра I оставалась полицейским, военным, бюрократическим, сверхцентрализованным государством. Бюрократическая машина не исчезла, продолжала работать полным ходом и после революций 1917 г. Нехватка специалистов компенсировалась увеличением числа работающих. Если в 1913 г. в России было 400 тыс. государственных служащих, то в 1924г. – 2,5 миллиона, а в 1928 г. – 3,5 миллиона человек. Социализм предполагает создание руководящих, указывающих, распределяющих, контролирующих органов власти. Огромный бюрократический аппарат был бездеятельным, малоквалифицированным. В 1928 г. на всю страну насчитывалось 233 тысячи специалистов с высшим образованием и 228 тысяч с законченным средним образованием.

После окончания гражданской войны страна находилась в состоянии экономической, политической, социальной деградации. К 1921 г. население России по сравнению с 1917 г. уменьшилось на 13 млн. человек. Объем промышленного производства составлял 12% от довоенного уровня. В 1920 г. промышленность произвела продукции на 150 млн. золотых рублей, а зерна было произведено в этом же году на 3 млрд. рублей, т.е. на сумму, в 20 раз большую. В целом сельскохозяйственная продукция составляла 64% от уровня 1913 г. Народное хозяйство приобретало форму натурального. Города и транспорт были на грани вымирания. В 1921 г. «победоносный рабочий класс» составлял менее 1 млн. человек.

Попытка найти выход из кризиса на основе эскалации государственного террора (решения IX съезда РКП(б) в 1920 г.) вызвала массовые крестьянские восстания, забастовки рабочих по всей стране, восстание моряков Балтийского флота в 1921 г. Центр русской революции - Петроград - превратился в оплот оппозиции, которой противостояла другая столица – царско-холопская Москва.

Эти события побудили правительство к проведению более гибкой политики в отношении крестьянства и замене политики форсированного коммунизма переходным этапом. На Х съезде РКП(б) (март 1921 г.) принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом. На первом этапе была предпринята попытка создания «регулируемого рынка» через государственно-административные структуры. Торговля разрешалась только «в пределах местного оборота», после сдачи крестьянами данного уезда государственного налога. Контроль осуществлялся Народным комиссариатом продовольствия и кооперации. Жизнь показала утопичность этой политики. К тому же страну в 1921 – 1922 гг. поразил жестокий голод. Международное сообщество попыталось помочь голодающим в России; комитет помощи возглавил известный полярный исследователь Ф. Нансен. Самый существенный вклад внесла American Relief Administration (ARA) во главе с Г. Гувером.

От благотворительности пострадала и русская православная церковь. Под предлогом оказания помощи голодающим начался погром русской православной церкви, пользующейся финансовой самостоятельностью и все еще огромным моральным, идеологическим, в конце концов, поведенчески-привычным влиянием. Это была завершающая часть «грабижки». С точки зрения изъятия ценностей надежды не оправдались, их оказалось не так уж много - в пределах 2 млн. золотых рублей. Почти столько же было затрачено на организацию шумной кампании по их изъятию. В то время как народ голодал, огромные средства использовались для поддержки “мировой революции”.

В 1921 – 1922 гг. от голода погибло 5 млн. человек.

В августе-сентябре 1921 г. резолюция Х съезда РКП(б) по продналогу была дополнена двумя сериями других экономических мер. Одна узаконивала свободу внутренней торговли, другая разрешала представление концессий иностранным предпринимателям. Количество реализованных проектов по концессиям было невелико. Большинство концессионных предприятий в последующем были доведены до разорения и переданы государству. Одним из немногих, сделавших состояние в России, оказался американец Р. Хаммер, сумевший приспособиться к советской системе. Государство выкупило его долю в карандашной фабрике совзнаками, разрешило закупить антикварные вещи и вывезти их из СССР. Советское правительство готовило невероятное по объему соглашение с В.Вандерлипом о сдаче в аренду Камчатки сроком на 49 лет.

Сложившийся в годы новой экономической политики строй можно было назвать государственным капитализмом. «Сменовеховцы», западные либералы и социалисты считали, что большевики, несмотря на общую утопичность своих идей, открыли дорогу капитализму, и что следующим шагом будет политическая либерализация установление в России демократической республики. Теоретики же большевизма первоначально рассматривали НЭП как тактический ход, временное отступление социализма, но в дальнейшем стали склоняться к пониманию НЭПа, как переходной ступени к социализму в силу общей отсталости России. Они считали, что хотя в России не удался мгновенный переход к социализму, в развитых странах такой переход все же будет возможен.

В отличие от социалистов Запада, считавших, что Россия еще не достигла достаточного уровня культуры для строительства нового общества, В.И. Ленин полагал, что социализм в России возможен внедрением «сверху» со стороны государства диктатуры пролетариата. Главное, что в результате первой мировой войны сложился союз революции рабочих и «крестьянской войны», и в России пришла к власти марксистская партия. Сложились необычные условия для развития российской цивилизации от обратного, не так, как на Западе. Следовательно, надо не размягчать режим диктатуры, а наоборот, всеми силами его укреплять. В.И. Ленин был категорически против политической либерализации. В 1922 г. он предложил расширить применение расстрела против политических противников, многие из которых были его соратниками и друзьями по революционной деятельности. В первой половине 20-х годов прошли политические процессы над представителями либеральных и социалистических партий. Остатки многопартийности были ликвидированы. Нескольким сотням оппозиционеров-интеллигентов расстрел был заменен высылкой из страны, чтобы создать фон переговорам с Западом.

Основные черты НЭПа:

Жесткий однопартийный режим и административная система управления народным хозяйством.

Минимальная связь с мировой экономикой, сведенная, в основном, к внешней торговле на основе государственной монополии.

Государственная собственность на крупную, значительную часть средней промышленности, транспорт и недра.

Хозрасчет в промышленности не ниже уровня государственных трестов.

Неэквивалентный обмен с деревней. Безвозмездное отчуждение значительной части ее продукции в форме продналога.

Экономические результаты НЭПа довольно впечатляющие. По официальным данным прирост промышленной продукции составил:

 

1921 г. - 42,1 %  
1922 г. - 30,7 %  
1923 г. - 52,9 %  
1924г. - 16,4 %  
1925 г. - 66,1 %  
1926 г. - 43,2 %  
1927 г.   - 14,2 %
   

По официальным данным национальный доход СССР в 1928 г. был выше 1913 г. на 19 %. По подсчетам специалистов он был на 12 – 15 % ниже уровня 1913 г. Причем рост промышленного производства в дореволюционной России продолжался до 1916 г. Тем не менее, темпы были высокими. Но речь шла не о промышленном росте, а о восстановлении разрушенного. Когда к концу 20-х годов восстановительный эффект иссяк, страна вновь оказалась в состоянии кризиса, в основе которого лежала нехватка капитала для модернизации промышленности. Существующий в стране уровень технологии не отвечал современным требованиям.

Высокими темпами восстанавливалось сельское хозяйство. В 1925 г. валовой сбор зерновых на 20,7 % превысил довоенный уровень. В последующие годы производство зерна постепенно уменьшалось за счет роста производства технических культур. В 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. По некоторым оценкам, потребление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России.

Однако рост крупного товарного хозяйства сдерживала государственная налоговая политика: в 1922 – 1923 гг. было освобождено от сельскохозяйственного налога 3 %, в 1923 – 1924 гг. – 14 %, 1925 – 1926 гг. – 25 %, 1927г. – 35 % беднейших крестьянских хозяйств. Причем, налог на остальных соответственно возрастал. Зажиточные крестьяне, составляющие в 1923 – 1924 гг. 9,6 % выплатили 29,2 % суммы налога. В результате темпы дробления крестьянских хозяйств в 20-е годы были в два раза выше, чем до революции. Всеобщий дележ земли и ликвидация частной собственности на землю не привели к созданию крестьянского рая. Наблюдалось аграрное перенаселение, скрытая безработица, натурализация хозяйства. Традиционное общество оказалось в тупике. Низкая товарность крестьянского хозяйства приводила к заниженным объемам экспорта сельскохозяйственных продуктов, а следовательно, и импорта. Экспорт составлял 21,7 % от уровня 1913 г.

Развитие народного хозяйства тормозилось неустойчивостью денежного обращения. Начиная с 1921 г. в РСФСР предпринимались попытки проведения денежной реформы на основе металлического обращения золота, серебра и даже платины. В 1922 – 1923 гг. Были проведены две деноминации (изменение нарицательной стоимости) рубля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.049 с.)