Взаимодействия ЦБ с органами власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействия ЦБ с органами власти



Независимость Банка России не исключает его взаимодействия с органами власти.  А именно:

1. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ.

2. Министр финансов РФ и министр экономического развития РФ участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

3. Банка России и Правительства РФ обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координировать свою политику, проводить регулярные взаимные консультации.

4. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

5. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России. Банк России является одним из участников бюджетного процесса на федеральном уровне. Банк России обслуживает счета бюджетов, Федеральное казначейство открывает счета в Банке России, на которых отражаются все операции с бюджетными средствами.

6. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.

7. Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами.

 

БЛОК

Вопрос 4. Налоги: сущность, основные элементы, классификация

Налоги исторически связаны с появлением государства и обусловлены необходимостью получения доходов государством.

Налоги - неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни.

Минимальный объем налогового бремени определяется объемом расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, образование, судебную систему, охрану порядка и т.п.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги поступают в бюджетный фонд, сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Первый сущностный признак налога - императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа).

Второй признак - смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов - безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налога.

Элементы налога

- субъект налога- (налогоплательщик) - юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог.

- носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода.

 - источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода, и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

- единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу - гектар, сотка.

- объект налогообложения: заработная плата, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, дивиденды, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Наличие объекта обложения неразрывно связано с возникновением обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения;

- налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

- налоговая ставка. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки определяются в абсолютной сумме.

Пропорциональные - это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе.

Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии - простую и сложную. При простой возросшая ставка налога применяется ко всей налоговой базе, при сложной налоговая база делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку она обеспечивает ему более низкое обложение, чем простая, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой.

Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы;

- налоговый период. Им является период (обычно календарный месяц, календарный квартал, календарный год), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога применительно к определенному налогу. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

При создании организации после начала календарного года первый налоговый период начинается со дня ее создания. При этом днем создания признается день ее государственной регистрации. При ликвидации (реорганизации) до конца календарного года последним налоговым периодом для организации является период от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации);

- порядок исчисления налога. Это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или на налоговый орган;

При обложении налогами действуют три способа взимания налогов, т.е. учета и оценки объекта налога:

1) кадастровый;

2) декларационный;

3) у источника выплаты.

Первый способ предполагает использование кадастра - реестра (описи), содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, строений, сооружений), которые используются при исчислении соответствующего налога.

Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и вычетах.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он используется бухгалтерией предприятия или органом, который выплачивает доход или по закону имеет такое право.

Особое место в элементах налогообложения занимают налоговые льготы, поскольку налог может считаться установленным и при отсутствии налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По налогам и сборам предоставляются следующие виды льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта исключается из обложения;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения;

- освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- целевые налоговые льготы.

 

Сущность налогов проявляется в их функциях.

Фискально-распределительная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Данная функция выражается в уровне налогового бремени экономики, который определяется долей валового внутреннего продукта, изымаемой в бюджетную систему посредством действующей системы налогообложения.

Контрольная функция реализуется через усилении налогового администрирования. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Регулирующая функция. Данная функция реализуется через следующие подфункции:

- стимулирующая - выражается в первую очередь через механизм налоговых льгот и специальных налоговых режимов, призванных способствовать инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов в тех или иных регионах и отраслях экономики.

- воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) - реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К таким налогам и сборам правомерно отнести НДПИ, водный налог, транспортный налог, налог на имущество, земельный налог.

 

Классификация налогов

(смотри схему)

Классификация налогов по уровням власти:

Федеральные налоги

Согласно ст.12 НК РФ федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (если иное не предусмотрено НК РФ).

В соответствии со ст. 13 НК к федеральным налогам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ):

- налоговые ставки;

- порядок и сроки уплаты налогов;

- формы отчетности по региональным налогам.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ).

Региональные налоги (ст.14 НК РФ):

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ):

- налоговые ставки;

- порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ. Указанными органами могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ).

Местные налоги (ст.15 НК РФ):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

 

Специальные налоговые режимы (ст.18 НК РФ):

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 17; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.033 с.)