Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковская реформа 1987-1992 гг.

Поиск

Тема 3. Банковская система РФ.

ЦБ РФ. Его функции, цели и особенности деятельности.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, ФЗ №86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном Банке РФ (Банке России)» и другими ФЗ.

БР подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Целями деятельности Банка России являются:

¨ Защита и обеспечение устойчивости рубля;

¨ Развитие и укрепление банковской системы РФ;

¨ Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.

Банк России выполняет следующие функции:

1) Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) Устанавливает правила осуществления расчётов в РФ;

5) Устанавливает правила проведения банковских операций;

6) Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возложена организация исполнения бюджетов;

7) Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) Регистрирует кредитные организации, выдаёт им лицензии, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

11) Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

12) Устанавливает правила бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы РФ;

13)  Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14) иные функции в соответствии с фед.законами.

 

Тема 4. Коммерческие банки в РФ

Тема 5. Операции коммерческих банков

Тема 3. Банковская система РФ.

Банковская реформа 1987-1992 гг.

1-ый этап. 1987 год ознаменовался реформой банковской системы СССР, в результате которой на базе существующих банковских структур были созданы государственные специализированные банки:

1. Промстройбанк СССР. Специализировался на обслуживании предприятий и организаций промышленной и строительной индустрии;

2. Агропромбанк СССР. Занимался обслуживанием предприятий агропромышленного комплекса;

3. Жилсоцбанк СССР. Обслуживал госторговлю, науку, культуру и непроизводственную сферу;

4. Внешэкономбанк СССР. Обслуживал внешнюю торговлю и другие внешнеэкономические операции;

5. Сбербанк СССР. Специализировался на обслуживании населения.

Управление государственными специализированными банками, а также обслуживание бюджетных и общественных организаций осуществлял Госбанк СССР.

Между государственными специализированными банками, несмотря на законодательное закрепление за ними отраслей, началась конкуренция.

Реорганизация 1987 года имела больше негативных, чем позитивных результатов:

¨ Банки продолжали базироваться на государственной форме собственности;

¨ Сохранился монополизм банков;

¨ Реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;

¨ Сохранялось закрепление предприятий за банками, то есть не существовало выбора кредитного источника;

¨ Банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;

¨ Произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата.

Таким образом, возникла необходимость дальнейшего преобразования банковской системы в направлении создания двухуровневой системы.

2-ой этап.   В конце 1988 года был принят Закон СССР «О кооперации», по которому союзам и объединениям кооперативов предоставлялось право создавать кооперативные банки. То есть начался этап создания самостоятельных коммерческих банков, не зависимых от государственных структур.

В апреле 1989 года введён порядок организации новых банков на территории СССР: разрешалось создание коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений (за которыми закреплялось название «коммерческие банки») на паевых и акционерных началах.

3-ий этап. Связан с принятием в конце 1990 года Законов СССР «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Вскоре были приняты соответствующие законы и в РФ. С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков, в том числе и на базе учреждённых ранее государственных специализированных банков.

Однако созданная система банков всё равно оставалась неэффективной, так как:

¨ Отсутствовал механизм управления денежным оборотом экономическими методами;

¨ Была ослаблена роль бывшего Госбанка как главного банка страны;

¨ Отсутствовали рыночные, коммерческие отношения между банками и клиентурой.

4-ый этап. 20 декабря1991 года Государственный банк СССР был упразднён и все его активы и пассивы были переданы Центральному банку РСФСР. Через несколько месяцев банк стал называться Центральным банком РФ (Банком России). В течение 1991-1992 гг. под руководством БР в стране была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть РКЦ ЦБРФ и началась их компьютеризация. 

Таким образом, в России сформировалась 2х-уровневая банковская система, на верхнем уровне которой находится ЦБ РФ (который решает вопросы проведения политики государства в области денежного обращения и кредита), а на втором – широкая сеть коммерческих банков (которые не подчиняются в административном порядке ЦБ и выполняют его указания только в пределах норм, определённых законом).

Двухуровневая банковская система имеет определённые достоинства:

- ЦБ обладает реальными рычагами регулирования деятельности банков, может поддерживать с ними не только прямые, но и обратные связи;

- Она предполагает многообразие банковских учреждений, их функций, разнообразие осуществляемых ими операций;

- Она исходит из необходимости гибких организационных форм, максимальной приспособленности к потребностям клиентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.006 с.)