Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра теории, истории музыки и методики↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (г. ЯЛТА) КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»: (СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ) для студентов профиля подготовки: музыкальная педагогика, дирижирование, эстрадно-джазовое пение
Автор: кандидат искусствоведения Куровская И. Р.
Ялта–2014 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Народное музыкальное творчество чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и региональным особенностям. Сегодня наблюдается большой интерес к возрождению народных традиций. Особенно актуальным является изучение данной дисциплины в Крыму, где представлена палитра национальных культур. Предлагаемый курс «Народное музыкальное творчество» преследует цель: изучение истории и современного состояния народного музыкального творчества (прежде всего, народов Крыма), его основных жанров, а так же привить студентам практические навыки по его исполнению и использованию в профессиональной деятельности. Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Изучение дисциплины «Народное музыкальное творчество» поможет будущему музыканту самостоятельно ориентироваться в национальных народных музыкальных культурах, определять их типологические виды, понимать их внутреннюю структуру; анализировать музыкальные тексты (представленные как в письменной, так и в звучащей устной форме); их ритмическое, ладовое, мелодическое и многоголосное строение; работать с этнографическим материалом. Разноплановые лучшие образцы песенного творчества помогут развить у студентов художественный вкус; будут способствовать наработке опыта в фольклорно-этнографической работе, необходимого для самостоятельной практической деятельности. Будущему педагогу следует помнить о богатых воспитательных функциях народной песни; педагогической ценности фольклора. Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств. Основные составляющие содержания курса «Народное музыкальное творчество»: теоретическое освоение жанров народной музыки (чтение лекций, реферирование специальной литературы), непосредственное изучение конкретных песенных образцов (прослушивание записей, живой показ, разучивание песен). Ключевые разделы в изучении народно-песенного жанра: определение жанра через характеристику его основной функции; краткая история его возникновения и развития; обозначение территории наиболее активного бытования; типичная для жанра тематика (при анализе отдельного образца песни рассматривается содержание его полного словесного текста); комплекс средств музыкальной выразительности, свойственных жанру, его региональные стилевые особенности; публикации, имеющие значение для изучения данного жанра; примеры использования жанра (или его отдельных образцов) в профессиональной музыке. Анализ народной песни – обязательный компонент изучения песенного жанра. Синкретизм народной песни, основные средства ее выразительности. Песенные формы: строфические, куплетные. Особенности музыкально-ритмической организации народной песни. Основы ладового строения народных песен. Особенность песенных жанров – единство словесно-поэтического и мелодического содержания. В процессе изучения курса студенты знакомятся с народным музыкальным инструментарием. Этноорганология – наука, изучающая традиционные народные инструменты. Разделение инструментов на собственно музыкальные и выполняющие прикладные функции (например, гребень, ложки, сковороды и пр.). Наука рассматривает критерии классификации народных музыкальных инструментов; инструментальный и песенный фольклор, их общность и различия. Основные разделы в изучении инструментов: внешнее описание, ранние сведения о них, возникновение и развитие, строение, способы звукоизвлечения и акустические характеристики, исполнительские возможности, особенности бытования и практическое назначение, репертуар. Использование наглядного материала (фотографии, иллюстрации), просмотр видеоматериалов, встречи с народными исполнителями, посещение этнографических концертов. В ходе практических занятий студенты получают навык применения народных музыкальных инструментов в учебной работе. Изучаются системы музыкального воспитания К.Орфа, З.Кодая и др.; вводится ансамблевое музицирование, импровизация. Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции, что помогает в процессе становления национальной идентичности будущего педагога: · дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая представление об историческом прошлом и настоящем народа; · знакомит с верованиями и религиозными взглядами, помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю; · вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее; · способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуры речи; · сохраняет в памяти особенности речи, значение слов, обогащает народной мудростью. Большое значение в комплексном изучении народного музыкального творчества имеет выявление преемственных связей между народным музыкальным искусством и композиторским творчеством. Слушание образцов профессиональной музыки – важная часть учебного процесса. Основные формы композиторского фольклоризма – цитирование, заимствование отдельных элементов народной музыкальной речи. Соблюдение принципа постепенного усложнения образцов для прослушивания: обработка народной песни → фольклорная цитата в профессиональной музыке → собственно композиторское сочинение в традициях народно-песенных жанров. Изучение всех этих аспектов народного музыкального творчества готовит будущего учителя к тщательности подготовки к процессу восприятия музыки на уроках музыкального искусства в школе: отбор фрагментов для иллюстраций, составление комментариев к ним (краткая информация о композиторе, его отношении к фольклору и собиранию народной песни, об изучаемом сочинении). Проводимые семинарские и практические занятия учат студентов давать художественно-эстетическую оценку прослушиваемого образца, определение элементарных средств музыкальной выразительности, выявление особенностей претворения композитором в своей музыке народно-песенных традиций. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ С ПЕРЕЧНЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Семинар №2. Вопросы: 1. Первобытное искусство и фольклор. 2. Музыкальная культура славян Киевской Руси. 3. Музыкальная культура скоморохов. 4. Эпические жанры в Киевской Руси. Исполнители эпических жанров. ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник, 4-е изд., пер. и доп. / В.П. Аникин. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 752 с. 2. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с. б) дополнительная: 1. Історія української культури [за загал. ред. І.Крип’якевича]. – 4-е вид., стереотип. – К.: Либідь, 2002. – 656 с. 2. Культура Древней Руси: пособие для учителя [Сост. Э. Смирнова; под ред. Д.С.Лихачева]. – Л.: Просвещение, 1967. – 303 с. 3. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с. 4. Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси / А.С.Фаминцын. – СПб.: типография Э. Арнгольда, 1889. – 192 с. 5. Черная Л. А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.: Логос, 2007. – 288 с.: ил. ТЕМА 5. Жанры народного песенного искусства славянских народов: эпические, календарно-обрядовые, семейно-бытовые, баллады, духовные, лирические, шуточные. Типы многоголосия песен разных народов. Песни городского стиля XVII – XIX веков. Деление на жанры народнопесенного творчества разных народов; аналогия в классификации. Былины Киевского и новгородского циклов. Жанровое своеобразие, особенности тематики, основные герои. Северные и южные традиции исполнительства. Искусство северных сказителей. Жанровое разнообразие календарных и семейно-бытовых песен. Кант. Песня-романс. Возникновение нового стиля музыкального мышления под влиянием европейской музыкальной культуры. реформы церковного пения, профессиональной музыки и поэзии.
Семинар №3. Вопросы: 1. Эпические жанры. 2. Духовные жанры. 3. Календарно-обрядовые жанры. 4. Семейно-бытовые жанры. Баллады. 5. Лирические песни. 6. Шуточные песни. 7. Кант. Песня- романс.
Практическое занятие №1. 1. Знакомство с текстом и вокальная работа с духовными народными песнями «Иисусе мой, прелюбезный», «Ой ты, дячку вчений». 2. Знакомство и вокальная работа с календарно-обрядовыми песнями: беларусская народная песня «Бульба», колядки народов Крыма. 3. Знакомство и вокальная работа с лирическими и шуточными песнями: «Да под вишнею», «Шла дивечка до лясечка». ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник, 4-е изд., пер. и доп. / В.П. Аникин. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 752 с. 2. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с. б) дополнительная: 1. Гоголь, Н. В. О малороссийских песнях / Н.В.Гоголь // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1953. – Т. 6. – С. 67–74. 2. Дашкевич, Н. П. К вопросу о происхождении русских былин / Н.П.Дашкевич // Чтения в Историческом Обществе Нестора летописца. – 1889. – Кн. 3. – С. 15–28. 3. Сперанский, М. Н. Южно-русская песня и современные ее носители (по поводу бандуриста Т. М. Пархоменка) / М.Н.Сперанский // Сборник Историко-филологического общества в Нежине. – Т. 5. – К., 1904. – С. 97–230. 4. Грица С. Мелос української народної епіки / С.Грица. – К.: Наукова думка, 1979.–248 с. 5. Грица С. Українські думи в міжетнічному діалозі // С. Грица.. – Родовід. – 1995. – № 11. – С. 68-81. 6. Медведик Ю. Українська духовна пісня XVII–XVIII століть: монографія / Ю. Медведик. – Львів: Видавництво УКУ, 2006. – 324 с. 7. Пашина О. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / О. Пашина. – СПб.: Композитор, 2009. – 568 с. 8. Портрети українських кобзарів О. Сластьона [Відповід. ред. акад. В. І. Касіян; Вступ. стаття, прим. і комент. Ю. Турчанка]. – К.: Вид-во АН УРСР, 1961. – 63 с., ил.
Практическое занятие №2. Разучивание фрагментов обряда свадьбы русского, украинского, белорусского, крымско-татарского народов: - изучение содержания обряда; - инсценировка фрагмента обряда; - работа над музыкой фрагмента обряда.
ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках) [Ред. Л.В. Боброва]. – Симферополь: Атлас-компакт, 2009. – 420 с. 2. Крым. Соцветие национальных культур: традиции, обычаи, праздники, обряды. Вып. 1 [сост. Н. В. Малышева, Н.Н. Волощук]. – Симферополь, 2001. – 160 с., ил. б) дополнительная: 1. Крым сквозь тысячелетия [Ред.кол. Г.М. Буров, А.Г. Герцен и др.]. – Симферополь, 2006. – 576 с., ил. 2. Нирко О. Кобзарство Криму та Кубані: навч. посіб. (хрестоматійне вид.) для студ. ВНЗ [Упор., ред., передм. Н. Сулій] / О.Нирко. – К.: вид. центр Просвіта, 2008. – 480 с., іл. Практическое занятие №3. 1. Работа с архивными материалами Музея Кобзарства Крыма и Кубани. 2. «Фольклорная разведка» по Крыму. 3. Расшифровка народных мелодий.
ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с. б) дополнительная: 1. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот. 2. Квитка К. В. Профессиональные народные певцы и музыканты на Украине / К. Квитка // Избранные труды в двух томах. – Т. 2. – М.: Сов. композитор, 1973. – С. 279–315. 4. Квитка К. В. О критике записей произведений народного музыкального творчества / К. Квитка // Избранные труды в двух томах. – Т. 2. – М.: Сов. композитор, 1973. – С. 30–39 5. Перетц В. Малорусские вирши и песни в записях XVI–XVIII веков / В. Перетц // ИОРЯС. – СПБ., 1899. – Т. IV. – Кн. 3,4. – С. 869–938. 6. Пашина О. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / О. Пашина. – СПб.: Композитор, 2009. – 568 с. 7. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с. 8. Черная Л. А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.: Логос, 2007. – 288 с.: ил. 9. http://www.vantit.ru/library/item/731-o-princzipax-sistemnogo-issledovaniya-folklora-i-literatury.html Копылова Н. И. О принципах системного исследования фольклора. 10. http://etmus.ru/?attachment_id=1229 Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора Практическое занятие №4. Разбор примеров народных песен различных жанров: - метр и размер стиха; - текста и напева в народной песне. ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с. б) дополнительная: 1. Грица С. Мелос української народної епіки / С.Грица. – К.: Наукова думка, 1979. – 248 2. Грица С. Кореспонденція мелосу духовних віршів, псальмів і дум в усному епічному виконавстві // IV Міжнар. конгрес україністів. – Одеса, 2001. – Кн. 1: Етнологія, фольклористика: Доп. та повідомлення. – Одеса-Київ, 2001. – С. 317–324. 3. Корш Ф., О русском народном стихосложении, в кн.: Сборник Отделения русского языка и словесности Акад. наук, т. LXVII, № 8, СПБ, 1901. 4. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот. 5. Маслов А. Л., Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, в кн.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при Этнографич. отделе Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. XI, М., 1911. 6. Сокальский П. П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом, Харьков, 1888. – 56 с. 7. http://for-te.ru/1/15_1.html Скрипов Г. С. О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении Семинар №6. Вопросы: 1. Принципы претворения народно-песенного начала в произведениях М.И. Глинки. 2. А.П. Бородин – последователь М.И. Глинки. 3. Народная песня в творчестве А.С. Даргомыжского. 4. Народная песня в оперном творчестве М.П. Мусоргского. 5. Разнообразие методов претворения народно-песенного начала в произведениях Н.А. Римского-Корсакова. 6. П.И. Чайковский и народная песня. 7. Народная песня в творчестве украинских композиторов. 8. Народная песня в творчестве крымских композиторов:
ЛИТЕРАТУРА а) основная: 1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с. б) дополнительная: 1. Евсеев С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня / С. Евсеев. – М., 1970. – 58 с. 2. Должанский А. Музыка Чайковского / А. Должанский. – Ленинград: Музыка, 1981. – 208 с 3. Земцовский И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды. / И. Земцовский. – М.–Л., 1978. – С.102-117. 4. Лебединский Л. Революционный фольклор в Одиннадцатой симфонии Д.Шостаковича / Л. Лебединский // Советская музыка. 1958. – №1. – С.13–18. 5. Пекелис М. Даргомыжский и народная песня / М. Пекелис. – М.–Л., 1951. – 48 с. 6. Цуккерман В. А. Римский-Корсаков и народная песня / В.А.Цуккерман. – М., 1970. – 27 с. 7. http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post269188910/ Русские народные песни и мелодии в творчестве композиторов-классиков. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Основная: 1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник, 4-е изд., пер. и доп. / В.П. Аникин. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 752 с. 2. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до серебряного века, 2-е изд.перераб. / Л.А. Рапацкая. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 176 с. 3. Степанов Н. И. Народное музыкально-инструментальное исполнительство: Теория и методика обучения / Н.И. Степанов. – СПб.: Планета музыки, 2014. – 192 с. Дополнительная: 1. Аникин, В.П. Русский фольклор: учебное пособие / В.П. Аникин. – М., 1987. – 189 с., нот. 2. Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – М.: Музыка, 1975. – 126 с., ил. 3. Виноградов, Г. Детский фольклор: из истории русской фольклористики / Г. Виноградов. – Л., 1978. – 75 с., нот. 4. Герасимова-Персидская, Н. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох / Н. Герасимова-Персидская. – М.: Музыка, 1994. – 126 с. 5. Герцман, Е. Тайны истории древней музыки / Е. Герцман. – СПб.: Невская Нота, Лебедушка, 2007. – 576 с. Гоголь, Н. В. О малороссийских песнях / Н.В.Гоголь // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1953. – Т. 6. – С. 67–74. 6. Гордійчук, М. Фольклор і фольклористика / М. Гордійчук // Збірка статей. К.: Муз. Україна, 1979. – 351 с. 7. Грица, С. Мелос української народної епіки / С.Грица. – К.: Наукова думка, 1979. – 248 с. 8. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. – Л., 1967. – 125 с. 9. Дашкевич, Н. П. К вопросу о происхождении русских былин / Н.П.Дашкевич // Чтения в Историческом Обществе Нестора летописца. – 1889. – Кн. 3. – С. 15–28. 10. Должанский, А. Музыка Чайковского / А. Должанский. – Ленинград: Музыка, 1981. – 208 с. 11. Земцовский, И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды. / И. Земцовский. – М.–Л., 1978. – С.102-117. 12. Евсеев, С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня / С. Евсеев. – М., 1970. – 58 с. 13. Іваницький, А. І. Українська народна музична творчість: Посібник для вищ. та серед. учб. закладів / А.І. Іваницький. – К.: Муз. Україна, 1990. – 336 с., нот. 14. История Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках) [Ред. Л.В. Боброва]. – Симферополь: Атлас-компакт, 2009. – 420 с. 15. Камаев, А. Ф. Народное музыкальное творчество: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведения / А.Ф. Камаев. – М.: Академия, 2008. – 304 с. 16. Крым. Соцветие национальных культур: традиции, обычаи, праздники, обряды. Вып. 1 [сост. Н. В. Малышева, Н.Н. Волощук]. – Симферополь, 2001. – 160 с., ил. 17. Крым сквозь тысячелетия [Ред.кол. Г.М. Буров, А.Г. Герцен и др.]. Симферополь, 2006. – 576 с., ил. 18. Лебединский, Л. Революционный фольклор в Одиннадцатой симфонии Д.Шостаковича / Л. Лебединский // Советская музыка. 1958. – №1. – С.13–18. 19. Мациевский, И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры / И.В. Мациевский. – Алматы, Дайк-Пресс, 2007. – 520 с. 20. Музыкальные инструменты мира [Пер. с англ. Т. Л. Лихач; xуд. обл. М. В. Драко]. – Минск: ООО Попурри, 2001. – 320 с., ил. 21. Нирко, О. Кобзарство Криму та Кубані: навч. посіб. (хрестоматійне вид.) для студ. ВНЗ [Упор., ред., передм. Н. Сулій] / О.Нирко. – К.: вид. центр Просвіта, 2008. – 480 с., іл. 22. Пашина О. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / О. Пашина. – СПб.: Композитор, 2009. – 568 с. 23. Пекелис, М. Даргомыжский и народная песня / М. Пекелис. – М.–Л., 1951. – 48 с. 24. Петухов, М. Народные музыкальные инструменты музея С.‑Петербургской консерватории / М. Петухов. – СПб, 1884. – 73 с., ил. 25. Портрети українських кобзарів О. Сластьона [Відповід. ред. акад. В. І. Касіян; Вступ. стаття, прим. і комент. Ю. Турчанка]. – К.: Вид-во АН УРСР, 1961. – 63 с., ил. 26. Привалов, Н. И. Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа. Очерк их происхождения, появления на Руси и существование (домра, балалайка, лютня, кобза, бандура, бандурка, торбан, мандолина, гитара) / Н.И. Привалов. – СПб., О‑ва музыкальных собраний, 1904/1905. – Вып. № 4. 27. Рубцов, Ф. Основы ладового строения русских народных песен / Ф. Рубцов // Статьи по музыкальному фольклору. – Л.-М., 1973. – С. 8-81. 28. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с. 29. Цуккерман, В. А. Римский-Корсаков и народная песня / В.А. Цуккерман. – М., 1970. – 27 с.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Гусарова Е. М. Природа песенного фольклора http://chgiki.ru/wp-content/uploads/2012/05/inp.pdf 2. Котеля В. А. Теория песенного фольклораhttp://bgcnt.ru/assets/files/cultural_heritage/editions/02_methodsscience/130129_theory_song_folk=a5.pdf 3. Русские народные песни и мелодии в творчестве композиторовклассиков. http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post269188910/ 4. Природа песенного фольклора. http://www.dissercat.com/content/priroda-pesennogo-folklora-kak-osnova-sovremennogo-ispolnitelstva 5. Старостина Т. А. Ладовая систематика русской народной песни. http://www.kholopov.ru/arc/starostina-rnp.pdf 6. Скрипов Г. С. О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении http://for-te.ru/1/15_1.html КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (г. ЯЛТА) КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»: (СЕМИНАРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ) для студентов профиля подготовки: музыкальная педагогика, дирижирование, эстрадно-джазовое пение
Автор: кандидат искусствоведения Куровская И. Р.
Ялта–2014 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Народное музыкальное творчество чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и региональным особенностям. Сегодня наблюдается большой интерес к возрождению народных традиций. Особенно актуальным является изучение данной дисциплины в Крыму, где представлена палитра национальных культур. Предлагаемый курс «Народное музыкальное творчество» преследует цель: изучение истории и современного состояния народного музыкального творчества (прежде всего, народов Крыма), его основных жанров, а так же привить студентам практические навыки по его исполнению и использованию в профессиональной деятельности. Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Изучение дисциплины «Народное музыкальное творчество» поможет будущему музыканту самостоятельно ориентироваться в национальных народных музыкальных культурах, определять их типологические виды, понимать их внутреннюю структуру; анализировать музыкальные тексты (представленные как в письменной, так и в звучащей устной форме); их ритмическое, ладовое, мелодическое и многоголосное строение; работать с этнографическим материалом. Разноплановые лучшие образцы песенного творчества помогут развить у студентов художественный вкус; будут способствовать наработке опыта в фольклорно-этнографической работе, необходимого для самостоятельной практической деятельности. Будущему педагогу следует помнить о богатых воспитательных функциях народной песни; педагогической ценности фольклора. Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств. Основные составляющие содержания курса «Народное музыкальное творчество»: теоретическое освоение жанров народной музыки (чтение лекций, реферирование специальной литературы), непосредственное изучение конкретных песенных образцов (прослушивание записей, живой показ, разучивание песен). Ключевые разделы в изучении народно-песенного жанра: определение жанра через характеристику его основной функции; краткая история его возникновения и развития; обозначение территории наиболее активного бытования; типичная для жанра тематика (при анализе отдельного образца песни рассматривается содержание его полного словесного текста); комплекс средств музыкальной выразительности, свойственных жанру, его региональные стилевые особенности; публикации, имеющие значение для изучения данного жанра; примеры использования жанра (или его отдельных образцов) в профессиональной музыке. Анализ народной песни – обязательный компонент изучения песенного жанра. Синкретизм народной песни, основные средства ее выразительности. Песенные формы: строфические, куплетные. Особенности музыкально-ритмической организации народной песни. Основы ладового строения народных песен. Особенность песенных жанров – единство словесно-поэтического и мелодического содержания. В процессе изучения курса студенты знакомятся с народным музыкальным инструментарием. Этноорганология – наука, изучающая традиционные народные инструменты. Разделение инструментов на собственно музыкальные и выполняющие прикладные функции (например, гребень, ложки, сковороды и пр.). Наука рассматривает критерии классификации народных музыкальных инструментов; инструментальный и песенный фольклор, их общность и различия. Основные разделы в изучении инструментов: внешнее описание, ранние сведения о них, возникновение и развитие, строение, способы звукоизвлечения и акустические характеристики, исполнительские возможности, особенности бытования и практическое назначение, репертуар. Использование наглядного материала (фотографии, иллюстрации), просмотр видеоматериалов, встречи с народными исполнителями, посещение этнографических концертов. В ходе практических занятий студенты получают навык применения народных музыкальных инструментов в учебной работе. Изучаются системы музыкального воспитания К.Орфа, З.Кодая и др.; вводится ансамблевое музицирование, импровизация. Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции, что помогает в процессе становления национальной идентичности будущего педагога: · дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая представление об историческом прошлом и настоящем народа; · знакомит с верованиями и религиозными взглядами, помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю; · вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее; · способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуры речи; · сохраняет в памяти особенности речи, значение слов, обогащает народной мудростью. Большое значение в комплексном изучении народного музыкального творчества имеет выявление преемственных связей между народным музыкальным искусством и композиторским творчеством. Слушание образцов профессиональной музыки – важная часть учебного процесса. Основные формы композиторского фольклоризма – цитирование, заимствование отдельных элементов народной музыкальной речи. Соблюдение принципа постепенного усложнения образцов для прослушивания: обработка народной песни → фольклорная цитата в профессиональной музыке → собственно композиторское сочинение в традициях народно-песенных жанров. Изучение всех этих аспектов народного музыкального творчества готовит будущего учителя к тщательности подготовки к процессу восприятия музыки на уроках музыкального искусства в школе: отбор фрагментов для иллюстраций, составление комментариев к ним (краткая информация о композиторе, его отношении к фольклору и собиранию народной песни, об изучаемом сочинении). Проводимые семинарские и практические занятия учат студентов давать художественно-эстетическую оценку прослушиваемого образца, определение элементарных средств музыкальной выразительности, выявление особенностей претворения композитором в своей музыке народно-песенных традиций. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ С ПЕРЕЧНЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.01 с.) |