Тема 3. Страны западной европы и Россия в xVI-XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Страны западной европы и Россия в xVI-XVII вв.



План.

1. Страны Западной Европы в XVI-XVII вв.: от Средневековья к Новому времени.

2. Российское государство в XVI в.

2.1. Реформы 1550-1560-х гг., оформление сословно-представительной монархии;

2.2. Опричнина. Итоги внутренней политики Ивана IV.

3. Смутное время: причины, основные периоды и последствия.

4. Россия в XVII в. Внутренняя политика первых Романовых.

4.1. Эволюция политической системы от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

4.2. Русское государство и православная церковь: реформа патриарха Никона.

Самостоятельная работа: 1. Определите основные этапы юридического оформления крепостного права в XVI-XVII вв. 2. Сформулируйте цели внешней политики России в XVI в. 3. Дайте характеристику внешней политике Российского государства XVII в.

Объясните смысловое значение основных понятий и терминов: «Юрьев день», «заповедные годы», «урочные годы», крепостное право, барщина, оброк, поместье, помещики, бояре, дворяне, самодержавие, сословно-представительная монархия, царь, Освященный собор, Боярская Дума, Земский собор, «Избранная рада», Судебник, приказы, кормления, стрельцы, Опричнина, Смута (Смутное время), династический кризис, самозванец, «тушинский вор», семибоярщина, интервенция, ополчение, Соборное Уложение, «полки иноземного строя», патриарх, раскол, старообрядцы, казаки, гетман, Переяславская рада, «бунташный век».

Вопросы для самоконтроля

1. Какой период мировой истории называют Новым временем? Назовите важнейшие последствия эпохи Великих географических открытий. В результате каких событий произошел раскол Европы на католиков и протестантов? Когда и где произошли первые буржуазные революции, каковы их итоги?    

2. Почему формирование единого Российского государства сопровождается закрепощением крестьян? Какую роль в этом процессе играл природно-климатический фактор, особенности социально-экономического развития русских земель, внешнеполитические условия?

3. Какие реформы были проведены в годы регентства Елены Глинской и во время существования «Избранной рады»? В чем их значение для развития Российского государства?

4. В чем причины введения опричнины, насколько обоснована репрессивная политика Ивана IV Грозного? Какая связь существует между успехами и неудачами во внешней политике и внутриполитическим курсом Ивана IV? Каковы итоги опричной политики?

5. Охарактеризуйте ситуацию в стране в конце правления Ивана IV Грозного, оцените итоги его внутренней и внешней политики.

6. Укажите экономические, социальные, политические, духовные и внешнеполитические причины кризиса Российского государства на рубеже XVI-XVII вв. Какие земли были отторгнуты от России в результате польской и шведской интервенции? Последствия Смуты для экономики, социальной и политической жизни страны.

7. Дайте оценку внутренней и внешней политике первых царей из династии Романовых. Как можно охарактеризовать главные тенденции в развитии Российского государства в XVII в.? Какие внутриполитические процессы подготавливали почву для преобразований Петра I?

8. С какой целью в середине XVII в. проводят церковную реформу? Охарактеризуйте роль патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в осуществлении преобразований? Почему церковная реформа привела к расколу в обществе и в православной церкви?

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Тема 1. Мир в XVIII в.

План.

1. Реформы Петра I и эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

3. Модернизационные процессы в России первой половины XIX века.

Самостоятельная работа: 1. Сформулируйте цели внешней политики России в первой четверти XVIII в. Изложите обстоятельства создания Российской империи. 2. Определите сущность крестьянского вопроса в XVIII в. Изложите причины и ход войны под предводительством Е. Пугачева. 3. Дайте характеристику внешней политике России второй половины XVIII в.

Объясните смысловое значение основных понятий и терминов: «вольные хлебопашцы», Отечественная война, реформа, император, «европеизация», абсолютизм, бюрократия, Сенат, коллегия, Синод, Табель о рангах, дворянское ополчение, рекрутские наборы, регулярная армия, Указ о единонаследии, сословие, подушная подать, ревизия, мануфактура, протекционизм, меркантилизм, дворцовый переворот, фаворит, Верховный тайный совет, кондиции, бироновщина, «просвещенный абсолютизм», губерния, «Уложенная комиссия», жалованная грамота, государственные крестьяне, капиталистые крестьяне, промыслы, крестьянская война.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что характерно для мануфактурного производства, какие технические новшества ознаменовали начало промышленного переворота во второй половине XVIII в.? Какие идеи отстаивали европейские Просветители? Где и при каких обстоятельствах была принята первая Конституция? Какое влияние на европейскую историю оказала Великая Французская буржуазная революция?

2. Какие события детских и юношеских лет оказали влияние на Петра I как на государственного деятеля? Была ли у Петра программа действий? Какие преобразования первой четверти XVIII в. ознаменовали утверждение абсолютизма в России?

3. Покажите взаимосвязь внешнеполитической деятельности и внутренних преобразований Петра I. Какие меры позволили в короткий срок укрепить военную мощь государства и добиться успеха в Северной войне? Оцените геополитическое положение России в начале и к концу царствования Петра I?

4. Оцените социально-экономическую политику Петра I. Почему его преобразования сопровождались ухудшением положения основной массы населения, усилением крепостного гнета? С чем связана противоречивость оценок реформ Петра I в области культуры?

5. Укажите причины дворцовых переворотов и их социально-экономические и политические последствия. Чье царствование оказалось самым коротким?

6. Насколько реалистичной была программа преобразований, которую философы-просветители предлагали монархам? Каким образом на внутреннюю политику Екатерины II повлияли идеи Просвещения? Почему деятельность «Уложенной комиссии» оказалась безрезультатной? Что нового появилось в системе местного управления России в связи с проведением губернской реформы?

7. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком дворянства»? Отметьте особенности крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева по сравнению с другими крестьянскими войнами.

8. Какие важнейшие внешнеполитические задачи были решены во второй половине XVIII в.?

9. Сравните замыслы и результаты реформаторской деятельности Александра I. Почему не был осуществлен план Сперанского? Какие реформы были проведены в Польше, Финляндии, Прибалтике, но не осуществлялись на остальной территории Российской империи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.005 с.)