Раздел 1. Характеристика услуги «Проведение оценочных процедур для разработки Индивидуальной программы ранней помощи» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Характеристика услуги «Проведение оценочных процедур для разработки Индивидуальной программы ранней помощи»



Введение

На первоначальных стадиях развития системы ранней помощи, когда целью ранней помощи было улучшение развития ребенка в различных областях, оценка / диагностика предполагала изучение факторов, влияющих на развитие ребенка (особенности его рождения, анамнез, история развития, имеющиеся заболевания), обследование уровня развития ребенка в различных областях: когнитивная, речевая, социальная, двигательная области. Чаще всего описание развития ребенка включало в себя описание не столько имеющихся умений, сколько описание трудностей, «неумений» и ограничений, что влияло в дальнейшем на специфику поставленных задач, которые могли быть направлены на формирование отдельных недостающих навыков, не связанных с повседневным функционированием ребенка.

Подобный подход к оценке /диагностике, основанный на диагнозе или нарушениях ребенка, которые у него есть, не обеспечивает достаточной информацией о личности ребенка, его достижениях и его особенностях, о степени его включения в разные жизненные ситуации, пониманием с какими проблемами он сталкивается в своей обычной жизни. Дети, имеющие одинаковые диагнозы, такие как церебральный паралич или аутизм, могут иметь самые разные способности, интересы, умения, сталкиваться с различными трудностями в жизни, иметь различные потребности.

С точки зрения современного понимания ранней помощи, ожидаемые результаты для детей: развитие социальных отношений с другими людьми, независимость/самостоятельность в повседневных делах и вовлеченность в жизненные ситуации.

Это значит, что оценка должна дать специалистам информацию о том, как ребенок функционирует в повседневной жизни, насколько он вовлечен в них, что умеет делать самостоятельно, в чем нужна помощь, какой степени; умеет ли ребенок общаться и взаимодействовать с другими людьми, чувствует ли он себя частью общества.

С позиции МКФ оценка функционирования ребенка должна быть нацелена на исследование жизни ребенка с точки зрения ее нормализации (К. Грюневальд), когда в фокусе внимания оказывается не только сам ребенок, но и его повседневная жизнь, трудности, с которыми он сталкивается. Главная цель такой оценки – получение необходимой информации для построения программы помощи ребенку и семье, чтобы максимально нормализовать их жизнь и улучшить функционирование ребенка в повседневной жизни (Bronfenbrenner, U. (1979).

Анализ функционирования ребенка на основе МКФ осуществляется в биопсихосоциальной модели. Рисунок ниже показывает соотношение между основными факторами, влияющими на активность и участие ребенка: здоровье, функции и структуры организма, контекстуальные факторы, включающие личностные факторы и факторы окружающей среды. При этом под активностью в МКФ понимается «выполнение задачи или действия индивидом», а «участие – это вовлечение индивида в жизненную ситуацию».

Функционирование ребенка является результатом комплексного взаимовлияния всех элементов этой модели, которые находятся в динамическом взаимодействии друг с другом. Воздействие на один элемент потенциально может изменить другой или другие элементы и состояние системы в целом.

Компонент 1. Оценка ежедневных жизненных ситуаций

Этапы проведения «Оценки ежедневных жизненной ситуаций»:

Введение

На первоначальных стадиях развития системы ранней помощи, когда целью ранней помощи было улучшение развития ребенка в различных областях, оценка / диагностика предполагала изучение факторов, влияющих на развитие ребенка (особенности его рождения, анамнез, история развития, имеющиеся заболевания), обследование уровня развития ребенка в различных областях: когнитивная, речевая, социальная, двигательная области. Чаще всего описание развития ребенка включало в себя описание не столько имеющихся умений, сколько описание трудностей, «неумений» и ограничений, что влияло в дальнейшем на специфику поставленных задач, которые могли быть направлены на формирование отдельных недостающих навыков, не связанных с повседневным функционированием ребенка.

Подобный подход к оценке /диагностике, основанный на диагнозе или нарушениях ребенка, которые у него есть, не обеспечивает достаточной информацией о личности ребенка, его достижениях и его особенностях, о степени его включения в разные жизненные ситуации, пониманием с какими проблемами он сталкивается в своей обычной жизни. Дети, имеющие одинаковые диагнозы, такие как церебральный паралич или аутизм, могут иметь самые разные способности, интересы, умения, сталкиваться с различными трудностями в жизни, иметь различные потребности.

С точки зрения современного понимания ранней помощи, ожидаемые результаты для детей: развитие социальных отношений с другими людьми, независимость/самостоятельность в повседневных делах и вовлеченность в жизненные ситуации.

Это значит, что оценка должна дать специалистам информацию о том, как ребенок функционирует в повседневной жизни, насколько он вовлечен в них, что умеет делать самостоятельно, в чем нужна помощь, какой степени; умеет ли ребенок общаться и взаимодействовать с другими людьми, чувствует ли он себя частью общества.

С позиции МКФ оценка функционирования ребенка должна быть нацелена на исследование жизни ребенка с точки зрения ее нормализации (К. Грюневальд), когда в фокусе внимания оказывается не только сам ребенок, но и его повседневная жизнь, трудности, с которыми он сталкивается. Главная цель такой оценки – получение необходимой информации для построения программы помощи ребенку и семье, чтобы максимально нормализовать их жизнь и улучшить функционирование ребенка в повседневной жизни (Bronfenbrenner, U. (1979).

Анализ функционирования ребенка на основе МКФ осуществляется в биопсихосоциальной модели. Рисунок ниже показывает соотношение между основными факторами, влияющими на активность и участие ребенка: здоровье, функции и структуры организма, контекстуальные факторы, включающие личностные факторы и факторы окружающей среды. При этом под активностью в МКФ понимается «выполнение задачи или действия индивидом», а «участие – это вовлечение индивида в жизненную ситуацию».

Функционирование ребенка является результатом комплексного взаимовлияния всех элементов этой модели, которые находятся в динамическом взаимодействии друг с другом. Воздействие на один элемент потенциально может изменить другой или другие элементы и состояние системы в целом.

Раздел 1. Характеристика услуги «Проведение оценочных процедур для разработки Индивидуальной программы ранней помощи»

Процесс проведения оценочных процедур – это скорее процесс открытия нового знания о ребенке и семье, которое поможет понять уникальные компетентности и ресурсы каждой конкретной семьи и ребенка. Подобные знания помогут в дальнейшем развивать значимую и полезную ИПРП, которая будет действительно индивидуализирована и направлена на поддержку ребенка и семьи. Такая оценка идет значительно дальше знания о том, сколько кубиков умеет ребенок ставить один на другой или умеет ли он искать под тканью игрушку, спрятанную туда.

Оценочные процедуры проводят разные специалисты, которые объединяются в мини-команды, в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Если у ребенка и его семьи имеются трудности в какой-либо ежедневной жизненной ситуации (рутине), в оценочных процедурах будут участвовать те специалисты, которые могут помочь с этими трудностями и улучшить развитие ребенка в соответствующих областях жизнедеятельности. Например, если семья испытывает трудности в том, чтобы накормить, искупать ребенка, посадить его для игры, в команду специалистов могут входить:

· логопед, как специалист, который улучшает коммуникативные навыки у ребенка и помогает ему освоить навыки приема еды,

· физический терапевт, как специалист, который обеспечивает стабильную позу ребенку во время кормления и работает над улучшением его двигательного развития,

· психолог, как специалист, который помогает маме развивать чувствительность по отношению к сигналам ребенка.

Семья обязательно участвует в процессе выполнения оценки и будет участвовать в обсуждении результатов оценки. Создание «рабочего союза» с родителями и достижение единого представления о сильных сторонах ребенка, его потребностях и новых обучающих возможностях - необходимые шаги в определении и планировании способов поддержать процесс развития ребенка. Любая оценка должна внести положительный вклад в этот процесс. Оценочные процедуры – это очень индивидуальный процесс, его содержание зависит от ситуации развития ребенка и семейной ситуации.

До начала проведения оценки ведущий специалист проводит с мини-командой специалистов рабочую встречу для обсуждения имеющейся информации, полученной на первичном приеме:

· запрос семьи;

· состояние здоровья ребенка;

· результаты первичной оценки развития и функционирования ребенка.

Подобное обсуждение помогает уточнить первые рабочие гипотезы и составить план того, как оценка будет происходить (какие из специалистов будут участвовать в оценке, что необходимо изучить более глубоко, какие методы будут применяться и пр.).

Для проведения оценки специалисты встречаются с ребенком и семьей два и более раза. При этом они:

· проводят специальные тесты и пробы (для оценки должны быть использованы только надежные, валидные, репрезентативные методики);

· проводят структурированное наблюдение за ребенком в различных активностях;

· беседуют с родителями, обсуждая необходимые вопросы;

· объясняют родителям, что они делают, что они видят;

· знакомятся с заключениями и отчетами других специалистов, которые могут быть полезны.

Родители также привлекаются к проведению оценки и являются активными участниками этого процесса, они могут:

· активно наблюдать за ребенком и делиться со специалистами своими наблюдениями;

· делиться со специалистами информацией о ребенке, заполняя опросники и анкеты;

· быть рядом с ребенком, поддерживать его;

· предложить игры и занятия, которые помогут исследовать способности ребенка;

· сказать, является ли то, что специалисты видят, типичным для ребенка;

· комментировать процесс оценки и помочь увидеть сильные стороны и потребности ребенка;

· задавать вопросы и делать предположения о том, как идет процесс оценки;

· рассказать есть ли что-то в режиме дня ребенка, что тревожит родителей (кормление, сон, игры, купание и пр.). Например: кормление – это всегда стресс, потому что есть проблемы с сосанием или глотанием.

Для проведения оценочных процедур специалисты могут встречаться с семьей индивидуально или совместно. Выбор варианта проведения оценки опять же зависит от ситуации развития ребенка. Например, для оценки двигательного развития ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями физический терапевт встречается с семьей индивидуально. В то время как для проведения оценки развития ребенка с нарушением зрения и небольшими двигательными нарушениями, педагог и физический терапевт встречаются с семьей совместно. В этом случае педагог и мама играют с ребенком, а физический терапевт наблюдает за ребенком, предлагая педагогу выполнить определенные пробы. Он может попросить педагога поиграть с ребенком в догонялки, чтобы оценить у него координацию движений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.004 с.)