Социальные и философские основы бунта Раскольникова – теории «крови по совести». Сны Раскольникова и их роль в раскрытии характера героя и общего замысла романа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные и философские основы бунта Раскольникова – теории «крови по совести». Сны Раскольникова и их роль в раскрытии характера героя и общего замысла романа.



  1. Какова главная причина (мотив) преступления Родиона Раскольникова?

1) Увлечение идеей сильной личности, имеющей право на любые злодеяния во имя всеобщего блага, в состоянии протеста против социальной несправедливости. 

2) Для проверки своей принадлежности к «право имеющим» или обычным, «тварям дрожащим».

3) Желание избавить от нищенского существования себя и свою семью.

4) Свойства характера деструктивной личности, жестокого насильника и убийцы.

5) Патологическая ненависть к наживающимся на чужой беде и заслуживающих наказания.

  1. Каким образом в романе разоблачается антигуманная, противоестественная теория Раскольникова?

1) Натуралистические сцены убийства, которое невозможно оправдать.

2) Изображение мучительных терзаний героя, его борьбы с натурой и совестью.

3) Введение снов героя, отражающих его подлинные нравственные убеждения и осознание ложного характера его теории «крови по совести».

4) Использование идеи «двойничества», наличие героев-двойников Раскольникова (Лужина и Свидригайлова), чьи жизненные кредо – претворенная на практике и доведенная до логического завершения теория вседозволенности.

5) Показ непереносимости внутреннего состояния изгоя, отторжения от мира людей, даже близких.

6) Наличие иной формы противостояния злу и борьбы с ним, предложенной Соней Мармеладовой (смирение и страдание во имя искупления, очищения и возрождения души, непротивление злу насилием).

7) Споры-дискуссии с Порфирием Петровичем, его контраргументы против теории Раскольникова.

  1. Соотнесите сны Раскольникова с их идейной нагрузкой (значением).

1) Сон – «Убийство лошади» - перед преступлением

2) Сон об оазисе в пустыне – перед преступлением

3) Сон –«Избиение хозяйки» - после преступления.

4) Сон – «Смех убитой старухи над Раскольниковым» - после преступления

5) Сон – «Мировая эпидемия» - на каторге.

А) Сон – предупреждение. Преступление (убийство) противоречит чистой душе, нравственной натуре. Церковь (жизнь по совести) и кабак (вседозволенность греха) – 2 пути, выбираемых человеком.

Б) Сон-греза – жажда души чистого и прекрасного среди пустыни искушений и зла.

В) Сон-крик совести – крик задавленной совести, которая взывает к разуму, отравленному теорией вседозволенности.

Г) Сон-наказание – герой убил не старуху, а себя, свою душу и совесть. Нельзя оправдать убийство даже благими целями. Это провал эксперимента над собой.

Д) Сон – пророчество – пагубность любых головных теорий, не связанных с гуманизмом. Нельзя привести человека к счастью через кровь. Предсказание грядущих глобальных социальных катастроф на основе мировых теорий о путях к всеобщему счастью через насилие и их обреченности на провал. 

4. Определите, кому из героев романа принадлежат данные портреты.

           1 ) он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет..

          2)   «Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала… Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же преобладали цвета светлые и юношественные. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. … Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.

А) Аркадий Иванович Свидригайлов Б) Петр Петрович Лужин В) Дмитрий Прокофьевич Разумихин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.005 с.)