Понятие и виды прав на чужие вещи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды прав на чужие вещи



 

Наряду с правом собственности и владением, в римском частном праве признаны права на чужие вещи (специальные права), субъекты которых находятся в непосредственной связи с вещью и способны в определенном отношении устранить любое третье лицо. В отличие от собственности право на чужие вещи имеет своим предметом не вещь, как таковую, а ее отдельную функцию. Эта функция может заключаться в том, что сам собственник не способен ею воспользоваться (например, объект сервитутного права), либо подобная функция может являться элементом полномочий собственника (право пользования или право извлечения плодов), в связи с чем, сам собственник оказывает правомерно ограничен в своих правах до тех пор, пока право на чужие вещи, обременяющее вещь не будет снято, а право собственности полностью не восстановиться.

Как отмечал юрист Гай: «Само право наследования, право пользовладения, обязательственное право считаются res incorporales, то есть бестелесными вещами». Таким образом, если объектом права собственности могут выступать физические вещи, то объектом специального права бестелесная вещь как право на отдельную хозяйственную функцию вещи.

Сопоставление с модельным вещным правом – с правом собственности – повлияло на распространение в цивилистике трактовки прав на чужие вещи как ограниченных или парциарных (частичных), но эти права самоценны. Их специфика заключается в том, что они не конкурируют c правом собственности (хотя и могут ограничивать полномочия собственника) и даже предполагают наличие права лица на туже вещь, почему и называются правами на чужие вещи.

Следует отметить, что в римской классической юриспруденции термин «права на чужие вещи» применялся исключительно к земельным сервитутам. И только в постклассическую эпоху круг «прав на чужие вещи» расширился.

Специальные вещные прав включают в себя не только различные права пользования, но и залоговое право, устанавливаемое на вещь должника в качестве гарантии исполнения обязательства, таким образом, рассматривая залог как такого рода гарантию в обязательственной части. Но традиционно среди прав на чужие вещи выделяют:

1. Сервитуты – право пользования чужой вещью в том или ином отношении. Делились на земельные и личные. Устанавливались по воле собственника, в силу закона, по давности, по судебному решению.

2. Эмфитевзис – это отчуждаемое право долгосрочного пользования чужой сельскохозяйственной землей. Данное право передавалось по наследству.

3. Суперфиций – это отчуждаемое и передаваемое по наследству право возведения строения на чужой городской земле, а также право пользования этим строением. Собственнику земельного участка также принадлежало и право собственности на строение.

4. Залог – это право на чужую вещь, выражающееся в пользовании и распоряжении вещью. Сущность залога в том, что претор вправе распорядиться заложенной вещью, если должник не исполняет своего обязательства.

Право собственности в Риме не было единственным вещным абсолютным правом, то есть правом имеющим своим предметом непосредственно вещь и защищаемым против любого нарушителя. Кроме права собственности к вещным и абсолютным правам относят также права на чужие вещи. Так как это были права на вещи, принадлежащие каким-то лицам, не являющимися собственниками этих вещей, то лицо, имеющее право на чужую вещь, не могло иметь таких обширных правомочий, как собственник, который мог по римскому праву делать со своей вещью все, что ему угодно, за исключением лишь того, что прямо запрещено законом. Самой важной категорией прав на чужую вещь являлись, так называемые сервитутные права, состоявшие в праве одного лица пользоваться (в каком-либо определенном отношении или нескольких отношениях) вещью, принадлежащей другому лицу. К правам на чужие вещи относились также суперфиций и эмфитевсис (права вещного наследственного пользования чужой землей и строением на чужой земле), и, наконец, вышеупомянутое право залога.

 

Сервитуты: понятие и виды

 

Помимо впол­не естественных прав лица на свои вещи и вытекающих из них правомочий, римское частное право допускало существование и прав на чужие вещи – разумеется, не в том объеме, какой предполагался для собственника или юридического владельца. Важнейшая совокупность возможных прав на чужие вещи объединялась под наименованием сервитутов.

Сервитут (servitus) заключался в обязанности оказывать сво­ей вещью определенную услугу другому лицу или любым третьим лицам. Сущность сервитута в том, что кто-то что-то терпит или чего-то не делает. Традиционное основание сервитутов находилось в праве со­седства, когда нормальное хозяйственное использование двух или не­скольких соседствующих земельных участков, строений и т.п. нужда­лось в ряде взаимных уступок и ограничений в пользу друг друга или же в пользу вообще сограждан, а абсолютизация прав собственности приводила бы к несомненным общественным и хозяйственным невы­годам. Так возникли земельные сервитуты, связанные с земельной соб­ственностью. Позднее получили распространение другие «услужности» при помощи своих вещей: выяснилось, что определенным образом ограниченное использование вещи может представлять самостоятель­ную ценность для других лиц, – так сформировались сервитуты лич­ные. Это историческое деление и заложило основы правовой класси­фикации сервитутов.

Вещные, или земельные, сервитуты (s. praediorum) подразделя­лись на сельские и городские. Их назначение состояло в том, чтобы вос­полнить недостающие блага, делающие нормальное использование со­седних участков или строений возможным.

Сельские сервитута предус­матривали обязанность собственников терпеть, когда другие лица ходят через их участки к хозяйственно необходимым местам или вещам (iter), когда через твой участок могут гнать скот к пастбищу или водопою, в том числе подразумевая и право хождения и провода скота, повозок (actus), когда твой участок используется другими для всех вышеописанных действий (via), когда через поверхность твоего участка проводят воду для другого (aquaeductus).

В послеклассическую эпоху сложились и другие виды сельских сервитутов: право черпать воду на чужом учас­тке, право отводить воду на территорию чужого владения, право брать глину с участка другого, пасти скот на лугах, вошедших в состав друго­го владения, но ранее используемых для этой цели, и т.д.

Городские сер­витуты также предусматривали ограничения в целях общего хозяйствен­ного использования и взаимных выгод: право слива воды, проведения канализации через участок соседа, обязанность не загораживать соседу вида из окна, терпеть, если стена соседнего дома будет опираться на твое строение, и т.д. Ограничения собственник обязан был терпеть в пользу любых лиц, которые бы стали пользоваться выгодами, вытекающими из сервитутного права, поэтому земельные сервитуты носили всеобщий, абстрактный характер.

Личные сервитуты (s. personarum) имели в виду ограничение пра­ва собственности в пользу конкретного лица, которому тем самым предо­ставлялись некоторые права в отношении твоей вещи. Важнейшими ви­дами личных сервитутов были узуфрукт, пользование и проживание.

Узуфрукт, или право пользования плодами и доходами (usufructus), Заключался в предоставлении другому права использования плодов и доходов от твоей непотребляемой вещи, т.е. такой, какая сохраняла свою субстанцию в целости (фруктами из сада, молоком от коровы и т.п.). Получивший право узуфрукта обязывался к тому, чтобы сохранять вещь в надлежащем качестве, не изменять ее сущности, производить необ­ходимые улучшения, связанные с использованием плодов и доходов. Специфическим видом узуфрукта было право пользования чужими деньгами, что требовало определенных гарантий. Узуфрукт предостав­лялся пожизненно конкретному лицу, и в классическом праве не при­знавалось, что узуфрукт можно передавать по наследству. Однако смерть собственника, передача права собственности на вещь в целом не сни­мала обязанности нового обладателя терпеть узуфруктные права дру­гих лиц, которые имели в своем распоряжении специальные средства исковой защиты. Пользование, или узус (usus), заключался в праве брать овощи с чужого огорода, в праве жить в чужом доме самому, использо­вать чужое животное или раба (слугу) для собственных нужд. Пользовавшийся узусом должен был соблюдать те же требования, что пред­полагались и для узуфрукта, но, кроме того, не имел права использовать предметы узуса иначе, как для своих нужд (т.е., например, нельзя брать овощи не для себя, но для продажи, слугу – для отдачи его в работу на сторону и т.п.). Наконец, право проживания (habitatio) предполага­ло обязанность подлинного собственника жилого дома терпеть прожи­вание в нем других лиц, которые в том числе могли и сдавать дом для проживания другим.

Итак, из сказанного выше, следует, что сервитутное право обслуживает интересы собственников конкретных имений, в диспозитивной форме указывая на возможные ограничения полномочий собственника по договору с соседом. С этой точки зрения и права по соседству и сервитуты представляют собой выражение содержания права собственности, принятого в данный период всем обществом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.007 с.)