ТОП 10:

Вопрос 1. Общие проблемы истории древнего востока (3—11).



Вопрос 1. Общие проблемы истории древнего востока (3—11).

История создания мира и история народов и их государств есть везде. Но история духовной брани, прозрений и заблуждений есть только у тех, кто почитает Новый Завет. Основное содержание христианских летописей и истории – опыт этого мира, а борьба доброго и злого в человеке - мерило ценностей.

История как наука сложилась в Европе в XVII в. и распространилась в XVIII в. Тогда же действовала христианская концепция: было начало – кульминация (приход Спасителя) – конец (Страшный Суд).

На Востоке, например, такой концепции нет, и потому там нередко можно услышать мнение, что история остановилась (Ф. Фукуяма). Другую крайность занимает американский учёный С. Хатингтон – мир ожидает крупный кризис.

Наш курс, в плане системы приоритетов, больше уделяется внимания верованиям и общественному устройству, чем хозяйству. Больше внимания личностям монархов, как субъектам, характеризующим своё общество. Оценка его роли базируется на понятиях морали.

Что касается понятия «прогресс», оно вполне применима к технологиям и общественному устройству. В духовной же жизни, а также искусстве, литературе, качественный рост проследить не удаётся. Жизненный уровень человека практически всегда был одинаков.

В Западной Европе сложилась традиция брать за основу в изучении древнего мира Месопотамию и Египет – как страны типа больших государств, в которых сохранились письменные источники. Гармонические общества преобладали на Плодородной дуге. В них быстрее развивались социальные структуры, технологии, города. Но они не пытались преодолеть природу за счёт технического развития и социального прогресса. Техногенны появились в конце 4-го тыс. до Р.Х. в районах больших рек. Они заимствовали достижения гармонических обществ и стали преобразовывать вокруг себя природу, обожествляя тем самым себя и свои достижения.

В чём принципиальное отличие? Главное – отношение к окружающему миру. Цель гармоничных – «нормальная» жизнь с упование на милость богов, которые заведуют всем. Цель техногеннов – высокая производительность и социальный комфорт.

Гармонические божества – боги сил природы, постепенно приобретавшие хозяйственные и общественные функции. Техногенные божества – наряду с богами сил природы – «культурные герои»: предки династий, монархи, экономика и социальные структуры.

Основным источником изучения истории является письменность, потому долгое время бытовало мнение, что где нет письменности, там ничего не было. Развитее археологии опровергла эти взгляды, но отсутствие письменных источников не позволяет обрести полноту картины. Древняя письменность преобладает у техногеннов, потому им уделяют больше внимания. Другой фактор – науку о Древнем мире создавали техногенны Западной Европы, от сюда и приоритеты интереса.

 

 

Вопрос 2. Страны Плодородной дуги в 9—4 тыс. до Р. Х. (12—31).

Общую ситуацию в Древнем мире в 9–7-м тыс. до Р.Х. можно охарактеризовать так. В это время уже достаточно высоко было развито земледелие. На территории Восточного Средиземномория ранние верхнералеолитические культуры уже располагали тем народом орудий, который был обнаружен у более поздних земледельцев. Существовал первый город, Иерихон (конец 9-го тыс.) – явление не имеющее аналогов для того времени. Развитые общества существовали лишь по плодородной дуге. Сопоставимые по уровню развития центры появляются только в 6-м тыс.

Иерихон – город, окружённый стенами и башнями, очень плотно застроен: 14 м2 на душу населения. Население около 2–3 тыс. человек. У него не было регулярной планировки, но имелись улицы и сложные оборонительные сооружения: башня достигает более 8 м в высоту, имеет внутреннюю лестницу и большие каменные цистерны для хранения зерна и воды. Жители занимались земледелием, ремёслами, торговлей, обслуживанием (слуги). Существовало своё особое искусство, были высококвалифицированные скульпторы, которые по черепу воссоздавали лицо этого человека (это связано с культом предков). В городе были храмы для групп семей. Были обнаружены изображения трёх божеств – мужчины, женщины и ребёнка. Имелись и божества сил природы, прежде всего женская богиня плодородия. Город был снабжён канализацией. Глиняной посуды тогда не было, её делали из камня и, возможно, из кожи и дерева. Не было и специализированного оружия для убийства людей. Дрались, при надобности, каменными булавами (дубинами), хозяйственными топорами, может, охотничьими стрелами. В Святой Земле близ Иерихона существовали и мелкие «специализированные» города (Бейда), в которых обитали торговцы и ремесленники. По всей видимости, население было семитоязычным.

В 6-м тыс. начинается период керамического неолита, появляется глиняная посуда. В обществе выделяются профессиональные управленцы. Возникают атрибуты собственности – многочисленные печати.

«Внешняя», западная, сторона Плодородной дуги давала большое количество пищи. «Внутренняя», восточная, сторона имела менее интенсивную жизнь, и большую ролью играло скотоводство. В керамический неолит на керамике проецируются росписью верования народа. В 5-м тыс. продолжается интенсивное технологическое развитие. А долина Нила и Двуречье по-прежнему остаются отсталыми и редко населёнными.

Возникает ещё одно явление – локальные конфликты и связанные с ними переселения.

В конце 5 – начале 4-го тыс. среди народов Древнего Востока массово распространяется обработка меди; появляется ковка, а затем выплавка. Но экономика в меди ещё особо не нуждалась. Спрос на метал возникает в конце 5-го тыс., кроме долины Нила. В Святой Земле металл принялся достаточно широко, немного позже в Двуречье. В середине 4-го тыс. Двуречье становится первой техногенной цивилизацией. Металл становится предметом первой необходимости. Сначала из него делали украшения, далее – булавка, шило, и позже – боевое оружие. Массовым становится ремесло столяра и плотника.

Двуречье. Начало её создания положило население прототигридов. Был и другой народ – протоевфратцы. О них обоих почти ничего неизвестно. Н основе их достижений шумеры создали сложную техногенную цивилизацию. Храм играл роль административного центра государства. Во второй половине 6-го тыс. до Р.Х. создаются системы «преобразования» природы. Росла плотность населения, но структура общества оставалась племенной.

Среднюю и верхнюю Месопотамию занимали восточные семиты, Восточное Средиземноморье – западные семиты. В долине Двуречья жили шумеры. Долину Нила занимали хамитские языковые группы. Существовали и другие народы.

В 4300-4200 гг. до Р.Х. начинается протогосударственный или раннегосударственный период. Везде, кроме долины Нила возникают города-государства. Они были двух видов. Первый характерен гармоническим обществам. Это древние земледельческие традиции. Появляется новая группа людей – управленцы. Важные вопросы решались на народном собрании. Второй складывался в техногенных обществах. Люди зависели от плодов своих рук. Возникают небольшие государства (номы).

Разным было отношение двух типов людей и к своим богам. Гармонические строили несколько небольших храмов. Техногенны строили один большой и делали его управленческим центром. У шумеров бог отгораживался от верующих. Письменности тогда ещё не было ни у кого. Среди монархов крепнет стремление отгородиться от народа и как-то выделиться – появляются корона и скипетр.

В это же время из селений возникают новые города. Самый известный – Мегиддо. Он сильно укреплён. В нём была регулярная планировка. Было несколько храмов, имелись ремесленные мастерские, торговые кварталы, комфортабельные дома.

Существовал ещё ряд больших городов, пространственно изолированных друг от друга. Много их возникает и в Двуречье, где также появляются большие каналы.

 

Вопрос 1. Общие проблемы истории древнего востока (3—11).

История создания мира и история народов и их государств есть везде. Но история духовной брани, прозрений и заблуждений есть только у тех, кто почитает Новый Завет. Основное содержание христианских летописей и истории – опыт этого мира, а борьба доброго и злого в человеке - мерило ценностей.

История как наука сложилась в Европе в XVII в. и распространилась в XVIII в. Тогда же действовала христианская концепция: было начало – кульминация (приход Спасителя) – конец (Страшный Суд).

На Востоке, например, такой концепции нет, и потому там нередко можно услышать мнение, что история остановилась (Ф. Фукуяма). Другую крайность занимает американский учёный С. Хатингтон – мир ожидает крупный кризис.

Наш курс, в плане системы приоритетов, больше уделяется внимания верованиям и общественному устройству, чем хозяйству. Больше внимания личностям монархов, как субъектам, характеризующим своё общество. Оценка его роли базируется на понятиях морали.

Что касается понятия «прогресс», оно вполне применима к технологиям и общественному устройству. В духовной же жизни, а также искусстве, литературе, качественный рост проследить не удаётся. Жизненный уровень человека практически всегда был одинаков.

В Западной Европе сложилась традиция брать за основу в изучении древнего мира Месопотамию и Египет – как страны типа больших государств, в которых сохранились письменные источники. Гармонические общества преобладали на Плодородной дуге. В них быстрее развивались социальные структуры, технологии, города. Но они не пытались преодолеть природу за счёт технического развития и социального прогресса. Техногенны появились в конце 4-го тыс. до Р.Х. в районах больших рек. Они заимствовали достижения гармонических обществ и стали преобразовывать вокруг себя природу, обожествляя тем самым себя и свои достижения.

В чём принципиальное отличие? Главное – отношение к окружающему миру. Цель гармоничных – «нормальная» жизнь с упование на милость богов, которые заведуют всем. Цель техногеннов – высокая производительность и социальный комфорт.

Гармонические божества – боги сил природы, постепенно приобретавшие хозяйственные и общественные функции. Техногенные божества – наряду с богами сил природы – «культурные герои»: предки династий, монархи, экономика и социальные структуры.

Основным источником изучения истории является письменность, потому долгое время бытовало мнение, что где нет письменности, там ничего не было. Развитее археологии опровергла эти взгляды, но отсутствие письменных источников не позволяет обрести полноту картины. Древняя письменность преобладает у техногеннов, потому им уделяют больше внимания. Другой фактор – науку о Древнем мире создавали техногенны Западной Европы, от сюда и приоритеты интереса.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.006 с.)