Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD–AS)

Поиск

Совокупный спрос (AD) – общая сумма всех индивидуальных объёмов спроса в национальной экономике.

Факторы совокупного спроса:

· уровень цен;

· потребительские расходы;

· инвестиционные расходы;

· государственные расходы;

· чистый экспорт.

Влияние уровня цен на AS иллюстрирует кривая AS, а ее форма объясняется тремя эффектами:

· эффект богатства;

· эффект процентной ставки;

· эффект обменного курса.

Рис. 17.1. Кривая совокупного спроса

Эффект богатства:

· рост уровня товарных цен снижает покупательные способности финансовых накоплений населения;

· население становится беднее и сокращает потребительские расходы;

· уменьшается объём совокупного спроса.

Эффект процентной ставки:

· рост уровня цен ведёт к повышению уровня процентных ставок;

· это сужает возможности получения кредита и сокращает инвестиционные расходы;

· уменьшается объём совокупного спроса.

Эффект импортных закупок:

· рост уровня внутренних цен ведёт к тому, что отечественные товары становятся относительно дороже импортных товаров;

· величина чистого экспорта (экспорт за вычетом импорта) падает;

· уменьшается объём совокупного спроса.

На потребительские расходы влияют:

· благосостояние потребителей;

· ожидания потребителей;

· задолженность потребителей;

· налогообложение потребителей.

На инвестиционные расходы влияют:

· процентные ставки;

· ожидаемые прибыли от инвестиций;

· налоги на бизнес;

· технологии;

· избыточные мощности.

На государственные расходы влияют:

· социальная и экономическая ситуация в стране;

· потребности государства.

На чистый экспорт влияют:

· национальный доход зарубежных стран;

· валютные курсы.

Совокупное предложение – общая сумма всех индивидуальных предложений в национальной экономике.

Факторы совокупного предложения:

· уровень цен;

· цены на ресурсы;

· эффективность производства;

· налоги и субсидии;

· характер государственного регулирования.

Влияние уровня цен на AS иллюстрирует кривая AS, складывающаяся из трех отрезков.

Кейнсианский (горизонтальный) отрезок кривой AS:

· отражает состояние глубокого спада;

· объём национального производства значительно меньше совокупной производственной мощности;

· имеет место незанятость ресурсов;

· экономический рост может осуществляться без роста цен.

Промежуточный (восходящий) отрезок кривой AS:

· отражает состояние подъёма в экономике;

· экономический рост сопровождается ростом уровня цен.

Рис. 17.2. Кривая совокупного предложения

Классический (вертикальный) отрезок кривой AS:

· отражает состояние экономики, находящейся на пределе своих производственных возможностей;

· имеет место полная занятость ресурсов.

Совокупная производственная мощность – максимальный объём совокупного предложения, достигаемый при условии полной занятости ресурсов; показывает границу производственных возможностей общества.

Влияние цен на ресурсы:

· повышение цен на ресурсы приводит к увеличению средних издержек и, тем самым, к сокращению совокупного предложения (кривая AS сдвигается влево);

· снижение цен на ресурсы даёт обратный эффект (кривая AS сдвигается вправо).

Факторы цен на ресурсы:

· наличие ресурсов внутри страны;

· импорт ресурсов;

· колебания валютных курсов;

· степень рыночной власти поставщиков.

Влияние эффективности производства:

· повышение эффективности снижает средние издержки и увеличивает совокупное предложение (кривая AS сдвигается вправо);

· снижение эффективности даёт обратный эффект (кривая AS сдвигается влево).

Влияние налогов и субсидий:

· увеличение налогов с предприятий увеличивает их общие издержки и сокращает совокупное предложение (кривая AS сдвигается влево);

· увеличение субсидий оказывает обратное действие (кривая AS сдвигается вправо).

Влияние характера государственного регулирования:

· усиление государственного регулирования сверх определенного предела может приводить к снижению эффективности производства и совокупного предложения (кривая AS сдвигается влево).

Равновесие в модели AD–AS достигается в случае равенства совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. в точке пересечения кривых AD и AS.

Рис. 17.3. Равновесие в модели AD–AS

Смещение кривой AD приводит к различным последствиям в зависимости от того, на каком отрезке кривой AS оно происходит.

Эффект храповика – сочетание тенденции уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса и тенденции к сохранению стабильности в случае снижения совокупного спроса; это объясняется неэластичностью заработной платы и рыночной властью крупных фирм.


Рис. 17.4. Влияние смещения кривых AD и AS
на макроэкономическое равновесие

17.3. Равновесие на рынке благ (модель доходов и расходов)

Модель доходов и расходов:

· разработана кейнсианской школой экономической теории;

· предполагает, что в равновесной экономике все доходы должны расходоваться (Y = AE);

· показывает зависимость национального дохода и занятости от совокупных расходов (эффективного спроса).

Совокупные расходы рассматриваются в модели «доходы – расходы» как сумма двух компонентов:

· потребительские расходы;

· инвестиции.

AE = C + I

Потребительские расходы:

· являются функцией от величины дохода потребителя (доход – эндогенный фактор потребления):

C = f (Y)

· при данном уровне дохода зависят от склонности потребителя к потреблению или к сбережению:

Y = C + S

· помимо величины дохода, зависят от ряда автономных (экзогенных) факторов ( ).

Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать своё потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход.

Предельная склонность к потреблению (MPC) – изменение потребительских расходов, происходящее в результате получения дополнительной единицы дохода.

Предельная склонность к сбережению (MPS) – изменение сбережений, происходящее в результате получения дополнительной единицы дохода.

Рис. 17.5. Модель потребительских расходов

Инвестиции:

· не зависят от уровня дохода;

· определяются уровнем процентной ставки и ожидаемой рентабельностью инвестиций.

Рис. 17.6. Модель совокупных расходов расходов

Равновесие в модели «доходы – расходы» достигается в том случае, если совокупные расходы в экономике равны доходам (все доходы расходуются).

Рис. 17.7. Равновесие в модели «доходы – расходы»


Условие равновесия в модели «доходы – расходы» – равенство сбережений и инвестиций (I = S).

AE = Y

AE = C + I Y = C + S

C + I = C + S

I = S

Мультипликация расходов – механизм, обеспечивающий выравнивание сбережений и инвестиций; его действие основывается на том, что инвестиционная деятельность фирм сокращает или увеличивает сбережения домохозяйств путём воздействия на величину получаемого ими дохода.

Механизм мультипликации расходов:

· Неким экономическим агентом осуществлены первоначальные инвестиции в сумме 100 т.р.

· Доходы поставщиков факторов производства увеличатся на 100 т.р.

· При MPC=0,8 потребительские расходы поставщиков возрастут на 100·0,8=80 т.р. (и на 20 т.р. возрастут их сбережения).

o Доходы экономических агентов, связанных с производством потребительских товаров возрастут на 80 т.р.

o Они расширят своё потребление на 80·0,8=64 т.р. (сбережения возрастут на 16 т.р.)

§ Рост спроса воплотится в увеличение доходов ещё одной группы экономических агентов на сумму 64 т.р.

§ Их потребление возрастёт на 64·0,8=51,2 т.р. (сбережения – на 12,8 т.р.) и т.д.

· Этот процесс продолжится до тех пор, пока прирост расходов не приблизится к нулевому значению.

· Общее увеличение доходов в результате мультипликации – 500 т.р., прирост потребительских расходов – 400 т.р., прирост сбережений –100 т.р.

· Таким образом, в экономике образовались сбережения, равные сумме первоначальных инвестиций.

Мультипликатор расходов – коэффициент, который показывает степень разрастания исходной величины расходов; обратно пропорционален величине предельной склонности к сбережению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.007 с.)