Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD–AS)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Совокупный спрос (AD) – общая сумма всех индивидуальных объёмов спроса в национальной экономике. Факторы совокупного спроса: · уровень цен; · потребительские расходы; · инвестиционные расходы; · государственные расходы; · чистый экспорт. Влияние уровня цен на AS иллюстрирует кривая AS, а ее форма объясняется тремя эффектами: · эффект богатства; · эффект процентной ставки; · эффект обменного курса. Рис. 17.1. Кривая совокупного спроса Эффект богатства: · рост уровня товарных цен снижает покупательные способности финансовых накоплений населения; · население становится беднее и сокращает потребительские расходы; · уменьшается объём совокупного спроса. Эффект процентной ставки: · рост уровня цен ведёт к повышению уровня процентных ставок; · это сужает возможности получения кредита и сокращает инвестиционные расходы; · уменьшается объём совокупного спроса. Эффект импортных закупок: · рост уровня внутренних цен ведёт к тому, что отечественные товары становятся относительно дороже импортных товаров; · величина чистого экспорта (экспорт за вычетом импорта) падает; · уменьшается объём совокупного спроса. На потребительские расходы влияют: · благосостояние потребителей; · ожидания потребителей; · задолженность потребителей; · налогообложение потребителей. На инвестиционные расходы влияют: · процентные ставки; · ожидаемые прибыли от инвестиций; · налоги на бизнес; · технологии; · избыточные мощности. На государственные расходы влияют: · социальная и экономическая ситуация в стране; · потребности государства. На чистый экспорт влияют: · национальный доход зарубежных стран; · валютные курсы. Совокупное предложение – общая сумма всех индивидуальных предложений в национальной экономике. Факторы совокупного предложения: · уровень цен; · цены на ресурсы; · эффективность производства; · налоги и субсидии; · характер государственного регулирования. Влияние уровня цен на AS иллюстрирует кривая AS, складывающаяся из трех отрезков. Кейнсианский (горизонтальный) отрезок кривой AS: · отражает состояние глубокого спада; · объём национального производства значительно меньше совокупной производственной мощности; · имеет место незанятость ресурсов; · экономический рост может осуществляться без роста цен. Промежуточный (восходящий) отрезок кривой AS: · отражает состояние подъёма в экономике; · экономический рост сопровождается ростом уровня цен. Рис. 17.2. Кривая совокупного предложения Классический (вертикальный) отрезок кривой AS: · отражает состояние экономики, находящейся на пределе своих производственных возможностей; · имеет место полная занятость ресурсов. Совокупная производственная мощность – максимальный объём совокупного предложения, достигаемый при условии полной занятости ресурсов; показывает границу производственных возможностей общества. Влияние цен на ресурсы: · повышение цен на ресурсы приводит к увеличению средних издержек и, тем самым, к сокращению совокупного предложения (кривая AS сдвигается влево); · снижение цен на ресурсы даёт обратный эффект (кривая AS сдвигается вправо). Факторы цен на ресурсы: · наличие ресурсов внутри страны; · импорт ресурсов; · колебания валютных курсов; · степень рыночной власти поставщиков. Влияние эффективности производства: · повышение эффективности снижает средние издержки и увеличивает совокупное предложение (кривая AS сдвигается вправо); · снижение эффективности даёт обратный эффект (кривая AS сдвигается влево). Влияние налогов и субсидий: · увеличение налогов с предприятий увеличивает их общие издержки и сокращает совокупное предложение (кривая AS сдвигается влево); · увеличение субсидий оказывает обратное действие (кривая AS сдвигается вправо). Влияние характера государственного регулирования: · усиление государственного регулирования сверх определенного предела может приводить к снижению эффективности производства и совокупного предложения (кривая AS сдвигается влево). Равновесие в модели AD–AS достигается в случае равенства совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. в точке пересечения кривых AD и AS.
Рис. 17.3. Равновесие в модели AD–AS Смещение кривой AD приводит к различным последствиям в зависимости от того, на каком отрезке кривой AS оно происходит. Эффект храповика – сочетание тенденции уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса и тенденции к сохранению стабильности в случае снижения совокупного спроса; это объясняется неэластичностью заработной платы и рыночной властью крупных фирм.
Рис. 17.4. Влияние смещения кривых AD и AS 17.3. Равновесие на рынке благ (модель доходов и расходов) Модель доходов и расходов: · разработана кейнсианской школой экономической теории; · предполагает, что в равновесной экономике все доходы должны расходоваться (Y = AE); · показывает зависимость национального дохода и занятости от совокупных расходов (эффективного спроса). Совокупные расходы рассматриваются в модели «доходы – расходы» как сумма двух компонентов: · потребительские расходы; · инвестиции. AE = C + I Потребительские расходы: · являются функцией от величины дохода потребителя (доход – эндогенный фактор потребления): C = f (Y) · при данном уровне дохода зависят от склонности потребителя к потреблению или к сбережению: Y = C + S · помимо величины дохода, зависят от ряда автономных (экзогенных) факторов ( ). Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать своё потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход.
Предельная склонность к потреблению (MPC) – изменение потребительских расходов, происходящее в результате получения дополнительной единицы дохода.
Предельная склонность к сбережению (MPS) – изменение сбережений, происходящее в результате получения дополнительной единицы дохода.
Рис. 17.5. Модель потребительских расходов Инвестиции: · не зависят от уровня дохода; · определяются уровнем процентной ставки и ожидаемой рентабельностью инвестиций. Рис. 17.6. Модель совокупных расходов расходов Равновесие в модели «доходы – расходы» достигается в том случае, если совокупные расходы в экономике равны доходам (все доходы расходуются). Рис. 17.7. Равновесие в модели «доходы – расходы» Условие равновесия в модели «доходы – расходы» – равенство сбережений и инвестиций (I = S). AE = Y AE = C + I Y = C + S C + I = C + S I = S Мультипликация расходов – механизм, обеспечивающий выравнивание сбережений и инвестиций; его действие основывается на том, что инвестиционная деятельность фирм сокращает или увеличивает сбережения домохозяйств путём воздействия на величину получаемого ими дохода. Механизм мультипликации расходов: · Неким экономическим агентом осуществлены первоначальные инвестиции в сумме 100 т.р. · Доходы поставщиков факторов производства увеличатся на 100 т.р. · При MPC=0,8 потребительские расходы поставщиков возрастут на 100·0,8=80 т.р. (и на 20 т.р. возрастут их сбережения). o Доходы экономических агентов, связанных с производством потребительских товаров возрастут на 80 т.р. o Они расширят своё потребление на 80·0,8=64 т.р. (сбережения возрастут на 16 т.р.) § Рост спроса воплотится в увеличение доходов ещё одной группы экономических агентов на сумму 64 т.р. § Их потребление возрастёт на 64·0,8=51,2 т.р. (сбережения – на 12,8 т.р.) и т.д. · Этот процесс продолжится до тех пор, пока прирост расходов не приблизится к нулевому значению. · Общее увеличение доходов в результате мультипликации – 500 т.р., прирост потребительских расходов – 400 т.р., прирост сбережений –100 т.р. · Таким образом, в экономике образовались сбережения, равные сумме первоначальных инвестиций.
Мультипликатор расходов – коэффициент, который показывает степень разрастания исходной величины расходов; обратно пропорционален величине предельной склонности к сбережению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.007 с.) |