Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Канон снаряжения и вооружения

Поиск

Канон снаряжения и вооружения

Ордена Северного Храма

Составлен на основе материалов XII, ХIII – XIV веков

Соблюдение Канона обязательно для всех братьев

Ордена Северного Храма

 

Содержание

 

Шаблоны крестов  
О геральдическом кресте Ордена Храма  
О требованиях к крестам Ордена Северного Храма  
Брэ и шоссы  
Камиза  
Обувь  
Шпоры  
Гамбезон  
   
   
   
Пуговицы  
Пряжки фурнитура  
Котт’дэ’арм  
Кольчужные рукавицы или перчатки  
Наручи  
Кольчужные чулки  
Набедренники  
Наколенники  
Поножи  
Шапель  
Топхельм  
Подшлемник для топхельма  
Кольчужный капюшон (хауберг) или воротник  
Чепец  
Стеганный чепец  
Вооружение (топор, шестопер, алебарда, меч, фальшион)  
Виды топоров  
Шестопер  
Алебарды  
Виды мечей, перевязи и ножны  
Фальшионы  
Наплечные щитки  
Лейтнер  
Виды, формы и окраска щитов  
Рыцарские регалии  
Штандарт Командории Ордена  
Приложения  

 

Орден Северного Храма 2012 год

«Статуты Братьев Рыцарей и Братьев Сержантов Конвента

Каждый брат рыцарь конвента должен иметь трех лошадей и одного оруженосца; а четвертая лошадь и второй оруженосец, если они у него есть, [остаются] на усмотрение Магистра; и они должны иметь обычный рацион ячменя для своих коней; кольчугу с капюшоном, кольчужные чулки, шлем или chapeau de fer, меч, щит, копье, турецкую палицу, сюрко, гамбезон, кольчужные башмаки и три ножа: кинжал, нож для хлеба и маленький нож. Они могут иметь чепраки, две рубашки, двое штанов и две пары чулок; и тонкий пояс, которым они должны подпоясывать рубашку. И все братья должны спать так, если они не больны и не в лазарете, а тогда они могут делать это с разрешения. У них должны быть камзол с полами сзади и спереди; и меховая куртка, два белых плаща, один с мехом, а один без, но летом они должны возвращать тот, который с мехом, и Келарь может отложить его для их пользования.

У каждого [брата] должны быть дорожный плащ, туника и кожаный ремень, чтобы опоясываться; и три штуки постельного белья: то есть мешок, куда класть солому, простыня и легкое одеяло, либо то, что Келарь пожелает дать ему; а также попона, если ему дадут, чтобы накрывать постель либо кольчугу, когда он выезжает; и попона должна быть белой либо черной, либо полосатой; и две маленькие сумы: одна, чтобы класть ночную рубашку, и одна для сюрко и гамбезона; и кожаный либо проволочный сетчатый мешок, куда класть кольчугу; но если у него есть один, он не может иметь другой. И каждый [брат] может иметь салфетку для еды, и другую, чтобы обтирать голову, и коврик, на котором он может просеивать свой ячмень; и попону, чтобы покрывать своих лошадей; и если у него есть коврик для просеивания, ему не полагается попона. И у него должен быть котел для готовки пищи, и чаша для отмеривания ячменя; и он может с разрешения держать топор и мельницу, а если он переезжает из одной области в другую, он не всегда может возить их, но с разрешения Магистра. И он может иметь три седельные сумки: одну для брата и две для оруженосцев; и две чаши для питья и две фляги, ремень и один пояс с пряжкой, а один без [пряжки]; чашу, сделанную из рога и ложку. И он может иметь одну полотняную и одну валяную шапочку; шатер и шатровый столб; [его] сюрко должен быть совершенно белым.

Сюрко братьев сержантов должны быть совершенно черными, с красным крестом спереди и сзади. И у них могут быть черные либо коричневые плащи; и они могут иметь все, что есть у братьев рыцарей, кроме снаряжения для лошадей, шатра и котла, которых у них не будет.

И они могут иметь кольчугу без рукавов, [кольчужные] чулки без ступней и chapeau de fer; и все упомянутые вещи они могут иметь по средствам Дома…

…Никто из братьев не может укорачивать свои стремена либо [подтягивать] подпругу, ремень для меча, либо ремень шоссов, без разрешения; но он может застегивать свою пряжку без разрешения.»

Французский Устав Ордена Тамплиеров.

 

 

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ – ОДЕЖДА

«Они могут иметь… …две рубашки, двое штанов и две пары чулок; и тонкий пояс, которым они должны подпоясывать рубашку… …У них должны быть камзол с полами сзади и спереди; и меховая куртка, два белых плаща, один с мехом, а один без… …У каждого [брата] должны быть дорожный плащ, туника и кожаный ремень, чтобы опоясываться; и три штуки постельного белья: то есть мешок, куда класть солому, простыня и легкое одеяло, либо то, что Келарь пожелает дать ему… …и две маленькие сумы: одна, чтобы класть ночную рубашку, и одна для сюрко и гамбезона… …И каждый [брат] может иметь салфетку для еды, и другую, чтобы обтирать голову, и коврик, на котором он может просеивать свой ячмень; и попону, чтобы покрывать своих лошадей; и если у него есть коврик для просеивания, ему не полагается попона......И он может иметь одну полотняную и одну валяную шапочку;… …[его] сюрко должен быть совершенно белым.

Сюрко братьев сержантов должны быть совершенно черными, с красным крестом спереди и сзади. И у них могут быть черные либо коричневые плащи; и они могут иметь все, что есть у братьев рыцарей, кроме снаряжения для лошадей, шатра и котла, которых у них не будет…

…и все упомянутые вещи они могут иметь по средствам Дома…

…Никто из братьев не может… укорачивать… …либо [подтягивать]… …ремень шоссов, без разрешения; но он может застегивать свою пряжку без разрешения.»

«…Но эти одежды должны быть без всяких украшений и без следа тщеславия. И мы приказываем, чтобы никто из братьев не имел ни кусочка меха на своих одеждах, и ничего иного, что служит привычкам тела, ни даже одеяла, если оно не из шерсти ягнят либо овец. Мы повелеваем, чтобы все носили одинаковые одежды, так, чтобы каждый мог одеться и раздеться, и одеть или снять свои башмаки легко. И Келарь или иной на его месте, должен тщательно обдумать и позаботиться об этих вещах, чтобы заслужить награду Господа, так, чтобы глаза завистливых и злословных не могли видеть, что одежды слишком длинны или слишком коротки, но должен он распределять их так, чтобы они подходили тем, кто их носит, согласно росту каждого.»

Брэ и шоссы

«Они могут иметь… …двое штанов и две пары чулок;»

Шоссы шьются из тонкой шерсти прямого плетения коричневого или красного цвета. Пятка может быть выкроена из тонкой кожи. Выкройка подгоняется по ноге. Верхний край обрезается индивидуально, в зависимости от роста человека.

Камиза

 

«Они могут иметь… … две рубашки…»

«Среди прочих вещей мы милосердно устанавливаем, что из-за сильной жары, что существует на Востоке, от Пасхи и до дня Всех Святых, из сострадания, а не как право, полотняная рубашка выдается всем братьям, кто пожелает носить ее.» Французский устав Ордена Тамплиеров.

Камиза (Сhemise) — нательное белье, рубашка, обычно белого цвета, носившаяся под одеждой. Слово предположительно произошло от арабского qamis, заимстванного в позднегреческий kamision, затем в средневековую латынь camisia и, наконец, в среднеанглийский и старофранзузский сhemise. Рубашки обычно имели свободный трапецевидный крой, были длиной ниже колена, имели длинные рукава. Шились из различных материалов, в зависимости от статуса человека: лен, фастиан, шелк.

В нашем случае, камиза шьется из тонкого льна прямого плетения, белого или естественного цвета. Подол камизы должен быть на 10-20 см. ниже колена. Клинья вшиваются спереди и сзади, начиная от пояса, а длинные – по бокам, от рукава.

 

Шапочки

«…И он может иметь одну полотняную и одну валяную шапочку;…»

Пояса и ремни

«…и тонкий пояс, которым они должны подпоясывать рубашку...

…и кожаный ремень, чтобы опоясываться;…

…ремень и один пояс с пряжкой, а один без [пряжки];…»

Гамбезон

 

Гамбезон (фр. Gambeson) - длинный (до колена) стеганный поддоспешник. Надевался под кольчугу, но мог использоваться и как отдельный доспех более бедными воинами.

Верхняя часть гамбезона изготавливается из прочного толстого льна прямого плетения, нижняя (подкладочная) из тонкого льна или хлопка. Предпочтительные цвета ткани серый, коричневый, черный, тёмно-красный. Между наружным и внутренним слоями ткани вкладываются 4-5 слоев набивки (лён, шерсть, хлопок). Рукав сметывается и обрезается индивидуально по размеру человека. Воротник застегивается на пуговицы спереди или сбоку или завязывается на завязки. Простегивался гамбезон как указано на рисунках выше. На груди слева нашивается геральдический крест.

 

Пуговицы

 

Пуговицы - шьются из того же льна что и гамбезон и плотно набиваются ватином, остатками льна или шерстью, как показано на рисунке ниже (рисунок слева).

Так обрабатываются отверстия под пуговицы (рисунок справа).

 

Чепец

Чепец - шьется из средней толщины льна прямого плетения белого или естественного цвета. Выкройка сметывается по голове и обрезается индивидуально по размеру головы человека.

 

Котт’д’арм (военная накидка)

«Мы повелеваем, чтобы накидки всех братьев были одного цвета: белого либо черного, либо коричневого.»

Как кроить котт’д’арм

Ди1 – длина от плеча до середины голени (т.е. общая длина)

Ди2 – длина от плеча до паха (разрезы впереди и сзади начинаются от этого места)

ШП – ширина плеча (от линии шеи до предплечья)

ОГ – охват груди (в гамбезоне плюс 10-12 см на свободное облегание)

Мерки (рост 180 - 190 см):

Охват шеи по воротнику стеганки – 12-13 см

Ди1 – 140 см

Ди2 – 73 см

ШП – 15 см

ОГ – 34 см

Пройма рукава– 35-36 см

Длина от проймы до клина – 10 см

Длина клина – 95 см

Ширина клина - 45 см

 

Примечание: помните, мерки вашего котт’д’арма должны сниматься на гамбезон с учетом запаса для одевания.

 

Плащ

«О белых плащах

Общим решением всего Собора мы запрещаем под страхом изгнания, как грех, чтобы кто-то незаконно пребывал в Доме Господа и рыцарей Храма; а также, что сержанты и оруженосцы не должны носить белые накидки, ибо от этого обычая наносится Дому великий вред, потому что в странах за горами лже-братья, женатые мужчины и другие, что называют себя братьями Храма, приводятся к клятве, тогда как они миряне. Они принесли столь много позора нам и вреда Ордену Рыцарей, что даже их оруженосцы похвалялись этим, и по этой причине возникло много беспорядков. Итак, пусть им строго выдаются черные одеяния, но если их нет, им следует выдавать то, что доступно в той области, либо то, что наименее дорого, как-то burell.»

«И мы даруем всем братьям рыцарям белые плащи, и никому, кто не принадлежит к упомянутым Рыцарям Христа, не позволяется носить белые плащи, так, чтобы те, кто отвергли жизнь во тьме, узнавали друг друга, как связанных с Создателем знаком этих белых накидок, что означают чистоту и полное целомудрие.»

Обувь

«О башмаках с длинными носами и шнурках

Мы запрещаем башмаки с длинными носами и шнурки, и воспрещаем, любому брату носить их; мы также не разрешаем их тем, кто служит Дому установленный срок. Мы воспрещаем им, носить башмаки с длинными носами или шнурки при любых обстоятельствах. Ибо очевидно и хорошо известно, что эти отвратительные вещи принадлежат язычникам. Также не должно носить слишком длинные волосы или накидки.»

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ – СНАРЯЖЕНИЕ

«…и они должны иметь… …кольчугу с капюшоном, кольчужные чулки, шлем или chapeau de fer, меч, щит, копье, турецкую палицу… … и кожаный либо проволочный сетчатый мешок, куда класть кольчугу…»

Кольчуга

Наплечные щитки (айлеты)

Наплечные щитки - изготавливаются из фанеры толщиной 10 см. Высота наплечного щитка – 20,5 см., ширина – 15,5 см. Сверху щитки обклеиваются льняной либо хлопчатобумажной тканью. На щитках изображается геральдический крест, на черном поле – для пехотинцев, на черно-белом поле – для сержантов, на белом – для рыцарей и оруженосцев. В щитках сверлятся крепежные отверстия. Крепятся щитки непосредственно к кольчуге, при помощи кожаных шнурков.

Кольчужный капюшон (хауберг) или воротник

Кольчужный воротник - состоит из простеганной основы (два слоя прочного толстого льна прямого плетения белого или естественного цвета и три слоя ватина между ними) и кольчужного полотна, нашиваемого на данную основу.

Кольчужный капюшон (хауберг) - состоит из кольчужного полотна и подшитой под него тонкой кожи. На рисунках ниже, представлены хауберги с вшитыми бурлетами и обычные.

Лейтнер

Лейтнер – основа изготавливается из толстого сукна или кожи серого или коричневого цвета. Изнутри на основу наклепываются стальные пластины толщиной 1,5 мм. Ремни лейтнера завязываются тем же образом что и пояс или застегиваются на литые пряжки.

 

Кольчужные чулки

Шоссы (от французского sous) – защита для ног, обычно изготавливаемая из кольчуги. Шоссы могли быть длиной до колена, или же охватывать ногу по всей ее длине. Шоссы были стандартным металлическим доспехом для ног на протяжении большей части европейского средневековья. Они обеспечивали гибкую защиту ног, и были эффективны против режущих ударов, однако практически не защищали от дробящих ударов.

Начиная с 13 века, шоссы стали укрепляться латными пластинами. Одним из первых мест, защищенных латными элементами, стало колено. Стальные пластины, надеваемые на голени, и называющиеся schynbalds, появились в последней четверти 13 века. В отличие от наголенников, schynbalds защищали только переднюю часть голени. Эти ранние латные элементы надевались поверх шоссов с помощью кожаных ремней. Шоссы вышли из употребления в 14 веке с появлением латных доспехов.

 

Набедренники (кюисы)

Набедренники - шьются из прочного толстого льна либо сукна прямого плетения белого или естественного цвета. Также в качестве внешнего материала, может использоваться кожа. Между внешним и внутренним слоями вкладывается три слоя ватина. Простегиваются набедренники как указано на рисунках.

 

Наколенники

Наколенники – изготавливаются из листовой стали толщиной 2мм. Крепятся к ноге при помощи ремешков с пряжками. В верхней части наколенников сверлятся отверстия для крепления к стеганому набедреннику.

 

Поножи

Поножи - выковываются из листовой стали толщиной 1,5 мм. Ремешки для крепления поножей, завязываются таким же образом что и пояс или застегиваются на литые пряжки.

 

Шлемы

Шапель (chapeau de fer)

Все части шлема изготавливаются из листовой стали толщиной 2 мм. Внутри шлема крепится подвеска (кожаная или стеганная). Ремни для крепления шлема, завязываются таким же образом что и пояс, либо застегиваются на литые пряжки.

 

Топхельм

Купол и крестовина топхельма изготавливаются из листовой стали толщиной 2 мм, все остальные части - из стали толщиной 1,5 мм. Ремни для крепления шлема, завязываются таким же образом что и пояс, либо застегиваются на литые пряжки. Рыцарям разрешена окраска шлемов в красно-белые цвета.

 

Попона и седельные сумки

«…а также попона, если ему дадут… …и попона должна быть белой либо черной, либо полосатой… …И он может иметь три седельные сумки: одну для брата и две для оруженосцев…»

Рыцарские регалии

Шпоры

 

В XII-XIII веках шпоры представляли собой согнутые в дугу железные или бронзовые пластины с дополнительным изгибом с боков, что позволяло им более надежно удерживаться на ноге и не съезжать во время активного передвижения верхом. Колющий элемент выполнялся в виде заостренного наконечника. Такие шпоры назывались пичковыми. Крепление шпор к ногам осуществлялось с помощью кожаных ремешков.

 

Пряжки и фурнитура

Шатёр

«И он может иметь… …шатер и шатровый столб»

Посуда и столовые приборы

«И каждый [брат] может иметь салфетку для еды… …и коврик, на котором он может просеивать свой ячмень... …И у него должен быть котел для готовки пищи, и чаша для отмеривания ячменя… …и он может с разрешения держать топор и мельницу, а если он переезжает из одной области в другую, он не всегда может возить их, но с разрешения Магистра.

И он может иметь три седельные сумки: одну для брата и две для оруженосцев; и две чаши для питья и две фляги… …чашу, сделанную из рога и ложку…»

Ножи

«…и три ножа: кинжал, нож для хлеба и маленький нож…»

Постельные принадлежности

«…и три штуки постельного белья: то есть мешок, куда класть солому, простыня и легкое одеяло, либо то, что Келарь пожелает дать ему; а также попона, если ему дадут, чтобы накрывать постель… … и попона должна быть белой либо черной, либо полосатой; и две маленькие сумы: одна, чтобы класть ночную рубашку, и одна для сюрко и гамбезона…»

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ – ВООРУЖЕНИЕ

 

Меч

Щит

Виды, формы и окраска щитов

 

Варианты крепления ремней щитов

 

Шестопер

Копьё

Алебарда

Топор

Фальшион

 

Штандарт Командории Ордена

 

Штандарт Командории Ордена изготавливается из плотного льна или шерсти. Штандарт имеет два слоя. Верхняя часть черного цвета, нижняя светло-серого. На основу нашивается крест Ордена. Сверху и снизу вышивается девиз: «Non Nobis Domine Non Nobis Sed Nomine Tuo Da Gloriam». На центральном «языке» вышивается название Командории (см. рисунок).

Штандарт снабжается пятью креплениями-завязками. Крепления изготавливаются из того же материала что и сам штандарт.

 

Приложение 1.

Типология европейских мечей по профессору Оакешотту

Данная короткая статья - попытка ознакомить читателя с некоторыми моментами типологии средневековых мечей, разработанной профессором Оакешоттом.

Эварт Оакешотт является одним из самых выдающихся ученых, занимающихся археологией оружия, и наиболее компетентным экспертом в вопросе истории эволюции меча в эпоху средневековья. В процессе своих исследований он разделил всю массу сохранившихся до нашего времени средневековых европейских мечей на несколько типов.

Система классификации средневековых мечей Р.Э. Оакешотта основывается на сравнении форм трех основных компонентов меча: клинка, навершия и перекрестья. Несмотря на то, что при описании того или иного типа мечей подчас упоминаются параметры рукояти, она не является систематическим признакам по ряду причин: многие, даже хорошо сохранившиеся мечи не имеют рукояти, в то время, как клинок, навершие и перекрестье, даже пострадавшие от времени, вполне способны предоставить нам необходимую для систематизации меча информацию; в течение времени, в которое меч находился в употреблении (иногда - столетия), рукоять меча по тем или иным причинам могла быть неоднократно заменена (иногда даже из желания соответствовать моде).

В некоторых случаях рукояти, замененные в более позднее время элементарно не соответствуют мечу - к примеру, пара простых деревянных накладок на рукояти великолепного меча, приписывающегося самому Генри V...

В то же время, удивительное (и замечательное) разнообразие типов клинков (более 10, от широких, уплощенных, предназначенных для рубки до узких, остроконечных колющих), перекрестий (также от простых прямых до изогнутых в направлении рукояти для защиты руки) и наверший (от чечевицеобразных до изогнутых в трех плоскостях многоугольников) дают нам потрясающее число возможных комбинаций дизайна мечей.

Построенная таким образом система классификации много упрощает проблему датировки меча, в том числе и в связи с развитием защитного доспеха "его" эпохи. Типология, конечно не до конца полна или совершенна, на что в первую очередь указывает сам автор, но она, несомненно, является одним из наиболее эффективных путей для понимания картины развития средневекового меча. Хочется напомнить читателю, что приведенные ниже схематичные изображения мечей являются только единичными образчиками данного типа, внутри каждого из которых, несомненно, существовало множество вариаций.

Меч в эпоху средневековья не был ни громоздким, ни неуклюжим оружием. Существовало множество вариаций его форм, значительно отличавшихся по конструкции, но в среднем вес любого меча нормального размера колебался между 2.5 и 3.5 фунтами. Даже большие полутораручные "war swords" редко весили больше 4.5. фунтов. Такой вес оружия для человека, тренировавшегося примерно с семилетнего возраста (и бывшего достаточно выносливым и упорным, чтобы выжить в эту эпоху) ни в коем случае не являлся слишком большим для эффективного применения.

 

Группа I. Типы X-XIV (950-1250 г. н.э.)

В массе своей мечи данной группы предназначались для поражения противника, защищенного в лучшем случае кольчужным доспехом. Несмотря на то, что некоторые мечи группы I имеют достаточно выраженное острие, они в первую очередь предназначены для рубки и режущего, а не для колющего удара (сомневающиеся могут сравнить их с типом XV).

Итак, ничто не ново в этом мире. Прямой потомок мечей Ла-Тенской культуры (300 г. до н.э.) и римской кавалерийской спаты (250-350 г. н.э.), развившийся из меча эпохи великого переселения народов (250-700 г. н.э.) и ранней эпохи викингов (800-950) - меч типа X.

Тип X - отличительные характеристики: мечи данного типа характеризуются широкими клинками и средней длиной (около 31 дюйма). Широкий, относительно неглубокий дол тянется почти по всей длине клинка и постепенно исчезает на расстоянии примерно дюйма (или даже меньше) от острия. Само острие может быть остроконечным, но в большинстве случаев закруглено. Рукоять меча короткая, в среднем 3.75 дюйма, при этом не стоит забывать, что традиционный хват для мечей этого типа предполагал обхватывание мизинцем навершия (особенно для чечевицеобразных наверший). Следовательно, предположение о том, что небольшая длина рукояти подобных мечей свидетельствует о малом размере рук их владельцев ошибочно. Перекрестье чаще всего представляло собой прямой или слегка конический на концах. Мечи этого типа были распространены в конце эпохи викингов и продолжали быть популярными до XII века.

Подтип X a - отличительные характеристики: мечи данного типа схожи с мечами типа X, но характеризуются более узкими долами, немного большей длиной клинка, чем у среднего меча типа X (имеющие в длину около 31 дюйма). Мечи этого типа предположительно были в употреблении с 1000 до 1300 года н.э. Наиболее распространены были в 1070-1120 г. н.э.

Тип XI - отличительные характеристики: мечи данного типа отличаются от мечей типа X большей длиной клинка (около 36,5 дюймов), и более узким клинком и узким, неглубоким долом (иногда дол вообще только намечен), спускающимся примерно до 2/3 длины клинка. Острие чаще всего заострено. Превалируют навершия чечевицеобразной формы, но достаточно часто встречается и более поздняя, скругленная форма навершия этого типа (тип В).

Перекрестье остается прямым (тип 1), бывает и длинным и коротким, и квадратные или прямоугольные в поперечном сечении. Предположительно подобные мечи использовались между 1100 и 1175 годом. Ярким примером клинка типа XI является Saint Maurice of Vienna (фото есть на www.armor.com)

Подтип XI a - характеризуется более широким и коротким клинком, но дол все же остается узким.

Тип XII - отличительные характеристики: мечи этого типа характеризуются широким, плоским и равномерно сужающимся на конус клинком. Критерии для дифференциации данного типа от схожих с ним следующие: заметно клиновидный клинок с заостренным острием, и тенденцией к расширению ниже перекрестья, обычно ярко выраженный дол (иногда начинающийся еще на хвостовике) длиной от 66% до 75% от длины клинка. Известны клинки этого типа с двумя и даже тремя долами. Кроме того, мечи типа XII характеризуются относительно длинной (ср. с типом X) рукоятью (4.5 дюйма), но никогда не полутораручной. Несмотря на длину рукояти мизинец при хвате меча мог все еще обхватывать навершие. Несмотря на преобладание прямых перекрестий на мечах типа XII, на некоторых сохранившихся образцах наличествуют изогнутые к клинку перекрестья типа 6. Наиболее распространенный тип навершия - тонкий диск со скругленными краями (тип I). Мечи типа XII достаточно легко спутать с мечами других типов, кроме того, проблема в данном случае осложняется тем фактом, что мечи данного типа, были в ходу в течение большей части периода Высокого средневековья. В качестве примера мечей типа XII можно привести меч Санчо IV Кастильского (ныне находится в Toledo Cathedral treasury).

Подтип XII a - отличительные характеристики: мечи этого типа являются в основном увеличенной вариацией мечей типа XII (носившей название "Great Sword"). Рукоять может иметь хват в две руки. Данные мечи могли встречаться в течение XIII и XIV столетий. Вес мечей этого типа мог достигать 3-4 фунтов.

Тип XIII - отличительные характеристики: Мечи этого типа характеризуются широким клинком почти параллельными лезвиями, сходящимися к закругленному острию. В то же время хвостовик клинка у мечей данного типа длиннее, чем у обычных одноручных разновидностей мечей (около 6 дюймов) и вызывает ассоциации с полутораручными мечами. Как правило, дол идет только вдоль половины клинка. Интересно, что несмотря на то, что обычно дол на мечах этого типа один, их может быть и несколько. По Оакешотту, для мечей этого типа характерны навершия типа D (cocked hat - треуголка), Е (похожий на

D радиус скругления, но с прямыми или почти прямыми верхними краями) и I (колесо). Хотя у мечей типа XIII и встречаются изогнутые перекрестья, преобладают все же прямые экземпляры. Мечи данного типа использовались с середины XIII до второй половины XIV века. Существует несколько подтипов подобных мечей.

Подтип XIII a - отличительные характеристики: Мечи данного подтипа также как и XIIa носили название "Great Swords", "War Swords", и т.д. Они характеризуются очень крупными клинками, часто длиной 37-40 дюймов и рукоятями 6,5-9 дюймов в длину. Длина дола в основном - до половины клинка.

Подтип XIII b - отличительные характеристики: Подтип является вариацией типа XIII с короткой рукоятью.

Тип XIV - отличительные характеристики: Этот определенный тип был в употреблении между 1275 и 1340 годами. Это легко определимо благодаря довольно короткому (примерно 29-30 дюймов) клинообразному (как правило) клинку, широкому у основания (около 2.7 дюйма) и сужающемуся к заостренному острию. Рукоять мечей этого типа часто изогнутая, и относительно короткая, дол обычно 3/4 от длины клинка. Навершие обычно типа "колесо". На некоторых образцах наличествует несколько долов.

Таким образом, мы только что рассмотрели 5 типов и 5 подтипов мечей, которые более приспособлены для резания и рубки чем для укола. С появлением пластинчатого доспеха меч становится более жестким и более пригодным для укола. Вместо долов и практически параллельных лезвий меч становится более конусообразным и ромбическим в поперечном сечении.

 

Приложение 2.

Фальшион. Рубящее и колющее оружие.

Фальшион - оружие, известное также под множеством других названий и имеющее весьма богатую историю. Существует предположение, основанное на схожести в распределении центра тяжести и способе использования оружия, что фальшион произошел от скандинавского лангсакса. Если первоначально фальшион, как некогда сакс, был весьма тяжеловесным, то постепенно он трансформировался в более изящный вариант, который обнаруживает сильное сходство с саблями, характерными для более поздних эпох.

К началу XIV века существовал множество видов данного типа оружия, а названий было и того больше.

У каждого, кто впервые видит фальшион, обычно возникает впечатление, что перед ним восточное оружие, в просторечье называемое "сарацинская" искривленная сабля. Но, при ближайшем рассмотрении видны и существенные различия. Долгое время, рукоять и "фурнитура" фальшиона были в точности такими же, как у обоюдоострого одноручного меча той же эпохи. И, хотя формой лезвия фальшион больше, чем какое-либо другое оружие похож на шемшир, он не имел ничего общего с саблями, которые делалась без навершия и крестовины. К тому же, восточное оружие немного тоньше европейских фальшионов. Более того, форма острия у данных типов оружия различна.

Можно выделить два основных типа фальшионов:

Первый вид характеризуется тем, что обух у него представляет собой прямую линию. Здесь кривизна лезвия особенно сильно выражена, так как лезвие сужается от самой широкой части к острию в последней трети клинка. Соответственно, у данной формы фальшиона центр тяжести переносится именно на это место, а острие зачастую затупляется. Можно сделать вывод, что данный вид применялся скорее как рубящее, чем как колющее оружие.

Существует также форма фальшиона, у которой линия обуха срезается к лезвию, как у сакса. Однако, у такого фальшиона сгиб не столь выражен, поскольку изогнутое лезвие "встречается" с обухом приблизительно посередине ширины клинка, где и находится острие. Находок данного вида фальшиона на территории континентальной Европы было сделано больше по сравнению с первым видом. Это можно объяснить улучшенным балансом оружия, обусловленным изогнутым острием.

Другим важным параметром формы клинка является кривизна обуха, и, следовательно, кривизна всего клинка. Более сильное искривление клинка меняет положение центра тяжести, а также маневренность оружия. Легко понять, что эти формы фальшиона еще больше похожи на сабли последующих эпох, чем представленные выше. Несмотря на это, в изобразительных источниках в основном находят в равных количествах все виды.

Выше были рассмотрены основные формы, на базе которых появлялись местные - и вероятно обусловленные спецификой региона - вариации. Так например, в Псалтыре Лутрела (Lutrell Psalter), есть изображение осады города, на котором видно, что и с той и с другой стороны используются фальшионы: у одного из конных нападающих в руках крупный двуручный и за счет этого маневренный фальшион, у обороняющегося, судя по одежде, горожанина, - оружие схожей с фальшионом формы, однако размером с нормальный одноручный меч. Также часто находят изображения, на которых представлены фальшионы с обухом похожим на крюк.

Фальшион не обязательно должен использоваться исключительно как оружие. Подобно своему предшественнику - саксу, засчет способности рубить, он может применяться еще и как инструмент, например, для простых плотницких работ. Это могло быть существенным преимуществом для небогатых воинов, снижавшим их денежные расходы комбинированием в одном предмете функций оружия и инструмента. Следует заметить, что это утверждение опирается лишь на техническую ценность такой комбинации, ибо не было обнаружено ни одного изображения, подтверждающего данную теорию. Однако, лезвие ножей XIV века похоже на укороченный вариант фальшиона, вследствие чего можно говорить, по меньшей мере, о родстве между инструментами и оружием.

 

Приложение 3.

О топхельмах

Именно так именуются полностью закрытые шлемы (топхельмы). Так называемые "таблетки" по английски именуются "pot helms", т.е. "горшковые". Первый такой "пот" с лицевой полукруглой маской, очень по форме напоминающей маску из Слонима (Белоруссия) фиксируется "ранним XII веком" на миниатюре из Археологического музея в Мадриде. Следующее изображение - статуя на капители собора Санта Марии в Наварре с такой же маской на "норманке" уже датируется более точно - 1155г. И т.д.

В конце XII начале XIII вв. как раз в ходу эти самые "таблетки" - горшковые шлемы с масками, которые произошли от тех же горшковых без масок. Часто они слегка расширяются в верхней части. Уникальное исключение здесь - как раз Вторая Большая печать Ричарда I (умер в 1199). Там изображен как раз большой шлем из двух половин почти до плеч (передняя и задняя пластины), слегка расширяющихся кверху, плюс донышко, на котором стоит гребень с изображением леопарда. По всей видимости, печать можно датировать последним годом жизни короля. Типичные формы топхельмов и потхельмов до середины XIII в. - либо прямая, либо слегка расширющаяся сверху тулья с выпуклой "вратарской" маской. С середины XIII ст. в районе глазных щелей появляется излом как на Майцеджовской библии. Есть и "живые" образцы - топхельм из Померании (Германия), третья четверть XIII ст., хранится в Музее Немецкого оружия в Берлине, топхельм из Мадэйна (Германия), поздний XIII в., хранится в Лейстале, Швейцария.

(Ссылка подготовлена П. Васиным)

Канон снаряжения и вооружения

Ордена Северного Храма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.013 с.)