Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет № 13. Культура России 13-16 векаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Интерес к строению Земли и вселенной привёл к появлению специальных сочинений. Усиливается интерес к медицине. В летописях описывались многие болезни и эпидемии, стали систематизироваться сведения о лекарственных растениях, появляются «Лечебники». В 1581 году в Москве открылась первая аптека. Развитие торговли и денежного обращения вызвало потребность в совершенствовании знаний в арифметике. Рос интерес и к устройству мира. Основным памятником общественно-политической и исторической мысли как впрочем и литературы были летописи. Летописание отражало те процессы социальной и политической жизни, которые шли на Руси. В связи с созданием нового большого Успенского собора возник московский летописный свод 1480 – одно из самых значительных произведений русского летописания. В 16 столетии официальный характер московского летописания усилился, в нём широко используются различные официальные документы. Надо отметить что в области исторического знания уже в 16 веке наметились изменения, которые свидетельствуют если не об изживании летописного жанра, то о прекращении его доминирования. Так по новой форме изложения была составлена в третьей четверти 16 века «Книга степенная царского родословия». Здесь изложение велось не по годам а по «степеням» или «граням» т.е исторический материал сгруппирован по направлениям князей и митрополитов. С образованием единого государства усилилось стремление осмыслить историю России в связи со всемирной историей. Вот почему получили дальнейшее распространение хронографы. Наиболее известен хронограф редакции 1512 описывающий события византийской, южно-славянской и русской истории. Основой литературы древней Руси были исторические знания, исторические факты, да и сами эти произведения – чаще всего повести, входившие в состав летописей. Во второй половине 13-15 веков центральной темой литературы стала борьба русского народа против завоевателей. Одним из значительных произведений стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», которое находиться в сборнике 16 века. Целый цикл произведений возникает под влиянием Куликовской битвы. Литература рубежа веков связана с общественно-политической мыслью. В посланиях Сильвестра развивались мысли о высокой ответственности царя перед богом, высказывалась идея о необходимости ограничения монастырского землевладения, о «мудрых подвижниках царя». Архитектура. Первым городом Северо-восточной Руси, где после нашествия снова началось каменное строительство, стала Тверь. Здесь в 1285-1290 был построен главный храм – Спаса-Преображения. Крупнейшим центром развития архитектуры в 14-15 веках был Великий Новгород. Здесь уже в 1292 был построен один из интереснейших памятников новгородского зодчества – церковь Николы на Липне. Особенность архитектуры – кладка, использование валунов и частично кирпича. Это создавало неровную волнистую поверхность и усиливало впечатление грубоватой силы и мощи. Теперь на смену монументальным зданиям 11-12 века пришли небольшие сооружения. В первой половине 14 в. Выработался новый стиль новгородского зодчества, который расцвёл во второй половине столетия. Один из классических памятников – церковь Фёдора Стратилата на торговой стороне. На примере этой церкви видно стремление к нарядному, декоративному убранству постройки, что отличает эти сооружения от более суровых и строгих построек предшествующего времени. Вскоре, новгородцы начинают избегать декоративности, возвращаются к старым строгим формам. Во второй четверти 14 в Москве началось каменное строительство. В 1367 в Москве был возведён Кремль. Крупнейшей постройкой века был Успенский собор в Коломне. Были возведены древние соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове. В архитектуре преобладали традиции Владимиро-Суздальской Руси. Это крестово-купольные одноглавые церкви с тремя апсидами. Убранство – скромное, но появ. новые мотивы – арочки в порталах. С образов единого гос-ва – подъём во второй половине 15в. Увеличился размах строит-ва, стали восттанавл старые здания. На смену традиционному белокаменному строительству приходит кирпичная кладка. Мощный толчок формиров нового стиля дала перестройка Московского Кремля, Успенского Собора. Теперь уже всё приобретает нарядный вид: фрески, узоры. В 1516 закончили возведение новых стен Кремля, сложилась и внутренняя планировка. Рос и формировался и сам город. Стали укрепляться военные объекты, бойницы, дозорные вышки, строиться мощные укрепления. Дальнейшее развитие зодчества в перв половине 16 в постепенному изживанию местных особенностей в архитектуре. В культовые сооружения проникли чисто светские элементы. Стремление к некоторой декоративности. Монументальные постройки возводились или под влиянием Успенского собора Московского Кремля (собор Дмитрова) или в духе раннемосковских традиций 14в (Покровский монастырь в Суздале). В 16в. В русском зодчестве стал развиваться шатровый стиль. Это были каменные шатровые церкви без внутр. Столбов и единым внутр. пространством – Покровский собор на Красной площади в Москве («Собор Василия Блаженного»). Собор объединяет девять небольших церквей символизируя объединение русских земель под властью Москвы. Живопись. В Новгороде в 14в. Как и в зодчестве в живописи сложился новый стиль. В фресках на смену тяжеловатым приземистым фигурам пришли узкие вытянутые изображения людей, многослойных композиций, обогащалась цветовая гамма. Крупнейшим художником конца 14в. Был Феофан Грек приехавший из Византии. Он работал в Новгороде и в Москве. Новгородское иконописание постепенно освободилось от следования образцам фресковой русской живописи и уже в конце 14в. Сложилась в самостоятельное направление искусства. Новгородские иконы посвящены популярным в народе святым. Святые изображались стоящими в ряд, житийные иконы выполнялись в виде большого изображения святого в центре, окружённого со всех сторон отдельными эпизодами из жизни святого. В рамках архаичных традиций развивалась и московская живопись первой половины 14в. Москва стала притягивать лучших мастеров живописного искусства. Помимо «феофановского» направления в московской живописи также имеется ряд произведений с византийской и юно-славянской художественных традиций. Вершиной русской живописи этого времени стало творчество Андрея Рублева. (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор во Владимире, в Зенигороде). Его живопись отличает мягкость и глубокая человечность. Самое известное его произведение – икона «Троица» для собора Троице-Сергиева монастыря. С конца 15в.ведущее положение в живописи заняла Московская школа. Крупнейшим художником был Дионисий (росписи Ферапонтова монастыря), для Дионисия свойственны богатство и праздничность декоративного убранства. Далее гос-во начинает оказывать всё больший вес и воздействие на развитие живописи. Художники должны были работать под контролем церковных и светских властей. Живопись стала более тесно связана с библейскими сюжетами. Памятник первой половины 16в. – фрески московского Благовещенского собора, выполненные под руководством Феодосия, сына Дионисия. Здесь на стенах и столпах изображены византийские императоры и русские князья. Особенно сильно гос-ые тенденции стали проявляться в правление Ивана Грозного. К концу 16в. Выработалось своеобразное художественное направление сосредоточившее главное внимание на живописной технике. Это направление названо в честь известных промышленников и купцов «строгановская школа». Крупные мастера школы: Прокопий Читин, Никифор, Истома, Назарий. На ряду со Строгановской школой получило распространение и годуновская школа, стремившаяся вернуться к монументальным формам характерным для конца 15в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.01 с.) |