Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейская культура XVII в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политико-социальная обстановка. Влияние философии на формирование мировоззрения. Развитие естествознания. Гоббс о сильном государстве. Литература. Театр. Живопись.
На большей части Европы в XVII в. господствует форма общественных отношений, которая характеризуется сложением и торжеством абсолютизма во Франции, Испании, в странах Центральной Европы и в Скандинавии. XVII столетие стали называть веком абсолютизма. Благодаря ранним буржуазным революциям в Нидерландах и Англии складываются капиталистические отношения, определившие идеологию и культурную жизнь континента. После Тридентского собора 1645-1653 гг. контрреформация укрепила свои позиции в странах, не отпавших от католицизма, и оказывала сильнейшее влияние на все сферы духовной жизни Италии, Испании, Австрии. Таким образом, в европейском общественном сознании и укладе жизни причудливо и противоречиво сочетались как прогрессивные тенденции, так и отжившие, связанные с феодально-католической реакцией.
Е. Коган. Дон Кихот и Санчо Панса. 1950
В начале XVII в. вышла книга Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Она повествовала о двух началах человеческой природы — романтическом идеализме и трезвом практицизме, часто сталкивающихся между собой в трагическом противоборстве. Эта книга повлияла на формирование нового, более усложненного мировоззрения человека, содержащего противоречия. Взгляды человека XVII в. обогатились также идеями Ф. Бэкона. В своем главном труде «Новый Органон» он провозгласил опыт главным источником знания, выдвинул новый метод изучения действительности, его назвали индукцией. Он призывал отказаться в науке от всех предрассудков, имеющихся в подходе к анализу знаний о природе. Р. Декарт в своем «Рассуждении о методе» доказал, что разум человека является главным орудием познания мира. Следуя этому тезису, многие образованные люди окончательно признали силу человеческого разума и то, что законы Вселенной познаваемы. Он выдвинул механистическую картину мира, а в познании действительности доказал новый метод синтеза, дедукции и сомнения. Используя геометрический метод, написал свое философское произведение «Этика» Б. Спиноза. В нем он обосновал то, что Богом является не духовная личность и не деистический создатель мира, а вся природа в целом. Создав теорию классического пантеизма, он утверждал и обратный тезис, что природа является для человека Богом и в ней заключена энергия творения и атрибутивности всей материи. XVII столетие хорошо усвоило тезис «знание— сила», а также обратимость этой формулы: сила — это знание. Она позволяет перестраивать мир по своим принципам. Во второй половине XVII в. наблюдается проявление двойственности рационализма, совмещавшего любовь к «ясности и отчетливости» с тягой к оккультным явлениям и «животному магнетизму», соединявшего рассудочное государственное строительство с появлением масонских организаций. Это можно объяснить попыткой уравновесить механицизм вытесненным в культурное подполье метафизическим инстинктом. Пожалуй, главной фигурой в этом процессе является философ, математик, физик, юрист, языковед Лейбниц (1646-1716). Именно он первым соединил рационалистический метод и замысел универсального символического языка науки с идеей индивидуальных «живых сил» как непрерывно развивающихся субстанций бытия. Его «Монадология» показывает единство и многообразие проявления универсальной единицы — монады. Он также продемонстрировал неистощимую изобретательность в практическом применении своих идей. В целом познание мира в XVII в. осуществлялось необычайно быстрыми темпами. Развитие получили точные науки, эксперимент. Его многообразие породило много смелых гипотез. Г. Галилей и И. Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическое учение Коперника. Механика, достигшая полноты своего развития в трудах И. Ньютона, послужила новой взгляда на природу как на единый механизм, управляемый общими законами. Среди открытий и изобретений прикладной науки следует отметить изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем, труды по зоологии Левенгука и Сваммердама, создание основ клинической медицины Тульпом и Дейманом. Наряду с этим алхимики в своих лабораториях пытались получить эликсир долголетия, магический эликсир, побеждающий любое зло, а также превращать свинец в золото. Создаются многочисленные географические карты и атласы, направляются в разные страны света научные и военные экспедиции, расширяются торгово-экономические связи, строятся здания для научных исследований, обсерватории. Просвещенный человек XVII в. все чаще ощущает себя «гражданином мира». В XVIIв. европейцы открыли Австралию.
Давид Тенирс младший. Пляска крестьян перед таверной Рисунок.
Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, а идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия — только эта форма государства может объединить разрозненные народы и земли. Это обосновывает в своей книге «Левиафан» Т. Гоббс. Он считает, что «вражде всех против всех» можно противопосгавить только силу власти государя, который в своем лице представит объединенную мощь единого государства. Оно должно быть таким же сильным, мощным, единым, как мифическое чудовище Левиафан-Голландский философ Б. Спиноза развил учение Гоббса, полагая высшей формой власти не монархию, а демократическое правление, и выдвигал право человека на свободу, понимаемую как осознанную необходимость. Но это было уже начало другой стадии общественного развития человечества — временем необходимости послабления власти монарха в сторону прав на свободу граждан. На фоне активной общественной жизнь получает мощные импульсы развитие культуры и искусства. Литература XVII в. прославлена именами Л. де Гонгоры, Ф. Кеведо», П. Корнеля, Ж. де Лафонтена, Ж. Расина, Ш. Перро, Р. Геррика и др. В драматургии утверждается принцип единства места времени действия. Наряду с итальянскими театральными труппами, гастролирующими по всей Европе, создаются национальные театры и складываются национальные театральные традиции во Франции, в Испании, в Англии. Рождение театра «Комеди Франсез» (1680) является одним из значительных событий XVII в. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, а в живописи еще два направления — академизм и караваджизм, что отражает разнообразие идейно-художественных исканий. На пересечении интересов заказчиков и живописцев появляются новые жанры — пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников. Ярким выразителем своей эпохи был глава фламандской школы П.-П. Рубенс. Его окружали такие блестящие мастера, как А. ван Дейк — создатель многочисленных портретов, Снайдерс — автор натюрмортов и «лавок», и Иордане, изображавший домашние пирушки и празднества. У Рубенса фламандские святые, мученики, олимпийские боги — все здоровейные, откормленные, румяные, их земная оболочка совершенно заслоняет душу. Весь их внутренний мир состоит в сытом довольстве. Животные инстинкты сквозят равно и в тяжеловесных грациях, и в библейских героинях. Трудно представить себе что-нибудь более житейское, более натуральное. Оригинальное письмо удивительная правда характерны для Рубенса. Декорация, окружающая людей, корабли, лестницы дворцов, шелковые ткани, ковры, блестящая утварь, игра фантазии, совершенно переходящая границы. Рубенс-колорист развертывает свою натуру во всей фламандской широте. Его вещи часто переходят пределы художественности, но все же остаются поразительно могучими. В Эрмитаже в Петербурге, чрезвычайно богатом картинами германских школ, хранится большая коллекция картин Рубенса. Из учеников Рубенса, конечно, на первом месте стоит Ван Дейк. Портреты его кисти, отличающиеся тонкостью наблюдения, серебристостью письма, меланхолическим колоритом, ставят художника в один ряд с Рембрандтом и Веласкесом. С его портретов на нас смотрит живой человек со своим внутренним миром, со всеми страстями и недостатками. Ван Дейк в портретном искусстве достиг такого высокого совершенства, до которого оно не возвышалось раньше никогда. За Рубенсом и Ван Дейком пришел целый ряд так называемых «малых фламандцев», — это художники, которые ввели в искусство уличный жанр с его обыденными будничными типами, взглянув на которые Людовик XIV с гримасой воскликнул: «Уберите от меня этих уродов». Питер Пауль Рубенс. Коронация Марии Медичи. Деталь.
В искусстве Голландии сложилось много новых жанров, что отвечало разнообразным запросам широкого круга заказчиков. В картинах малых голландцев Я. Стена, Г. Терборха, П. де Хоха, Г. Метсю, А. ван Остаде и других нашла отражение повседневная жизнь обычных, ничем не примечательных людей. Рембрандт ван Рейн остался в истории как самый великий представитель живописи Голландии XVII в. Он внес в искусство живописи глубокий психологизм, свободную трактовку сюжетов, новую технику исполнения. Художник отличался независимым и свободолюбивым характером. Шедевры Рембрандта в Эрмитаже («Флора», «Даная», «Блудный сын») — лишь часть живописного сокровища, которое оставил после себя мастер В его так называемой «Данае» голландская кухарка написана с необычайным блеском и силою. Эрмитажные портреты матери, стариков и особенно чудесный мужской портрет в шляпе с широкими полями живут и дышат. Рембрант. Мать художника. Офорт. Петербург обладает превосходными работами голландской школы: в залах Эрмитажа более сорока произведений Рембрандта и его последователей. После Амстердама эрмитажная коллекция самая богатая. В целом на первый план живописи Рембрандта выходит богатство внутреннего мира человека, его характер, вся прожитая жизнь. Художник показывает, что любая личность неповторима. Каждый человек представляет уникальную ценность. Жизнь человека читается в его лице и руках. Они хранят прожитые и пережитые мгновения и этим интересны. Уникальность человеческой личности судьбы, характера и внутренней жизни человека становится центром внимания искусства XVII в. Искусство Испании в век абсолютизма подарило миру Веласкеса, Риберу, Мурильо, Сурбарана. Реализм испанских художников проявился при показе мирской жизни и сюжетов Священного Писания. «Завтрак» и «Портрет Оливареса» кисти Веласкеса украшают залы Эрмитажа. Искусство Франции представлено великими зодчими, которые работали по заказам королевского двора. Это Ж. Лемерсье, Ф. Мансар, Ж. А. Мансар, Л. Лево, К. Перро. Лувр, Версальский дворец, Собор Инвалидов являются признанными шедеврами французской архитектуры. Н. Пуссен и К. Лоррен представляют направление классицизма в живописи. Караваджизм нашел воплощение в произведениях Ж. де ла Тура, реализм представлен в творчестве братьев Ленен. Рембрант. Воин с конем. Этюд для офорта «Обращение Савла».
Ведущая роль архитектуры барокко в Италии выразилась в произведениях Дж. делла Порта, Л. Бернини. Ф. Борромини. Творения Бернини — площадь перед собором св. Петра в Риме, алтарь св. Терезы, «Скала реджиа» в Ватикане, фонтан на площади Навона в Риме. Таким образом, мы видим, что культура XVII в. — это плодотворный и интереснейший этап в развитии всех европейских народов. Разум человека открыл уникальность жизни отдельного индивида, научил выражать ее внешними средствами для другого, показал, что знание дает человеку уникальную силу.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.008 с.) |