Перечень тем/вопросов для рубежных контролей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень тем/вопросов для рубежных контролей



Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

УТВЕРЖДЕНО

решением Совета филиала

Протокол № _____ от «____» ________ 20__ г.

Председатель Совета

_________________ Р.А. Тюлегенова

 

Рабочая учебная программа

 

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности

Шифр, название направления подготовки 035700.62 Лингвистика

 

Профиль подготовки Перевод и переводоведение

Присваиваемая академическая степень бакалавр

Форма обучения очная

 

Всего кредитов 2

 

Общее количество часов 72

 

 

Костанай 2012 г.

 

Рабочая учебная программа составлена: Лаврецкой Ириной Александровной, преподавателем кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

На основании ФГОС ВПО направления подготовки 035700.62 Лингвистика, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 541

 

В соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки, утвержденным «___»__________ 20__ г.

 

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Зав. кафедрой __________________ Н.П. Виноградова

Рабочая учебная программа рассмотрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

 

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко

 

 

 

Общие сведения

1.1 Выписка из учебного плана по дисциплине

 

Шифр, название направления подготовки Индекс Форма обучения Курс Семестр Модуль Кол-во кредитов Распределение аудиторных часов СРС Форма контроля
Лекц Практ Лаб
035700.62 Лингвистика   Б1.Б.5 очная                 зачет

 

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной блока общепрофессиональных дисциплин. Является обязательной для изучения всеми студентами и играет важную роль в обретении общекультурных компетенций, позволяющих жить и работать в современном мире.

1.2.1 Пререквизиты: «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при освоении социальных и социально-экономических дисциплин.

Для успешного усвоения данной дисциплины студенты должны владеть необходимыми знаниями по физике, математике, информатике, экологии, праву и др.

1.2.2 Постреквизиты: материал, изучаемый по данной дисциплине может быть использован в курсе таких дисциплин, как «Социология», «Деловая этика», в повседневной и профессиональной деятельности.

1.3 Характеристика дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности» - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку в условиях чрезвычайных ситуаций, профессиональной деятельности, повседневной жизни и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

1.3.1 Назначение дисциплины: Обеспечение общей грамотности в области безопасности, что является научно – методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Студент, освоивший курс «Безопасность жизнедеятельности», способен распознать опасности и вредные факторы среды обитания, не навредит обществу, способен грамотно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, обеспечивая первую неотложную доврачебную помощь.

1.3.2 Цели дисциплины: снабжение будущих квалифицированных специалистов общей грамотностью в области безопасности и оказания первой медицинской помощи, достижение безопасности человека в любой среде обитания; изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах (производственной, бытовой, природной) и условиях (нормальной, экстремальной) среды обитания.

Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективности профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к экстремальным условиям.

1.3.3 Задачи дисциплины: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормального) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

- реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с оценкой их технико-экономической эффективности;

- социально-экономической оценки ущерба – здоровья человека и среды обитания в результате техногенного воздействия;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов транспорта и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;

- принятия решений для устранения последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации последствий.

1.3.4 Перечень знаний и умений, навыков и компетенций:

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- методы управления безопасностью человека и среды обитания;

- основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов ЧС и методы их оценки;

- методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов транспорта;

- основы безопасности жизнедеятельности в условиях производства;

- основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов транспорта в ЧС;

- основы организации и управления действиями производственного персонала в ЧС, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Студент должен уметь:

- оценивать параметры негативных факторов и уровень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;

- эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий;

- разрабатывать организационные мероприятия по повышению безопасности и экологичности перевозок на транспорте;

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

- управлять действиями подчиненного персонала при ЧС.

Студент должен иметь навыки:

- оказания первой доврачебной помощи при поражении током и других травмах;

- измерения факторов производственной среды;

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты от негативных факторов природного и техногенного характера;

- пользования приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки Экономика

а) общекультурных (ОК)

обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм,проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений (ОК-4);

осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи (ОК-7);

уметь применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышение культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11).

 

1.3.5 Образовательные технологии: Технология поддерживающего обучения (традиционные технологии) подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей. В данной технологии используются объяснительно-иллюстративное обучение, разноуровневое обучение.

Технологии развивающего обучения предполагают взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов. Принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Данные технологии предполагают использование игрового обучения, проблемного обучения, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

 

2. Тематический план дисциплины

№ п/п Наименование темы Количество часов
ЛЗ ПЗ ЛР СРС
  Предмет и задачи курса: «Безопасности жизнедеятельности»        
  Чрезвычайные ситуации природного характера        
  Чрезвычайные ситуации техногенного характера        
  Биосфера. Важнейшие законы перемещения химических элементов        
  Социально опасные заболевания.        
  Безопасность жизнедеятельности и производственная среда        
  Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения        
  Безопасная жизнедеятельность и экология окружающей природной среды.        
  Чрезвычайные ситуации социального и криминального характера        
  Биологическая сущность человека        
  Кровь и кровообращение. Заболевания крови        
  Здоровый образ жизни, пагубные пристрастия        
  Работоспособность. Утомление. Восстановление.        
  Травматизм        
  Ядовитые вещества и антидоты        
  Неотложные реанимационные мероприятия        
  Инфекционные заболевания и меры профилактики        
Всего:        

 

3. Программа дисциплины

3.1 Темы лекционных занятий

№ учебной недели Тема ЛЗ Содержание ЛЗ Кол-во часов Кол-во баллов Образовательные технологии, метод
  Предмет и задачи курса: «Безопасность жизнедеятельности» 1.Влияние темпов научно- технического прогресса на безопасную жизнедеятельность людей. 2.Основные понятия и термины в курсе безопасной жизнедеятельности. 3.Характеристика ЧС и их генезис, классификация. 4. Организация единой государственной системы по обеспечению безопасности в ЧС.   1,3 Технология поддерживающего обучения, объяснительно-иллюстративный метод  
  Кровь и кровообращение. Заболевания крови 1.Функции крови, состав крови. 2.Заболевания крови: этиология, патогенез, профилактика. 3.Строение и функции сердца, круги кровообращения. 4.Понятие кровотечения, виды кровотечения, их отличия. 5.Техника измерения артериального давления.   1,3 Технологии развивающего обучения, метод интерактивного обучения
  Социально-опасные заболевания. 1.Социально-опасные заболевания. 2. Влияние пагубных пристрастий на здоровье человека. 3. Алкоголизм, наркомания. Воздействие этилового спирта на клетки головного мозга, профилактика, лечение. 4.Лудомания-игровая зависимость. Фазы заболевания. Воздействие на ЦНС. 5.Туберкулёз. Этиология, патогенез, профилактика. Группа риска.   2,6 Технология поддерживающего обучения, объяснительно-иллюстративный метод  
  Неотложная доврачебная помощь. 1. Понятие о шоковых состояниях: стадии развития, симптомы. 2.Шокоподобные состояния, ПМП. 3.Понятие о клинической, биологической смерти: ос­новные признаки. 4.Техника проведения искусственной вентиляции лег­ких, правила; техника проведения непрямого массажа сердца.   1,3 Технологии развивающего обучения, метод интерактивного обучения
Итого   6,5  

3.2 Темы практических занятий

№ учебной недели Тема ПЗ Содержание ПЗ Кол-во часов Кол-во баллов Образовательные технологии
  Биосфера. Важнейшие законы перемещения химических элементов 1. Определение биосферы, учение В.И. Вернадского о биосфере. 2.Химический состав биосферы и БЖ. 3.Экосистемы и геохимические ландшафты с точки зрения учения о БЖ. 4.Повреждающие факторы природной среды. 5.Геохимические барьеры, их влияние на БЖ.   3,3 Технология поддерживающего обучения, объяснительно-иллюстративный метод  
2-4 Социально-опасные заболевания. 1.Социально-опасные заболевания. 2.Алкоголизм. 3. Наркомания. Токсикомания. 4.Туберкулёз. Этиология. Патогенез. Профилактика. Группа риска. 5.СПИД.Этиология. Патогенез. Пути заражения. Профилактика.   13,2 Технологии развивающего обучения, метод интерактивного обучения
  Безопасная жизнедеятельность и экология окружающей природной среды. 1. Источники экологических опасностей. 2.Классификация ЧС экологического характера. воздействия на природную среду? 3.Заболевания, связанные с изменением солевого и микроэлементного состава воды. 4.Медико-психологическая помощь пострадавшим при экологических катастрофах. 5. Отдаленные последствия влияния химических соединений окружающей среды на организм человека.   3,3 Технологии развивающего обучения, метод интерактивного обучения
  Чрезвычайные ситуации социального и криминального характера 1. Определение ЧС социального характера. Город как среда повышенной опасности. 2.ЧС криминального характера. 3. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей. 4. Средства самозащиты и их использование, каковы пределы допустимой самообороны, какие средства нельзя применять для самозащиты. 5. Терроризм, причины, правила поведения заложников.   3,3 Технология поддерживающего обучения, объяснительно-иллюстративный метод  
  Кровь и кровообращение. Заболевания крови 1.Функции крови, состав крови. 2.Заболевания крови: этиология, патогенез, профилактика. 3.Строение и функции сердца, круги кровообращения. 4.Понятие кровотечения, виды кровотечения, их отличия. 5.Техника измерения артериального давления.   3,3 Технологии развивающего обучения, метод интерактивного обучения
  Травматизм 1. Травматология. Травма. 3. Пределы прочности тканей. 4. Виды травм (боевая, спортивная, бытовая, производственная, полученная при ЧС и т.д.). 5. Удельный вес травм у мужчин, женщин. 6. Виды и причины производственного травматизма. 10. Повреждения, патогенез, симптомы, ПМП: − Раны, виды; − Ушиб; − Вывих; − Переломы, открытый и закрытый, их отли­чия; − Синдром длительного сдавливания. 11.Десмургия, виды повязок, их назначение. 12. Понятие о транспортной иммобилизации, виды, назначение   3,3 Технологии развивающего обучения, метод интерактивного обучения
  Ядовитые вещества и антидоты. 1.Определение, понятия, цели и задачи токсикологии. 2.Способы отравления: укусы, через дыхательные пути, контактные отравления и т.д. 3. Факторы, влияющие на токсичность химических соединений. 4. Детоксикация, методы дезинтоксикации. 5.Антидоты. Их классификация. Характеристика.   3,3 Технология поддерживающего обучения, объяснительно-иллюстративный метод  
  Неотложные реанимационные мероприятия 1. Понятие о шоковых состояниях: стадии развития, симптомы. 2.Шокоподобные состояния, ПМП. 3.Понятие о клинической, биологической смерти: ос­новные признаки. 4.Техника проведения искусственной вентиляции лег­ких, правила; техника проведения непрямого массажа сердца.   6,6 Технологии развивающего обучения, метод интерактивного обучения
  Инфекционные заболевания и меры профилактики. 1.Инфекционные заболевания, возбудители, пути передачи. 2.Понятие о микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. 3.Клиническая картина, возбудитель. 4.Венерические заболевания, ИППП: группы риска, профилактика. 5. Санитарная обработка. Виды. Цели проведения.   3,3 Технология поддерживающего обучения, объяснительно-иллюстративный метод  
Итого   46,2  

 

3.3 Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

 

3.4 График выполнения и сдачи заданий СРС

 

 

Тема СРС Содержание СРС Форма Контроля № недели (выдача) № недели (сдача) Кол-во часов Кол-во баллов
Предмет и задачи курса: «Безопасности жизнедеятельности»   Влияние темпов научно- технического прогресса на безопасную жизнедеятельность людей. Основные понятия и термины в курсе безопасной жизнедеятельности. Характеристика ЧС и их генезис, классификация. Организация единой государственной системы по обеспечению безопасности в ЧС Составление опорной схемы          
Чрезвычайные ситуации природного характера Стихийное бедствие. Классификация ЧС природно­го характера. Общая характеристика ЧС природного характера. Тенденции к росту ЧС природного характера в последние годы и их причины. Характеристика ЧС геологического характера.   Рекомендации населению при стихийных бедствиях. Кон­спект      
Чрезвычайные ситуации техногенного характера Аварии на воздушном, вод­ном, железнодорожном, ав­томобильном транспорте. Правила дорожного движе­ния. Глоссарий          
Биосфера. Важнейшие законы перемещения химических элементов Миграция химических эле­ментов. Техногенез, химиче­ские барьеры, их влияние на безопасность жизнедеятель­ности. Техногенные соци­альные барьеры. Кон­спект      
Безопасность жизнедеятельности и производственная среда БЖ в условиях механизированных производств. Интеллектуальные формы труда и гипокинезия. Понятие опасных и вредных факторов производственной среды, их классификация. Санитарно - технические требования к производственным помещениям. Правовые акты нормирования труда. Слайд-презентация        
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения Задачи гражданской обороны. Защита населения в военное время. Гражданская оборона в международном праве. Современные средства массового поражения. Организация гражданской обороны на объекте. Кон­спект        
Безопасная жизнедеятельность и экология окружающей природной среды. Источники экологических опасностей. Классификация ЧС экологического характера. Мониторинг. Основные виды мониторинга. Экологическая экспертиза. Помощь пострадавшим при экологических катастрофах. Глоссарий          
Чрезвычайные ситуации социального и криминального характера Предупреждение крими­нальных посягательств в отношении детей. Средства самозащиты и их использо­вание, пределы допустимой самообороны. Терроризм, причины, правила поведения заложников.        
Биологическая сущность человека Послойное строение кожи Строение мыщечной системы.Основные группы мышц Строение скелета Виды сочленения костей Нервная система.Центральная нервная система, вегетативная н/с симпатические парасимпатические волокна.   Кон­спект          
Кровь и кровообращение. Заболевания крови Функции крови, состав крови. Заболевания крови: этиология, патогенез, профилактика. Строение и функции сердца, круги кровообращения. Понятие кровотечения, виды кровотечения, их отличия. Техника измерения артериального давления. Слайд-презентация        
Здоровый образ жизни, пагубные пристрастия Понятие здоровья, виды здоровья. Рациональное питание, значение. Оптимальное чередование отдыха и бодрствования. Понятие стресса, физиологические сдвиги при стрессе. Системы оздоровления. Кон­спект      
Работоспособность. Утомление. Восстановление. Работа и работоспособность. Виды работы. Утомление. Отдых. Виды отдыха. Процесс восстановления.Сон.Фазы сна. Слайд-презентация          
Социально-опасные заболевания. Алкоголизм.Наркомания. Воздействие алкоголя и наркотиков на клеточную структуру мозга. Профилактика. Стадии наркотического и токсикологического опьянения. Туберкулёз.Этиология.Патогенез.Профилактика.Группа риска.Лудамания панятия, стадии, социальная опасность. Реферат            
Травматизм Травматология. Травма. Пределы прочности тканей. Виды травм (боевая, спортивная, бытовая, производственная, полученная при ЧС и т.д.). Удельный вес травм у мужчин, женщин. Виды и причины производственного травматизма. Повреждения, патогенез, симптомы, ПМП: − Раны, виды; − Ушиб; − Вывих; − Переломы, открытый и закрытый, их отли­чия; − Синдром длительного сдавливания. Десмургия, виды повязок, их назначение. Понятие о транспортной иммобилизации, виды, назначение Слайд-презентация              
Ядовитые вещества и антидоты. Токсические вещества.Понятие. Виды Антидоты.Виды антидотов.Универсальные антидоты.Оказание неотложной помощи при отравлении   Кон­спект        
Неотложная доврачебная помощь. Понятие о шоковых состояниях: стадии развития, симптомы. Шокоподобные состояния, ПМП. Понятие о клинической, биологической смерти: ос­новные признаки. Техника проведения искусственной вентиляции лег­ких, правила; техника проведения непрямого массажа сердца. Слайд-презентация          
Инфекционные заболевания и меры профилактики. Инфекционные заболевания, возбудители, пути передачи. Понятие о микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Клиническая картина, возбудитель. Венерические заболевания, ИППП: группы риска, профилактика. Санитарная обработка. Виды. Цели проведения. Кон­спект       0,3
Итого   27,3

 

3.6 Рабочим планом выполнение курсовой работы (проекта) не предусмотрено.

Учебно-методическое обеспечение курса

Деятельности

1. Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики.

2. Производственная пыль и ее влияние на организм.

3. Производственная вибрация и ее воздействие на человека.

4. Влияние на организм электромагнитных полей и неионизирующих излучений.

2. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам

1. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях.

2. Оптимизация освещения помещений и рабочих мест.

3. Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности.

Список литературы

Основная:

  1. Основы медицинских знаний и безопасной жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э. А. Арустамова [Текст] - М.: Дашков и К, 2008.- 454 с. – Гриф УМО
  2. Основы медицинских знаний и безопасной жизнедеятельности: Учебник /Под. ред. Л. А. Михайлова [Текст]: - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 461 с.- Гриф УМО

3. Алексеенко, В.А., Матасова, И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. -318 с.

4. Капитонова, Т. А. Основы медицинских знаний [Текст]: Учебное пособие.- М.: Высш.образование, 2010.- 192 с.

5. Волокитина, Т.В. Основы медицинских знаний [Текст]: Учебное пособие.-М.: Академия, 2008.

 

Дополнительная:

1. Занько, Н.Г., Ретнев, В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: [Текст]: Учебник. -М.: Академия, 2010. -286с.

2. Феоктистова, О. Г. Основы медицинских знаний и безопасной жизнедеятельности (медико-биологические основы) [Текст]: Учебное пособие.- Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – 312с.

3. Федюкович, Н.И. Основы медицинских знаний [Текст]: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. -317 с.

4. Дубровский, В.И, Валеология. Здоровый образ жизни[Текст]: /Предисл. Н.А. Агаджанян. -2-е изд., доп. -М.: Риторика-А, 2009. -560 с.

5. Популярный медицинский справочник [Текст]: Словарь /Под общ. ред. В. А. Василенко.- М.: Вече, 2010.- 399 с.

6. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы [Текст]: /Сост. В.И. Бородулин. -М.: ООО "ОНИКС 21 век", 2010. -896 с.

  1. Зазулинский, В.Д, Основы медицинских знаний и безопасной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст]: Учебное пособие. -М.: Экзамен, 2010. -254 с.

8. Вандышев, А.Р, Основы медицинских знаний и безопасной жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст]: Учебное пособие /А.Р. Вандышев. -М.: ИКЦ "МарТ", 2009.

9. Маслов, А.Г, Способы автономного выживания человека в природе [Текст]: Учебное пособие. -М.: Академия, 2010. -304 с.

10. Дядя, Г.И., Чернецова, С.В. Основы медицинских знаний [Текст]: Учебное пособие. - М.: РИОР, 2009. -96 с.

Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

УТВЕРЖДЕНО

решением Совета филиала

Протокол № _____ от «____» ________ 20__ г.

Председатель Совета

_________________ Р.А. Тюлегенова

 

Рабочая учебная программа

 

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности

Шифр, название направления подготовки 035700.62 Лингвистика

 

Профиль подготовки Перевод и переводоведение

Присваиваемая академическая степень бакалавр

Форма обучения очная

 

Всего кредитов 2

 

Общее количество часов 72

 

 

Костанай 2012 г.

 

Рабочая учебная программа составлена: Лаврецкой Ириной Александровной, преподавателем кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

На основании ФГОС ВПО направления подготовки 035700.62 Лингвистика, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 541

 

В соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки, утвержденным «___»__________ 20__ г.

 

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Зав. кафедрой __________________ Н.П. Виноградова

Рабочая учебная программа рассмотрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

 

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко

 

 

 

Общие сведения

1.1 Выписка из учебного плана по дисциплине

 

Шифр, название направления подготовки Индекс Форма обучения Курс Семестр Модуль Кол-во кредитов Распределение аудиторных часов СРС Форма контроля
Лекц Практ Лаб
035700.62 Лингвистика   Б1.Б.5 очная                 зачет

 

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной блока общепрофессиональных дисциплин. Является обязательной для изучения всеми студентами и играет важную роль в обретении общекультурных компетенций, позволяющих жить и работать в современном мире.

1.2.1 Пререквизиты: «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при освоении социальных и социально-экономических дисциплин.

Для успешного усвоения данной дисциплины студенты должны владеть необходимыми знаниями по физике, математике, информатике, экологии, праву и др.

1.2.2 Постреквизиты: материал, изучаемый по данной дисциплине может быть использован в курсе таких дисциплин, как «Социология», «Деловая этика», в повседневной и профессиональной деятельности.

1.3 Характеристика дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности» - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку в условиях чрезвычайных ситуаций, профессиональной деятельности, повседневной жизни и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

1.3.1 Назначение дисциплины: Обеспечение общей грамотности в области безопасности, что является научно – методическим фундаментом для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Студент, освоивший курс «Безопасность жизнедеятельности», способен распознать опасности и вредные факторы среды обитания, не навредит обществу, способен грамотно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, обеспечивая первую неотложную доврачебную помощь.

1.3.2 Цели дисциплины: снабжение будущих квалифицированных специалистов общей грамотностью в области безопасности и оказания первой медицинской помощи, достижение безопасности человека в любой среде обитания; изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах (производственной, бытовой, природной) и условиях (нормальной, экстремальной) среды обитания.

Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективности профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к экстремальным условиям.

1.3.3 Задачи дисциплины: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормального) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

- реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с оценкой их технико-экономической эффективности;

- социально-экономической оценки ущерба – здоровья человека и среды обитания в результате техногенного воздействия;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов транспорта и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;

- принятия решений для устранения последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации последствий.

1.3.4 Перечень знаний и умений, навыков и компетенций:

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- методы управления безопасностью человека и среды обитания;

- основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов ЧС и методы их оценки;

- методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов транспорта;

- основы безопасности жизнедеятельности в условиях производства;

- основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов транспорта в ЧС;

- основы организации и управления действиями производственного персонала в ЧС, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Студент должен уметь:

- оценивать параметры негативных факторов и уровень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;

- эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий;

- разрабатывать организационные мероприятия по повышению безопасности и экологичности перевозок на транспорте;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.134 с.)