Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы строения и реакционной способности органических соединений
ОСНОВЫ СТРОЕНИЯ И РЕАКЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Методические указания для самостоятельной работы студентов 1-го курса по биологической и биоорганической химии (модуль 1)
Утверждено Учёным советом университета Прот. №10 от 21 ноября 2013 г.
Харьков Основы строения и реакционной способности органических соединений: Метод. указ. для студентов 1-го курса / сост. А.О. Сыровая, Л.Г. Шаповал, В.Н. Петюнина, Е.Р. Грабовецкая, В.А. Макаров, С.В. Андреева, С.А. Наконечная, Л.В. Лукьянова, Р.О. Бачинский, С.Н. Козуб, Т.С. Тишакова, О.Л. Левашова, Н.В. Копотева, Н.Н. Чаленко. – Харьков: ХНМУ, 2014. – С. 48.
Составители:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с учебной программой биоорганическую химию − науку о строении и реакционной способности органических соединений, участвующих в процессах жизнедеятельности, студенты изучают в течение одного семестра. По этому курсу предусматриваются: чтение лекций и проведение лабораторно-практических занятий, на которых будут обсуждаться наиболее важные теоретические вопросы в форме решения задач. Решающим фактором приобретения знаний является самоподготовка, помочь в организации которой призваны настоящие методические указания, составленные по каждой теме и включающие следующие компоненты: название темы; учебную цель, которая должна быть достигнута в процессе изучения темы; учебно-целевые вопросы, в которых указано, что конкретно необходимо знать для достижения цели занятия; методологические вопросы, раскрывающие, какие законы и категории материалистической диалектики лежат в основе рассматриваемых явлений; исходный уровень - перечень вопросов из предшествующих разделов курса и смежных дисциплин, знание которых необходимо для успешного усвоения темы; перечень практических навыков, которые студенты приобретают при изучении темы; учебная литература; контрольные вопросы, ответив на которые, можно убедиться, достаточно ли усвоен изучаемый материал; обучающие задачи и эталоны их решения, позволяющие приобрести навыки применения важнейших теоретических положений к решению конкретных задач; лабораторные опыты – описание учебного эксперимента, выполняемого на занятии; вопросы и упражнения, используемые преподавателем для контроля усвоения темы.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ
При проведении учебного эксперимента по биоорганической химии необходимо в целях безопасности знать и строго выполнять общепринятые правила техники безопасности и уметь оказать себе и товарищу первую помощь. Нагревать пробирки следует так, чтобы избежать выброса содержимого. Нельзя нагревать только дно пробирки; необходимо равномерное нагревание всего объема жидкости с попеременным вводом и выводом пробирки из огня. При нагревании отверстие пробирки направлять в сторону от себя и окружающих. Необходимо проявлять особую осторожность при работе с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями: эфир, спирт, бензол и др. Зажженные горелки держать возможно дальше от горючих веществ. Надо помнить, что некоторые газы, такие, как метан, этилен, ацетилен, способны образовывать взрывчатые смеси с воздухом. Следует соблюдать осторожность при работе с растворами кислот и щелочей. При попадании на кожу любого используемого вещества необходимо смыть его струей воды, после чего обратиться к преподавателю за помощью. Избежать ожогов, отравлений и повреждений одежды поможет соблюдение общего порядка в лаборатории. Следует поддерживать чистоту на своем рабочем месте, реактивы после употребления возвращать на место. Запрещается прием пищи в лаборатории. В конце работы необходимо убрать свое рабочее место. Тема I. КЛАССИФИКАЦИЯ, ИЗОМЕРИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Мотивационная характеристика темы При изучении химических процессов, происходящих в организме, вы встретитесь с многочисленными и разнообразными органическими соединениями. Чтобы ориентироваться в этом многообразии веществ, необходимо знать их научную классификацию и номенклатуру.
Учебная цель Изучить строение и изомерию важнейших классов моно-, поли- и гетерофункциональных соединений. Выработать умение использовать химическую номенклатуру для названия биологически активных веществ.
Учебно-целевые вопросы 1. Знать классификацию органических соединений по углеродному скелету и функциональным группам. 2. Уметь составлять формулы структурных изомеров основных 3. Уметь дать названия несложным органическим веществам по 4. Знать строение важнейших классов поли- и гетерофункциональных соединений, уметь составлять формулы их изомеров.
Методологические вопросы 1. Закономерность изменений свойств в гомологическом ряду − 2. Поли- и гетерофункциональность − один из характерных признаков веществ, участвующих в процессах жизнедеятельности. 3. Взаимодействие части и целого в молекуле поли- и гетерофункциональных соединений.
Исходный уровень 1 Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. 2. Общие представления об изомерии. 3. Основные классы органических веществ. 4. Основные правила систематической номенклатуры отдельных
Практические навыки 1. Научиться определять принадлежность соединений к соответствующему классу. 2. Уметь дать название органическим веществам.
Контрольные вопросы
1. К какому классу соединений относится ацетон, обнаруживаемый в моче больных сахарным диабетом, имеющий строение: Дайте название соединения по радикало-функциональной и заместительной номенклатуре ИЮПАК. 2. К какому классу относится янтарная кислота, образующаяся 3. Напишите графическую формулу фторотана, средства для ингаляционного наркоза (1,1,-трифтор-2-бром-2-хлорэтан). 4. Какие функциональные группы содержит молочная кислота, являющаяся продуктом расщепления гликогена (животного крахмала) в мышцах? Назовите по заместительной номенклатуре ИЮПАК.
Вопросы и упражнения № 1
1. Приведите формулы изомеров карбоновой кислоты, имеющей состав: С4Н8О2.Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. 2. Назовите по радикало-функциональной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК аминалон - вещество, принимающее участие в обменных процессах головного мозга, имеющее строение H2N-CH2-CH2-CH2-COOH. 3. Напишите структурную формулу соединения 1,1,2-трихлорэтана, применяющегося для кратковременного наркоза. К какому классу оно относится?
№ 2
1. Приведите формулы изомеров бутилового спирта (С4Н9ОН). Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. 2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК одну из аминокислот, входящих в белок, имеющую строение: 3. Напишите структурную формулу 2-оксобутандиовой кислоты, являющейся промежуточным продуктом углеводного обмена − щавелевоуксусной кислотой. № 3
1. Приведите три формулы изомеров альдегида, имеющего состав С5Н10О. Назовите по номенклатуре ИЮПАК. 2.Назовите по номенклатуре ИЮПАК ацетондикарбоновую кислоту, входящую в состав кетоновых тел, определяемых в моче больных сахарным диабетом. 3. Напишите структурную формулу ксилита, называемого по номенклатуре ИЮПАК пентанпентаолом-1,2,3,4,5, используемого в качестве заменителя сахара для больных сахарным диабетом.
№4
1. Приведите три формулы изомеров спирта, имеющего состав С5Н11ОН. Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. 2. Назовите по заместительной номенклатуре ИЮПАК яблочную кислоту, которая участвует в цикле трикарбоновых кислот (цикл Кребса). Укажите функциональные группы в молекуле яблочной кислоты. 3. Напишите структурную формулу о-гидроксибензойной (салициловой) кислоты, являющейся родоначальником группы лекарственных веществ, обладающих анальгетическим, жаропонижающим и противовоспалительным действиям.
№5
1. Приведите примеры первичного, вторичного и третичного аминов. Назовите по радикало-функциональной номенклатуре. 2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК глутаминовую кислоту, применяемую при лечении заболеваний центральной нервной системы, имеющую строение: 3. Напишите структурную формулу глицерина − спирта, входящего в состав жиров,являющегося пропантриолом-1,2,3.
№ 6
1. Приведите три формулы изомеров кетона, имеющего состав С5Н10О. Назовите по номенклатуре ИЮПАК 2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК γ-гидроксимасляную кислоту, применяющуюся в анестезиологии, имеющую строение: 3. Напишите структурную формулу пеницилламина, применяемого при отравлении тяжелыми металлами, являющегося 2-амино-3-меркапто-3-метилбутановой кислотой.
№7
1. Приведите три формулы изомеров гексанола С6Н13ОН. Назовите по номенклатуре ИЮПАК. 2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК ацетоуксусную кислоту, которая образуется в процессе метаболизма высших жирных кислот и имеет строение:
3. Напишите структурную формулу никотиновой кислоты (витамина РР), являющейся β-пиридинкарбоновой кислотой.
№ 8
1. Приведите три формулы изомеров альдегида, имеющего состав С6Н12О. Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. 2.Назовите по номенклатуре ИЮПАК моносахарид рибозу − один из компонентов рибонуклеиновых кислот, имеющий строение: 3. Напишите структурную формулу 2-амино-3-гидроксипропановой
№ 9
1. Приведите три формулы изомеров кетона, имеющего состав С6Н12О. Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. 2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК янтарную кислоту, которая образуется в процессе углеводного обмена и имеет строение:
3. Напишите структурную формулу п-аминобензойной кислоты, являющейся родоначальником лекарственных веществ анестезирующего действия.
№ 10
1. Приведите три формулы изомеров карбоновой кислоты, имеющей состав: С6Н12О2. 2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК γ-аминомасляную кислоту, которая принимает участие в обменных процессах головного мозга: 3. Напитайте структурную формулу кадаверина (1,5-диаминопентана), образующегося при гниении белков.
№11
1. Приведите три формулы изомеров октанола С8Н17ОН. Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. 2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК промежуточный продукт в синтезе ряда соединений − акролеин: 3. Напишите структурную формулу соединения п-аминофенола (4-амино-1-гидроксибензола), лежащего в основе одной из групп жаропонижающих и болеутоляющих средств. Назовите функциональные группы.
№ 12
1. Приведите три формулы изомеров альдегида, имеющего составС7Н14О.Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. 2. Назовите по номенклатуре ИШАК аминокислоту лизин, которая входит в состав пептидов и белков и имеет строение: 3. Напишите структурную формулу 5-гидроксипентаналя.
№13
1.Приведите три формулы изомеров кетона, имеющего состав: С7Н14О.Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. 2.Назовите по номенклатуре ИЮПАК одну из кислот, образующихся в цикле Кребса, которая имеет строение: 3. Напишите структурную формулу цистеина (2-амино-3-меркаптопропановой кислоты), который является одной из аминокислот и входит в состав белков.
№14
1. Приведите три формулы изомеров карбоновой кислоты, имеющей состав: С8Н16О2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК. 2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК моносахарид глюкозу, имеющую строение:
3. Напишите структурную формулу 3-оксопентандиовой кислоты, входящей в состав кетоновых тел, которые определяются в моче больных сахарным диабетом.
№15
1. Приведите формулы изомеров бутаналя. Назовите их по номенклатуре ИЮПАК. 2. Назовите по номенклатуре ИЮПАК промежуточный продукт углеводного обмена − щавелево-уксусную кислоту, имеющую строение: 3. Напишите структурную формулу спирта сорбита (гексангексаола-1,2,3,4,5,6), являющегося заменителем сахара для диабетиков. Тема ІІ. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ МОЛЕКУЛ. ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ АТОМОВ
Учебная цель Изучить электронное и пространственное строение алифатических, карбоциклических и гетероциклических соединений как основу для понимания связи строения с биологической активностью.
Учебно-целевые вопросы 1. Знать электронное строение и пространственное расположение связей, образуемых атомами углерода в sp3-, sp2-, и sp-гибридных состояниях. 2. Знать основные вида конформаций соединений с открытой цепью (заслоненные, заторможенные, скошенные) и уметь оценивать их энергию. 3. Уяснить особенности электронного строения сопряженных систем с открытой и замкнутой цепью. 4. Знатьпространственное строение циклов, образованных атомами углерода вsp3-гибридном состоянии (циклопропан, циклогексан). Основные конформации циклогексана и расположение аксиальных и экваториальных связей. 5. Знать, что такое цис-транс-изомерия и какова ее причина. 6. Уметь определять знак и вид электронных эффектов заместителей.
Методологические вопросы 1. Связь строения и биологической активности – химическая основа функционирования биологически активных веществ. 2. Изменение свойств при переходе от циклогексадиена к бензолу - пример качественного скачка. Исходный уровень 1. Гибридизация атомных орбиталей. 2. sp3-, sp2-, sp-Гибридизация. 3. Строение σ- и π-связей.
Практические навыки Уметь прогнозировать химическое поведение органических веществ исходя из строения. Контрольные вопросы 1. Укажите тип гибридизации всех атомов углерода, а также вид и знак электронных эффектов заместителей в следующих соединениях:
СH3–CH2–Cl; CH2=CH–Cl; CH2=CH–CH2–COOH;
2. Изобразите заслоненную и заторможенную конформации 1,2-дихлорэтана. 3. Изобразите циклогександиол-1,4 в конформации кресла с наиболее энергетически выгодным расположением заместителей. 4. Дайте определение понятия "сопряжение" и объясните причину
Вопросы и упражнения № 1
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих соединениях: СН2 =СН – СН2 – СН2–ОН; Н3С –С≡С–СН3
2. Изобразите циклогександиол-1,3 в конформации кресла с наиболее выгодным расположением заместителей. 3. Определите вид и знак электронных эффектов заместителей в следующих соединениях: Н3С–СН2–СООН Н3С–СН2–СН=СН–Cl
№ 2
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Назовите изображенную в проекции Ньюмена конформацию. Какому соединению она соответствует?
3. Приведите строение пиррола и объясните, почему пиррол является ароматическим соединением.
№ 3
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Изобразите 1,2-диметилциклогексан в конформации кресла с наиболее выгодным расположением заместителей. 3. Определите вид и знак электронных эффектов в молекулах следующих веществ:
№ 4
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Изобразите в проекции Ньюмена заторможенную конформацию этанола. Какому энергетическому состоянию (максимуму или минимуму) она соответствует? 3. Определите вид и знак электронных эффектов в молекуле п-аминобензойной кислоты:
№ 5
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Изобразите наиболее предпочтительную конформацию циклогексанола. 3. Приведите строение пиридина и объясните, почему пиридин является ароматическим соединением.
№ 6
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Назовите изображенную в проекции Ньюмена конформацию. Какому соединению она соответствует? 3. Определите вид и знак электронных эффектов карбоксильной группы в уксусной и бензойной кислотах:
№ 7
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Изобразите наиболее предпочтительную конформацию бромциклогексана. 3. Определите вид и знак электронных эффектов в молекуле м-крезола: № 8
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Изобразите в проекции Ньюмена наиболее предпочтительную конформацию этиленгликоля:
3. Какие атомы участвуют в образовании сопряженных систем в молекулах:
№ 9
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Изобразите строение и преимущественную конформацию метилциклогексана. 3. Укажите электронные эффекты и виды сопряжения заместителей с бензольным кольцом в молекуле сульфаниловой кислоты (основа большой группы сульфаниламидных препаратов):
№ 10
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Изобразите строение и кресловидную конформацию молекулы миоинозита (пять ОН групп занимают экваториальное положение), содержащегося в мышцах и являющегося циклогексангексаолом-1,2,3,4,5,6. 3. Какое влияние оказывает гидроксильная группа на электронную плотность бензольного кольца в следующих соединениях:
№ 11
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в следующих молекулах: 2. Изобразите в проекции Ньюмена заторможенную конформацию 2-аминоэтанола-1 (коламина). Какому энергетическому состоянию она соответствует? 3. Определите вид и знак электронных эффектов заместителей в соединениях:
№ 12
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в молекулах:
2. Изобразите строение и предпочтительную конформацию аминоциклогексана. 3. Определите вид и знак электронных эффектов в молекулах:
№ 13
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в молекулах: 2. Изобразите предпочтительную конформацию 1,2-дибромциклогексана. 3. Какое влияние оказывают заместители на электронную плотность бензольного кольца в следующих соединениях:
№ 14
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в молекулах: 2. Изобразите в проекции Ньюмена заслоненную и заторможенную конформации 1,2-дихлорэтана. Какая из них обладает меньшей энергией? 3. Определите вид и знак электронных эффектов заместителей в молекулах:
№ 15
1. Определите тип гибридизации всех атомов углерода в молекулах: 2. Изобразите строение и предпочтительную конформацию гексахлорциклогексана (гексахлорана). 3. Какое влияние оказывают заместители на электронную плотность бензольного кольца в следующих соединениях:
Тема ІІІ. КИСЛОТНЫЕ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Учебная цель
Изучить кислотность и основность органических соединений как важнейшие свойства, определяющие многие химические процессы в живых организмах. Учебно-целевые вопросы 1. На основе электронного строения функциональных групп уметь объяснить кислотные свойства спиртов, фенолов и карбоновых кислот, их зависимость от числа функциональных групп и наличия заместителей в радикалах. 2. Знать механизм реакции декарбоксилирования. 3. Уяснить, в чем заключается С-Н кислотность и как она влияет на свойства соединений. 4. На основе электронного строения атома азота объяснить основные свойства алифатических и ароматических аминов, а также азотсодержащих гетероциклов. 5. Знать, какие классы органических соединений обладают амфотерными свойствами. Уметь их иллюстрировать.
Методологические вопросы Кислотность и основность – пример диалектического единства и борьбы противоположностей. Исходный уровень 1. Основные положения протолитической теории кислот и оснований. 2. Электронные эффекты заместителей. Электронодонорные и электроноакцепторные заместители.
Практические навыки Уметь прогнозировать кислотные и основные свойства веществ в зависимости от их строения.
Контрольные вопросы 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II). 2. Расположите в порядке уменьшения кислотности следующие кислоты: а) пропионовую, молочную, пировиноградную; б) уксусную, хлоруксусную, дихлоруксусную. 3. Какое из двух соединений – анестезин или эфедрин является более сильным основанием? Почему?
анестезин эфедрин
4. Какая реакция среды будет в водных растворах следующих аминокислот: серин лизин глутаминовая кислота Вопросы и упражнения № 1
1. Расположите в ряд по уменьшению кислотности фенол, п-аминофенол, п-нитрофенол. Обоснуйте ответ. 2. Что такое СН-кислотность? Приведите механизм реакции альдольной конденсации пропионового альдегида. 3. Напишите уравнение реакции взаимодействия этиламина и анилина с серной кислотой. Какой из этих аминов является наиболее сильным основанием?
№ 2
1. Какое соединение − анилин или фенамин обладает большей основностью? Ответ обоснуйте. анилин фенамин (стимулятор ЦНС)
2. Что такое декарбоксилирование? Напишите реакции декарбоксилирования пировиноградной (2-оксопропановой) кислоты. 3. Напишите уравнения реакции получения кислой и средней соли янтарной кислоты. № 3
1. Какое соединение − пиррол или пиридин − является более сильным основанием? Почему? 2. Напишите уравнения реакции получения кислой и средней соли фумаровой (транс-этилендикарбоновой) кислоты. 3. Напишите уравнение реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II). № 4
1. Сравните кислотность пропионовой и молочной (α-гидроксипропионовой) кислот. 2. Приведите уравнения реакций, характеризующих кислотные свойства пировиноградной (2-оксопропановой) кислоты. 3. Напишите реакции взаимодействия анестетика новокаина, используемого в медицинской практике в виде солянокислой соли, с соляной кислотой и определите место протонирования в молекуле новокаина:
новокаин
№ 5
1. Объясните, как изменяется кислотность во взаимосвязи с электронными эффектами заместителей на примере соединений: этиловый спирт, этиленгликоль, фенол. 2. Напишите уравнение реакции альдольной конденсации уксусного альдегида в присутствии гидроксида натрия. Приведите механизм реакции. 3. Сохраняется ли ароматический характер пиридина в кислой среде? Напишите реакции взаимодействия пиридина с серной кислотой.
№ 6
1. Расположите в ряд по увеличению кислотности следующие соединения: пропионовая, β-гидроксипропионовая, молочная кислоты. Ответ обоснуйте. 2. Что таксе реакции декарбоксилирования? Напишите уравнение реакции декарбоксилирования молочной кислоты. 3. Напишите уравнения реакции взаимодействия 2-аминоэтанола и п-аминофенола с соляной кислотой. Какое соединение является наиболее сильным основанием? № 7
1. Сравните кислотность янтарной (бутандиовой) и винной (2,3-дигидроксибутандиовой) кислот. Какие продукты могут быть получены при взаимодействии янтарной кислоты с гидроксидом натрия? 2. Напишите уравнение реакции взаимодействия адреналина с соляной кислотой (получение гидрохлорида адреналина). 3. Приведите механизм реакции альдольной конденсации пропанона (ацетона), катализируемой основаниями.
№ 8
1. Сравните основность пиррола и имидазола. Напишите уравнение реакции взаимодействия имидазола с соляной кислотой. имидазол
2. Укажите кислотные центры и расположите их в порядке уменьшения кислотности в молекуле, α-гидроксипропионовой кислоты. 3. Приведите схему реакции карбоксилирования пировиноградной (2-оксопропановой) кислоты. Назовите продукт реакции.
№ 9
1. Расположите в ряд по уменьшению кислотности фенол, п-крезол, п-нитрофенол. Ответ объясните. 2. Напишите уравнения реакций получения кислых солей и средней соли лимонной кислоты: лимонная кислота 3. Напишите уравнение реакции взаимодействия анестетика дикаина, используемого в медицинской практике в виде солянокислой соли, с соляной кислотой. дикаин
№ 10
1. Расположите в ряд по увеличению кислотности следующие соединения: уксусная, триметилуксусная, трихлоруксусная кислоты. 2. Напишите уравнение реакции взаимодействия пропандиола-1,2 с гидроксидом меди (II). Какое значение имеет эта реакция? 3. Напишите уравнения реакций, иллюстрирующих амфотерные свойства аланина (α-аминопропионовой кислоты).
№ 11
1. Какое соединение – дифениламин или диметиламин является более сильным основанием? Напишите реакцию солеобразования для более сильного основания. 2. Напишите реакцию образования кислой и средней соли яблочной (2-гидроксибутандиовой) кислоты. 3. Какой из двух альдегидов – 2,2-диметилбутаналь или 2-метил-бутаналь вступает в реакцию альдольной конденсации? Напишите уравнение реакции. № 12
1. Сравните основность применяемых в медицинской практике препаратов анестезина и эфедрина: анестезин эфедрин
Напишите уравнение реакции солеобразования для более сильного основания. 2. Напишите уравнение реакции декарбоксилирования лизина (2,6-диаминогексановой кислоты). Назовите продукт реакции. 3. Запишите уравнения реакций получения средней и кислой солей малоновой (пропандиовой) кислоты. №13
1. Какое влияние на кислотные свойства фенолов оказывают электронодонорные и электроноакцепторные заместители? Приведите примеры. 2. Напишите уравнение реакции образования солянокислой соли пиримидина. 3. Напишите формулу внутренней соли сульфаниловой кислоты. Почему это соединение существует в таком виде? сульфаниловая кислота
№ 14
1. Расположите по возрастанию кислотности бензойную, п-нитробензойную, п-гидроксибензойную кислоты. Ответ обоснуйте. 2. Напишите уравнение реакции димедрола, противоаллергического препарата, применяющегося в виде солянокислой соли, с соляной кислотой. 3. Напишите уравнение реакции получения средней и кислой соли щавелевоуксусной (2-оксобутандиовой) кислоты.
№ 15
1. Какое соединение – пиррол или пиридин является более сильным основанием? Ответ обоснуйте. 2. Напишите уравнения реакций, показывающих амфотерные свойства аспарагиновой (2-аминобутандиовой) кислоты. 3. Напишите уравнение реакции взаимодействия пропиламина и анилина с серной кислотой. Какой из указанных аминов является более сильным основанием? ОСНОВЫ СТРОЕНИЯ И РЕАКЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Методические указания для самостоятельной работы студентов 1-го курса по биологической и биоорганической химии (модуль 1)
Утверждено Учёным советом университета Прот. №10 от 21 ноября 2013 г.
Харьков Основы строения и реакционной способности органических соединений: Метод. указ. для студентов 1-го курса / сост. А.О. Сыровая, Л.Г. Шаповал, В.Н. Петюнина, Е.Р. Грабовецкая, В.А. Макаров, С.В. Андреева, С.А. Наконечная, Л.В. Лукьянова, Р.О. Бачинский, С.Н. Козуб, Т.С. Тишакова, О.Л. Левашова, Н.В. Копотева, Н.Н. Чаленко. – Харьков: ХНМУ, 2014. – С. 48.
Составители:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с учебной программой биоорганическую химию − науку о строении и реакционной способности органических соединений, участвующих в процессах жизнедеятельности, студенты изучают в течение одного семестра. По этому курсу предусматриваются: чтение лекций и проведение лабораторно-практических занятий, на которых будут обсуждаться наиболее важные теоретические вопросы в форме решения задач. Решающим фактором приобретения знаний является самоподготовка, помочь в организации которой призваны настоящие методические указания, составленные по каждой теме и включающие следующие компоненты: название темы; учебную цель, которая должна быть достигнута в процессе изучения темы; учебно-целевые вопросы, в которых указано, что конкретно необходимо знать для достижения цели занятия; методологические вопросы, раскрывающие, какие законы и категории материалистической диалектики лежат в основе рассматриваемых явлений; исходный уровень - перечень вопросов из предшествующих разделов курса и смежных дисциплин, знание которых необходимо для успешного усвоения темы; перечень практических навыков, которые студенты приобретают при изучении темы; учебная литература; контрольные вопросы, ответив на которые, можно убедиться, достаточно ли усвоен изучаемый материал; обучающие задачи и эталоны их решения, позволяющие приобрести навыки применения важнейших теоретических положений к решению конкретных задач; лабораторные опыты – описание учебного эксперимента, выполняемого на занятии; вопросы и упражнения, используемые преподавателем для контроля усвоения темы.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ
При проведении учебного эксперимента по биоорганической химии необходимо в целях безопасности знать и строго выполнять общепринятые правила техники безопасности и уметь оказать себе и товарищу первую помощь. Нагревать пробирки следует так, чтобы избежать выброса содержимого. Нельзя нагревать только дно пробирки; необходимо равномерное нагревание всего объема жидкости с попеременным вводом и выводом пробирки из огня. При нагревании отверстие пробирки направлять в сторону от себя и окружающих. Необходимо проявлять особую осторожность при работе с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями: эфир, спирт, бензол и др. Зажженные горелки держать возможно дальше от горючих веществ. Надо помнить, что некоторые газы, такие, как метан, этилен, ацетилен, способны образовывать взрывчатые смеси с воздухом. Следует соблюдать осторожность при работе с растворами кислот и щелочей. При попадании на кожу любого используемого вещества необходимо смыть его струей воды, после чего обратиться к преподавателю за помощью. Избежать ожогов, отравлений и повреждений одежды поможет соблюдение общего порядка в лаборатории. Следует поддерживать чистоту на своем рабочем месте, реактивы после употребления возвращать на место. Запрещается прием пищи в лаборатории. В конце работы необходимо убрать свое рабочее место. Тема I. КЛАССИФИКАЦИЯ, ИЗОМЕРИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.011 с.) |