Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малая распространенность абсолютного слуха↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первое, что обнаруживается простым наблюдением и отмечается многими исследователями - это факт чрезвычайно малой распространенности абсолютного слуха. Так, анкетные опросы 495 музыкантов, проведенные В. Гекером и Т. Цигеном, показали, что только 35 человек из них считают себя обладателями абсолютного слуха, что составляет 7% опрошенных (85). А. Веллек отметил абсолютный слух у 8,8% наблюдаемых им музыкантов (106). Г. Ревеш обнаружил его у 3,4% исследованных (101). Б. М. Теплов, наблюдавший около 250 музыкантов-педагогов, нашел среди них не более 7% обладателей абсолютного слуха (67). А. Раковский констатирует, что абсолютный слух присущ 1% музыкантов (99). Наши наблюдения дают 6,4% преподавателей трех музыкальных училищ Курской области, имеющих абсолютный слух. Несмотря на некоторый разброс цифр, можно считать установленным факт малой распространенности абсолютного слуха среди музыкантов, не превышающей 9%, а в среднем составляющим 6-7%. По отношению ко всему населению доля обладателей абсолютного слуха будет гораздо меньше и вряд ли превысит 1%. Отмечаемая малая распространенность абсолютного слуха объяснялась врожденностью этой способности и невозможностью ее выработки искусственным путем. На самом деле малая распространенность абсолютного слуха детерминирована не врожденными задатками или особенностями, а интервальной полиладотональной природой окружающей нас музыки. С рождения каждый из нас слышит и повторяет мелодии, звучащие в разных ладах и в разных тональностях. Восприятие выразительных средств, в которых оформляется содержание окружающей нас музыки, требует интонационно-интервального полиладотонального чувства и относительного слуха. Формируемое в дошкольном возрасте при восприятии и воспроизведении музыки ладовое чувство, в условиях постоянного ладотонального дрейфа, не может быть никаким иным, как полиладотональным, а значит - обуславливающим формирование полиладотонального чувства и относительный путь развития музыкального слуха. Обстоятельством, снижающим распространенность абсолютного слуха, являются также традиции преимущественно вокального исполнительства. Преобладание вокальной музыки с ее интонационно-интервальной природой и весьма подчиненная роль инструментальной создает основу, благоприятствующую развитию относительного слуха. «...Пение в самом своем существе ориентированно на интонацию, а не на абсолютные высоты отдельных тонов. У певческого голоса нет закрепленной ступенчатой клавиатуры, ее нужно создавать слухом на основе интервально-ладовых представлений», - отмечал Е. В. Назайкинский (53, 69). Как же удается некоторым детям в таком полиладотональном и интонационно-интервальном музыкальном окружении все же сформировать моноладотональное ступеневое чувство и абсолютный слух? Первый шаг в музыке для всех моноладотонален. Определяющим является повышенная эмоциональная чуткость, проявляющаяся в различении ладовых ступеневых качеств звуков мелодии, обуславливающее в сензитивный период очень быстрое формирование ступеневого моноладотонального чувства. «Музыкальное переживание по существу своему есть эмоциональное переживание», - указывал Б. М. Теплов (67, 23). Именно эмоциональная форма отражения как наиболее простая ранее всех появляется в онтогенезе человека. Поэтому у некоторых детей с повышенной эмоциональной чувствительностью к музыкальному (ладовому) переживанию быстро, до начала полиладотональной музыкальной деятельности, формируется абсолютный слух. Видимо, обязательным условием является также наличие музыкального инструмента с фиксированной высотой звуков и возможность для ребенка подбирать на нем по слуху любимые мелодии. Е. В. Назайкинский подчеркивал роль инструментальной музыки в формировании абсолютного слуха. «Клавир, фортепиано, орган фиксируют высоты» (53, 69), а фиксированные остановки «на отдельных тонах <...> являются материалом для абсолютного слуха» (53, 72). Описание первых опытов музицирования будущих обладателей абсолютного слуха удивительно похожи. Во всех случаях указывается, что в доме был клавесин, пианино, рояль и ребенок часами просиживал за инструментом, подбирая мелодии. Примером может служить воспоминание Б. В. Асафьева: «Я научился запоминать марши <…> насвистывать и напевать их, а потом “подбирал” на нашем старом-старом фортепиано» (53, 70) или К. Сен-Санса: «Когда мне было два с половиной года, я очутился перед маленьким фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, как это обыкновенно делают дети, я перебирал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока ее звук не замирал совершенно» (67, 136). Эмоционально-ладовая выразительность звуков подбираемой мелодии связывается в представлении с определенными клавишами инструмента, формируя слухо-зрительно-моторные стереотипы. Дальнейший опыт подбора мелодий, закрепляясь, как правило, в какой-то одной тональности, формирует моноладотональные ступеневые восприятия и представления отдельных клавиш-звуков. Большое значение имеют также физиологические и психологические особенности ребенка и условия, в которых формируется абсолютный слух. Кроме отмеченной выше эмоциональной чуткости и впечатлительности, укажем еще на устойчивые потребности и интересы личности ребенка, образность мышления, типологические особенности высшей нервной деятельности, способность к творческому подъему и возбужденное состояние нервной системы в момент восприятия и воспроизведения мелодий, силу заряженности нервных клеток (9, 111), силу и длительность действия раздражителей, промежуток времени между повторениями, количество повторных воздействий (57, 37) и др. Главным является все же скорость интериоризации механизма моноладотонального ступеневого восприятия. Интонационно-интервальная и полиладотональная атмосфера окружающей музыки подталкивает к выработке относительного слуха, и нужно успеть быстро закрепиться в одном ладу и тональности, эмоционально пережить и закрепить в восприятии индивидуальные абсолютные ступеневые качества звуков. Совсем не обязательно длительное время воздействия моноладотональности и запоминания в ней всех 12 ступеней. Ребенку достаточно пережить в восприятии и закрепить в представлении абсолютное ладовое качество одного-двух звуков, что уже свидетельствует о формировании ступеневого моноладотонального чувства, чтобы «заразиться» способностью вылавливать и усваивать индивидуализирующие абсолютные ступеневые ладовые качества звуков и в дальнейшем. Восприятие абсолютного ступеневого качества остальных звуков и формирование абсолютного слуха уже предопределено, и дальнейшее его развитие является делом времени и обычных музыкальных способностей ребенка. С какого-то момента полиладотональная музыкальная деятельность уже не препятствует формированию абсолютного слуха, а, наоборот, содействует обобщению слуховых представлений абсолютных значений звуков. В перечне свидетельств первых проявлений абсолютного слуха часто называют способность узнавать звуки «немузыкального» происхождения. Так, о Ш. Гуно рассказывают, что абсолютный слух он обнаружил, когда определил, что «уличная торговка кричит на “до”» (67, 136). Описываемый М. Гебхардтом мальчик в три года узнал звонок трамвайного вагона, а затем слышал «до» в гудке автомобиля, «фа» - в звоне колокола, «до» - в плаче сестры, «ми» - в жужжании пчелы (67, 138-139). Известна способность В. А. Моцарта узнавать звуки часов, колоколов, стеклянных сосудов и других предметов. Испытуемый Л. Вейнерта вспоминал, что «ля» он впервые закрепил в памяти, услышав звук гобоя, по которому настраивали оркестр (53). Эти и другие подобные свидетельства дали основание Б. М. Теплову предположить, что «у детей, впоследствии обнаруживших абсолютный слух, первоначальное упражнение заключается в постоянных попытках “узнавать” всевозможные слышимые звуки (в том числе и немузыкальные)». (67, 140). Многие современные исследователи также считают, что для развития абсолютного слуха необходимо когда-то с самого начала запомнить, что такой-то звук называется тоном “до”, “ля” и т. д. (53). Такое же понимание сущности и механизма формирования абсолютного слуха заложено в предложенной М. В. Карасевой так называемой триггерной концепции функционирования и методики полимодального якорения для его развития (34, 114-118). В действительности не абсолютный слух и его основа - моноладотональное чувство - выводится и развивается из попыток узнавания отдельных звуков, а, наоборот, способность узнавания отдельных звуков появляется по мере становления и укрепления ступеневого моноладотонального чувства. Звук может быть запомнен и узнан при условии его адекватного константного восприятия. Такое восприятие возможно лишь вследствие отнесения его к упорядоченной системе звуков, которой является музыкальный лад, то есть тогда, когда звук воспринят как элемент лада. Последнее возможно только при наличии ладового, а точнее, моноладотонального чувства. Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как указывает, из чего исходить при формировании абсолютного слуха, из неподготовленных и обреченных на неудачу попыток узнавать звуки или из подготовки способности их узнавать на основе ступеневого моноладотонального чувства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.006 с.) |