Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Турция — неоосманский синдром. Часть X
Рис. 1. Серая полоса — зона Соглашения Турции с Ливией, красная полоса — зона Соглашения Греции с Египтом. Источник — Fondsk.ru Как мы уже упоминали в предыдущих частях нашего исследования, Турции есть что терять в Ливии.
Во-первых, заключенные между Анкарой и Триполи соглашения дают Турции официальные возможности развернуть в Ливии множество военных проектов — от обучения и вооружения армии и незаконных вооруженных формирований до создания на ливийской территории военных баз. В частности, военно-воздушные базы уже созданы в Аль-Ватии, Митиге, Мисурате и Зуваре. Причем уже в первое соглашение такого рода — о базе в Аль-Ватии — Турция включила пункты о полной собственной юрисдикции на территории базы и о дипломатическом иммунитете для ее сотрудников.
Во-вторых, благодаря преобладающему влиянию «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в правительстве ПНС и ливийском ЦБ, Турция уже получила от Триполи официальные гарантии возобновления в Ливии множества строительных и других экономических проектов, заключенных турецкими компаниями еще до 2011 года, при Каддафи, а также широкие перспективы заключения новых крупных коммерческих контрактов.
В-третьих (и это для Турции очень и очень важно!), заключенное между Триполи и Анкарой соглашение о разделе шельфа Восточного Средиземноморья («Меморандум о демаркации морских границ») решающим образом прорывает ту морскую «изоляцию» Анкары, на которую Турция была вынуждена согласиться еще в эпоху развала Османской империи.
Дело в том, что почти все острова Эгейского моря принадлежат Греции; более того, ряд греческих островов (Лесбос, Хиос, Самос, архипелаг Додеканес) находятся совсем рядом с материковой Турцией. В результате Турция, по Конвенции ООН 1982 года по морскому праву (которая определяла территориальными водами каждой страны полосу в 6 морских миль от берега, или около 11 километров), оказалась на огромном протяжении своих берегов фактически «заперта» греческими территориальными водами. Потому Турция отказалась присоединиться к Конвенции 1982 года.
И Греция, и Турция опасаются того, что каждая из сторон хочет расширить свою «зону влияния» в Восточном Средиземноморье. Греция боится того, что Турция установит «зону влияния» до середины Эгейского моря и фактически «отрежет» от материковой Греции близкие к Турции острова.
Но вопрос не только и не просто в «разделе моря».
Уже сейчас на средиземноморском шельфе найдены огромные запасы природного газа — на шельфе Египта (месторождение «Зохр»), Израиля («Тамар», «Левиафан») и Кипра («Афродита»). Еще в 2010 году Израиль, Кипр и Греция начали прорабатывать проект крупного газопровода для поставок газа в Грецию и далее в Европу. Долго шло обсуждение вопросов о технологиях и масштабах добычи газа, а также о возможности подключения к этому газопроводу Египта. К 2019 году были намечены основные этапы его строительства.
Но в декабре 2019 года Ливия и Турция окончательно утвердили свой «Меморандум о демаркации морских границ», который фактически блокировал прокладку такого газопровода.
В ответ на это в январе 2020 года премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Кипра Никос Анастасиадис спешно подписали соглашение о строительстве трубопровода EastMed, причем их решительно поддержал Евросоюз.
А Турция «по полной» включилась в обеспечение военно-политических условий для реализации своего «Меморандума» с Триполи, то есть в войну в Ливии. И к лету 2020 года добилась, как мы уже обсуждали, серьезных успехов: войска Хафтара были оттеснены из Западной Ливии (основной части Триполитании) к Сирту.
И тут же Турция начала решительные действия уже на море: направила свое сейсморазведочное судно на юг и начала активную разведку (в том числе разведочное бурение) на нефть и газ в исключительной экономической зоне Кипра.
9 июня 2020 года Греция и Италия подписали соглашение о разграничении зон влияния в Средиземном море. А 6 августа 2020 года еще одно такое же «соглашение о разграничении» и установлении исключительной экономической зоны подписали Греция и Египет.
При этом турецко-ливийское «соглашение о разграничении» исключает возможность реализации остальных, но все стороны этих «соглашений», включая Турцию, заявляют, что их «соглашение» строго соответствует международному морскому праву, а другие — недействительны.
Отметим, что такая активность Турции, выходящая далеко за рамки Ливии, серьезно возбудила Евросоюз. Франция изначально была против ПНС и поддерживала Хафтара. В том числе потому, что видела инспирированный Турцией бурный рост влияния партий «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в зоне своих интересов, в политике Туниса и Алжира. Италия, которая до турецкого наступления на восток Ливии старалась, с учетом позиций «ЭНИ» в ливийской нефтяной промышленности, придерживаться в отношении ПНС «благожелательного нейтралитета», после решительной турецкой экспансии в Средиземном море (и понимания, чем обернется господство Турции в Ливии с точки зрения угрозы нашествий африканских беженцев) также осторожно встала на сторону Восточной Ливии.
Но (по понятным причинам) особенно остро на турецкий «нахрап» отреагировала Греция. По настоянию Греции и Франции Евросоюз весной 2020 года запустил новую операцию IRINI (которая должна была заменить признанную неэффективной операцию SOPHIA) для обеспечения соблюдения эмбарго ООН на поставки вооружений и наемников ливийскому режиму ПНС. Однако 27 мая, после ряда «околовоенных» инцидентов между французскими и турецкими боевыми кораблями (при которых турки попросту блокировали, под угрозой наведенных орудий, досмотр миссией IRINI турецких судов), глава ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель публично признал, что миссия IRINI не может остановить в Ливии поток вооружения, мигрантов и контрабанды.
После чего процесс «выяснения отношений» по разделу восточного Средиземноморья «завис». Хотя следует признать, что Турция все-таки в итоге (пока?) убрала из территориальных вод Кипра и Греции свое буровое судно и переместила сейсморазведочное судно.
Но в самой Ливии Турция активно готовила и свои кадровые «закладки», и плацдармы для продолжения и развертывания своего военно-политического присутствия. Она налаживала неформальные связи с некоторыми шейхами ливийских племен (прежде всего в Триполитании и отчасти на юге, в Феццане). Она отбирала и сортировала по организованности, «вписанности в местные реалии» и военному профессиональному качеству завезенных из Сирии боевиков.
Часть из них отправлялась в боевые порядки на линии соприкосновения с войсками ЛНА Хафтара в Сирте и аль-Джуфре. Часть — переправлялась в Сирию на отдых или «переподготовку», а затем (в последнее время) оказывалась в рядах наступающей азербайджанской армии. И, наконец, часть из них, при активном содействии главы МВД в ПНС Ливии Фатхи Башаги и главы Высшего государственного совета Халеда аль-Мишри, получала ливийское гражданство, законные ливийские паспорта и полную легализацию в стране, а затем локализовалась в виде явных и неявных джамаатов в ключевых городах Триполитании.
И именно эта, последняя часть турецких боевиков, видимо, приобретает решающее значение при реализации целей Турции в наметившемся ливийском «мирном процессе»: чтобы этот процесс никогда не завершался мирным легитимным результатом. Для Турции это сейчас особенно важно, поскольку ее стремящиеся к миру оппоненты выбивают у нее из рук очень существенные — экономические — козыри.
18 сентября вице-премьер ПНС Ахмед Майтыг и командующий ЛНА Халифа Хафтар объявили о завершении основного этапа «нефтяных» переговоров и о том, что принято решение о возобновлении добычи и экспорта ливийской нефти. Напомним, что добыча и экспорт были прекращены с января, и что убытки от остановки нефтяного экспорта для страны на середину сентября составили 10 млрд дол.
Хафтар заявил: «Генштаб ВС ЛНА в свете ухудшения условий жизни ливийских граждан… решил возобновить добычу и экспорт нефти». Далее он подчеркнул, что переговоры велись представителями востока, запада и юга Ливии, а также шейхами и старейшинами племен, и что обязательным условием для возобновления экспорта ливийской нефти после многомесячной приостановки «является соблюдение мер, которые гарантируют справедливое распределение доходов и неиспользование их для финансирования терроризма». Наконец, Хафтар сказал, что для реализации «нефтяного соглашения» создается специальная Комиссия, которая обеспечит контроль за справедливым распределением доходов от нефти между востоком, югом и западом.
В тот же день, 18 сентября, официальный представитель ЛНА Ахмад аль-Мисмари заявил, что первая рабочая встреча Комиссии, которую возглавил Майтыг, была запланирована на сегодняшний день, и что ЛНА обеспечила безопасную площадку участникам переговоров в городе Сирт. Однако работу Комиссии сорвали боевики «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которые по приказу председателя Высшего государственного совета (ВГС) Халеда аль-Мишри заблокировали визит Ахмеда Майтыга в Сирт и намеченную встречу.
После паузы ЛНА выпустила следующее заявление: «Понимаем, что тяжелая ситуация в экономике касается всех ливийцев, поэтому, по итогам совещания с шейхами, готовы, в рамках будущей единой Ливии, открыть поставки нефти сроком на один месяц».
19 сентября ливийская Национальная нефтяная компания (NOC) объявила: «Снимается режим ЧС на безопасных месторождениях и в портах. Распоряжения доведены до всех работающих организаций, а также до администраций, связанных с государственными нефтяными структурами. Они должны приступить к своим прямым обязанностям и начать добычу и экспорт… Режим ЧС будет сохраняться на месторождениях, где подтверждено присутствие каких-либо вооруженных формирований, которые могут препятствовать работе NOC».
Но 21 сентября, как сообщил ресурс LibyanNews, боевики «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) во главе с председателем ВГС Ливии Халедом аль-Мишри ворвались в дом вице-премьера ПНС Ахмеда Майтыга и потребовали от него отказаться от участия в переговорах по нефти в Сирте. Когда он им отказал, они его избили и заперли в собственном доме. Далее, как сообщает агентство Almarsad, Майтыга собрался появиться на пресс-конференции с объявлением о ходе переговоров, но боевики решили атаковать место проведения пресс-конференции. Сами переговоры были перенесены из-за террористической угрозы.
То есть, как мы видим, Турция пока вполне успешно использует свой террористический потенциал в Ливии для решения задачи предотвращения примирения на условиях восточного правительства в Киренаике…
Попытками срыва «нефтяных переговоров» между западом и востоком Ливии активность Турции в стране не ограничилась
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.01 с.) |