Понятие и правовые основы взаимодействия следователя и оперативных подразделений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и правовые основы взаимодействия следователя и оперативных подразделений.



Расследование в своей основе представляет собой деятельность по поиску сведений о фактических данных и получению доказательств. Этот процесс детерминируется как характером преступления, его криминалистическим механизмом, так и прямым противодействием следователю и иными факторами. Для получения информации на начальном этапе расследования имеет значение характер следственной ситуации, и прежде всего, совершено ли преступление в условиях очевидности (в присутствии свидетелей), в отсутствие свидетелей или тайно. В двух последних случаях получение полной информации только путем производства следственных действий затруднительно, а иногда и просто невозможно. Для следователя в таких случаях важна и необходима ориентирующая информация об источниках фактических данных и самих этих данных. Эффективным средством получения такой информации являются оперативно-розыскные действия.

Сложность расследования обусловливает характер и объем взаимодействия следователя с органом дознания. В большинстве случаев взаимодействие носит непостоянный характер, касается лишь основных, узловых вопросов расследования: выявление источников фактических данных, главным образом свидетелей; выявление подозреваемого, проверка его причастности к совершению преступления, его изобличение. Поэтому следователь и орган дознания организационно работают отдельно, согласованно решая возникающие в ходе расследования вопросы. Конкретные задачи ставятся: а) в поручениях следователя органу дознания; б) в ходе участия работников органов дознания в следственных и организационно-подготовительных действиях; в) при планировании реализации результатов оперативно-розыскных действий в доказывании.

Поручения следователя органу дознания – наиболее распространенная процессуальная форма взаимодействия. Следователь дает письменное поручение начальнику органа дознания, который направляет его для исполнения сотруднику органа. В поручении указывается, по какому уголовному делу какие обстоятельства нужно установить или какие вопросы выяснить, иногда оговаривается срок исполнения. Давая задание, следователь должен исходить из научно-практических рекомендаций по расследованию данного вида преступлений и реальных возможностей органа дознания. Задание должно быть конкретным. В случае поручения производства следственного действия указывается, какое действие, где и когда надлежит исполнить; при необходимости дается общая характеристика тактики предстоящего следственного действия. Следователь не должен поручать оперативным работникам выполнение тех следственных действий, которые составляют основное содержание расследования: осмотры мест происшествий, допросы подозреваемого и др. Такие действия он обязан производить лично.

Поручения следователя должны быть своевременными. По одному делу он может давать несколько поручений, в том числе и по разным вопросам.

Зачастую следователь дает письменное поручение органу дознания после того, как первоначальные действия не привели к установлению подозреваемого. Однако поручения должны даваться по мере возникновения необходимости в них.

Вторая распространенная форма взаимодействия следователя с органом дознания – участие сотрудников органа, дознания в следственных и организационно-подготовительных (организационно-технических) действиях. Оно весьма разнообразно: совместный выезд на место происшествия в составе следственно-оперативной группы; участие оперативного работника в осмотре места происшествия, в обыске и других следственных действиях; совместное обсуждений доказательственной и иной информации по делу, построение следственных версий и планирование расследования; возбуждение уголовного дела и планирование расследования на основе оперативно-розыскных данных; участие в производстве тактических операций и пр.

Участие в следственных действиях бывает полным и фрагментарным. Во втором случае оперативный работник обычно участвует в части следственного действия (чаще – осмотра места происшествия), получает необходимую информацию, поручение следователя.

План расследования составляет следователь. Участие оперативных работников в этом сложном процессе способствует всесторонности и полноте расследования. При большом объеме оперативно-розыскной работы составляется отдельный план ее осуществления. Однако в любом случае этот план должен быть согласован с планом расследования по делу.

Обсуждение информации по делу, конкретизация и определение целей расследования могут носить формы деловых совещаний следователя и оперативных работников органов дознания. Такие совещания чаще всего проводятся на первоначальном этапе расследования, а в дальнейшем – в зависимости от сложности расследования – по мере необходимости.

Организация первоначального этапа расследования имеет свою специфику. В расследовании некоторых преступлений тактические операции этого этапа планируются заранее, определяется участие оперативных работников, дежурных частей органов внутренних дел, следователей. В иных видах тактических операций участие названных органов планируется следователем.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий при определенных условиях могут использоваться в доказывании. Процесс этот имеет свою специфику. Следователь совместно с оперативным работником должен планировать формы и содержание реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании. Это обусловлено необходимостью не только конспирации оперативно-розыскной деятельности, но и оптимизации расследования, ибо тактика сочетания следственных и оперативно-розыскных действий – важнейший элемент взаимодействия.

Принципы взаимодействия.

Перечислим принципы взаимодействия.

1. Соблюдение законности. Обеспечивается четкой, правовой регламентацией деятельности участников, контролем со стороны руководителей органов следствия и дознания, прокурорским надзором. Главное требование – участники действуют строго в пределах своей компетенции, определяемой законом, который не допускает смешения следственной и оперативно-розыскной деятельности.

2. Соблюдение законности обусловливает и такой принцип взаимодействия, как строгое соблюдение подследственности. Как известно, закон предусматривает две формы дознания: nq делам, где предварительное следствие необязательно и где оно обязательно, когда функции органа дознания ограничены производством лишь неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, выявлению и задержанию виновных. Такое разграничение функций органов предварительного следствия и органов дознания' отражается и на формах, и на содержании взаимодействия.

Решить вопрос о подследственности и отсюда о необходимости взаимодействия лица, производящего расследование, и иных субъектов работы с доказательствами, в тех случаях, когда первоначальные (неотложные) действия осуществляются органом дознания, позволяют результаты этих действий. Они могут подтвердить наличие в событии признаков преступления определенного рода или вида. Достоверность этой информации и позволяет правильно решить вопрос о подследственности. Известно, что после определения характера события, требующего предварительного следствия, работа органа дознания прекращается по одному из трех вариантов:

1. при выполнении неотложных действий до установленного законом срока;

2. независимо от выполнения неотложных действий и истечения срока – по указанию надзирающего прокурора;

3. по истечении установленного законом срока (независимо от объема неотложных действий и полученных результатов).

3. Руководящая и организующая роль следователя, соответствующая его процессуальному статусу и ответственности за результат.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.008 с.)