Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С. А. Есенин «Письмо матери»

Поиск

С. А. Есенин «Письмо матери»

o «Ты жива еще, моя старушка? / Жив и я. Привет тебе, привет! /Пусть струится над твоей избушкой /Тот вечерний несказанный свет.»;

o «Ничего, родная! Успокойся. / Это только тягостная бредь. / Не такой уж горький я пропойца, / Чтоб, тебя не видя, умереть.»;

o «Я по-прежнему такой же нежный / И мечтаю только лишь о том, / Чтоб скорее от тоски мятежной / Воротиться в низенький наш дом.»

Анализ:

o С уважением, любовью и трепетом лирический герой относится к своей матери, поэтому называет её ласково старушкой.

o Любовь к матери, теплые, нежные отношения с ней, желание скорее быть рядом, вместе с ней.

А. С. Пушкин «Няне»

o «Подруга дней моих суровых, / Голубка дряхлая моя! / Одна в глуши лесов сосновых / Давно, давно ты ждешь меня.»;

o «Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь.»

Анализ:

Поэт любит няню, поэтому мягко, с трепетом обращается к ней: «голубка дряхлая моя».
Мы слышим слова благодарности няня за то, что она была «подругой дней суровых» - была рядом с поэтом в тяжелые времена.

В. В. Маяковский «Лиличка!»

o  «Вспомни - / за этим окном / впервые / руки твои, исступленный, гладил. / Сегодня сидишь вот, /сердце в железе.»;

o «Дай хоть / последней нежностью выстелить / твой уходящий шаг.»

 Анализ:

Тема - неразделенная любовь, от которой страдает лирический герой. Это обращение к героине, признание в любви и просьба расстаться мирно, без ссор. Лирический герой испытывает сильнейшие чувства, сохраняет их даже в растерзанном болью и не взаимностью сердце.

 

Образ Моря

В. А. Жуковский «Море»;

М. И. Цветаева «Кто создан из камня, кто создан из глины…»;

А. С. Пушкин «К морю»

 

В. А. Жуковский «Море»

o «Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, / Тревожною думой наполнено ты.»;

o  «Таинственной, сладостной полное жизни, / Ты чисто в присутствии чистом его:»;

o  «Обманчив твоей неподвижности вид: / Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, / Ты, небом любуясь, дрожишь за него.»

Анализ:

Море – живая стихия, с которой себя ассоциирует лирический герой. Оно передает лирическое настроение героя.

 

М. И. Цветаева «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

o «А я серебрюсь и сверкаю! / Мне дело — измена, мне имя — Марина, / Я — бренная пена морская.»;

o «Дробясь о гранитные ваши колена, / Я с каждой волной — воскресаю! / Да здравствует пена — веселая пена — / Высокая пена морская!»

Анализ:

Море – символ творчества и искусства. Героиня сопоставляет свое «вольное» творчество с морскими волнами.

 

А. С. Пушкин «К морю»

o «Как я любил твои отзывы, / Глухие звуки, бездны глас / И тишину в вечерний час, / И своенравные порывы!»;

o «Ты ждал, ты звал… я был окован; / Вотще рвалась душа моя:»

Анализ:

Море, к которому обращается герой – его душа – свободная и своенравная.

 

Тема бунта

o М. Ю. Лермонтов «Парус»;

o В. В. Маяковский «Нате!»;

o О. Э. Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков…»

М. Ю. Лермонтов «Парус»

o «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?»;

o «Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!»;

o  «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой… / А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!»

Анализ:

Тема изгнания

М. Ю. Лермонтов «Тучи»;

М. И. Цветаева «Тоска по родине. Давно..»;

А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю...»

 

М. Ю. Лермонтов «Тучи»

o «Тучки небесные, вечные странники! / Степью лазурною, цепью жемчужною / Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники / С милого севера в сторону южную»;

o «Вечно холодные, вечно свободные, / Нет у вас родины, нет вам изгнания».

Анализ:

По мнению лирической героини - изгнанник тот, кто бросил родину в тяжелые для нее часы. Он останется таким, больным, заключенным, потому что предал родину, а не встал на её защиту. Образ изгнанника имеет метафорическое, а не прямое значение.

 

Сущность поэзии:

А. А. Фет «Одним толчком согнать ладью живую…»;

А. А. Ахматова «Мне ни к чему одические рати…»;

Б. Л. Пастернак «Во всем мне хочется дойти…»

 

А. А. Фет «Одним толчком согнать ладью живую…»

o «Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, / Чужое вмиг почувствовать своим, / Шепнуть о том, пред чем язык немеет, / Усилить бой бестрепетных сердец —/ Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и признак и венец!»

Анализ:

Единство человека и природы

o А. С. Пушкин «Зимнее утро»;

o М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»;

o А. А. Фет «Шепот, робкое дыханье»

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

o «Мороз и солнце; день чудесный! / Еще ты дремлешь, друг прелестный - / Пора, красавица, проснись:»;

o «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, / На мутном небе мгла носилась; / Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела, / И ты печальная сидела»

Анализ:

Умиротворение, нега, счастье. Лирический герой ощущает себя частью зимнего пейзажа, он растворяется в природе, приветствует морозное утро, радуется ему, будит свою подругу, чтобы и она могла открыть «сомкнуты взоры» и оценить красоту и величие русской зимы.

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»

o «Когда волнуется желтеющая нива / И свежий лес шумит при звуке ветерка,»

o «<…> ландыш серебристый <…> приветливо кивает головой

o <…> студеный ключ <…> лепечет»

o «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, — / И счастье я могу постигнуть на земле, / И в небесах я вижу бога...»

Анализ:

Чувства героя полны грустными размышлениями, преодолеть которые помогает окружающая природа. Единство лирического героя и природы. Окружающий лирического героя пейзаж благотворно влияет на его душу, внутренний мир, приближает к Богу.

 

А. А. Фет «Шепот, робкое дыханье…»

o «Шепот, робкое дыханье. / Трели соловья, / Серебро и колыханье / Сонного ручья.»;

o «Свет ночной, ночные тени, / Тени без конца, / Ряд волшебных изменений / Милого лица…»

Анализ:

Образ дороги

М. Ю. Лермонтов «Выхожу я один на дорогу»;

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»;

Н. А. Некрасова «Тройка».

 

М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»

o «Сквозь волнистые туманы / Пробирается луна,»;

o «По дороге зимней, скучной / Тройка борзая бежит, / Колокольчик однозвучный / Утомительно гремит.»;

o «Скучно, грустно… Завтра, Нина, / Завтра, к милой возвратясь, / Я забудусь у камина, / Загляжусь не наглядясь.»

Анализ:

Дорога равна свободе.

Дорога для автора означает постоянное движение, стремление к чему-либо, смена жизни «версты полосатые» - символ переменчивой судьбы человека. Осмысление жизни, подведение итогов. Нет настоящего счастья.

Дорога равна свободе. Дорога для автора означает постоянное движение, стремление к чему-либо, смена жизни «версты полосатые» - символ переменчивой судьбы человека. Осмысление жизни, подведение итогов. Нет настоящего счастья.

Мотив исповеди

o А. А. Блок «О, я хочу безумно жить…»;

o С. А. Есенин «Письмо матери»;

o М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»

 

А. А. Блок «О, я хочу безумно жить…»

o «Пусть душит жизни сон тяжелый, /Пусть задыхаюсь в этом сне,- / Быть может, юноша весёлый / В грядущем скажет обо мне: / <…>/ Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!»

Анализ:

Тема расставания

А. А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе»;

А. А. Ахматова «Сжала руки под темною вуалью…»

А. С. Пушкин «К***»

 

А. А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»

o «Но час настал, и ты ушла из дому. / Я бросил в ночь заветное кольцо. / Ты отдала свою судьбу другому, / И я забыл прекрасное лицо.»;

o «Я звал тебя, но ты не оглянулась, /Я слезы лил, но ты не снизошла. / Ты в синий плащ печально завернулась, / В сырую ночь ты из дому ушла.»

Анализ:

С. А. Есенин «Письмо матери»

o «Ты жива еще, моя старушка? / Жив и я. Привет тебе, привет! /Пусть струится над твоей избушкой /Тот вечерний несказанный свет.»;

o «Ничего, родная! Успокойся. / Это только тягостная бредь. / Не такой уж горький я пропойца, / Чтоб, тебя не видя, умереть.»;

o «Я по-прежнему такой же нежный / И мечтаю только лишь о том, / Чтоб скорее от тоски мятежной / Воротиться в низенький наш дом.»

Анализ:

o С уважением, любовью и трепетом лирический герой относится к своей матери, поэтому называет её ласково старушкой.

o Любовь к матери, теплые, нежные отношения с ней, желание скорее быть рядом, вместе с ней.

А. С. Пушкин «Няне»

o «Подруга дней моих суровых, / Голубка дряхлая моя! / Одна в глуши лесов сосновых / Давно, давно ты ждешь меня.»;

o «Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь.»

Анализ:

Поэт любит няню, поэтому мягко, с трепетом обращается к ней: «голубка дряхлая моя».
Мы слышим слова благодарности няня за то, что она была «подругой дней суровых» - была рядом с поэтом в тяжелые времена.

В. В. Маяковский «Лиличка!»

o  «Вспомни - / за этим окном / впервые / руки твои, исступленный, гладил. / Сегодня сидишь вот, /сердце в железе.»;

o «Дай хоть / последней нежностью выстелить / твой уходящий шаг.»

 Анализ:

Тема - неразделенная любовь, от которой страдает лирический герой. Это обращение к героине, признание в любви и просьба расстаться мирно, без ссор. Лирический герой испытывает сильнейшие чувства, сохраняет их даже в растерзанном болью и не взаимностью сердце.

 

Образ Моря

В. А. Жуковский «Море»;

М. И. Цветаева «Кто создан из камня, кто создан из глины…»;

А. С. Пушкин «К морю»

 

В. А. Жуковский «Море»

o «Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, / Тревожною думой наполнено ты.»;

o  «Таинственной, сладостной полное жизни, / Ты чисто в присутствии чистом его:»;

o  «Обманчив твоей неподвижности вид: / Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, / Ты, небом любуясь, дрожишь за него.»

Анализ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.007 с.)