Сравнительно-правовой метод исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительно-правовой метод исследования.



Общая характеристика Конституции РФ 1993г: понятие сущность, основные свойства, особенности структуры.

Конституция РФ — единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории РФ политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина

юридические свойства: Конституцию как правовой акт от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) общеобязательность

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юр. сила, порядок принятия, внесения поправок

сущность конституции:

заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие большинством избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности, как конституция демократического правового государства, — это воплощение воли многонационального народа РФ, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые отражают общедемократические принципы, исходят из признания в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод.

 

Свойства

Верховенство. Никакой закон или др. акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, противоречить ей. Второй аспект –распространяется на территорию государства.

прямое действие -  применение   конституции в случае отсутствия более частного регулирования (на уровне закона).

 

Функции

1) Политическая: выражает роль  К. в отношении соц. структуры общ. Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьба вводятся в опред. К. рамки.

2) Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку.

3) Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознание людей, влияет на их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического плюрализма,  сосуществ.  различных  идеологий,  кроме человеконенавистнических)

4) Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К.

 

особенности:

1. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

2. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд.

3.Конституцию отличают и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесение поправок. Пересмотр касается только положений гл. 1, 2 и 9. Поправки вносятся в гл. 3-8 Конституции РФ.

 

Структура

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав.

В структуре четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем:

1. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания».

2. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

3. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей.

4.Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов РФ, иные принципы разграничения полномочий

5. В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством.

7. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

На правовом уровне это регулируется специальным федеральным законом №33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.

 

Пересмотр – изменение положений гл. 1, 2 и 9 КРФ. Основы конст. строя и пр. статус личности – главы, которые в силу их х-ра изменяться не должны и учредительная власть устанавливает для них высокие гарантии. Гл. 9 как раз закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.

Порядок пересмотра отличается намеренной усложненностью.

Субъектами права на внесение предложений о пересмотре в ст. 134 КРФ названы: През-т РФ; СФ ФС РФ; ГД ФС РФ; Пр-во РФ; зак. (предст.) органы субъектов РФ; группа численностью не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД.

Положения гл. 1, 2 и 9 не м.б. пересмотрены Фед. Собранием.

Если предложение о пересмотре внесено надлежащим образом и его поддерживает 3/5 голосов от об. числа членов СФ и депутатов ГД, то в соответствии с ФКЗ созывается Конст. Собрание. Такой ФКЗ еще не принят, однако его компетенция закреплена в Конституции.

Конст. Собрание вправе принять только одно из двух решений:

1)  подтвердить неизменность КРФ;

2)  разработать проект новой КРФ.

Такой проект Конституции м.б. принята двумя сп-бами:

- при наличии квалиф. большинства Конст. Собрания (2/3 голосов от об. числа членов)

- вынесение проекта на всенародное голосование (реф-м), реф-м признается результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии что в нем приняло участие более половины избирателей.

 

Поправки в Конституцию.

Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (Сов Фед 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии и процедурой принятия ФКЗ.

Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае.

Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Сов Фед, а ратификация субъекта РФ не требуется.

А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст. 65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом Президента.

Экономические основы

Статья 8

1. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2.Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Экономические основы - определённые отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, на свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом. Э.О. заключены в соответствующих положениях первой и второй глав КРФ. Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода.

Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:

1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории РФ не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики.

3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей.

4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конст. РФ,в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная.

Социальные основы

Статья 7

1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

1.       Охрана труда и здоровья людей.

В демократическом обществе труд не может носить принудительный характер. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую им заработок, принято называть занятостью. РФ стремится к созданию условий для полной занятости населения. В этих целях государственная политика РФ направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В условиях равенства всех граждан в РФ дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых гражданах. Оно развивает систему специальных предприятий для работы инвалидов, обеспечивает инвалидов специальными средствами передвижения, протезами.

4.       Развитие системы социальных льгот.

Социальные службы - учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни. В узком смысле слова такими службами являются специальные службы социального обеспечения и социальной защиты. Российское государство заботится о развитии всех этих служб.

19. Светский характер российского государства

Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Согласно ст. 14 Конституции России РФ объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

 

Государство не м. вмешиваться в дела церкви, определять, какую религию (не) исповедовать гражданам.

Государство:

- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религ. принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

- не возлагает на религ. объединения выполнение функций ОГВ, др. гос. органов, гос. учреждений и ОМС;

- не вмешивается в деятельность религ. объединений, если она не противоречит настоящему ФЗ;

- обеспечивает светский характер образования в гос. и мун. образовательных учреждениях.

Государство регулирует предоставление религ. организациям налоговых и иных льгот, оказывает фин., мат. и иную помощь религ. организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а тж в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религ. организациями в соответствии с законодательством об образовании.

Деятельность ОГВ и ОМС не сопровождается пуб. Религ. обрядами и церемониями. Д/лица ОГВ, др. гос. органов и ОМС, а тж в/сл не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В соответствии с конст. принципом отделения религ. объединений от государства религ. объединение:

- создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, - выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

- не выполняет функций ОГВ, др. гос. органов, гос. учреждений и ОМС;

- не участвует в выборах в ОГВ и ОМС;

- не участвует в деятельности пол. партий и пол. движений, не оказывает им мате. и иную помощь.

По просьбам религ. организаций соответствующие ОГВ в РФ вправе объявлять религ. праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

 

Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя РФ, созданию параллельных структур власти.

Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Конституционные обязанности

1) соблюдать Конституцию РФ и другие законы

2)  платить законно установленные налоги и сборы Налог для каждого гражданина носит безвозмездный х-р, т.е. за все платимые налоги гражданин пользуется всей совокупностью благ, обеспечиваемых государством. Исходя из природы налоговых платежей, государство должно взимать столько, сколько необходимо для выполнения своих пуб. Функций.

3) Обязанность сохранять природу. За нарушения природоохранного законодательства установлена ответственность

4) Защита Отечества (ст.59).

С инд. точки зрения военная служба, которую можно заменить гр. (уже никак не связанной с долгом по защите Отечества), представляет опр. обязанность личности перед государством (фактически – перед обществом). Эта обязанность состоит в тр. повинности, реализуемой в натур. форме.

Второй день

Часть

25. Личные права и свободы: особенности закрепления и содержания

В действующей Конституции личные права и свободы отражены в более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях. Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем:

1. Они являются по своей сущности правами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной частной жизнью.

 

Право на жизнь ( ст. 20). Содержание права на жизнь состоит прежде всего в недопустимости произвольного лишения жизни человека, в частности, и путем неоправданно широкого применения смертной казни как меры уголовного наказания.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Право на свободу в личную неприкосновенность (ст. 22). Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности человека и включает в себя физическую (жизнь, здоровье) и нравственно-психологическую (честь, достоинство) неприкосновенность.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация порядка применения ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.

Законодательство РФ содержит уголовно- и гражданско-правовые средства, обеспечивающие свободу и неприкосновенность человека. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за похищение человека (ст. 126), незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст. 128), клевету (ст. 129), оскорбление (ст. 130) и др. Гражданский кодекс РФ предоставляет человеку возможность требовать в порядке гражданского судопроизводства опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (ст. 152).

Неприкосновенность жилища (ст. 25) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Свобода мысли и слова (ст. 29). РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова. Однако свобода слова не может быть безграничной. В интересах сохранения мира, безопасности, морали и соблюдения прав других участников социального общения должны устанавливаться определенные ограничения в пользовании правом на свободу слова. Подобные ограничения содержатся в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.

Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии (быть верующим или атеистом). Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26) означает, что признак национальной принадлежности по российскому праву не имеет никакого юридического значения. Важной гарантией обеспечения этого права является норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности»

Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Языки народов РФ - национальное достояние России.

Свобода передвижений (ч. 1 ст. 27). Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Право каждого свободно выезжать за пределы РФ и право граждан РФ беспрепятственно возвращаться (ч. 2 ст. 27). Порядок реализации указанного права установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. (в редакции от 24 июня 1999 г.) «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

 

Республика

1.охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи 5);

2.статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);

3.вправе устанавливать свои государственные языки и гражданство(часть 2 статьи 68).

4. образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

Край, область, город федерального значения

1. статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).

Автономная область

1.статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

2.может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).

Автономный округ

1.статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

2.может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);

3.отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66).

35. Конституционное разграничение компетенции между РФ и её субъектами.

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.

Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ (ст. 71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

К исключительному ведению РФ относится:

 1) в области государственном строительства:

- принятие и изменение Конституции РФ и Фед зак - федеративное устройство и территория РФ; - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; - гражданство в РФ; - регулирование и защита прав национальных меньшинств; - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деят-ти; - формирование федеральных органов государственной власти; - судоустройство, прокуратура; - уголовное, уг-процессуальное и уг-исполнительное законод-во; гражданское, гр-процесс.е и арбитражно-процесс. законод-во - амнистия и помилование; - правовое регулирование интеллектуальной собственности; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ; - федеральная государственная служба; - государственные награды и почетные звания РФ;

 

2) в экономической, социальной, культурной областях.

- федеральная государственная собственность и управление ею; - установление основ фед политики и фед программы в области экономич, экологического, соц, культурного развития РФ; - установление правовых основ единого рынка; - финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; - фед экономические службы, включая федеральные банки; - федеральный бюджет; налоги и сборы; фонды регионального развития; энергетические системы, ядерная энергетика; - федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; - деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, метрическая система и исчисление времени; - геодезия и картография; наименования географ. объектов; - официальный статистический и бухгалтерский учет;

 

 3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:                                        

- внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; - вопросы войны и мира; - внешнеэкономические отношения РФ; - оборона и безопасность; оборонное производство: - определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и др; - производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; - определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

 

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находиться:

1) в области государственного строительства:

-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; - зашита прав и свобод человека и гражданина;  - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; - установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; - обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; - режим пограничных зон; - административное, административно-процессуальное законодательство; - кадры судебных и правоохранительных органов; - адвокатура, нотариат; - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федер, выполнение международных договоров РФ;

 

2) в экономической, социальной, культурной областях

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; - разграничение государственной собственности; - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности - охрана памятников истории и культуры; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; - координация вопросов здравоохранения; - защита семьи, материнства, отцовства и детства, соц зашита; - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; - установлениеф принципов налогообложения и сборов в РФ; - трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

 

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Избирательный процесс в РФ.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - один из основных элементов избирательной системы

ПОЛНОМОЧИЯ

Функции Пр. (в соотв. с К.):

1) Пр. - глава РФ, высшее должностное лицо страны. главное действующее лицо в гос. иерархии.

2) Пр. РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод Ч. и Г., гос. суверенитета РФ, её независимости и гос. целостности.

3) Пр. - арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти федерального и субъектного уровня.

4) Пр. РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутр. и внеш. политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ.

5) Пр. РФ - лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях.

Полномочия

в сфере законодательной власти. - обладает правом законодат. инициативы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, - назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ - распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ - назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ - подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ - обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС фед закона - обращается к ФС с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского государства. в сфере исполнительной власти. - назначает с согласия ГД Председателя Правит-ва РФ - по предложению Председателя Правит-ва РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исп. власти РФ - по предложению Председателя Правит-ва РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правит-ва РФ, федеральных министров - имеет право председательствовать на заседаниях Правит-ва РФ - имеет право отменять постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ и указам Президента РФ - принимает решение об отставке Правит-ва РФ - вправе приостанавливать действия актов органов исп. власти S-в РФ в случае их противоречия К. РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ, или нарушения прав и свобод Ч. и Г. до решения этого вопроса соответствующим судом - представляет ГД кандидатуру Председателя ЦБ РФ в сфере судебной власти - представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; - назначает судей других фед судов - представляет СФ кандидатуру для назначения на должность Ген. прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении Ген. прокурора РФ от должности. Президент также: - решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. Убежища - награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания - осуществляет помилование

Полномочия ГД

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным ГД;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;

- назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Сове́т Федера́ции — верхняя палата Фед Собр (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Полномочия

- утверждение изменения границ между субъектами РФ

- утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

- назначение выборов Президента РФ;

- отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения ГД

- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора

- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

Структура

1.Аппарат Госдумы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

2.Председатели Госдумы

Председатель ГД осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

3.Комитеты ГД

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета:

4.Комиссии

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Госдуме 5-го созыва существует пять комиссий:

5Совет ГД

Планирует работу Госдумы и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты

Порядок выборов депутатов ГД включает следующие стадии:

- назначение выборов;

- образование одномандатных избирательных округов и избирательных участков;

- формирование избирательных комиссий;

- составление списков избирателей;

- выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты;

- предвыборная агитация, голосование;

- подсчет голосов;

- определение результатов выборов;

- их опубликование.

Конституционные основания роспуска ГД. Статья 109 

1. ГД может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.

2.  В случае роспуска ГД Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная ГД собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. 

3. ГД не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.108 с.)