Глава I. Теоретико-методологические основания социологического изучения процессов управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретико-методологические основания социологического изучения процессов управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований



Титульный лист


Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретико-методологические основания социологического изучения процессов управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований …………………………………………..     10
1.1. Социологические основания анализа управления профессиональными рисками ……………………………………………...   11
1.2. Профессиональные риски в сфере социологических исследований. 23
Глава II. Опыт эмпирического изучения управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований …………………………………………….............................     44
2.1. Методология изучения управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований …………………………   45
2.2. Институциональные факторы управления профессиональными рисками ……………………………………………………………………...   51
2.3. Индивидуальные факторы управления профессиональными рисками ……………………………………………………………………...   63
Заключение …………………………………………………………………. 75
Список литературы ………………………………………………………… 77
Приложения ………………………………………………………………... 82

 


Введение

Актуальность. В связи с разработкой профессиональных стандартов «специалист в области социологических исследований» риск в профессиональной деятельности социолога необходимо исследовать в связи с защитой исследователя и предотвращением рисковых ситуаций.

Изменения требований к социологу – профессионалу в современном обществе должны отразиться и в содержании профессиональной подготовки студентов социологических отделений российских вузов. Поэтому важно, чтобы будущие социологи были готовы к встрече с профессиональными рисками, были способны к преодолению опасных и экстремальных условий, осведомлены о возникновении рисковых ситуаций.

Возникает задача управления профессиональными рисками при осуществлении социологом своей деятельности. Это управление должно заключаться в сведении к минимуму рисковых ситуаций. Управление профессиональными рисками должно распространяться на объекты исследования, предметы, методики, условия исследования, в которых возможно появление рисковых ситуаций.

Возможность такого управления обеспечит социологу безопасное проведения маркетинговых и социологических исследований, а также минимизирует риск нанесения ущерба здоровью, имуществу или жизни исследователя.

Поэтому важно для выяснения факторов управления профессиональными рисками в деятельности социолога рассмотреть специфику таких рисков, условия их возникновения и влияния на результативность этой деятельности.

Степень разработанности проблемы. Г. Бехманнобозначил современное общество как «общество риска». В данном контексте общество обозначается как рискогенное, производящее одновременно блага и бедствия.[1] Общество риска характеризуется появлением новых рисков, которые, в свою очередь, затрудняют процессы жизнедеятельности и развития индивидов, находящиеся в напряженном состоянии, так как ожидают появления рисков. В условиях неопределенности происходят сдвиги в механизмах воспроизводства норм и ценностей.

У. Бек рассматривает становление современного общества в «общество риска». Изменения заключаются в том, что «логика производства богатства» сегодня уступает «логике производства риска». Модернизация влияет на социальные и политические институты, сайентизация изменяет логику социального производства.

Э. Гидденс рассматривает риск на уровне социальных систем. Риск в понимании Э. Гидденса результат модернизации, который активизируется процессами глобализации. Риски идут от социальных и технологических систем, современный человек существует в условиях неопределенности. Риски угрожают не только индивидам, но и организациям, и государству. В такой ситуации онтологическая безопасность человека встает под вопросом.

Риск носит разноплановый характер. Риск может использоваться как экономическая категория, как форма проявления неопределенности, как основа возникновения страхования, как уровень безопасности и т.д. Риск может проявляться во всех общественных сферах при создании условий неопределенности.

Риск изучается и используется многими дисциплинами, такими как психология, педагогика, экономика труда, рискология и т.д. Но данный факт не говорит о том, что современное общество может справиться с проблемой всеобщего риска. Как отмечает Г.В. Осипов, «без введения социологии в систему научного управления российским обществом страна обречена и впредь, раз за разом, переживать досадные, дорого обходящиеся людям ошибки и упущения».[2] Основная роль социальных наук – это определение и предупреждение опасности, которые угрожают обществу.

Профессиональные риски изучались в работах таких зарубежных авторов как М. Армстронг, Г. Бэккер, П. Друкер, А. Маршалл, а также российскими авторами Э.И. Денисовым, В. Д. Ройком, Г.З. Файн-бургом, Н.Н. Сабининой, С.Д. Поляковым, Н.Р. Юсуфбековой. Авторы трактуют профессиональные риски как возможное наступление чрезвычайной ситуации, при которой, человек ведущий профессиональную деятельность получит травму, вред здоровью в результате воздействия профессиональных факторов.

В социологической науке риски исследуются в рамках отраслевой социологии риска, которая изучает самостоятельные, специфичные подсистемы общественного целого и социальных процессов. Данные отрасли исследуют риск, его происхождение, функционирование и развитие. Социология риска изучает неопределенность общественных процессов и проблем в разных областях, которые связаны с риском катастроф, ущерба или других угроз. Социология риска широка представлена в работах Н. Лумана. По мнению Н. Лумана, риск становиться реальностью в момент принятия решения индивидом, а до этого риск не существует в объективной реальности. Также социологию риска изучают К. Лау, О. Ренн, Б. Берри, Г. Хофстед.

Профессия социолога стала предметом исследования в социологических разработках таких авторов как А.Н. Олейник, С.А. Овчинников, А.В. Россошанский, И. В. Задорин, Г. Юдин, А.В. Вайсбург, Г.З. Ефимова, В.П. Васильев, И.А. Голосенко, Л.А. Окольская. Этими авторами отмечаются такие характерные особенности профессии социолога как осознанная мотивация ведения деятельности, престижность профессии, трудовая занятость в ущерб научной работе, высокий уровень самомотивации к развитию и повышению квалификации, ориентированность на анализ и решение конкретных проблем.

Саму профессиональную деятельность социолога можно характеризовать с позиций профессиональных рисков, поскольку эта деятельность связана с изучением социальных и экономических проблем, работой с незнакомыми людьми, в разных условиях и ситуациях.

Многие современные российские ученые, такие как И. Задорин, С. Хайкин, Л. Нурдинова, А. Салагаев, И. Туриянский, А. Олейник занимаются исследованием нового направления в социологии – экстремальная социология, где профессиональные риски социолога рассматриваются в контексте повышенного риска нанесения ущерба здоровью, имуществу или жизни исследователя. При проведении исследований в определённой ситуации могут возникнуть экстремальные условия, в которых данные риски возникнут. Такими условиями могут быть, опрос заключенных в местах лишения свободы, интервью с инфекционным больным человеком, фокус-группа за полярным кругом.

Таким образом, рисками профессиональной деятельности социолога можно считать объекты исследования, предметы или методики, условия. При этом можно выделить наиболее рисковые ситуации, в которые может попасть исследователь: опасные объекты исследования (криминальные структуры, маргинальные сообщества, наркоман, больные, заключенные); опасные предметы или методики, которые могут вызвать эмоциональный всплеск или агрессию у окружающих; опасные условия исследования (высокие холодные или жаркие погодные условия, зоны радиоактивной опасности, зоны боевых действий). Однако, возникает вопрос как управлять профессиональными рисками в сфере социологических и маркетинговых исследований. Необходима эмпирическая основа, которая выделит институциональные и индивидуальные факторы, которые будут способствовать управлению рисками.

Исследований в области управления профессиональными рисками в сфере социологических и маркетинговых исследований недостаточно, хотя данная проблема является весомой. В рамках существующих исследований имеется не высокая степень разработанности проблемы определения факторов управления профессиональными рисками в данной сфере. Вместе с тем отсутствие попыток решения данной проблемы не уменьшает ее социальную значимость.

Объект исследования – процессы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.

Предмет исследования – факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.

Цель исследования – изучение методологических основ управления рисками и выявить институциональные и индивидуальные факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследованиях.

Задачи:

1. Прояснить социологические основания анализа процессов управления профессиональными рисками.

2. Определить специфику управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.

3. Выявить институциональные факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.

4. Определить индивидуальные факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.                                 

Теоретико–методологические основания исследования. Управление профессиональными рисками в сфере социологических исследований целесообразно рассматривать с позиции экстремальной социологии, где риски понимаются как угроза жизни, имущества или здоровья социолога, которые могут возникнуть при проведении социологических исследований. Теоретико-методологической основой послужили исследования следующих российских ученых И. Задорин, С. Хайкин, Л. Нурдинова, А. Салагаев, И. Туриянский, А. Олейник.

Эмпирическая база. Для определения институциональных и индивидуальных факторов управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований было проведено количественное исследование методом интернет-опроса. Выборка формировалась целевым методом. Всего было опрошено 200 респондентов, учащихся с первого по четвертый курс на факультете социологии, а также социологов-магистрантов, которые когда-либо участвовали в маркетинговых или социологических исследованиях интервьюером.

Для выяснения с помощью каких методов профессиональные риски управляются и определения факторов возникновения рисков в деятельности социологов было проведено качественное исследование методом экспертного фокусированного полустандартизованного интервью. Отбор респондентов осуществлялся целевым методом. Всего было проинтервьюировано 15 профессиональных социологов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- Определены индивидуальные факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.

- Выявлены институциональные факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.

- Определены социологические основания анализа процессов управления профессиональными рисками.

- Определены факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований. На сегодняшний день многие компании, которые занимаются проведением маркетинговых и социологических исследований недостаточно уделяют внимания специфике данного вопроса. На данный момент данный вопрос изучен мало и требует проведения исследования.

Соответствие паспорту специальности. Соответствует п. 21 «Социологический анализ принципов, методов и социальных результатов управленческих инноваций» паспорта специальности 39.04.01. «Социология управления».

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования, полученные в данной работе, можно использовать в деятельности по управлению, оптимизации и минимизации профессиональных рисков в сфере социологических исследований. Полученные результаты смогут помочь исследовательским компаниям повысить эффективность совей деятельности на основе управления профессиональными рисками.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, трех приложений и списка литературы, включающего 85 наименований источников.

 


 

Таблица 1.

Выводы к главе 1.

1. Исследования профессиональных рисков в России набирают обороты, приобретают все большую важность, так как их теоретическая и практическая значимость является существенной. Дальнейший социологический анализ практики управления профессиональными рисками представляется перспективным направлением исследований, поскольку позволяет выйти на проблематику эффективности работы существующих методов минимизации рисков и целесообразности их применения в конкретных рискогенных условиях трудовой среды.

2. Профессия специалиста в области социологических и маркетинговых исследований имеет свои специфические регулярные и ситуативные (экстремальные) риски, обусловленные контактно-социальным характером деятельности специалиста-исследователя, особенностями объекта, предмета, методологии или условий исследования.

3. Управление профессиональными рисками специалиста в области социологических и маркетинговых исследований целесообразно производить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области охраны труда с учетом конкретных выявленных рискогенных факторов профессиональной деятельности.


 

Рис. 1. Наличие личного опыта опасных ситуаций в исследовательской практике респондентов

У 11 из 15 экспертов (73 %) есть такая тема, ради исследования которой, они могли бы пойти на риск. Этот показатель позволяет оценить общую предрасположенность представителей профессии к актуализации профессиональных стратегий, связанных с факторами риска, хотя, в то же время, 53 % экспертов не связывают успех в профессии социолога с необходимостью риска.

Выявив индивидуальное отношение экспертов к проблеме профессионального риска в социологии, можно установить, какие меры по профилактике рискогенных ситуаций они считают наиболее эффективными и каковы наиболее существенные институциональные факторы управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований.

По мнению опрошенных экспертов, изначальное информирование социолога о степени рискованности предстоящего исследования и специфике рискогенных факторов позволит ему соотнести возможную опасность задания со своим жизненным и профессиональным опытом, учесть иные факторы, способные практически снизить исходный уровень риска, поэтому в программу конкретных социологических и маркетинговых исследований желательно закладывать представление об их рискованности.

Высказываясь по поводу стандартного инструктажа по технике безопасности (во время обучения, при трудоустройстве и в иных ситуациях), эксперты единогласно высказались о его несоответствии реальным факторам риска при проведении социологических исследований, о формальном подходе к составлению рекомендаций по безопасности, формальном подходе к ознакомлению новых сотрудников с соответствующими инструкциями, существующими в исследовательских организациях. Более того, эксперты указали, что специфических инструкций по технике безопасности осуществления полевых социологических исследований они вообще не встречали. Осуществляя трудовую деятельность, они знакомились с инструкциями по противопожарной безопасности, противодействию терроризму и экстремизму, инструкциями по безопасному обращению с оргтехникой и электроприборами, но официальных доступных рекомендаций, содержащих возможные и предпочтительные стратегии профессионального поведения при проведении социологических исследований, в своей практике не встречал ни один из опрошенных социологов.

Таким образом, анализируя высказывания экспертов, можно сделать тот общий вывод, что конкретных норм, которые характеризуют стандарты безопасности профессиональной деятельности социолога на данный момент не разработано.

В настоящее время безопасность проводимого социологом исследования регламентируется только действующим общим российским законодательством в сфере охраны труда, то есть ответственность за безопасность социолога полностью лежит на нем самом и его непосредственном работодателе. Хотя субъектами, непосредственно заинтересованными в социологическом исследовании, являются заказчик исследования, организация-работодатель и непосредственный исполнитель (исполнители).

Заказчик исследования не обязан обеспечивать социологу безопасные условия проведения исследования. Однако грань между обеспечением безопасных условий исследования и предупреждении исследователя о возможных рисках является очень тонкой на практике. Большинство экспертов поддержало идею обязать заказчиков исследования на уровне типового договора на оказание услуг включать требования оповещения исследователя обо всех известных рисках предстоящей работы и корректировать программу исследования в соответствии с дополнительными рисками, которые могут быть выявлены в ходе исследования.

Выявление непредвиденных рисков также может считаться достаточным основанием для прекращения договорных обязательств, не смотря на степень завершенности исследования.

По мнению экспертов, тематика экстремальной социологии действительно сейчас очень актуальна. Однако следует понимать разницу между экстремальной социологией и рисками социологических исследований вообще. «Экстремальная социология – это как экстремальные виды спорта: красиво, зрелищно, захватывающе, но в Олимпийский перечень не входит» - Александр, 43 года, стаж работы социологом 16 лет.

Осуществляя заведомо «экстремальное» исследование, его участник, как правило, достаточно отчетливо представляет возможные риски, готов к ним, «имеет соответствующий активный набор ответов на вызов системы» (Владимир, 31 год, 5 лет работы социологом). В то время, как исследователь, оказавшийся перед лицом неожиданной опасности, может быть более уязвим для нее.

Ответ на вопрос о том, этично ли вообще проведение исследования с риском для исследователя, выявил несколько противоречивых позиций. Одни эксперты полагают, что любые актуальные исследования должны проводится, а истина в науке традиционно ценится выше безопасности. Большинство экспертов высказалось в пользу того, что проведение экстремального исследования возможно только при высокой степени его социальной значимости (изучение эффективных поведенческих паттернов жителей города Ухань во время карантина). В этом отношении профессия социолога мало чем отличается от профессии журналиста.

Основную же проблему всех потенциально опасных исследований для социологов эксперты видят в том, что журналисты, полицейские, медики и пожарные (а также иные представители социально-значимых профессий с повышенными характеристиками риска) хоть как-то защищены от рисков своей профессиональной деятельности законодательно, в том числе – на уровне международного права. На социологов же такая защита не распространяется, хотя сейчас очень актуальна социология эпидемий, природных и техногенных катастроф, исследования в зонах военной оккупации, религиозных и этнических конфликтов.

В условиях актуальности тем, относящихся к сфере экстремальной социологии, на основе оценки респондентами вероятной эффективности мер по снижению рисков проведения социологических исследований был составлен следующий рейтинг рекомендуемых мер (при выборе респондентами не более трех мер из списка и возможности дополнения списка собственными рекомендациями):

1 – закрепить в профессиональном стандарте социолога безопасные стратегии его поведения – 70 % респондентов,

2 – закрепить гарантии безопасности социолога в международных документах – 59 % респондентов,

3 – проводить подробный инструктаж по технике безопасности при сборе социологической информации – 37 %,

4 – закрепить опытного наставника за молодым специалистом-социологом – 25 %,

5 – ввести учебную дисциплину по выявлению, оценке и уменьшению рисков при проведении социологических исследований – 12 %,

6 – возложить ответственность за возможные риски социолога на заказчика или работодателя и закрепить это в договоре – 8 %,

7 – накапливать собственный опыт участия в социологических исследованиях – 7 %.

Из числа перечисленных мер четыре – закрепление безопасных стратегий поведения в профстандарте, обеспечение международных гарантий безопасности социологов, изменение условий типового договора на предоставление исследовательских услуг и введение новой профильной дисциплины при подготовке специалистов в соответствующей образовательной организации – относятся к институциональным факторам управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований. Остальные три – подробный инструктаж при сборе информации, применение наставничества, и накопление собственного исследовательского опыта социологом – относятся к индивидуальным факторам управления профессиональными рисками.

Как видно из приведенного рейтинга перечисленных мер, влияние институциональных факторов на управление профессиональными рисками исследователя признается респондентами более значимым, чем индивидуальных.

Рассмотрим подробнее индивидуальные факторы управления профессиональными рисками.

 

2.3. Индивидуальные факторы управления профессиональными рисками

 

Под индивидуальными факторами управления профессиональными рисками подразумеваются факторы, которые соотносятся с ситуативными рисками, связанными с конкретными исследовательскими заданиями: их заказчиками, условиями договора, объектами и предметами исследования, политикой конфиденциальности в исследовательской организации, выбранной методологией, наличием четких инструкций для исследователя, непосредственными условиями исследования, респондентами, а также со специалистом, проводящим данное исследование: его профессиональным опытом и квалификацией, индивидуальными способностями и профессиональными притязаниями, уровнем здоровья, особенностями характера и темперамента, ценностными установками.

Изучение индивидуальных факторов управления профессиональными рисками социолога основано на данных анкетного опроса 200 студентов и магистрантов дневной и заочной формы обучения, проходящих профессиональную подготовку по направлению «социология». В качестве независимых переменных данного исследования приняты такие социально-демографические характеристики, как пол, возраст, курс и материальное положение респондентов.

В исследовании представлено следующее гендерное распределение: респонденты мужского пола – 57 %, респонденты женского пола – 43 %.

Возраст респондентов колеблется в диапазоне 19 - 25 лет (таблица 5, рисунок 2).

Таблица 5

Возраст респондентов

Возраст

Частота Процент

 

19 29 14,5
20 28 14,0
21 14 7,0
22 43 21,5
23 14 7,0
24 44 22,0
25 28 14,0
Итого 200 100,0

 

Рис. 2 Возраст респондентов

Курс: 1 – 14 %, 2 – 22 %, 3 – 15 %, 4 – 28,5 %, магистранты – 20,5 %.

Материальное положение респондентов отображено в таблице 6 и на рисунке 3.

Таблица 6

Материальное положение респондентов

 

Качества

Частота Процент

 

Общительность, Любознательность 28 14,0 Общительность, Скрупулезность 14 7,0 Общительность, Целеустремленность 14 7,0 Принципиальность 15 7,5 Принципиальность, Тактичность 57 28,5 Принципиальность, Целеустремленность 14 7,0 Скрупулезность, Любознательность 14 7,0 Скрупулезность, Осмотрительность 15 7,5 Тактичность, Осведомленность 14 7,0 Тактичность, Целеустремленность 15 7,5 Итого 200 100,0

 

Из приведенных показателей видно, что наиболее популярной у респондентов оказалась пара принципиальность и тактичность, за ними следует общительность и любознательность. С точки зрения индивидуальных факторов управления профессиональными рисками социолога показательным является тот факт, что в приведенном перечне осмотрительность отмечена в качестве необходимого качества только у 7,5 % опрошенных.

При этом более трети респондентов (35 %) точно намерены после окончания обучения в вузе работать по приобретенной специальности, 36,5 % еще не задумывались об этом (84 % опрошенных от этого числа составляют студенты 1 и 2 курсов), 28,5 % не имеют намерения работать по специальности.

Уже принимали участие в социологических исследованиях в качестве интервьюеров или обработчиков массивов данных 49 % респондентов, для 51 % опрошенных исследования ограничивались их учебными темами в рамках курсовых проектов или подготовки выпускных квалификационных работ.

Выбор наиболее близкого определения профессионального риска позволяет оценить характер отношения респондентов к детерминантам этого вида риска.

50 % респондентов – «Профессиональный риск – это возможные угрозы и ущерб жизни, здоровью, имуществу работника со стороны опасных условий труда» - определение, соотносимое с внешней детерминацией риска.

50 % респондентов – «Профессиональный риск - это возможные неблагоприятные последствия от выбранного работником поведения во время выполнения профессиональных обязанностей» - определение, соотносимое с внутренней детерминацией риска.

Индивидуальное отношение респондентов к риску в зависимости от их исходных ценностных ориентаций демонстрирует ответ на вопрос № 15 опросной анкеты» «Если успешное исследование гарантированно принесет мировое профессиональное признание и богатство, готовы ли Вы для его проведения рискнуть здоровьем, имуществом, жизнью, работой, репутацией, всем вышеперечисленным, ничем из вышеперечисленного?» Ответы респондентов приведены в таблице 8 и проиллюстрированы рисунком 4.

Таблица 8

Готовность к профессиональному риску

 

Рис. 5. Сопряженность пола респондентов их готовности к риску

Как видно из представленной графической модели, в числе респондентов нет ни одной женщины, готовой к тому, чтобы ради профессионального успеха рискнуть жизнью, как нет и ни одного мужчины, готового рискнуть своей репутацией. Респонденты женского пола предпочитают рисковать здоровьем и работой, а респонденты мужского пола – здоровьем, имуществом и даже жизнью.

Такая предрасположенность респондентов к риску ради профессионального успеха делает еще более актуальными меры по управлению профессиональными рисками социологов.

Одной из таких мер является проведение полноценного вводного инструктажа с исследователями перед началом их работы. Оценить, на сколько качественно осуществляется данная мера на практике, позволяет ответ респондентов на вопрос № 16 анкеты, о том, проводился ли лично с ними полноценный вводный инструктаж по технике безопасности перед началом работы. С 43 % опрошенных студентов и магистрантов такой вводный инструктаж не проводился, 21,5 % ответили, что не обратили на это внимания, что указывает на то, что, если подобный инструктаж и проводился, он не выполняет своей функции. Только 35,5 % отметили, что перед началом исследовательской работы с ними был проведен полноценный инструктаж по технике безопасности.

Ровно столько же респондентов (35,5 %) указывают, что в им четко и доступно объяснили, что следует делать в случае возникновения непредвиденной ситуации во время проведения исследования. Еще 35,5 % опрошенных получили эту информацию только в общих чертах, узнав, к кому следует обратиться, если что-то пойдет не так. Более четвери респондентов (28 %) вообще не получили никакой информации по поводу действий в непредвиденной ситуации.

В случае возникновения непредвиденной ситуации при отсутствии должного предварительного инструктажа со стороны организаторов исследования, дальнейшая судьба исследования, а, возможно, и самого исследователя, зависит от выбранной им стратегии профессионального поведения в условиях риска.

Проведенный опрос показал, что, если выполнение исследователем задания оказалось сопряжено с не выявленными заблаговременно рисками, 57 % респондентов предпочтут уведомить работодателя и заказчика и прекратить исследование, 28 % - уведомить работодателя и заказчика и продолжить исследование, 7,5 % согласятся продолжить исследование только при условии гарантии материальной компенсации риска, 7 % - выберут прервать исследование и возобновить его после уменьшения действия рискогенных факторов.

При этом подавляющее большинство респондентов считает, что за безопасность социолога при проведении исследования отвечает сам исследователь (71,5 %), 21,5 % - считают ответственными работодателей – непосредственных организаторов исследования, 7 % опрошенных признают ответственность заказчика за безопасность исследователей.

57 % респондентов полагают, что, если нарушены правила проведения социологического исследования и инструкция по технике безопасности, то к социологу, подвергшемуся риску, должны применяться работодателем меры взыскания. Поддерживают респонденты применение мер взыскания также в случае, если социологом для получения информации выбраны стратегии поведения, опасные для его жизни и здоровья (14,5 %). Не считают меры взыскания обоснованными 21,5 % опрошенных, обосновывая свою позицию тем, что все риски предвидеть невозможно; 7 % не задумывались об этом.

42 % респондентов поддерживают идею маркировки заданий по степени риска, 37 % не задумывались об этом, 21 % полагает, что такая маркировка не является обязательной.

Мнения в отношении того, когда следует в полном объеме знакомить человека, выбравшего профессию социолога, с профессиональными рисками этой профессии разделились: наибольшая доля опрошенных (42,5 %) указывает, что это знакомство должно состояться на этапе обучения по специальности, 35,5 % - на этапе начала непосредственной трудовой деятельности по специальности, 21 % считает, что с рисками профессии будущий социолог должен познакомиться еще на этапе профориентационной работы.

О потенциальных опасностях исследования той темы, которая представляет научный интерес для самих респондентов задумывались только 14 % опрошенных.

Условия своего участия в социологическом исследовании, проводимом в заведомо опасных условиях, респонденты соотносят с:

– научным, исследовательским интересом – 29 %,

– высокой оплатой труда – 28,5 %,

– приобретением профессионального опыта – 14,5 %,

– участием близких, родственников, друзей – 7 %.

21 % респондентов не согласился бы на участие в исследовании в заведомо опасных условиях в любом случае.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о сложности и разнообразии индивидуальных факторов риска проведения социологического исследования. Меры по управлению всеми этими рисками могут иметь институциональный или индивидуальный характер.

 

Выводы к главе 2.

Обобщая результаты эмпирической фазы исследования, можно выделить следующие выявленные институциональные факторы управления профессиональными рисками:

организационно-информационные:

1) создание и ведение единой международной информационной базы внештатных ситуаций при проведении социологических исследований,

2) создание информационного портала профессиональной безопасности социологов;

3) формирование позитивного общественного мнения о представителях профессии как фактор снижения ситуативно-коммуникативных рисков;

методологические:

1) разработка методологии оценки профессиональных рисков социологов;

2) разработка инструментария оценки уровня риска конкретных исследовательских заданий и маркировка заданий в соответствии с его предполагаемым уровнем риска;

3) разработка и апробация протокола поведения исследователей во внештатных ситуациях;

4) разработка стандартов безопасности профессиональной деятельности социолога и соответствующих этим стандартам инструкций по проведению социологических исследований;

Медико-санитарные:

1)  установление обязательных общих медицинских профосмотров для социологов, профилактика сезонной заболеваемости, наличие необходимых прививок,

2) контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям труда

Индивидуальные факторы управления профессиональными рисками разнообразны и должны реализовываться на уровне:

– образовательной организации, в которой проходит обучение будущий специалист,

– исследовательского центра – организации-работодателя,

– исследовательской группы, занимающейся выполнением конкретного исследовательского задания;

– самого социолога.

Можно выделить следующие индивидуальные факторы управления профессиональными рисками:

информационные:

1) максимальное изучение специфики выполнения предстоящего исследовательского задания: его условий, характеристик респондентов и репутации заказчика;

материальные и материально-технические:

1) создание безопасных условий труда на рабочем месте социолога;

2) обеспечение исследователя средствами индивидуальной защиты при работе в нестандартных условиях;

3) создание фонда материальной компенсации за работу в условиях повышенного риска;

организационные:

1) закрепление опытного наставника за молодым специалистом-социологом;

2) проведение курсов и семинаров по закреплению стратегий безопасного профессионального поведения исследователей;

3) организация текущего инструктажа по каждому нестандартному заданию;

организационно-психологические:

1) формирование корпоративной культуры исследователей, основанной на взаимоуважении и взаимопомощи, а также на позитивной оценке и целенаправленном формировании в коллективе таких профессионально значимых личностных качеств как общительность, принципиальность, тактичность, скрупулезность, осмотрительность, целеустремленность и любознательность;

2) снижение уровня профессиональной конкуренции в коллективе;

3) изучение ценностных ориентаций кандидатов на вакантные должности исследователей и использование современных кадровых технологий по сплочению коллектива.

 

Заключение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.113 с.)