Особенности ухода за больными детьми. Общий и специальный уход за больными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности ухода за больными детьми. Общий и специальный уход за больными



Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.1 Особенности ухода за больными детьми. Общий и специальный уход за больными ………………………………………………………………………4

1.2 Этика и деонтология медицинского работника. ……………….……5

1.3 Лечебно-охранительный режим.…………………………………….…8

1.4 Техника выполнения лечебных манипуляций. ……………………….10

1.5 Режим и организация питания…………………………………………14

2. Периоды детства. Особенности каждого периода……………………17

Заключение……………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………24

 

 

Введение

Уход за больным ребенком является составной частью лечебного процесса и призван обеспечить не только высокую эффективность комплекса терапевтических воздействий, но и, прежде всего, полное выздоровление больного. В условиях детской больницы ответственными за правильную организацию и уход являются: лечащий врач, заведующий отделением, руководитель лечебного учреждения.

Основная роль в уходе за больными принадлежит медицинской сестре. Врач лечит, а медицинская сестра выхаживает больного.

Определение «ухода за больными» включает в себя комплекс мероприятий, целью которых является облегчить состояние больного и создать оптимальные условия для лечения и выздоровления. Особенностями общего ухода за больными в педиатрии является не только дифференцированный подход, применяемый ко всем типам больных в зависимости от тяжести их состояния и возраста, но и деонтологические аспекты общения с родителями больного ребенка и их родственниками. Организация ухода за больным ребенком требует от медицинского персонала особой четкости, выдержанности и умения.

 

 

Особенности ухода за больными детьми. Общий и специальный уход за больными

Уход за больным ребенком является составной частью лечебного процесса и призван обеспечить не только высокую эффективность комплекса терапевтических воздействий, но и, прежде всего, полное выздоровление больного. В условиях детской больницы ответственными за правильную организацию и уход являются: лечащий врач, заведующий отделением, руководитель лечебного учреждения.

Основная роль в уходе за больными принадлежит медицинской сестре. Врач лечит, а медицинская сестра выхаживает больного.

Принято выделять общий и специальный уход за больными. Тщательное выполнение техники общего и специального ухода является решающим условием надежности и эффективности лечения.

Общий уход за больными включает следующие компоненты:

· создание гигиенической обстановки;

· грамотное наблюдение за больным и мониторинг его состояния;

· проведение профилактических и лечебных мероприятий;

· подготовку и проведение ряда диагностических процедур;

· оказание первой доврачебной помощи;

· оформление соответствующей медицинской документации.

 

Специальный уход определяется условиями пребывания больного в специализированном отделении, тяжестью заболевания больного.

Уход за больным ребенком имеет ряд особенностей:

· своеобразие ухода определяется анатомо-физиологическими особенностями детского организма;

· уход за больным ребенком в условиях стационара осуществляется медицинской сестрой и родственниками (чаще мамой);

· необходимо строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований с целью предупреждения внутрибольничных инфекций;

· дифференцированный режим дня строится в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей;

· лечебно-охранительный режим должен предусматривать устранение всех травмирующих психику ребенка факторов, противопоставляя им ласковое, предупредительное отношение;

· организация питания больного ребенка зависит от его возраста, тяжести заболевания;

· в уходе за больным ребенком определенное значение имеет воспитательная работа;

· техника выполнения лечебных и диагностических манипуляций имеет свои особенности.

 

Отношение к детям

Медицинские работники, непосредственно находящиеся среди больных детей, всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства:

· Отношение к детям любого возраста должно быть ровным, доброжелательным.

· Недопустимо деление детей на «хороших» и «плохих».

· Перед тяжелыми и болезненными процедурами медицинская сестра должна в доступной форме разъяснить ребенку значение и смысл данной процедуры, необходимость ее проведения для успешного лечения и выздоровления, снять психоэмоциональное напряжение ребенка.

· Палатная медицинская сестра должна организовать детей в палатах так, чтобы они были спокойны, доверчивы и доброжелательны друг к другу и выполняли ее требования.

· Необходимо всегда помнить, что настроение медицинской сестры легко передается детям, с которыми она работает. Душевность, спокойствие, деловитость, уместная требовательность медицинской сестры оказывают благоприятное воздействие на всех ее подопечных.

· Основа отношения медицинской сестры к больным детям – любовь, терпение, искреннее сочувствие и желание помочь скорейшему выздоровлению ребенка.

Кормление тяжелобольных

Дети, находящиеся на постельном режиме, принимают пищу в палате. К кровати каждого больного должен быть прикреплен ярлычок с указанием назначенной ему диеты, что предупреждает ошибки при раздаче пищи.

Если ребенок может сидеть, то после мытья рук он самостоятельно ест за прикроватным столиком, если больному трудно сидеть в кровати, то медицинская сестра:

· придает ребенку положение в постели полусидя, положив под спину вторую подушку;

· шею и грудь ребенка прикрывает пеленкой;

· кормит ребенка с ложечки, маленькими порциями, не спеша, чтобы успел проглотить;

· поит ребенка из поильника, немного приподняв ему голову левой рукой, чтобы не поперхнулся;

· после еды тщательно вытирает губы, углы рта ребенка, дает прополоскать рот теплой кипяченой водой;

· убирает салфетку, помогает ребенку лечь.

 

2 Периоды детства. Особенности каждого периода.  

Одной из характерных особенностей детского организма, отличающей его от организма взрослого, являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В процессе развития ребенок все время меняется. С ранних стадий внутриутробной жизни и во все последующие возрастные периоды происходит развитие и совершенствование функций организма. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Без знания этих особенностей нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста. На развитие детского организма большое влияние оказывает окружающая его среда.

В зависимости от закономерных изменений, происходящих в организме ребенка, различают следующие периоды его жизни:

I. Период внутриутробного развития:

1) фаза эмбрионального развития (зародыш, или эмбрион);

2) фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности (ранний неонатальный, поздний неонатальный). III. Грудной возраст (младший ясельный возраст).

IV. Ранний возраст (до 3-х лет)

Дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Препубертатный (младший школьный возраст, отрочество).

VI. Пубертатный (период полового созревания, старший школьный возраст).

 

1. Внутриутробный период (40 нед = 280 дней).

· Неблагоприятные (=тератогенные) факторы во время беременности: Экзогенные;

· Эндогенные, прежде всего генетические;

· Сочетанные.

При неблагоприятных воздействиях (заболевания, погрешности в питании, профессиональные вредности) на организм беременной, первые 3 мес. беременности могут возникнуть различные аномалии развития и уродства плода.

 

Неонатальный период.

В период новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробным условиям жизни:

· Повышение концентрации в крови катехоламинов, глюкокортикоидов, тиреотропного гормона (ТТГ), адренокортикотропоного гормона (АКТГ) и тироксина;

· Закрытие фетальных коммуникаций (ООО, ОАП);

· Полное «включение» малого круга кровообращения, становление легочной функции с эффективным газообменом;

· Появление энтерального питания;

· Установление гомеостатической функции почек

· Изменения энергетического обмена.

· Энергетическая потребность составляет 55 ккал / (кг/сут).

· Защиту от многих вирусных и бактериальных инфекций обеспечивают трансплацентарные Ig G, функция Т-лимфоцитов несколько снижена.

 

  Пограничные состояния новорожденных.

В период новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробным условиям жизни, отражением которого служат так называемые транзиторные или физиологические или пограничные состояния, которые проявляются в первые дни (2-4 дн.) жизни и исчезают к концу 1-й недели (макс. – к 10-му дню):

1. Транзиторная потеря массы тела (от 6 до 8%)

2. Физиологическая эритема

3. Транзиторная олигурия и мочекислый инфаркт

4. Физиологическая (коньюгационная) желтуха

5. Половой криз

6. Особенности терморегуляции

7.Транзиторные гипогликемии, метаболический ацидоз,

8. Гипопротеинемия, гипокальциемия и гипомагниемия и др.

Для детей грудного возраста характерно:

· Склонность к генерализации инфекции, развитию сепсиса;

· Некоторые врожденные и наследственные заболеваний могут появляться лишь в этом возрасте;

· Очень частые респираторные инфекции характеризуются быстрым развитие, генерализацией процесса, нередким осложнением в виде пневмонии, обструктивного синдрома и «ложного» крупа.

·  Заболевания нервной системы (энцефалопатия), в этом возрасте проявляется гидроцефалия, ДЦП.

· Экссудативно-катаральная аномалия конституции и аллергический диатез.

В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного аппарата, поэтому самые частые болезни - заболевания желудка, кишечника и расстройства питания. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов, в частности кальциферола (витамина Д), могут развиться рахит, спазмофилия. Часто наблюдаются в грудном возрасте так называемые диатезы, особенно экссудативно-катаральный, аллергический диатезы. Острые детские инфекции в возрасте до 6 мес. встречаются редко, во 2-м полугодии учащаются острые респираторные заболевания. Из хронических инфекций в отдельных случаях могут быть выявлены врожденный сифилис и туберкулез.

Ранний возраст – до 3-х лет

· Постепенное замедление темпов прибавки массы и длины тела, увеличение мышечной массы;

· Бóльшая степень зрелости основных физиологических систем;

·  Совершенствование координации движений – от ходьбы до бега, лазанья и прыжков;

· Увеличение периодов бодрствования (с 1,5 лет дети спят днем около 3 ч, ночью 11ч.);

· Становление второй сигнальной системы (словарный запас к 2 годам достигает 300 слов, к 3 годам – 1500 слов – длинные фразы). До 3-х лет ребенок о себе может говорить от 3-го лица;

· Через игру и наблюдение за действиями взрослых идет обучение трудовым и бытовым навыком. В познании окружающего мира дети этого возраста используют всевозможные анализаторы, в т.ч. рецепторный анализатор ротовой полости – мелкие предметы берутся в рот, частая возможность аспирации и случайных отравлений;

· Четко проявляются индивидуальные черты характера.

· Период первого упрямства. Нередки истерики, проявления капризности, застенчивости, удивления;

· Формирование лимфоидной ткани носоглотки;

· ЧДД – 25-35 в мин, ЧСС – 100-120 в мин;

· Окончательное прорезывание молочных зубов. К 2 года дети имеют 20 молочных зубов.

· Формирование гигиенических навыков: мочеиспускание произвольное, стул 1-2 раза в день

 В связи с расширением контакта ребенка с другими детьми частыми становятся ОРВИ, ОКИ. На фоне физиологической гиперплазии лимфоидной ткани нередко развивается тонзиллит, аденоиды, лимфаденит.

  Дошкольный период – 3-7 лет

· Расширение контакта ребенка с окружающим миром

· Замедление нарастания массы тела

· Первое физиологическое вытяжение в длину

· Последовательная активация различных звеньев эндокринной системы. Ведущая роль в этот период принадлежит гормонам щитовидной железы (макс. активность выявлена в 5 лет) и соматотропному гормону

· В 5-6 лет – начало смены молочных зубов на постоянные

· Режим питания взрослого человека

· Быстрое нарастание объема внимания. Период формирования долговременной памяти

· Игры приобретают абстрактный характер

· Иммунная система достигает значительной степени зрелости

· Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности часто приводит к травмам. Травматизм в этом возрасте является одной из основных причин смертности

· Сохраняется заболеваемость ОРВИ, хотя их распространенность уменьшается.

Период школьного возраста.

Младший школьный возраст.

· Совершенствуются все системы организма.

· Завершена структурная дифференцировка тканей, происходит дальнейшее увеличение массы тела и внутренних органов.

· Появляется половой диморфизм физического развития: к 8,5 годам у девочек и к 9,5 годам у мальчиков отмечается снижение скорости роста – заканчивается «первое физиологическое вытяжение». После этого у девочек с 9-10 лет и с 11-12 лет у мальчиков начинается новое ускорение роста («второе физиологическое вытяжение»). Вначале вытяжение происходит за счет роста конечностей, а затем – вследствие роста туловища.

· Появляются половые различия (выраженный рост яичников, матки, предстательной железы и яичек, качественные изменения в их строении и функциях);

· Полная замена молочных зубов на постоянные;

· Заканчивается формирование нервной системы, кора головного мозга по строению сходна с таковой взрослого человека.

· Закрепляются и развиваются все познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, речь и мышление;

· Физиологические параметры дыхательной и ССС приближаются к таковым у взрослых;

· Основные проблемы, связанные с нарушением здоровья: нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения (близорукость), кариес зубов, заболевания носоглотки, инфекционные и аллергические болезни, болезни сердца и ЖКТ;

· Сохраняется высоким уровень травматизма.

Старший школьный период (от 12 до 17-18 лет).

Старший школьный возраста или подростковый или период пубертата совпадает с половым созреванием.

· Наблюдается интенсивная половая дифференцировка. Наиболее часто уровень полового созревания оценивается по половой формуле, в которой отражается как различная степень развития вторичных половых признаков, так и наличие / отсутствие менархе или регулярных менструаций.

· Развитие вторичных половых признаков и становление функции половых органов характеризует уровень биологического развития организма в целом и отражает степень зрелости нейроэндокринных механизмов регуляции физиологических процессов.

· Повышение активности гипофизарно-гонадной и гипофизарно-надпочечниковой системы. Основными гипофизарными тропинами, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом возрасте, являются СТГ, АКТГ, ФСГ, ЛГ и ТТГ. Интенсивное нарастание массы и длины тела связано, прежде всего, с деятельностью СТГ, обеспечивающего пролиферацию хрящевой и костной ткани, развитию мышечной массы, а также росту внутренних органов.

· В подростковом возрасте может нарушаться пропорциональность в физическом развитии: длинные конечности, сутулость. Движения становятся угловатыми, неуклюжими; Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность;

· Значительное повышение мышечной силы и работоспособности;

· В период пубертата происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей. сосудов, отставание роста аорты (физиологическая узость аорты).

· Характерно многообразие морфологических вариантов развития сердца, лабильность сердечного ритма, несовершенство нейровегетативного контроля.

· В этом периоде часто наблюдаются различные расстройства ССС и ВНС: «юношеское сердце», «митральная форма» сердца, «юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства – ВСД;

· Завершение формирования костной ткани.

· Широко распространены расстройства питания (тучность, ожирение, гипотрофия, трофологическая недостаточность), заболевания ЖКТ (хронический гастродуоденит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки).

· С началом полового созревания появляются нарушения репродуктивной системы (дисменорея, аменорея).

· Могут обостриться аллергические заболевания, туберкулез.

· Достигает совершенства терморегулирующая функция кожи.

· Усиливается функция сальных желез, легко появляются юношеские угри. Повышается функция потовых желез, секрет их принимает неприятный кислый запах, что требует особого внимания к гигиене тела

· Диспропорции в уровне и темпах психического развития.

· В этот период конкретное, образное мышление, характерное для детей, все больше уступает абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным. Эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения, быстрые переходы от экзальтации к субдепрессивным состояниям.

 

Заключение

Итак, основа общего ухода заключается в создании гигиенической обстановки и соответствующего режима, организации рационального питания, а также в четком выполнении врачебных предписаний, постоянном наблюдении за состоянием детей. Объем мероприятий по уходу зависит от состояния и возраста пациента. Уход за больным ребенком требует определенных знаний, навыков и заботливого отношения. Правильный уход за больным ребенком, помимо дачи лекарственных препаратов, включает мероприятия по личной гигиене, содержанию в чистоте помещения и постели, белья и одежды; правильное питание; предоставление доступных развлечений и игрушек; индивидуальный подход к каждому ребенку, ласковое, спокойное и терпеливое обращение с ним; точное выполнение отдельных процедур и назначений врача. Для организации правильного ухода за больным ребенком обязательно необходимо знание особенностей его развития в определенные периоды жизни.

Список литературы

1. Основы ухода за детьми: учеб. пособие / Н.С. Парамонова [и др.]; под ред. Н.С. Парамоновой. — Минск: Новое знание, 2015. — 279 с

2. Уход за больными (в педиатрии): учеб. пособие / В. А. Клименко, Г. С. Сивопляс-Романова, Ю. В. Карпушенко, О. С. Лупальцова. – Х.: ХНМУ, 2017. – 80 с.

3. Сестринский уход за больными: учеб.-метод. пособие / Л. А. Жданова, С. И. Мандров, Г. Н. Нуждина, И. Е. Бобошко, Л. К. Молькова, А. В. Шишова, Русова Т.В., Копышева Е.Н.:– Иваново: ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава Российской Федерации, 2018. – 192 с.

4. Сестринское дело в педиатрии: учеб.-метод. пособие для обучающихся по специальности 34.03.01 Сестринское дело / Р.А. Файзуллина, Е.А. Самороднова, М.А. Казакова.; под общ. ред. профессора Р.А. Файзуллиной. – Казань: КГМУ, 2019. –80 с

5. Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.1 Особенности ухода за больными детьми. Общий и специальный уход за больными ………………………………………………………………………4

1.2 Этика и деонтология медицинского работника. ……………….……5

1.3 Лечебно-охранительный режим.…………………………………….…8

1.4 Техника выполнения лечебных манипуляций. ……………………….10

1.5 Режим и организация питания…………………………………………14

2. Периоды детства. Особенности каждого периода……………………17

Заключение……………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………24

 

 

Введение

Уход за больным ребенком является составной частью лечебного процесса и призван обеспечить не только высокую эффективность комплекса терапевтических воздействий, но и, прежде всего, полное выздоровление больного. В условиях детской больницы ответственными за правильную организацию и уход являются: лечащий врач, заведующий отделением, руководитель лечебного учреждения.

Основная роль в уходе за больными принадлежит медицинской сестре. Врач лечит, а медицинская сестра выхаживает больного.

Определение «ухода за больными» включает в себя комплекс мероприятий, целью которых является облегчить состояние больного и создать оптимальные условия для лечения и выздоровления. Особенностями общего ухода за больными в педиатрии является не только дифференцированный подход, применяемый ко всем типам больных в зависимости от тяжести их состояния и возраста, но и деонтологические аспекты общения с родителями больного ребенка и их родственниками. Организация ухода за больным ребенком требует от медицинского персонала особой четкости, выдержанности и умения.

 

 

Особенности ухода за больными детьми. Общий и специальный уход за больными

Уход за больным ребенком является составной частью лечебного процесса и призван обеспечить не только высокую эффективность комплекса терапевтических воздействий, но и, прежде всего, полное выздоровление больного. В условиях детской больницы ответственными за правильную организацию и уход являются: лечащий врач, заведующий отделением, руководитель лечебного учреждения.

Основная роль в уходе за больными принадлежит медицинской сестре. Врач лечит, а медицинская сестра выхаживает больного.

Принято выделять общий и специальный уход за больными. Тщательное выполнение техники общего и специального ухода является решающим условием надежности и эффективности лечения.

Общий уход за больными включает следующие компоненты:

· создание гигиенической обстановки;

· грамотное наблюдение за больным и мониторинг его состояния;

· проведение профилактических и лечебных мероприятий;

· подготовку и проведение ряда диагностических процедур;

· оказание первой доврачебной помощи;

· оформление соответствующей медицинской документации.

 

Специальный уход определяется условиями пребывания больного в специализированном отделении, тяжестью заболевания больного.

Уход за больным ребенком имеет ряд особенностей:

· своеобразие ухода определяется анатомо-физиологическими особенностями детского организма;

· уход за больным ребенком в условиях стационара осуществляется медицинской сестрой и родственниками (чаще мамой);

· необходимо строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований с целью предупреждения внутрибольничных инфекций;

· дифференцированный режим дня строится в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей;

· лечебно-охранительный режим должен предусматривать устранение всех травмирующих психику ребенка факторов, противопоставляя им ласковое, предупредительное отношение;

· организация питания больного ребенка зависит от его возраста, тяжести заболевания;

· в уходе за больным ребенком определенное значение имеет воспитательная работа;

· техника выполнения лечебных и диагностических манипуляций имеет свои особенности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.081 с.)