Научно-исследовательская работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-исследовательская работа



ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

(МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело

Направленность программы (профиль) – Лесные культуры,

Селекция, семеноводство

Квалификация (степень) – магистр

 

Нижний Новгород - 2019


УДК 630.

 

Производственная практика: научно-исследовательская работа (методические и методологические аспекты организации научных исследований): Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело, направленность программы (профиль) Лесные культуры, селекция, семеноводство; квалификация (степень) – магистр [Электронный ресурс] / Н.Н. Бессчетнова, В.П. Бессчетнов. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА, 2019. – 32 с.

 

Составители: профессор Бессчетнов В.П., доцент Бессчетнова Н.Н.

 

Учебно-методическое пособие служит для методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся в рамках освоения ими программы практики Б2.О.03(Н) Производственная практика: научно-исследовательская работа (методические и методологические аспекты организации научных исследований) магистерской программы по направлению подготовки 35.04.1. Лесное дело, направленности (профилю) Лесные культуры, селекция, семеноводство. В пособии изложены базовые аспекты методологии, освещены принципиальные основы организации и построения полевых и лабораторных методов научных исследований и возможности их применения в лесном и лесопарковом хозяйстве. В нем рассмотрены наиболее часто употребляемые методические схемы и примеры их практической реализации, освещены особенности и порядок выполнения отдельных видов работ при реализации гистохимического анализа, определении пигментного состава и водоудерживающей способности листового аппарата, оценке регенерационной способности черенков и др. Оно включают в себя требования к результатам освоения программы практики, её тематический план, список рекомендуемой литературы. Методические указания адресованы студентам, магистрантам очного и заочного отделений сельскохозяйственных вузов, интересны также всем, кто занимается практической деятельностью и научными исследованиями в сельскохозяйственной и лесохозяйственной отраслях.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 8 от «10» _июля_ 2019 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 1 от «02» _сентября_ 2019 г.).

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Методические указания зарегистрированы под учетным номером

_35.04.01/2019/МС/Б2.В.03(Н)_ на правах учебно-методического электронного издания.

 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 02.09.2019 г.

                                     личная подпись   расшифровка подписи   дата

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2019 г.

Оглавление

    Стр.
  Методическая справка 4
  Глоссарий: термины, понятия, и определения 8
  Введение 11
1. Раздел 1. Выявление актуальных тем и направлений прикладных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве 14
1.1. Подраздел 1.1. Состояние вопроса (аналитический обзор литературы по теме научного исследования по заданию кафедры «Лесные культуры») 14
1.2. Подраздел 1.2. Обоснование актуальности научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве 17
2. Раздел 2. Выбор цели и постановка задач программы исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве 20
2.1. Подраздел 2.1. Выбор цели и постановка задач научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве 20
2.2. Подраздел 2.2. Разработка программы исследований 22
3. Раздел 3. Методологические основы и методические схемы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве 22
3.1. Подраздел 3.1 Методологические основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве 23
3.2. Подраздел 3.2 Методические схемы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве 24
  Литература 29
     
     

 


 

Методическая справка

 

Настоящее учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебным планом подготовки магистров по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело, направленности (профилю) подготовки Лесные культуры, селекция семеноводство и рабочей программой практики Б2.О.03(Н) Производственная практика: научно-исследовательская работа (методические и методологические аспекты организации научных исследований) на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки Лесное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» июля 2017 г. № 667 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2017 N 47640) Указания служат для методического обеспечения проведения самостоятельной работы (внеаудиторных занятий) практики Б2.О.03(Н) Производственная практика: научно-исследовательская работа (методические и методологические аспекты организации научных исследований).

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело практика Б2.О.03(Н) Производственная практика: научно-исследовательская работа (методические и методологические аспекты организации научных исследований) входит в обязательную часть блока Б2, Б2.О – обязательная часть ОПОП – Практики по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело.

Практика предназначена для её освоения студентами очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.04.01. – Лесное дело с квалификацией (степенью) выпускника – Магистр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при обучении по программе бакалавриата направления подготовки 35.03.01 – Лесное дело. Для качественного самостоятельного усвоения материала практики магистрант должен:

 

ЗНАТЬ:

- методы планирования и проведения исследований;

- методы сбора и интерпретации полученных данных и представления результатов исследования;

- пакеты статистической обработки данных;

- применение функций и зависимостей программного пакета Microsoft Office Excel;

- методы и способы графического представления результатов исследований;

- методы исследований и сбора научных данных; уровни и виды исследований.

- принципы построения проектов создания искусственных насаждений в лесах и лесопарках;

- принципы рационального использования естественных и создания искусственных насаждений различного целевого направления и конструкций.

 

УМЕТЬ:

- планировать и проводить исследования;

- систематизировать и интерпретировать полученные данные;

- представлять результаты исследования в табличной форме;

- визуализировать результаты статистической обработки и представлять их в форме графиков зависимостей и диаграмм;

- решать практические задачи в области лесовозобновительных направлений лесного и лесопаркового хозяйства;

 

ВЛАДЕТЬ:

- методами современного математического анализа, включая дисперсионный, кореляционый и регрессионный анализ;

- методами многомерного комплексного анализа, включая факторный и кластерный анализ;

- методами систематизации, визуализации и представления результатов исследования.

- методами решения практические задачи в области лесовозобновительных направлений лесного и лесопаркового хозяйства;

 

В результате освоения практики Б2.О.03(Н) Производственная практика: научно-исследовательская работа (методические и методологические аспекты организации научных исследований) у обучающегося формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции которые обеспечивают расширение сферы применения профессиональных умений и навыков выполнения научно-исследовательской работы, развитие и углубление опыта профессиональной деятельности в части научных исследований в области воспроизводства лесов (УК-1; УК-4; УК-6; ОПК-1; ОПК-4; ПК-3; ПК-9; ПК-10; ПК-11);

универсальные компетенции:

- приобретение способности осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий и совершенствование навыков организации научных исследований (УК-1);

- приобретение способности применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4);

- приобретение способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6);

общепрофессиональные компетенции:

- приобретение способности анализировать современные проблемы науки и производства, ре-шать сложные (нестандартные) задачи в профессиональной деятельности и совершенствование умения разработки состояния вопроса исследования (ОПК-1);

- закрепление и углубление навыков постановки целей и определения задач исследования, приобретение способности проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы (ОПК-4);

профессиональные компетенции:

- приобретение способности разрабатывать алгоритмы технологических процессов с целью эффективного использования материально-технических ресурсов (ПК-3);

- приобретение способности анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах, а также закрепление и углубление навыков оценки актуальности темы исследования; (ПК-9).

- приобретение способности разрабатывать программы и методики, определять методологию научных исследований, и разрабатывать методические схемы научных исследований лесных и урбоэкосистем (ПК-10);

- приобретение способности интерпретировать результаты научных исследований и представлять их в формах отчетов, рефератов, практических рекомендаций, публикаций и публичных обсуждений (ПК-11).

 

Объем практики составляет 12 зачетных единиц, 432 академических часов. В их числе 4,2 часа, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, в составе которых предусмотрено:

- 2 часа аудиторной работы;

- 2 часа на контроль самостоятельной работы;

- 0,2 часа на зачет;

 

Самостоятельная работа составляет 427,8 часа.

 


Глоссарий: термины, понятия и определения

Абстрагирование – это теоретическое обобщение опыта или мысленное выделение главного, самых существенных связей, при отвлечении от всех остальных. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.

Анализ – это мысленное или практическое расчленение предмета исследования на составные части для более детального его изучения.

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - вариабельность живых организмов, которая включает разнообразие внутри вида, между видами и между экосистемами (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Вегетационный период – период года, когда возможны рост и развитие растений в данных климатических условиях (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Возобновление леса естественное – процесс непрерывной смены древесной растительности в лесных сообществах, а так же процесс появления и развития леса в местах, где он был уничтожен в силу естественных или антропогенных причин. Выделяют вегетативное и семенное возобновление леса (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Гипотеза – это научное предположение, предвидение новых явлений, процессов, закономерностей. Если гипотезы как новые предположения выдвигаются на основе уже известных знаний, то это будут обоснованные предположения. Гипотетический метод (гипотеза) – это метод, который включает в себя разработку научной гипотезы на основе изучения физической химической или (и) иной сущности исследуемого явления или предмета с помощью описанных ранее способов познания и затем формирование гипотезы, составление расчетной схемы, алгоритма её изучения; анализ, разработку теоретических положений.

Дедукци я – это метод рассуждения от общих положений к конкретным частным выводам. Дедукция – это такая форма мышления, когда новое конкретное частное положение выводят логическим путем из предшествующих общих.

Зона лесорастительная – территория, характеризующаяся относительно однородными природно-климатическими и почвенными условиями, на которой произрастают исторически сложившиеся, относительно однородные растительные сообщества (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Индукция – это метод, с помощью которого рассуждения ведутся от частных фактов к обобщенным выводам. Индукция – это получение (выведение) общего правила из единичных (частных) суждений, в которых отображены единичные предметы и явления.

Конкретизация – это метод исследования, с помощью которого от абстрактного переходят к конкретному.

Лес – совокупность лесных древесных и иных растений, почвы, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, имеющие внутренние взаимосвязи и связи с внешней средой (Лесное хозяйство: Терминологический словарь, 2002).

Метод – это упорядоченная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний. В более широкой трактовке МЕТОД – это организованный подход к явлениям в природе и обществе, путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления какого-либо процесса. Метод – это способ достижения цели.

Методика, в научных исследованиях, – это алгоритм или процедура для проведения каких-либо целенаправленных действий для достижения результата конкретных исследований, получения новых знаний об объектах, процессах и явлениях. Методика отличается от методологии конкретизацией приёмов и задач.

Методология – это учение о научном методе вообще или о методах отдельных наук. Методология (от греч. Μεθοδολογία) – это учение о методах, способах и стратегиях исследования того или иного предмета, процесса или явления (предмета исследования вообще). Методология науки, в традиционном понимании, – это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, – это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины – физики, химии, биологии, генетики селекции, лесоведения и других научных дисциплин.

Наблюдение – это тщательное (внимательное) изучение явлений эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация с целью установления лучших приемов повышения продуктивности лесов. Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений органами чувств и (или) с помощью измерительно-учитывающих инструментов, но без вмешательства со стороны исследователя в состояние объекта, процесса или явления.

Синтез – это объединение расчлененных и проанализированных частей в единое целое для более полных выводов и обобщений.

Эксперимент – это одна из сфер человеческой практики (деятельности), в которой проверяется (подвергается проверке) истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. Эксперимент – это научно поставленный опыт, при котором явление вызывают искусственным путем или активно и направленно воздействуют на изучаемый объект и процессы.


Введение

Практика Б2.О.03(Н) Производственная практика: научно-исследовательская работа (методические и методологические аспекты организации научных исследований) входит в обязательную часть блока Б2, Б2.О – обязательная часть ОПОП – Практики по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело. Указанная практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Такой подход к формированию образовательной программы позволяет подготовить специалиста в области лесного хозяйства к решению, наряду с другими задачами профессиональной деятельности, следующих научно-исследовательских задач:

- выявление и формулирование актуальных научных проблем;

- разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

- разработка методического аппарата научных исследований и анализа их результатов;

- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;

- подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.

 

Научно-исследовательская компетентность специалиста, является важным условием развития отрасли инновационного типа. В соответствии с этим целью учебно-методического пособия является повышение эффективности научно-исследовательской работы магистранта (НИРМ) на основе эффективной организации поэтапного выполнения исследований начиная с постановки цели, разработки задач, проведения собственно исследований, до завершающего этапа – разработки отчетов, рекомендаций производству, внедрения последних в производство.

Значимость и актуальность научно-исследовательской работы магистров определяет ее долей в структуре основной образовательной

Организацию прохождения производственной практики магистров осуществляет кафедра лесных культур ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА. Содержание практики определяется индивидуальным заданием, выданным кафедрой после заключения индивидуального договора о прохождении практики, не позднее чем за 1 день до начала практики.

Производственная практика магистров организуется на базе: Нижегородской ГСХА (Учебно-исследовательский и консалтинговый центр факультета лесного хозяйства; Учебно-опытный питомник кафедры лесных культур); лесных государственных и иных предприятиях и учреждений Нижегородской области и региональных подразделений федеральных учре-ждений, арендаторов лесных участков и др.; структурных подразделений Департамента лес-ного хозяйства Нижегородской области; ГАУ НО «Семеновский спецсемлесхоз»; филиал ФБУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса по Нижегородской области» и др. 

За время прохождения практики необходимо провести исследование современного состояния вопроса, сформулировать цель, разработать задачи, программу и методику прикладных научных исследований, которые по специфике научных объектов (растения и их сообщества) в соответствии с учебным планом проводятся в вегетационный период второго и третьего семестра.

В широком спектре исследований, проводимых в лесном и лесопарковом хозяйстве, заметную роль играют разнообразные лабораторные методы анализа. Каждый из них обладает своей спецификой проведения опыта лабораторных условиях. Многолетний опыт выполнения различных испытаний позволяет нам с наименьшими затратами (материала, времени, препаратов) осуществлять эксперименты и выполнять разноплановые разработки. В основе любого исследования лежит методическая база, которая обеспечивает получение объективной информации. Согласно существующим представлениям метод – это упорядоченная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний; метод – это программа построения и практического применения теории. При этом необходимо учитывать, что метод объединяет объективные и субъективные моменты познания. Метод объективен, так как в разрабатываемой теории с его помощью отражают действительность и её взаимосвязи. В соответствии с этим утверждением методы научных исследований организуют (выстраивают) таким образом, чтобы максимально снизить или исключить полностью субъективное влияние самого исследователя. В идеале метод должен быть абсолютно объективным и полностью лишенным субъективизма. Одновременно метод субъективен, так как является орудием мышления исследователя и в качестве такового включает в себя его субъективные особенности. Метод реализуется в конечном итоге исследователем (субъектом исследования) и в этом смысле не может быть абсолютно избавлен от его субъективного влияния.

В лесном хозяйстве и в частности в лесной селекции и лесном семеноводстве часто приходится решать задачи, связанные с необходимостью практического применения специальных или, что то же самое, конкретно-научных методов исследований. Лабораторные методы исследований относят к специальным или к конкретно-научным метода

 


Аналитический обзор истории вопроса и состояние его изученности на современном этапе в конечном итоге определяет цели исследования, разработку задач исследования, последовательность решения которых осуществляется в соответствии с разработанной программой исследования.

Вышесказанное обусловливает необходимость на первом этапе научного исследования подготовить развернутый аналитический обзор всех доступных источников опубликованных сведений, касающихся выбранного научного направления в России и за рубежом. Это позволит высветить неоднозначность существующих оценок, глубину и детальность проработки отдельных положений по выбранному направлению исследований.

Источниками информации могут служить классические учебники, монографии, статьи в научных журналах, опубликованные материалы научных, научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, совещаний (тезисы докладов, статьи), реферируемые отчеты о выполнении научной работы, диссертации, их авторефераты и т.п. Перечисленные источники могут быть представлены бумажными носителями или электронными ресурсами.

Иногда рекомендуется поставить цель исследования, выдвинуть гипотезу, а затем приступить к разработке состояния вопроса. Нам представляется такой подход неэффективным хотя бы с той точки зрения, что у начинающего исследователя недостаточно знаний, или, по крайней мере, они весьма фрагментарны. Для получения научной новизны необходима достаточная компетентность в рассматриваемом вопросе. Иначе трудоемкие и длительные во временном аспекте исследования могут стать всего лишь «изобретением велосипеда». Другим вариантом решения может быть получение готовой цели, разработанной научным руководителем или поставлены перед исследователем иным способом, например, программой научно-исследовательской организации и пр. Однако, целью программы настоящей научно-исследовательской работы является формирование у магистранта способности самому устанавливать проблематику, цели и задачи исследования. Поэтому разработка состояния вопроса – это первое задание, которое предусмотрено программой данной научной работы.

Сбор теоретической информации необходимо вести ретроспективно – от современных источников к изданным раньше, вплоть до первоисточников. Целесообразно начинать библиографическое исследование с фундаментальных работ. Они формируют возможность исследователя правильно ориентироваться в привлечении к анализу публикаций детализирующих сведения о предмете исследования.

Технически поиск необходимых источников целесообразно начать с определения ключевых слов, которые содержатся в самом вопросе.

Например, направление исследования по заданию кафедры звучит так: « Рост и продуктивность дуба черешчатого в первые годы жизни в условиях Арзамасского района Нижегородской области». Ключевыми словами в контексте вопроса исследований (темы исследований) могут выступать: оценки продуктивности деревьев, продуктивность лесных пород, продуктивность дуба черешчатого, продуктивность сеянцев дуба черешчатого, оценки продуктивности растений (деревьев), рост дерева, рост сеянца пр.

Аналитический обзор литературных источников может быть структурирован по основным рубрикам. Их рекомендуемый перечень представлен ниже.

- Общая характеристика объекта (объектов) исследования. Для какой-либо древесной породы или некоторого набора древесных видов в эту часть обзора могут быть включены сведения о систематическом положении (вид, род, семейство), распространении (ареал или ареалы), дендрологическая или ботаническая характеристика, описания экологических реакций и пр.

- Хозяйственное значение и формы использования объекта исследования.

- Технологические аспекты и применяемые технологии, при освещении вопросов, связанных с созданием искусственных насаждений различного целевого назначения и конструкций (лесные культур, защитные полосы, объекты озеленения и пр.).

 

Заключение по аналитическому обзору. В процессе освещения в аналитическом обзоре литературных источников достигнутых результатов работы своих предшественников следует обозначить те вопросы, ответы на которые пока не удалось найти, те задачи, которые остались нерешенными на текущий момент, не имеют однозначной трактовки или являются дискуссионными. Подобную работу полезно оформить в «Заключении по аналитическому обзору литературы». На его основе следует определить цель исследования, выдвинуть и сформулировать его задачи, определить свое место, как исследователя, в решении проблемы или научных задач.

Обоснование актуальности выбранного направления и заявленной темы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве выступает одним из важнейших аспектов магистерской диссертации. Оно определяет целесообразность проведения исследований в выбранном направлении и позволяет обозначить объект и предмет исследований.

Обоснование актуальности. Текстовое оформление этой части работы магистра предполагает изложение материала в доказательной форме. Не просто заявить, что выбранная магистром тема является актуальной, а подтвердить подобное заявление ссылками на соответствующие части и разделы основополагающих программных документов государственного и регионального масштаба. В частности следует соотнести выбранную тему научных исследований с Государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы (Государственная программа…, 2013) и соответствующей ей программой развития лесного хозяйства в Нижегородской области.

Одним из средств обоснования актуальности выбранного направления и заявленной темы научных исследований магистранта является перечень нерешенных на текущий момент задач и не преодоленных пока еще проблем в лесном и лесопарковом хозяйстве, как в масштабах России, так и в мире в целом. Эта часть данного раздела формируется на основе анализа существующих публикаций по теме диссертации магистра, в которых поднимаются дискуссионные вопросы, обозначаются не преодоленные проблемы, перечисляются стоящие перед отраслью задачи, требующие своего безотлагательного решения. Здесь же по материалам анализа доступных магистранту литературных источников следует рассмотреть те вопросы, которые различным образом или неоднозначно освещены и трактуются авторами научных статей, монографий, обзоров и сводок.

Недостаточная изученность и неполная проработка вопроса (мало публикаций) в масштабах страны или на региональном уровне, зафиксированная в ходе анализа литературных источников, служит достаточным основанием для признания такого направления исследований вполне актуальным. Стилистически эта часть диссертации магистра может быть представлена такими фразеологическими конструкциями, как: «Актуальность темы определена тем, что…» или «Обоснованием актуальности выбранного направления исследования служит…» и т.п.

Объект исследований. Объектами исследований, выполняемых по направлению подготовки 35.04.01. Лесное дело, могут выступать лесоводственные объекты, относящиеся к искусственным насаждениям в лесном и лесопарковом хозяйстве:

- лесные культуры как таковые или участки лесных культур;

- защитные насаждения различного целевого назначения и конструкций;

- искусственные насаждения лесопарковых зон;

- искусственные насаждения, входящие в систему объектов озеленения городов и населенных мест;

- объекты постоянной лесосеменной базы (плюсовые и элитные деревья, лесосеменные плантации первого порядка, лесосеменные плантации повышенной генетической ценности, лесосеменные плантации второго порядка, постоянные лесосеменные участки);

- объекты единого генетико-селекционного комплекса (архивы клонов плюсовых деревьев, испытательные культуры;

- научно-опытные и испытательные посевы полусибсовых и (или) сибсовых семей плюсовых деревьев;

- лесные и декоративные древесные питомники, их производственные отделения, подразделения и участки;

- лесосеменные производственные комплексы, содержащие шишкосушилки, семенохранилища и холодильные камеры, пункты переработки лесосеменного сырья;

- географические и экологические культуры;

- плантационные культуры и целевые промышленные плантации различного хозяйственного назначения;

- ландшафтные культуры и элементы ландшафта, сформированные искусственными насаждениями;

-  интродукционные и коллекционные участки, дендрарии, дендропарки, арборетумы ботанических садов;

- другие лесоводственные объекты, имеющие отношение к лесокультурной деятельности, питомническому хозяйству, лесосеменному делу, лесной селекции и лесной генетике.

Предмет исследования – это то, что именно будет исследовано в работе. Традиционно предмет исследования рассматривают как особую проблему, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, подлежат изучению. Предмет исследования представляет собой некоторый аспект научной проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.

Предмет исследования отражает наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности, характеристики, проявления объекта, на которые направлено исследование. Один объект может представлять несколько предметов исследования, в зависимости от научно-познавательных и практических целей. Явление, ставшее предметом исследования, понимается как целостность, изучаемая во всех своих определяющих зависимостях и комплексах, в своем функционировании и динамике.

Литература

1. Моисейченко В.Ф. Заверюха А.Х, Трифонова М.Ф. Основы научных исследований в плодоводстве, овощеводстве и виноградарстве. – М.: Колос, 1994. – 383 с.

2. Быков В.В. Методы науки. – М.: Наука, 1974. – 215 с.

3. Коптев В.В., Богомягких В.А., Трифонова М.Ф. Основы научных исследований и патентоведения. М.: Колос, 1993. – 144 с.

4. Трифонова М.Ф., Заика П.М., Устюжанин А.П. Основы научных исследований. М.: Колос, 1993. – 239 с.

5. Моисейченко, В.Ф. Основы научных исследований в агрономии [Текст] / В.Ф. Моисейченко, М.Ф. Трифонова. – М.: Колос, 1996. – 336 с.

6. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: Колос, 1985. – 351 с.

7. К.Е., Швиденко А.З. Методы и техника обработки лесоводственной информации. – М.: Лесная промышленность, 1978. – 272 с.

8. Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России. Ч. 1. Организация лесоустройства. Полевые работы. //Федеральная служба лесного хозяйства России/ Согласовано с Минприроды России 23 декабря 1994 г.; Утверждено приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. № 265. М.: ВНИИЦлесресурс, 1995. – 175 с.

9. Василенко П.М., Погорелый Л.В. Основы научных исследований. – Киев, 1985. – 203 с.

10. Иванов В.В., Гноевой Н.В., Монастырская Г.В. Анализ, оценка и стимулирование эффективности научного потенциала. – Киев: Наукова думка, 1990. – 132 с.

11. Мальцев П.М., Емельянова Н.А. Основы научных исследований. – Киев, 1982. – 192 с.

12. Лесное хозяйство: Терминологический словарь / Под общ. Ред. А.Н. Филипчука. М.: ВНИИЛМ, 2002, - 480 с. – Стр. 64.

13. Справочник лесничего. Издание 2-е, исправл. и доп. – М.: Лесная промышленность, 1964. – 671 с.; (стр. 12 – 17). Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (главный редактор) и Л.С. Шаумяна. Изд. 6-е, перераб. и доп.. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – 784 с.

14. Словарь иностранных слов. – Изд. 19-е, стереотип. – М.: Русский язык, 1990. – 624 с.

15. Советский энциклопедический словарь. Изданье 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.

16. Справочник лесничего /Под общ. ред. А.Н. Филипчука. Издание 7-е перераб. и доп. – М.: ВНИИЛМ, 2003. – 640 с.).

17. Мамаев, С.А. Формы внутривидовой изменчивости древесных растений (на примере семейства Pinaceae на Урале) /С.А. (Мамаев,. – М.: Наука, 1972. – 284 с.).

18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / С.И. Ожегов. Изд. 10-е, стереотипное. Под ред. Н.Ю Шведовой – М.: Советская энциклопедия, 1973 г. – 846 с.

19. Котов, М. М. Метод селекционной оценки сосны на ПЛСУ [Текст] / М.М. Котов. // Экспресс-информация «Лесоразведение и лесомелиорация». – М.: ЦБНТИлесхоз, 1981. Вып. 10. – 20 с.

20. Котов, М. М. Отбор сеянцев сосны для лесосеменных плантаций [Текст] / М.М. Котов. // Лесное хозяйство. – 1995. –№ 1. – С. 44 – 46.

21. Котов, М. М. Рекомендации по отбору сеянцев сосны для посадки на лесосеменные плантации [Текст] /М.М. Котов. – Йошкар-Ола: НТО леспрома и лесн. хоз-ва, 1987. – 13 с.

22. Плохинский, Н. А. Биометрия [Текст] /Н.А. Плохинский. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1961. – 364 с.

23. Правдин, Л. Ф. Закономерности внутривидовой изменчивости сосны (Pinus L.) и ели (Piceae A. Dietr.) [Текст] / Л.Ф. Правдин // Доклады ученых - участников Международного симпозиума по селекции, генетике и лесному семеноводству хвойных пород (г. Новосибирск, 19-25 июня 1972 г.).– Пушкино: ВНИИЛМ, 1972. – С. 16 – 25.

24. Снедекор, Дж.У. Статистические методы в применении исследованиям в сельском хозяйстве и биологи [Текст] / Дж.У. Снедекор. Перевод с англ. – М.: Изд-во с-х. лит., журн. и плакатов, 1961. – 503 с.

25. Бессчетнова, Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.). Селекционный потенциал плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова. – Saarbrücken: Lap Lambert Academic Publishing GmbH & co. KG. ISBN 978-3-8443-5608-3, 2011 – 402 c.

26. Бессчетнова, Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.). Морфометрия и физиология хвои плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова, В.П. Бессчетнов. Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. – 368 с.

26.Бессчетнова, Н.Н. Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.). Репродуктивный потенциал плюсовых деревьев / Н.Н. Бессчетнова. Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2015. – 586 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.087 с.)