Курсовые  работы по методике обучения и воспитания по 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курсовые  работы по методике обучения и воспитания по



ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

 

 

Утверждено Редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «НГПУ»

в качестве учебно-методического пособия

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2019


УДК                                                                                         Одобрено к печати

ББК                                                                                          Учебно-методическим советом

                                                                     ФГБОУ ВО «НГПУ»

 

Р е ц е н з е н т ы:

Лауреат Государственной премии РФ, почетный член Академии художеств РФ, председатель правления Новосибирской региональной общественной организации "Творческий союз художников" И. Я. Ельченко,

кафедра декоративно-прикладного искусства ФГБОУ ВО «НГПУ»

 

      Купченко Л. А., Тащёва Н. Е.

      Курсовые работы по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству: учебно-методическое пособие / Л. А. Купченко, Н. Е. Тащёва; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. - с.

 

 

Настоящее издание содержит теоретический материал и рекомендации к выполнению и оформлению курсовых работ по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству по направлениям подготовки  54.03.02 «Декоративно-при­кладное искусство и народные промыслы» и 44.03.01 «Педагогическое образование», профили «Декоративно-прикладное искусство» и «Художественное образование».

Курсовая рабо­та являетсяважным звеном вформировании профессиональных компетенций бу­дущих художников и руководителей студий декоративно-прикладного искусства и народных художественных ремесел для преподавательской, научно-методической и культурно-просветительской деятельности.

Издание предназначено для бакалавров и магистров очной и заочной формы обучения указанных направлений подготовки, а также педагогам дополнительного образования.

 

                                                                               

                          

 

                      УДК

 ББК

 

                                                                                   © Купченко Л.А., Тащёва Н.Е. 2019

                                       © Оформление. ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019


ВВЕДЕНИЕ

 

Содержание профессионально-педагогической подготовки обучающихся Института искусств средствами народ­ного и декоративно-прикладного искусства требует приведения ее в соответствие с современным уровнем развития теории народного и декоративно-прикладного искусства, с новейшими, инновационными достижениями пе­дагогической науки.

В народном искусстве, в произведениях художественной культуры накопленный народом художественный опыт есть результат творческих усилий целого поколения людей. Он же, в свою очередь, служит опорой для дальнейших достижений в художественном творчестве [5].

Данное издание является учебно-методическим руководством для выполнения курсовой работы по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству. Она выполняется студентами Института искусств в соответствии с учебным планом на 4 курсе.

Формирование личности учащихся в огромной степени зависит от педагога, его профессиональных качеств, творческого подхода к педагогической деятельности, который умеет самостоятельно мыс­лить, анализировать самые разнообразные методические и практиче­ские материалы, альтернативные программы, осуществлять их выбор и строить свою работу в соответствии с требованиями к процессу обучения. Обучающийся, освоивший курс методики обучения и воспитания, должен уметь самостоятельно оценивать и творчески использовать любые традиционные или новые подходы в обучении декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам.

Достижение этой цели предполагает серьезные творческие уси­лия самих студентов. Прежде всего, необходимо основательно разо­браться в психологических и дидактических основах, на которых строится развитие познавательных процессов и творческих способно­стей детей, и отчетливо определить, какие возможности для этого предоставляют занятия декоративно-прикладным искусством и на­родными ремеслами.

Кроме того, будущим педагогам важно разобраться в тех науч­ных позициях, которые определяют отбор специфического содержа­ния занятий по указанным дисциплинам, представляющих собой сис­тему. Содержание методики обучения опирается на характерные принципы и методы художественного образования и воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства, позитив­ные направления системы дополнительного образования и вузовской педагогики и методики обу­чения и воспитания.

Большое значение в профессиональной подготовке студентов Института искусств педагогического университета имеет вы­полнение курсовых работ по методике обучения и воспитания по декоративно-при­кладному искусству. Тематика их включает са­мые разнообразные вопросы и проблемы по разработке конкретных ре­комендаций для проведения различного вида занятий в образователь­ных учреждениях, организации внеклассной и внешкольной работы [2].

Выполнение курсовой работы по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству должно способствовать формированию у обучающихся следующих компетенций:

ПК-1: готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованием образовательных стандартов;

ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;

ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;

ПК-5: способность педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;

ПК-12: способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;

ПрК-3: способность передавать теоретические знания и практические умения по изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству учащимся;

ПрК-7: способность использовать различные материалы и технологические процессы, применяемые при выполнении художественных изделий декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел;

ПрК-13: способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации учебно-исследовательской деятельности;

Курсовая работа позволяет закрепить теоретические знания пу­тем практического применения общих вопросов методики обучения и воспитания. При ее выполнении обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с методической, психолого-педагогической, этнографической, справочной и специальной литературой, что поможет им в выполне­нии выпускных квалификационных работ, педагогической практике и будущей работе в образовательных учреждениях.

Кроме того, студенты-заочники имеют возможность обобщить свой собственный опыт, предложить нетрадиционную методику обу­чения, подтвердить результаты исследования или эксперимента рабо­тами своих учеников. Обучающиеся на дневном отделении для этих целей используют все виды педагогической практики.

Курсовая работа должна носить научно-исследовательский ха­рактер и соответствовать следующим требованиям:

- методическая направленность, творческий подход к решению проблемы;

- самостоятельный анализ исследуемого материала (специаль­ной литературы, учебных планов, программ и т.д.);

- экспериментальная работа с детьми;

- художественное оформление материала.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Для более успешного выполнения и своевременной защиты кур­совой работы студент к концу первой недели после выбора темы дол­жен представить руководителю план работы и обсудить сроки выполнения его отдельных разделов. Руководитель утверждает индиви­дуальный план работы, сроки поэтапного контроля над выполнением, назначает время консультаций и срок представления выполненной работы на кафедру. Ниже представлен примерный график вы­полнения курсовой работы:

· Подобрать и изучить методическую и специальную литерату­ру по теме работы (1 - 2-я недели).

· Определить цель и задачи разработки темы (3-я неделя).

· Продумать общие методические вопросы (цели и задачи, со­держание, формы организации, характеристику возрастной группы, методы, материально-техни­ческую базу занятий и т.п.) (4-я неделя).

· Составить программу и / или тематический план (5-я неделя).

· Разработать планы-конспекты занятий в соответствии с программой или тематическим планом (6 - 7-я недели).

· Выполнить эскизы наглядных пособий (8-я неделя).

· Оформить пояснительную записку (9 - 10-я недели).

· Выполнить наглядные пособия (11 - 13-я недели).

· Представить готовую работу на кафедру (14-я неделя).

Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой декоративно-приклад­ного искусства (ДПИ), но студенты могут предложить и свою тему. Обучающиеся пишут заявление на имя заведующего кафедрой с указанием темы и фами­лии предполагаемого научного руководителя [2].

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

· Реализация дидактических принципов на занятиях ДПИ.

· Средства активизации творческой деятельности детей на заняти­ях ДПИ.

· Роль словесных методов в обучении ДПИ.

· Форма организации обучающихся на занятиях ДПИ.

· Методы организации самостоятельной работы учащихся на за­нятиях ДПИ.

· Реализация принципа развивающего характера обучения на со­временном уроке ДПИ.

· Применение методов проблемного обучения на занятиях ДПИ.

· Применение технических средств в обучении ДПИ.

· Использование компьютерных технологий в обучении ДПИ.

· Психолого-педагогические условия развития творческих спо­собностей обучающихся на занятиях ДПИ.

· Эстетическое воспитание учащихся в процессе обучения ДПИ.

· Состязательные формы организации педагогического процесса в обучении ДПИ.

· Игровые формы организации педагогического процесса в обуче­нии ДПИ.

· Осуществление метапредметных связей в преподавании ДПИ.

· Методические рекомендации по профессиональному самоопределению обучающихся на занятиях ДПИ.

· Реализация принципа воспитывающего характера обучения ДПИ.

· Реализация принципа наглядности в обучении ДПИ.

· Роль экскурсий в обучении ДПИ.

· Критерии оценки обучения школьников на занятиях ДПИ.

· Психолого-педагогические основы работы с одаренными деть­ми.

· Психолого-педагогические основы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

· Методические рекомендации по проведению занятий по ДПИ.

· Методика обучения ДПИ.

· Программа обучения ДПИ для учреждения дополнительного образования.

· Зарубежный опыт организации обучения ДПИ.

Вышеперечисленные темы курсовых работ могут быть конкре­тизированы и раскрыты на примере общеобразовательных, внекласс­ных, внешкольных занятий в творческих объединениях, студиях, до­мах творчества, кружках, художественных школах и школах искусств, на факультативах и т.д. по следующим направлениям:

· роспись по дереву,

· роспись по стеклу,

· роспись по ткани,

· керамика,

· художественная резьба по дереву,

· дизайн костюма,

· игрушки и куклы,

· декоративная штукатурка,

· декоративная графика,

·  художественная обработка бересты,

·  аппликация из бумаги, текстиля, кожи;

· декоративная живопись,

· художественная обработка металла.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ

 

Курсовая работа по методике обучения и воспитания (декоративно-прикладное искусство) состоит из двух частей - теоретической (пояснительной записки) и практической (наглядных пособий и приложений). Особое внимание следует уделить оформле­нию первой. Мы рекомендуем следующую структуру этой части кур­совой работы:

Титульный лист (приложение 1), на котором указывается: название министерства, университета, института, кафедры, тема, автор, руководитель, год.

Состав курсовой работы (приложение 2), где указывается коли­чество страниц текста, наглядных пособий, приложений и т.п.

Оглавление (приложение 3), то есть то, что включается в по­яснительную записку: введение, разделы или главы и их назва­ния (в них может быть и более мелкое дробление - на пункты), заключение, библиографический список, приложения.

Во введении необходимо обозначить проблему, в рамках которой будет проходить исследование, дать характеристику состояния рассматриваемых вопросов на современном этапе, раскрыть учебно-воспитательное значение, мотивы выбора и актуальность темы. Затем определяют объект и предмет исследования, формулируют цель и за­дачи, которые ставит студент в своей работе, каких результатов он хочет добиться, и, наконец, какими методами (наблюдение, беседы, эксперимент, теоретическое исследование и т. п.) собирается восполь­зоваться. Введение обычно занимает 1-2 страницы текста.

Основное содержание курсовой работы раскрывается в двух-трех главах или разделах. Первая глава – краткий исторический обзор развития ре­месла или же вида декоративно-прикладного искусства, художественно­го промысла или отрасли художественной промышленности по теме исследования, включая современное состояние и региональный компонент этого вида искусства (3-5 страниц).

Обязательна методическая глава. В ней дается характеристика предложенной студентом методики: психолого-педа­гогическое обоснование, реализация дидактических принципов обу­чения, описание эксперимента, организационные формы, методы обучения, материальная база организации занятий, меры по технике безопасности и т.п. Эта часть должна содержать программу и/или учебно-тематический план работы образовательного учреждения на год и планы-конспекты отдельных занятий (приложения 4-5). Объем методиче­ской главы (раздела) составляет примерно 10 - 15 страниц.

Пояснительная записка завершается заключением, краткими выводами (1-2 страницы). Педагогическая практика дает возможность апроби­ровать выбранную студентом методику, поэтому выводы должны со­держать данные, обосновывающие ее педагогическую эффективность и возможность осуществления на практике предложенных им мето­дических рекомендаций.

Текст записки должен быть написан литературным языком, без сокращения слов, кроме общепринятых.

В конце нужно привести библиографический список источников по теме курсовой работы, содержащий искусствоведческую, психолого-педагогическую и научно-методическую литерату­ру по теме исследования. Следует обратить внимание на правильность оформления  источников. При оформлении спи­ска используют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиогра­фическая ссылка. Общие требования и правила составления» [3].  Библиографическое описание должно со­держать следующие данные: фамилию автора(ов), его(их) инициалы, название, жанр (тезисы, доклад, учебное пособие, хрестоматия и т.д.), место издания, название издательства, год издания, том (часть, вы­пуск), количество страниц. В списке должно быть не менее 20 источников.

В тексте пояснительной записки должны быть ссылки на все источники в квадратных скобках с указанием номера по списку - [7], или с указанием номера и страницы, если приводит­ся дословная цитата  - [7, с. 23]. Можно использовать и другие способы оформления ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.

При составлении списка использованных или рекомендуемых источников (приложение 7) используют требования по ГОСТ7.1-2003. «Система стандартов по информации, би­блиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Би­блиографическое описание. Общие требования и правила состав­ления» [4].

 

Примеры библиографических записей

  Книги одного автора

Куприянов Б. В. Программы в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Школьные технологии, 2011.  228 с.

Маилян Л. Р. Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 220 с.

   

Книги двух, трёх авторов

Максимова И. А., Калмыкова Н. В Макетирование из бумаги и картона:  учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2014.  88 с.

АнаньеваЕ. Н., Евсеева Т. Н., Дукельская Е. М. Куклы мира. М.: Аванта+, 2003. 183 с.

 

Запись под заглавием

Акварель. Традиции и современность. Межрегиональная художественная выставка-конференция: альбом / автор-сост. В. В. Иванкин / НРО НСОО «Союз художников России». Новосибирск, 2015. 184 с.

Керамическая установка: по материалам архива и коллекций А. В. Филиппова / авт. С. Баранова и др.  М.: Эксмо, 2017. 472 с.

Композициякостюма: учебное пособие для вузов: доп. УМО ву­зов РФ / под ред. Г. М. Гусейнова. М.: ACADEMIA, 2004. 432 с.

           

Электронные ресурсы  

Коваленко Ю. Г. Особенности технологий народных ремесел и промыслов. Художественный войлок: методические рекомендации [Электронный ресурс].  Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 39 с. URL: https://lib.nspu.ru/views/library/71776/read.php (дата обращения: 20.05.2019).

Орнамент всех времен и стилей [Электронный ресурс]. URL: http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=11314&st=0&p=129339&#entry129339 (дата обращения: 20.05.2019).

Своя рубашка ближе к телу. Коллекция рубах из собрания Российского этнографического музея [Электронный ресурс] CD. СПб.: Российский этнографический музей, 2011. 1 CDR.

Соколов М. В., Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие [Электронный ресурс]. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. 431 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.html (дата обращения: 20.05.2019).

 

 Статьи из периодических изданий

Еловикова Е. Текстильные куклы в культуре народов мира // Кукольный мастер. 2018. № 1 (56). С. 22-23.

Шаронова Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности // Искусство в школе. 2019. № 2. С. 29-30.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.051 с.)