В социально-культурной сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В социально-культурной сфере



Учреждение культуры

«МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ

ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для работников культуры

 

Минск 2017

УДК 005:7(075.8) М 15

Коллектив преподавателей кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель – Е.А. Макарова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

 

 

Рецензенты:

Н.Н. Королев – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета культурологии и социокультурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Н.В. Самерсова – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств».

 

 

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ: научно-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ / науч. рук. Е.А. Макарова. – Минск: ГУК «Минский областной центр народного творчества», 2017. – 150 с.

 

В пособии рассматриваются теоретико-методологические и организационно-технологические основы проектной деятельности в социально-культурной сфере. Предназначено для работников культуры, специалистов сферы социально-культурной деятельности и индустрии досуга.


 

Оглавление

Об авторах ………………………………………………………………………….5

Введение …………………………………………………………………………….7

Морозов И.В. Проектная культура: путь к благим изменениям. Философско-культурологическое осмысление……………………………….10

Саевец О.М. Методологическая основа технологии социально-культурного проектирования…………………………………………………………………….24

Смаргович И.Л. Социально-культурные кластеры и креативные пространства в контексте проектной деятельности…………………………………………….32

Макарова Е.А. Проект как формат профессиональной деятельности арт-менеджера……………………………………………………………………..47

Косик Ю.А. Интернет как пространство реализации социокультурных проектов……………………………………………………………………………58

Макаревич А.В. Проектные технологии в организации киносмотров и кинопоказов в Беларуси……………………………………………………………68

Стельмах А.М. Проектные технологии в театральной сфере……………80

Калашникова А.В. Театральный туризм как современная социокультурная технология………………………………………………………………………….94

Макарова Е.А. Смаргович И.Л. Проектные технологии в культурно-досуговой деятельности…………………………………………………………. 101

Мойсейчук С.Б. Фестиваль творчества детей с особенностями психофизического развития как социально-культурный проект………………113

Позняков А.В. О механизмах разработки социально-культурных проектов..124

Карнажицкая Т.В. Рекомендации по оформлению социально-культурного проекта. Краткий тезаурус по проектному менеджменту……………………138

Заключение ………………………………………………………………………156


ОБ АВТОРАХ

 

Макарова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Морозов Игорь Вячеславович, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Саевец Ольга Михайловна, магистр педагогических наук, преподаватель кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Мойсейчук Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Смаргович Ирина Леонидовна, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Косик Юлия Алексеевна, магистр культурологии, преподаватель кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Макаревич Анна Владимировна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Стельмах Анна Михайловна кандидат искусствоведения, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

КАЛАШНИКОВА Анжелика Валерьевна, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Позняков Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Карнажицкая Татьяна Вадимовна, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»


ВВЕДЕНИЕ

Социально-культурная сфера как совокупность предприятий, учреждений, организаций, направленных на производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивает самым удовлетворение социально-культурных и информационных потребностей населения. К социально-культурной сфере, как правило, относятся учреждения культуры и досуга, призванные обеспечивать повышение культурного уровня всего общества.

Социально-культурная деятельность, осуществляемая учреждениями культуры и досуга, прямо или косвенно связана с реализацией проектов и программ, проведением тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете, направлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, определенной области культуры, образования, искусства, досуга.

Самое непосредственное применение технологий проектного менеджмента проявляется в деятельности современных учреждений культуры. Белорусские исследователи отмечают, что в деятельности музеев, библиотек и клубных учреждений, заметно возрастает значение социально-культурного проектирования.

В структуре деятельности каждого из типов учреждений культуры выделяются культурные действия и операции как основные составляющие деятельности. Проект и является тем действием, из совокупности которых складывается деятельность учреждений культуры, выполняющих в обществе свою миссию как социально-культурных институтов.

Осуществление любого проекта требует привлечения ресурсов: исполнительских (рабочая сила), материальных (деньги, техника) и т.д. При его реализации внешние условия и требования к конечному результату могут разниться, потому для нового продукта или услуги потребуется создание нового проекта.

Российские исследователи выделяют, например, следующие виды проектов:

Ø средовое проектирование (дизайн, архитектура);

Ø проектирование воспитательных и педагогических программ (социально-педагогических, адаптационных, реабилитационных и др.);

Ø проектирование культурно-досуговых услуг;

Ø сценарное проектирование (проектное обоснование различных мероприятий и акций, пресс-конференций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т.д.);

Ø художественно-экспозиционное проектирование (в музейном деле проектирование новых культурных парадигм, моделей нового осмысления и отношения к предметам и явлениям прошлого, а по существу – проецирование прошлого и его трансляция посредством выставок, экспозиций в настоящее и будущее);

Ø организационное проектирование (функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений).

Справедливы утверждения культуролога М. Ариарского, что социально-культурное проектирование – это научно-практическая деятельность, связанная с разработкой и реализацией технологически обеспеченных вариантов решения актуальных и перспективных проблем социально-культурной сферы. Социально-культурное проектирование является необходимым звеном в цепи «прогноз – программа – проект – план».

По его мнению, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологиями социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

Актуальность овладения основами социокультурного проектирования обусловлена, тем, что данная технология позволит специалистам более эффективно осуществлять профессиональные функции, обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда. Социально-культурные проекты  могут быть направлены на художественно-творческую и социально-психологическую адаптацию и реабилитацию, духовное и физическое развитие личности, удовлетворение культурных потребностей различных категорий населения.

Справедливо утверждение белорусских ученых О.А. Галкина и И.Г. Голубевой, что «инновационные подходы к развитию сферы культуры, активизация проектной деятельности связаны с происходящими как в мире, так и в Республике Беларусь социальными изменениями, которые влекут за собой пересмотр представлений о роли культуры в государстве и в обществе» (Культура Беларуси: 20 лет развития (1991—2011): монография).

Не вызывает сомнения, что более активное внедрение проектных технологий в структуру деятельности учреждений культуры отвечает насущным задачам социально­экономического развития нашего общества, при которых возникает «необходимость комплексного финансирования культуры, где одним из механизмов выступает государственно-частное партнерство».


Морозов И.В.

Цель, направленная на решение проблемы, 2. достигается через выполнение задач как промежуточных результатов, 3. через мероприятия – действия, осуществляемые для выполнения задач и имеющие качественные и количественные показатели достижений.

Логико-структурный подход в сочетании с методом позитивной оценки ситуации принято применять при разработке проектных заявок, подаваемых для получения финансирования, поскольку он обеспечивает логичность, прозрачность и обоснованность идеи. Кроме того, использование его элементов позволяет удерживать образ мероприятий проекта как целостности и видеть взаимосвязь всех его компонентов.

Список использованных источников:

1. Готин, С.В. Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности / С.В. Готин, В.П. Калоша. – М.: ООО «Вариант», 2007. – 118 с.

2. Луговцова, А. Позитивное интервью – практическое руководство к приятным переменам / А. Луговцова // Адукатар. – 2011. – №2 (20). – С. 28–31.

3. Проектный менеджмент Ти-кит [Текст] / [Бернар Абриньани и др.; ред. Анн Дюссап, Питер Мерри; при участии Алена Руа]. - Strasbourg: Совет Европы, cop. 2000. - 111 с.

4. Марков, А.П. Основы социально-культурного проектирования: учеб. пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб, 1997. – 194 с.

 


Смаргович И.Л.

И КРЕАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Социально-экономическими и экономическими выгодами деятельности социально-культурного кластера являются: создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет, формирование или повышение положительного имиджа региона, развитие социальной инфраструктуры и пр.

Авторы руководства по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь (Д. Крупский, А. Омарова, Т. Хвалько) отмечают основные преимущества и недостатки кластерного подхода. Так, в качестве преимуществ они отмечают следующие: экономия ресурсов за счет проведения совместных мероприятий участников кластера, координация действий на рынке, упрощенный доступ и использовании е коммерческой информации и делового опыта, формулирование и продвижение коллективных интересов участников кластера в отношениях с государственными органами и другими участниками рынка.

Недостатками считаются такие эффекты, как: сложность обеспечения координации деятельности и согласования интересов участников кластеров; возможность утраты уникальных конкурентных преимуществ; возможность усиления зависимости от более экономически сильных и технологически «продвинутых» участников кластеров [1, с. 3–5].

В качестве показателей результативности работы кластера используют такие индикаторы, как: увеличение сети клубных, студийных объединений на территории с низкой и неравномерной численностью населения; увеличение количества жителей, участвующих в культурно-массовых мероприятиях; позитивная динамика в осуществлении благотворительной деятельности на территории поселения [1, с. 63].

Также в Беларуси активно развиваются социально-культурные туристические кластеры. К туристическим кластерам относятся группы предприятий, сконцентрированных географически в пределах региона, которые совместно используют туристические ресурсы, специализированную туристическую инфраструктуру, локальные рынки труда, осуществляют совместное управление и маркетинговую деятельность.

Туристические кластеры включают: производителей, предпринимательские структуры (услуги туропрераторов, гостиниц, общественного питания, транспорта, торговли, поставщиков оборудования, производителей сувенирной продукции и др.). Многие кластеры включают научные и учебные учреждения, которые обеспечивают специализированное обучение, информацию, научные исследования, техническую поддержку, а также органы государственного управления[1, с.4-5].

Одними из наиболее известных белорусских культурно-туристических кластеров являются «Полесская Амазония» (Столинский район), «Северные Афины» (Сморгонский район). В состав данных кластеров входят агроусадьбы, общественные организации, спортивный клуб, музеи, центры ремесел, управленческие структуры и др.

В Республике Беларусь разработана правовая и методическая база по созданию кластеров (в том числе творческих кластеров): это Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 №27 «Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и план мероприятий по ее реализации», Государственная программа «Малое и среднее предпринимательства в РБ» на 2016–2020 годы. Министерство экономики подготовило «Руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Беларуси». Также в правительстве на рассмотрении находится проект Указа, предусматривающий господдержку кластерных проектов, направленных на формирование инновационно-промышленных кластеров.

Кроме этого, создателям кластеров необходимо изучать международные документы по кластеризации: «Манифест кластеризации в странах ЕС» (ЕС, 2006г.), «Европейский кластерный меморандум» (2008г.). 

Необходимо  при этом заметить, что творческие кластеры, конечно, имеют свою специфику, поэтому также требуются специальные разработки и правовые документы, касающиеся создания и функционирования именно творческих кластеров.

Примеры успешного опыта европейских и российских городов по претворению в жизнь теории творческих индустрий, свидетельствуют о том, что воплощение данных идей реально и в Беларуси, но с учетом национально-культурных и социально-экономических особенностей. На сегодняшний момент существует реальная необходимость развития творческих индустрий в Республике Беларусь и создания кластерной системы, которая успешно реализуется не только во многих европейских странах, но и в странах постсоветского пространства. В Беларуси существует богатый творческий потенциал, но креативному слою населения не хватает инфраструктуры для самореализации, предпринимательского опыта и осознания необходимости кооперации.

Концептуально значимой в этом направлении для нашей страны определяется следующая структура: производитель творческих услуг и продуктов? арт-менеджер (арт-агент)? потребитель (зритель). У нас имеется достаточно большое количество людей творческих профессий, способных создавать творческий продукт, но вот совсем невелик пока класс так называемых арт-менеджеров (арт-агентов), умеющих продвигать и продавать эти продукты и услуги определенным целевым категориям населения.

Выбор целесообразной стратегии – вот первая одна из проблем развития творческих индустрий в нашей стране. Политика в области творческих индустрий в Республике Беларусь может развиваться в следующем направлении:

Ø создание законодательной базы, финансовых и налоговых механизмов поддержки и развития творческих индустрий в Беларуси на основе международного опыта в этой области;

Ø подготовка специалистов-профессионалов в области творческих индустрий;

Ø создание и развитие «творческих пространств», креативных, социально-культурных и культурно-туристических кластеров с учетом национальной экономической и социально-культурной ситуации. Кластеры и «пространства» целесообразно располагать на территории заброшенных фабрик или заводов, давая новую жизнь «заброшенным» индустриальным пространствам. Это также позволит развивать предпринимательскую деятельность в сфере культуры, искусства, досуга;

Ø проведение курсов, обучающих и обменных семинаров, конференций для специалистов по бизнес-планированию в сфере творческих индустрий;

Ø развитие информационно-аналитического пространства в области творческих индустрий.

 

 

 


Однако, будучи инновационным направлением для Беларуси, продвижение творческих индустрий сопряжено с такими проблемами, как несовершенство законодательной базы, финансовых и налоговых механизмов поддержки и развития творческих индустрий; малоразвитость теоретической, аналитической и информационной базы творческих индустрий и др.

Необходимо на государственном уровне понимание значимости и признание творческих индустрий. Также их развитию будет способствовать различные формы сотрудничества и партнерства всех заинтересованных сторон – государства и местных властей, общественных организаций, бизнеса и т.п. Необходимо также использование опыта ведущих стран мира в данной отрасли, при этом образование в сфере творческих индустрий будет способствовать формированию группы профессионалов в данной области. Все это открывает новые возможности экономического и культурного роста, повышает конкурентоспособность страны в современных условиях.

 

Список использованных источников:

1. Вертинская, Т.С. Методология создания региональных туристических кластеров в Беларуси / Т.С. Вертинская, В.А. Клицунова. – Минск: Белорус. общественное объединение «Отдых в деревне», 2014. – 52с.

2. Дацко, О.И. Творческие кластеры как перспективное направление развития территорий / О.И. Дацко, У.П. Бабко // Социально-ориентированная модель экономического развития: опыт Германии и Беларуси: материалы Междунар. науч.- практ. конф., Минск, 18 мая 2011 г. / Фонд им. Фридриха Эберта [и др.]. – Минск: И.П. Логвинов, 2011. – С. 61–63.

3. Диденко, Л.А. Социально-культурно-образовательный кластер как средство создания образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на территориях с низкой и неравномерной плотностью населения / Л.А. Диденко, В.В. Абдулкин // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т. 3. – № 1. – С. 57–66.

4. Зеленцова, Е. Творческие индустрии. Теории и практики / Е. Зеленцова, Н. Гладких // Creative Industries [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativeindustries.ru/rus/publications/19. – Дата доступа: 16.06.2017.

5. Крупский, Д.М. Руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь / Д.М. Крупский, А.Э. Омарова, Т.В. Хвалько. – Минск: Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, 2015. – 161с.

6. Лимонов, Л.Э. Роль творческих индустрий в сохранении и использовании культурного наследия и обеспечении устойчивого развития территорий / Л.Э. Лимонов, Д.А. Табачникова // XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Кн. 3. Отв. ред. Е. Ясин. – М.: НИУ ВШЭ, 2012. – С.150–157.

7. Сапотько, П.М. Государственно-частное партнерство в развитии социально-культурных кластеров Беларуси / П.М. Сапотько // Языки мира – в мир языков: межвузовский сб. науч. статей. Вып. 6. / БГУ, Филологический факультет, каф. английского языкознания; редкол.: Н.Н. Нижнёва (отв. ред.), О.Н. Кулиева, В.Ф. Толстоухова. – Минск: БГУ, 2015 – С. 136–144

8. Суховская, Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории [Текст] / Д.Н. Суховская // Молодой ученый. – 2013. – № 10. – С. 650 – 652.

9. Суховская, Д.Н. Философские проблемы функционирования поселений и их креативных пространств в условиях урбанизированного социума в XXI веке / Д.Н. Суховская // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 713–719.

10. Шевченко, И.В. Кластерная модель развития сферы социально-культурных услуг / И.В. Шевченко, А.А. Хужокова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – С. 136-139.

11. What are Creative Industries and Creative Economy [Электронный ресурс] // British Counsil. – Режим доступа: http://creativecities.britishcouncil. org/creativeindustries/what_are_creative_industries_and_creative_economy. – Дата доступа: 06.05. 2017.


Макарова Е.А..

Преимуществом социокультурного проектирования в интернете является разнообразие форм проектов; возможность воздействия на конкретную интернет-аудиторию при условии грамотного подбора средства онлайн-коммуникации; возможность с меньшими затратами охватить более широкую аудиторию.

Таким образом, социокультурное интернет-проектирование способно эффективно воздействовать на социокультурную ситуацию с целью оптимизации условий жизнедеятельности человека, особенно в области формирования и укрепления духовных ценностей.

 

Список использованных источников:

8. Беларусь в цифрах: статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2016 – 72 с.

9.  Белорусские орнаменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belpattern.dorogenskaya.com/sun.html. – Дата доступа: 28.03.2017.

10. Внимание розыск / Фейсбук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.facebook.com/profile.php?id=100013510804554&lst=1623159690%3A100013510804554%3A1491204949&sk=friends&source_ref=pb_friends_tl. – Дата доступа: 26.03.2017.

11. Имена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imenamag.by/. – Дата доступу: 19.03.2017.

12. Купала поштай [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kupalaposhtai.by/ю. – Дата доступа: 18.03.2017.

13. Мапа станаўлення Беларусі [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://map.letapis.by/by/#introю – Дата доступа: 29.03.2017.

14. Музей Максіма Багдановіча [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bagdanovichmuseum.by/. – Дата доступа: 20.04.2017.

15. Обыденкова, В.К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов ВУЗа / В.К. Обыденкова // Мир науки. Научный интернет-журнал. – 2016. – том 4, №6. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf. – Дата доступа: 14.04.2017.

16. Орнаменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ornaments.shuma.by/. – Дата доступа: 27.03.2017.

17. Пясняр [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://piasniar.by. – Дата доступу: 21.04.2017.

18. Республика Беларусь в зеркале социологии: сборник материалов социологических исследований за 2015 год / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. – Минск, 2016 – 212 с.

19. Талака [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.talaka.by/. – Дата доступа: 21.03.2017.

20. Digital in 2017: Global overview / We are social [Electronic resource]. – Mode of assess: https://wearesocial.com/blog/2017/01/digital-in-2017-global-overview. – Date of assess: 13.04.2017.

21. MOVABOX. Чытаем па-беларуску! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://movabox.by/. – Дата доступа: 15.03.2017.

 


Макаревич А.В.

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Организаторам подобных мероприятий невозможно не принимать во внимание то, что за каждым творческим достижением ребенка-инвалида стоит не всегда заметная в выступлениях или при показе их произведений на выставках каждодневная и многотрудная работа самого больного ребенка, его семьи и близких по преодолению многообразных творческих, бытовых и психофизических проблем.

Поэтому в качестве одной из ведущих и престижных номинаций должна присутствовать и такая как «Преодоление», которая отражает всю степень сложности достижения любых результатов художественно-творческой деятельности и оценивает не столько творческие, сколько человеческие усилия больного ребенка на пути самореализации и ощущения ценности и значимости своего существования в мире.

Между двумя выделенными группами критериев, при всем их различии, нет противоречий, поскольку они, как правило, сопутствуют друг другу, выступая в том или ином соотношении и взаимосвязи. Выдвижение ведущего критерия, будь то художественно-исполнительский или социокультурный, определяет тип фестиваля – фестиваль-соревнование или фестиваль-праздник и влияет на постановку основных целей и задач, программу и регламент проведения, другие организационно-творческие вопросы.

Следующая проблема, с которой мы столкнулись в процессе организации фестиваля, – необходимость привлечения широкого круга специалистов для оказания творческой, методической и психолого-педагогической помощи, а также для экспертной оценки в качестве членов жюри. Можно согласиться с мнением исследователя В. Кирсанова, который настаивает на том, что разработка и реализация таких социально-культурных проектов должна осуществляться специалистами разных областей: педагогами, медиками, социологами, культурологами, что обеспечит системный, междисциплинарный подход к решению обозначенной проблемы. Его поддерживает и московский исследователь Ю. Красильников, когда настаивает, что «совместная работа лиц с ограниченными возможностями и педагогов (режиссеров, тренеров, аниматоров и т.д.) позволяет на уровне любого социума осуществить логический переход от канонов прежней авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, педагогике развития, педагогике практического действия» [3, с.147].

Все вышесказанное обусловлено также рядом потребностей.

Во-первых, привлечение специалистов из сферы художественной деятельности позволяет организовать в рамках фестиваля работу своеобразных творческих лабораторий. Такой подход способствует тому, что все дети, приехавшие на заключительные мероприятия, имеют возможность выступить если не на гала-концерте, то в дни так называемых презентаций своих лабораторий или вечеров-отчетов на летней сцене. В нашем случае работали следующие лаборатории:

Ø по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

Ø поэтическому;

Ø музыкальному;

Ø театральному творчеству.

Во-вторых, мы ставили задачу дать возможность детям не только совершенствоваться в тех видах творчества, которыми они занимаются, но и освоить технологии других видов художественно-творческой деятельности.

В-третьих, мы исходили из необходимости решать ряд психолого-педагогических задач. Как нами отмечалось неоднократно, публичная демонстрация творческих достижений является для ребенка с ограниченными возможностями действенным средством его самоутверждения. Однако и симптомы «звездной болезни» у таких детей возникают гораздо быстрее и явственнее. Одна из главных причин этого – неудовлетворенные амбиции их родителей. Поэтому очень важно достичь взаимопонимания с матерями, совместно с ними выработать тактику поведения.

Другими словами, так построить работу с ними, чтобы в концертах приняли участие все без исключения дети, а не только их собственные. В то же время у самих детей с первых шагов в искусстве надо воспитывать навыки адекватной самооценки, развивать способность к эмпатии, эмоциональному сопереживанию, позволяющую радоваться чужим успехам, а также находить силы переживать собственные неудачи — творческие и жизненные.

Обратим внимание и еще на один немаловажный факт. Участие в подобного рода фестивальных проектах должно дать ощутимый импульс для развития не только детей, посещающих специализированные учреждения, где с ними работают психологи, дефектологи, социальные педагоги и арт-терапевты, а также участников коллективов любительского творчества. Важно обогатить новыми впечатлениями от человеческого и творческого общения так называемых «домашних» детей, имеющих тяжелые физические ограничения.

Погруженные в стихию художественного творчества, атмосферу добра, благожелательности и разносторонних контактов с другими детьми и взрослыми специалистами, они получили возможность обогатить свою эмоционально-коммуникативную сферу, приобрести новых друзей, а вместе с ними – уверенность в собственных возможностях и способностях.

В процессе отработки основных технологических принципов и приемов по внедрению модели фестиваля творчества детей с особенностями психофизического развития требовали своего решения вопросы организации зрелищной стороны заключительного гала-концерта, прежде всего – сценарные и режиссерско-постановочные.

Естественно, что в постановке детского праздника есть свои, общие законы художественного действия. В празднике для детей с особенностями в развитии присутствуют еще и специфические, учитывающие как психологию восприятия драматургического действия этой категорией детей и их родителей, так и особый взгляд на содержание основных эпизодов. Нам, как главным сценаристам и постановщикам заключительного гала-концерта, хотелось не только сохранить праздничное настроение в душах детей, но и показать силу духа каждого ребенка, наполнить высоким гуманистическим и оптимистическим содержанием все заключительные мероприятия фестиваля, заставить зрителей сопереживать юным талантам.

Учитывая возраст детей – участников фестиваля, мы исходили из того, что эти задачи достаточно полно может решить выбранный нами сюжетный ход по мотивам повести Антуана де Сента Экзюпери «Маленький принц». Главной идеей праздника стали следующие слова: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь».

Понимая, что режиссура подобных культурных акций должна обеспечиваться опытными специалистами, профессионалами своего дела, имеющими опыт работы с детьми-инвалидами и представляющими всю специфику этой особой социальной группы, в состав режиссерско-постановочного коллектива были включены следующие специалисты:

* музыкальный руководитель;

* хореограф;

* художник-постановщик;

* звукорежиссер;

* детский психолог или социальный педагог.

Таким образом, реабилитационные цели и задачи фестивального проекта могут быть успешно реализованы при условии следования его основным технологическим принципам и методическим установкам, а также при соответствующем профессиональном воплощении.

Анализ опыта подготовки и проведения фестиваля-праздника как социокультурного проекта, а также обобщение практики подобных акций в нашей стране и других странах СНГ и Балтии, позволяет утверждать, что без координации и взаимодействия работы организаций и учреждений социальной защиты, сферы образования и культуры, а также специализированных адаптационных и реабилитационных центров, общественных организаций инвалидов повысить реабилитационный потенциал художественно-творческой деятельности детей-инвалидов в современных социально-культурных условиях не представляется возможным.

 

В практике проведения фестивалей-праздников творчества детей с особенностями психофизического развития должны найти свое воплощение следующие организационно-методические подходы:

· на этапе организации необходимо активно проводить работу по пропаганде целей и задач фестиваля в регионах, используя все формы – встречи, концерты, тематические вечера, благотворительные акции;

· учитывая психофизические возможности детей-инвалидов, следует шире использовать современные информационные технологии (видеоматериалы, компьютерный банк данных по одаренным детям-инвалидам).

· по итогам региональных мероприятий фестиваля целесообразно формировать специальные фонды видеоматериалов, презентацию творчества детей. Это позволит не только произвести отбор на заключительные мероприятия, но и даст возможность режиссеру-постановщику гала-концерта использовать их в качестве одного из выразительных средств – видеоряда или вместо живого выступления ребенка, который по каким-то причинам не смог сам присутствовать на нем;

· необходимо сохранить и развивать положительный опыт работы тех творческих лабораторий на фестивале, которые позволяют провести весь комплекс творческой и реабилитационной работы с одаренными детьми-инвалидами. Сохранение и осмысление наработанного опыта позволит, в свою очередь, вычленять наиболее действенный методический инструментарий и, соответственно, наращивать реабилитационный потенциал различных видов и жанров художественного творчества.

· социально-педагогические возможности фестивалей в реализации реабилитационных задач значительно возрастают при увеличении количества коллективных форм, включенных в его программу. Поэтому среди мероприятий фестиваля следует предусмотреть как можно больше совместных творческих дел, обеспечивающих коллективное сотворчество.

 

Список использованных источников:

1. Арнольдов, А.И. Живой мир социальной педагогики: (В поддержку актуальной науки) / А.И. Арнольдов. – М.: Ин-т педагогики социал. работы РАО, 1999. – 136 с.

2. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников – М.: МГУК, 1995. – 135 с.

3. Красильников, Ю.Д. Диагностика детских развивающих проектов / Ю.Д.Красильников // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 2. – С.146–153.

4. Позняков, В.В. Воспитание в творчестве / В.В. Позняков // Адукацыя і выхаванне. –2001. – № 8. – С.59–65.

Позняков А.В.

О МЕХАНИЗМАХ РАЗРАБОТКИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российские культурологи Г. М. Бирженюк и А. П. Марков отмечают, что «одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его способность к проективной деятельности, т. е. к продуктивному воображению, творческому



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.1 с.)