Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка



Наталья Федоровна Круглова

Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка

 

Главная беда взрослых (по отношению к детям) заключается в том, что они забыли, что значит быть ребенком.

Рэндолл Джарелл

 

ГЛАВА 1

Психологическая готовность к обучению в школе у детей 5–7 лет

 

Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет

 

До знакомства с играми-заданиями остановимся сначала на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному обучению, так и проводить адресно-направленную коррекционно-развивающую работу.

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Первые три года жизни ребенка представляют очень важный период в его развитии. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования: общая самооценка, доверие к людям, умение общаться, интерес к миру; происходит его интеллектуальное и физическое развитие, совершенствуются двигательные функции. Определяющими факторами психического развития ребенка являются: уровень его интеллектуального и физического развития, т. е. уровень овладения двигательными навыками, его общение со взрослым и ведущая деятельность.

Так, в первом полугодии ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение младенца с матерью. В конце этого периода у него возникают активные двигательные действия, направленные на предмет (это могут быть родители или игрушка). Однако для полноценного психического развития ребенка в первом полугодии помимо общения со взрослым необходимо создание условий для развития познавательной активности (т. е. его интеллекта) по отношению к предметному окружению, т. е. включение предметов в общение ребенка, так же как необходимо и полноценное развитие всех его двигательных функций, поскольку даже небольшая задержка двигательных навыков замедляет формирование интеллекта.  Чем младше ребенок, тем больше пользы от массажа, гимнастики, плавания.

Начальный возраст для проведения гимнастики, массажа или плавания – 1 месяц. При стимуляции кожных рецепторов (при массаже, гимнастике, плавании) в коре головного мозга возникают очаги возбуждения, которые заставляют работать соответствующие органы. Например, поглаживание животика по часовой стрелке нормализует работу желудочно-кишечного тракта, помогает при срыгивании, образовании газов, диспепсии, запорах. Регулярность тех или иных занятий синхронизирует у младенца суточные биоритмы детского организма. Массаж закладывает привычку к внутренней дисциплине, собранности и организованности, совершенствуются механизмы терморегуляции. Раньше всего у младенца появляются зрительные и оральные (т. е. ребенок все опробывает через рот) действия с предметами, затем мануальные (действия руками), затем уже налаживается зрительно-моторная координация, появляется целенаправленное хватание предметов (4 месяца).

 

 

Программа развития у дошкольников предпосылок учебных действий и психологической готовности к обучению

 

Данная программа построена на основе объективных знаний о закономерностях развития важнейших сфер личности ребенка, полученных в современных психологических исследованиях. Ниже мы выделяем эти сферы и приводим возможные задания и упражнения для их развития.

 

Мелкая моторика руки

 

Исследования последних лет показали прямую связь трудностей формирования письма и чтения у младшеклассников не столько с недоразвитием речи, сколько с несформированностью невербальных форм психических процессов: зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных координации, связанных со сформированностью тонкой моторики руки.

Сформированность мелкой моторики руки свидетельствует не только о готовности руки к письму, но и о возможности правильной артикуляции букв, о способности воспринимать и воспроизводить схему написания слов, различать и воспроизводить сходные по написанию буквы, цифры; о сформированности двигательной памяти. Для того чтобы читать, нужно понимать символы, так как буквы формируют слова и предложения. Ребенок должен видеть и понимать маленькие различия между теми или иными буквами (в символах, имеющих два измерения), а также и осознавать предложения, составленные из разных слов и направленных слева-направо.

 

«Джен-кен-пон»

 

Игра направлена на развитие тонкой моторики руки, слуховое сосредоточение, скорость реакции, избирательность и переключение внимания, удержание правила, развитие оперативной памяти.

Это – старая японская игра, хорошо известная на Западе под названием «Ножницы, бумага, камень». Но она по-прежнему остается одной из самых лучших игр, предназначенных для двух детей, и займет их минут на десять. Есть много вариантов этой игры. Самый распространенный из них, когда дети прячут руку за спину, а затем по команде «Джен-кен-пон» быстро показывают ее друг другу. Пальцы должны быть зажаты определенным образом: ножницы – все пальцы сжаты, кроме двух выпрямленных, бумага – плоская ладонь, камень – кулак. Затем оба игрока сравнивают фигуры. Ножницы режут бумагу – ножницы побеждают, бумага завертывает камень – бумага побеждает, камень тупит ножницы – побеждает камень. В эту игру нужно играть очень быстро. Кроме мгновенной реакции эта игра учит взаимодействию.

 

«Кто лучше нарисует?»

 

Игра направлена на развитие слухового сосредоточения, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации на листе бумаги, последовательности действий, внимания, мелкой моторики.

У каждого из ребят листок бумаги и карандаш. Ведущий предлагает всем зажмуриться и с закрытыми глазами нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью и двумя деревьями по обеим сторонам домика. Инструкция звучит следующим образом: «Нарисуйте трубу, окно слева, дверь, дерево с правой стороны, крышу. А теперь откройте глаза и посмотрите, что получилось. Сейчас трое из вас будут рисовать на классной доске».

Доска делится вертикальными линиями на три части. Каждая команда выделяет самого внимательного художника. Все трое становятся у доски, и им завязывают глаза.

 

«Рисуем снеговика»

 

Игра развивает пространственную ориентацию, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, умение удерживать правило, зрительно-слуховое сосредоточение, разные формы внимания, знание различных геометрических фигур, различение их величины.

У детей на столе лист бумаги в клеточку, карандаш и пластмассовая фигурная линейка. Детям предлагается по инструкции руководителя нарисовать с помощью линейки снеговика: «Сначала рисуем круг средней величины, затем под ним рисуем большой круг, а теперь над средним кругом рисуем маленький круг. У нас получился снеговик, а теперь мы его заштрихуем: маленький круг штрихуем прямыми параллельными линиями, средний – косыми параллельными в направлении слева-направо, большой – косыми параллельными линиями справа-налево».

Варианты заданий с линейкой:  1) нарисуем елочку (рисуются треугольники разной величины); 2) нарисуем как рыбка уплывает от акулы (рисуются две параллельные волнистые линии, а между ними рыбка, которая должна проплыть от начала этих линий до их конца, желательно, не задевая за берега, т. е. линии; 3) нарисуем домик – рисуется квадрат и над ним треугольник.

 

Для развития тонкой моторики руки полезны действия такого типа, которые способствуют и зрительно-слуховому сосредоточению, зрительно-пространственной ориентации, развитию внимания, мышления, что и происходит при выполнении следующих заданий.

1. Попади мячом и сбей палочку.

2. Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.

3. Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.

4. Проведи свой корабль (кратчайшим путем) так, чтобы он не сел на мель.

5. Попади мячом в баскетбольную «корзину».

6. Поезжай по извилистой дороге.

7. Быстро пробеги по лабиринту.

8. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).

9. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом – в другую.

 

 

Также при работе с этой сферой личности ребенка можно использовать и методики, приведенные ниже.

 

Тактильные ощущения

 

Тактильное ощущение появляется у ребенка одним из первых и является одним из самых значимых и широко распространенных видов чувствительности. Так, например, рецепторы холода, тепла, боли, движения обнаруживаются по всей коже ребенка. Соответственно наибольшей концентрации чувствительных (тактильных) рецепторов на пальцах и во рту соответствует и большая проекционная зона в головном мозгу. Через рот и руки новорожденный осуществляет первый тактильный контакт с окружающим миром. Однако кроме его основной роли в когнитивном развитии ребенка тактильное прикосновение (ощущение) также является посредником, передающим чувственные состояния от матери к ребенку в процессе эмпатического обмена, который в значительной степени определяет личность будущего взрослого ребенка.

Концепция тела в сознании ребенка формируется в процессе интеграции его перцептивно-моторных двигательных переживаний. Причем это происходит параллельно сенсомоторному развитию ребенка. К моменту поступления ребенка в школу, как правило, созревание и развитие тактильных ощущений уже закончено, если у ребенка был достаточный тактильный опыт. При недостаточном развитии тактильных ощущений у ребенка искажена концепция тела, что выражается вне различении или путанице понятий «право-лево», «за-перед», «над-под», соотношения частей предметов и т. д. А главное – с большим трудом формируется навык чтения и грамотное письмо. Так, например, основная проблема при дислексии не в том, чтобы увидеть написанное буквами, числовыми знаками или иными символами, а в том, чтобы понять увиденное. Для того чтобы читать, нужно понимать буквенные символы, так как буквы формируют слова и предложения. Если ребенок в силу разных причин (недоразвитие фонематического слуха либо низкая сформированность пространственной ориентации и т. п.) не слышит какие-то фонемы и соответственно неправильно произносит и пишет слова, либо путает при чтении похожие по написанию буквы, то правильному чтению букв, слов можно обучать через наиболее развитые, как правило, у ребенка тактильные ощущения. Но и сами тактильные ощущения необходимо и можно развивать в случае их недостаточного развития. Для этого предлагаются игры-задания, приведенные ниже.

 

«Узнай букву, фигуру»

 

Данная система заданий направлена на предупреждение дислексии и на развитие тактильных ощущений. Сначала ребенку закрывают глаза и предлагают узнать, какую букву вы написали (или нарисовали фигуру) на спине, на руке или в воздухе его рукой.

Очень полезно узнавать буквы, предметы путем ощупывания с закрытыми глазами. Поэтому далее ребенку предлагается взять какую-либо букву из магнитной азбуки с закрытыми глазами. Затем посредством ощупывания этой буквы и обведения пальцем ее контура он должен назвать и записать ее. Это задание можно усложнить, предложив ребенку взять сразу несколько букв, определить их и записать.

Можно также предложить ребенку и такую игру: в небольшой мешочек кладут различные предметы, желательно разной формы и разной фактуры, а именно: орех, бархотку, пластмассовую букву, стеклянный пузырек, бусины, резиновый шарик и т. п. Игроку предлагают вытащить какой-либо предмет с закрытыми глазами, определить и назвать его (желательно описать его свойства, характеристики).

 

Пространственная ориентация

 

Пространственный анализ – особое, высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, которая включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга, а также анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов.

При слабом владении наглядно-образным материалом недостатки развития особенно значимо проявляются в уменьшении количества воспринимаемых и запоминаемых предметов в пространстве, в ошибках в пространственно-ориентированных деталях, трудностях их размещения по памяти, недостаточном анализе признаков, лежащих в основе сходных фигур, и, соответственно, в неумении работать по образцу У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон пространства, при обучении грамоте часто возникают затруднения в различении и усвоении зрительных образов букв (цифр), что проявляется, в частности, в их «зеркальном» изображении.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами (т. е. представлений о расположении предметов в пространстве по отношению как к самому ребенку, так и друг к другу) можно использовать следующие задания:

1. Ребенку предлагается картинка, на которой нарисовано дерево с сидящими на нем птичками. Однако птицы сидят на разных ветках. Ребенка просят показать, какая из птиц сидит на верхней ветке, какая – на нижней; какая из птиц сидит ниже, какая – выше; затем пусть ребенок сам назовет место нахождения указанной вами птицы.

2. Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся справа от него, а затем – слева от него. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем спросите его о том, с какой стороны от него находится окно, шкаф, стол и т. п., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного употребления нужных слов.

3. Встав напротив ребенка, предложите ему сначала показать свою правую (левую) руку (ногу, ухо, глаз), а затем – вашу. После этого попросите его показать левую (правую) руку (ногу, глаз, ухо) у человека, изображенного на рисунке.

 

При неудовлетворительных результатах проверки пространственных представлений ребенка нужно позаботиться об их выравнивании. Суть заданий должна сводиться к некоторым дополнительным пояснениям и к достаточному количеству упражнений в определении формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

Особого внимания в коррекционной работе требует развитие функции зрительно-пространственной ориентировки, т. е. понимание детьми пространства в соотношении частей и целого. При этом ориентировка учащихся должна быть направлена на общие способы действий, а не только на получение конкретного результата, а также на формирование умения создавать и использовать схемы, графики, символы для решения познавательных задач.

Данные психологических и нейропсихологических исследований указывают на то, что восприятие и запоминание пространственных характеристик внешнего и внутреннего мира опираются на моторную сферу. Поэтому важнейшим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип двигательного освоения пространства. Один из эффективных развивающих приемов – подвижные игры типа «Классики», «Лапта», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Следопыты», «Разведчики», а также игры на глазомер (бросание колец, мячей со сменой расстояния до точки попадания).

Ниже предлагаются некоторые методики и игры, достаточно специфично ориентированные на тренировку зрительно-пространственных функций.

 

ГЛАВА 2

Мышление

 

Известно, что мышление – это процессуальное единство знаний и умений, т. е. способность человека анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать разнообразные данные, устанавливать причинно-следственные отношения, делать общие выводы на основе своего и чужого опыта, выводить общие выводы из имеющихся уже знаний.  Уметь мыслить означает владение знаниями. Школьники, сознательно усваивая школьный материал по разным предметам, постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать учебный материал. Но знания сами по себе малоценны, если школьник не умеет ими пользоваться, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы. Поэтому для развития мышления очень важно научиться совершать умственные действия с предлагаемым учебным материалом.

Усвоение информации, даваемой учителем, и развитие мыслительных действий (операций), производимых школьниками, взаимосвязаны. Понимание любого объясняемого учителем материала требует от воспринимающих его учеников не только определенных умственных действий, но и определенного уровня сформированности этих умственных операций; логических операций по соотнесению и связыванию друг с другом элементов получаемой информации, представленной в понятиях (словах). Если ученик не знает содержания понятий, не умеет их обобщать, то содержание соответствующего материала останется усвоенным формально (или неусвоенным), а усвоение без понимания ведет к пробелам в знаниях.

Однако, если результат приобретения знаний «виден», то результат овладения мыслительными операциями скрыт. Поэтому самостоятельно проследить процесс продвижения в умении мыслить достаточно трудно, так как умственные операции, посредством которых реализуется мыслительная деятельность, формируются стихийно, неосознанно. В то же время осознание этих операций, хотя бы в самой общей форме, приводит к овладению ими, к выработке способности регулировать их и целенаправленно применять.

Отдельные недостатки в развитии умственных действий (операций), если они осознаются, могут стать источником развития, но чаще всего они не осознаются. Поэтому учащиеся воспринимают не сами недостатки своего мышления, а те затруднения, которые возникают и проявляются в их деятельности.

Мыслительных операций много, но рассмотрим главные из них – обобщение  и абстрагирование.

Обобщение – это нахождение общего в заданных предметах или явлениях. Для этого необходимо сопоставить предметы, выделить в них существенные признаки и объединить их по этим признакам. Единичными признаками называются несущественные, изменяющиеся признаки, а общий признак называется существенным.

Умение отвлечься от несущественных признаков и выделить только существенный – называется абстрагированием.  Существенные признаки входят в определение понятия. Например, «трапеция» – это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две – не параллельны. Либо, например, волк, рысь, тигр, лев – это хищники (объединение происходит по способу добывания пищи – это и есть существенный признак). Несущественные признаки – это такие признаки, которые изменяются и не являются общими для определения группы предметов или явлений. Например, у названных выше животных – различный внешний вид, окраска, величина и т. д.

Существует еще ряд умственных операций, которые также необходимы для полноценной работы мышления. Например:

сравнение  (позволяет вскрывать сходство и различие предметов, явлений, событий);

классификация  (осуществляет объединение предметов, признаков, явлений по их сходству в разные классы);

установление причинно-следственных отношений  (устанавливает характер связей, существующих между предметами, признаками, явлениями, поскольку все они находятся в разных отношениях друг с другом).

Часто в процессе обучения от ученика требуется не только понять прочитанное, но и развить отдельные положения, сделать выводы и сопоставить их с уже имеющимися сведениями. Но при этом уже только для того, чтобы понять содержание прочитанного, ученик должен знать значение (обобщенное) каждого прочитанного слова, т. е. должен знать значение понятий и понимать их смысловые связи между собой.

Что же такое понятие?

В науке то, о чем мы говорим или думаем, обозначается словом «понятие»  (от слова понимать). Это именно то, что мы понимаем, когда произносим или пишем то или иное слово. Например, понятием «яблоко» обозначаются все фрукты, обладающие определенными свойствами, а понятием «вода» – жидкость, имеющая определенные качества.

Правила пользования операцией обобщения:

1. Выделить существенный признак данного понятия (общий, постоянный, мало изменяющийся).

2. Выделить несущественные признаки (единичные, изменяющиеся, отличающие один предмет от другого).

3. Объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного, существенного признака.

4. Абстрагироваться от несущественных признаков и подвести предмет, явление под общую категорию.

 

Примеры:

• роза – гвоздика (садовые цветы);

• скворец – соловей (птицы);

• фотоаппарат – очки (оптические приборы);

• сахар – алмаз (кристаллическое строение).

 

Все вышеприведенное позволяет перейти к описанию тех игр и заданий, которые способствуют развитию познавательных процессов.

 

Примеры различных по сложности задач, которые содержат одно-два суждения

 

1. Алик и Боря собирали марки: кто-то – немецкие, кто-то – английские. У Алика были английские. Кто из ребят собирал немецкие марки? (Боря).

2. В слове «сон» переставили одну букву, получилось «нсо». Такая же перестановка была в слове «мир». Что поучилось? (рми).

3. Гриша и Егор приколачивали доску: кто-то забивал маленькие гвозди, кто-то – большие. Гриша забивал большие. Какие гвозди забивал Егор? (маленькие).

4. В слове «жир» переставили буквы – получилось «риж». Такая же перестановка в слове «гол». Что получилось? (лог).

5. На доске написаны слова цветными мелками: море, мачта, канава.

У синего и белого слова общими являются первые буквы. У белого и красного – вторая буква. Какое слово синего цвета? (море).

6. Найти слово, соответствующее логическим отношениям в первой паре слов: Утро – вечер, зима – …

Понятия для выбора: холод, весна, снег, лето, лыжи, санки (лето).

Следующая часть коррекционной программы развития процесса мышления направлена на обогащение и расширение умения учащихся работать со словом, понимать прямой и переносный смысл, на развитие их общей осведомленности, что также является необходимыми параметрами умения думать. С этой целью предлагаются упражнения, направленные на понимание смысла пословиц.

 

Например, из четырех пословиц надо выбрать одну «лишнюю», которая не подходит по смыслу к трем остальным. Ее надо отдельно выписать на листочке. «Лишняя» пословица отмечена знаком «У».

 

 

Группы пословиц

 

У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают. У

Кто дрожит, тот и бежит.

Трус и таракана принимает за великана.

 

Работа дураков любит.

Кто везет, того и подгоняют.

Терпеливый все на себе тянет.

Дурак завяжет – умный не развяжет. У

 

Не учи собаку лаять.

Скажи курице – а она всей улице. У

Яйца курицу не учат.

Не учи плавать щуку, щука знает свою науку.

 

Одним из эффективных способов развития вербальных способностей, в частности, развития активной речевой деятельности являются упражнения, ускоряющие процесс воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный (в этих целях очень полезны игры с ловлей мяча). Задания должны быть направлены на обогащение и расширение словарного запаса и общей осведомленности детей.

 

Инструкция.  «Я буду поочередно каждому из вас называть слово, а вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение (антонимом)».

Упражнение лучше проводить в форме соревнования – кто больше и точнее назовет слова.

Материалы для работы

Начало – (конец); бедный – (богатый); добрый – (злой); светлый – (темный); трус – (герой); счастье – (горе); грубый – (нежный); застенчивый – (раскованный); спуск – (подъем).

 

Устойчивые словосочетания

 

Инструкция.  «В сказках часто встречаются устойчивые словосочетания, например, Кощей Бессмертный. Назовите как можно больше таких словосочетаний. Кто больше назовет, тот и победил».

Занятие проводится на личное первенство. Если у детей возникнут трудности с называнием словосочетаний, то можно назвать первое из слов в паре.

Материалы для работы

Скатерть-самобранка; избушка на курьих ножках; ковер-самолет; Сивка-Бурка; живая вода; Жар-птица; Мальчик с пальчик; Курочка Ряба; Царевна-лягушка; сапоги-скороходы; красно солнышко; мышка-норушка.

 

«Словарь» – подбор слов по определенной тематике

 

Инструкция.  «Я назову тему, например, лес. Вы должны вспомнить и записать на бумаге как можно больше слов, связанных с этой темой. Это могут быть слова, обозначающие все, что можно встретить в лесу: деревья, мох, трава, ягоды, хворост, болото, муравей, дятел, грибы… Победит тот, кто напишет большее количество слов за определенное время (5-10 мин).»

Темы:  дом, семья, кино, транспорт, одежда, море, посуда, каникулы, животные, школа, математика, космос.

 

Слова-омонимы

 

Инструкция.  «Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но имеющие несколько смыслов, например, коса – девичья коса, инструмент для скашивания травы, полоска песчаной земли на берегу. Вы должны написать два значения каждого называемого мной слова».

Материалы для работы

Вилка – (столовый прибор; штепсельная вилка).

Кран – (водопроводный; подъемный).

Атлас – (ткань; географический).

Розетка – (блюдечко для варенья; электрическая).

Операция – (медицинская; военная).

Ерш – (рыба; хозяйственная щетка для бутылок).

Каток – (ледовое покрытие; машина для укладки асфальта).

Стенка – (часть дома; вид мебели).

Конь – (животное; спортивный снаряд).

Ручка – (дверная; для письма).

К развитию мышления относится и умение рассуждать. Приводим здесь несколько заданий разной степени сложности на это умение, т. е. на умение находить причину и следствие событий, подбирать аргументы для утверждения или отрицания того или иного мнения.

 

Правила игры

 

Все дети по очереди должны прикладывать карточки друг к другу одинаковыми понятиями – как конкретными, так и обобщенными. Например, если карточка на конце имеет понятия: Круг, Знаки препинания,  то к ней можно будет приложить такую карточку, где будет написано Квадрат  (поскольку эти понятия входят в группу, обозначаемую как геометрические фигуры). Но к ней можно приложить и карточку с надписью Геометрическая фигура  (это будет обобщенное понятие). К другому концу карточки, где написано Знаки препинания,  можно приложить карточки со словами: Запятая, Точка  и т. п. Если у ребенка нет подходящей карточки, то он может брать карточки из оставшихся на столе. Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки.

 

Память

 

Память имеет величайшее значение в жизни человека. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей его умственной деятельности, это основа, на которой творит мозг. Хорошая память – залог достижений и успехов в учебе. Однако полностью определить успехи в учебе память не может. Но она может помочь в учебе, если она достаточно развита, и затруднит учение, если ученик еще не умеет управлять своей памятью. Ее можно и нужно развивать. Чтобы она хорошо работала, важно знать закономерности ее работы и следовать им. В частности, по способу работы различают память механическую  и смысловую.  При многократном повторении работает первая. Если же мнемическая деятельность направлена на выделение главного, установление связи с уже имеющимся материалом, знаниями, то работает вторая. Последняя характеризуется пониманием и некоторым преобразованием материала. Различают также два основных вида памяти: образная – непроизвольная и словесно-логическая – произвольная. В обучении огромную роль играет именно первая, т. е. управляемая память. Так, если стоит цель запомнить учебный материал, то надо представить, что именно и как следует запомнить: все или отдельные части, наизусть или близко к тексту, или только общий смысл содержания. При этом намерение запомнить надолго повышает прочность запоминания. Смысловая (логическая) память основана на понимании, т. е. на деятельности мышления, и связывается с развитием языка. А по словам П. П. Блонского,  развитое мышление как раз и проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры,  что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Наиболее эффективными будут те мнемические опоры, которые будут отражать главные мысли какого-либо материала, они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Поэтому пути коррекции слаборазвитой памяти лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять главные мысли.

Известно, что практически у всех детей начальной школы связный пересказ прочитанного или услышанного вызывает трудности. Как правило, это связано с неразвитым умением осмысленно запоминать и воспроизводить текст, хотя чисто механически дети могут воспроизводить достаточно большие куски текстов.

 

Для развития осмысленного запоминания и воспроизведения текстов детям можно предложить записывать текст (лучше сказки) посредством картинок (рисовать мультики), чтобы потом его можно было пересказать. Вместе с детьми вы вспоминаете, о чем говорилось в начале сказки (рассказа). На листе бумаги каждый ребенок схематично изображает содержание этого куска текста. Затем вы помогаете детям выделить следующий эпизод текста, а дети на следующем листе бумаги изображают его содержание с помощью 2–3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить и остальные эпизоды сказки. Теперь пусть каждый ребенок попробует, пользуясь своими рисунками, пересказать услышанное. Так можно записать несколько сказок (рассказов), но необходимо, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост. В дальнейшем такие записи дети смогут делать и самостоятельно. А опираясь на эти записи, детям легче будет удерживать смысловое содержание (с его логическими связями) и передавать его словами, т. е. осуществлять пересказ.

Для более легкого запоминания можно применять и другие разного рода логические – мнемонические приемы. Например, алгоритм. Этот прием предписывает последовательность выполнения каких-либо умственных или практических действий при решении задач. В процессе учебы умение работать с алгоритмом имеет огромное значение, так как на его основе можно построить рациональный ход рассуждения, решения задач, сделать пересказ текста по любому предмету. А в качестве мнемических опор (структурных единиц алгоритма) могут выступать слова, фразы, рисунки, схемы.

В частности, можно предложить детям игру на лучшее умение выделять основную мысль и лучший пересказ текста. Игра проводится на личное первенство (можно проводить эту игру и на командное первенство). Детям предлагается текст (можно учебный, но лучше – художественный), который они должны внимательно прочесть. Затем к каждому абзацу прочитанного текста дети должны придумать либо слово, либо фразу, либо картинку, т. е. мнемические символы. Однако данные символы должны отражать основное содержание каждого абзаца. По окончании работы каждый ребенок пересказывает текст по составленным им мнемическим опорам. Пусть дети сами оценят, кто точнее и лучше отразил содержание текста и лучше сделал пересказ.

 

Известно, что для лучшего запоминания текстов применяется конспектирование (т. е. используется алгоритм и мнемические опоры), при котором могут конспектироваться или отдельные абзацы, или целые страницы. Для лучшего развития этого навыка можно предложить детям следующую игру на личное (командное) первенство.

 

Дается какой-либо текст. После прочтения текста детям предлагается законспектировать каждую страницу текста. Страницы надо законспектировать в виде тезисов, т. е. выделяются ключевые слова и несколько (одна) фраз. Затем по своим конспектам дети делают пересказ. Пусть дети сами оценят, кто лучше законспектировал (дети обмениваются конспектами) и точнее отразил в своем пересказе содержание текста.

 

К. П. Мальцевой  разработана эффективная методика по созданию мнемических опор. Она заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (т. е. создать мнемические опоры) и указывается путь анализа текста.

 

Оперативная память

 

Ограниченность оперативной (кратковременной) памяти особенно отрицательно сказывается на первых этапах обучения, когда ребенок не имеет еще никаких рациональных способов работы с поступающим каждодневно учебным материалом, и поэтому этот материал усваивается частично. В дальнейшем это приводит к стойкому отставанию в учебе.

Параметры оперативной слухо-речевой памяти таковы:

• эффективность заучивания;

• прочность следов;

• объем;

• стабильность регуляции и контроля мнестической деятельности;

• объединение различных стимулов в целостную смысловую структуру;

• сохранение порядка предъявления стимулов.

Несформированность же такого параметра, как непосредственная слухо-речевая память (т. е. оперативная), следует компенсировать, вводя коррекционные методики (содержащие вербальный и цифровой материал), обучающие ребенка запоминать слухо-речевые стимулы в обход прямому запоминанию, с опорой на зрительную или моторную сферы.

В целом, предлагаемые ниже методики коррекции кратковременной памяти основаны на взаимодействии различных модальностей (синестезии) и опираются на активизацию психической деятельности ребенка, в частности, ассоциативно-мыслительной. Вместе с тем, постановка задач, связанных с запоминанием, как правило, завуалирована другими формами активности. Поэтому процессы памяти органично включаются в целостную функциональную систему психики, опосредствованную речью, и обеспечивают развитие главной способности человека – «сотрудничества человека с самим собой» (Л. С. Выготский), лежащей в основе развития психики в онтогенезе.

 

Задания на произвольное внимание, побуквенный анализ и узнавание слов, предметов

 

1. «Найди эталон» (произвольное внимание и побуквенный анализ). В качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10–15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну-две буквы. Например, в качестве эталона выбрано слово «фломенидия». На карточках встречаются слова: фламанидия, фломенадия, флонемидия и т. п. Задача ученика – быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.

Сначала слово-эталон находится постоянно перед учеником в непосредственной близости, затем оно пространственно отделяется (пишется или вывешивается на доске). На заключительном этапе слово-эталон показывается на 15–20 секунд, а затем убирается, и сличение осуществляется по памяти. Для усложнения задания можно попросить ученика раскладывать карточки на подгруппы: не совпадает только одна буква, две буквы и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.169 с.)