Читательская компетентность – как составляющая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Читательская компетентность – как составляющая



Функциональной грамотности»

ИКТ- ГРАМОТНОСТЬ

 

                                                                   Музалёв Е.В., методист

                                                                        

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

 

1.  Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернет. Развивать цифровые навыки у школьников необходимо, чтобы они могли уверенно ориентироваться в новом цифровом мире, имея необходимые знания и умения в области машинного обучения, анализа данных, технологий искусственного интеллекта и программирования, безопасности в киберпространстве.

 

2.  Термины «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты» используются для того, чтобы описать человека, рожденного в цифровую эпоху, и человека, приобретающего соответствующие навыки в более позднем возрасте. Цифровой иммигрант - это человек, который в более позднем возрасте осваивает технологии. Эти две группы людей по-разному взаимодействуют с технологиями с рождения, разница поколений. Это напрямую связано с их индивидуальными уникальными отношениями с цифровой грамотностью. Цифровые аборигены привели к созданию повсеместных информационных систем (UIS). Эти системы включают мобильные телефоны, портативные компьютеры и персональные цифровые помощники. Они также распространились на автомобили и здания (умные автомобили и умные дома), создав новый уникальный технологический опыт. Цифровые иммигранты, хотя и адаптируются к той же технологии, что и местные жители, обладают своего рода акцентом, который не позволяет им общаться так, как это делают местные жители. Фактически, исследования показывают, что из-за гибкости мозга технологии изменили способ чтения, восприятия и обработки информации сегодняшними учащимися. Это проблема, потому что у сегодняшних студентов есть словарный запас, а преподаватели набора навыков (которые на момент его написания могли бы быть цифровыми иммигрантами) могут не полностью понять. Статистика и популярные изображения пожилых людей изображают их как цифровых иммигрантов. Например, в Канаде в 2010 году было обнаружено, что 29% ее граждан в возрасте 75 лет и старше и 60% ее граждан в возрасте от 65 до 74 лет пользовались Интернетом за последний месяц. Напротив, активность в Интернете достигла почти 100% среди граждан в возрасте от 15 до 24 лет.

 

4. Сетевой этикет — это система правил, созданная людьми для общения друг с другом в сети Интернет. Этикет общения в Интернете рекомендуется соблюдать новичкам и опытным пользователям для комфорта. Однозначно сказать, что такое сетевой этикет невозможно, но в большинстве случаев нетикет — это правила хорошего тона, общепринятые среди людей. Соблюдение правил хорошего тона повышает авторитет собеседника и привлекает внимание.

Чего не стоит делать в Интернете с позиции сетевого этикета?

Чтобы ответить на вопрос, как общаться в Интернете, следует узнать, чего не рекомендуется делать. Сетевой этикет подразумевает отказ от следующих действий:

употребление ненормативной лексики в общении;

оскорбления людей, разжигания между ними розни;

обмана и воровства в любом виде;

ведения дискуссии на отвлеченные темы в непредназначенных для этого местах (форумы, чаты, комментарии).

Начиная рассылку писем не стоит забывать о правилах общения в сети.

Существует несколько принципов сетевого этикета, которые стоит соблюдать:

Понятная подача информации. Собеседник видит только текст, поэтому жесты, смена тона и выражения лица здесь не помогут. Каждое сообщение должно быть продуманным до мелочей и не задевать точку зрения других людей.

Стандарты поведения как в реальной жизни. Люди часто забывают, что их собеседник такой же человек, поэтому считают, что правила поведения могут быть не такими строгими. Общение может отличаться, но стандарты поведения остаются те же.

Осмотр перед вступлением в дискуссию. Попав в новую область, осмотритесь и послушайте, что и как говорят другие.

Уважение к другим. Отправляя письмо или сообщение, вы претендуете на чье-то время. Сделайте так, чтобы это время не было потрачено собеседником зря.

Сохраняйте лицо. Сетевой этикет подразумевает уважение к собеседнику. Если в реальной жизни оно проявляется манерой общения или одеждой, то в сети это грамматика, лаконичность и оформление текста.

Не допускать конфликтов. Сетевой этикет против конфликтов, способных разрушить дружескую обстановку. Те, кто не участвует в конфликтах, устают от них.

Отказ от злоупотребления возможностями. Системные администраторы обладают обширными возможностями, но даже им не следует читать частную переписку.

Прощайте людям ошибки. Не все пишут без ошибок или могут лаконично выражать мысли. Если вы соблюдаете сетевой этикет, то не стоит заниматься преподаванием хороших манер менее опытным пользователям.

5. Технологии стремительно интегрируются в нашу жизнь и сознание, даря новые возможности для самовыражения. На стыке прошлого художественного опыта человечества и современных технологий рождается новая форма искусства — медиаискусство.

Что такое медиаискусство?

Все мы видели красивые световые инсталляции, видео-сопровождение музыкантов на концертах и лазерные шоу на фестивалях. Что из этого можно отнести к медиаискусству, а что должно остаться под ярлыком «пустой аттракцион»? Давайте разбираться.

Чтобы ответить на вопрос что такое медиаискусство, нужно понимать, что в себе несет термин искусство.

Искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры.

Мы привыкли называть искусством картины, музыку, кино, литературу, фотографию, скульптуру. Однако:

Основная функция искусства — это визуализация идеи,
послания или символа.

Именно поэтому искусство классифицируют по способам передачи посыла, а не по самой сути произведения. Ибо невозможно разделить по стилям способы мышления и воображение художников.

Медиа искусство приносит новые инструменты для самовыражения и новые темы для произведений, подталкивает людей к расширению границ собственного восприятия, новым изобретениям, вдохновляет на новые открытия и исследования.

6-7-8- примеры

9. Медиабрендинг — процесс продвижения бренда (торговой марки) через распространение медиаконтента в средствах массовой информации (СМИ), т. е. — телевидение, радио, печатные издания, Интернет.

К числу инструментов медиабрендинга относятся:

Рекламные ролики

Рекламные объявления

Интернет-сайт компании, содержащиеся на нем анимированные ролики, презентации и т.д.

 

Функциональной грамотности

Прожирко Т.А., библиотекарь

 

       В современном социуме востребован новый тип педагога – нестандартно мыслящий, способный увлечь своим предметом, расширить горизонты познания учащегося, профессионально компетентный, креативный в педагогической деятельности и реализующий потенциально креативные способности ученика. Именно читательская компетентность обеспечивает базовую основу профессиональных компетенций современного педагога.

       Проблема формирования читательской компетентности является на сегодняшний день наиболее актуальной. Чтение неразрывно связано с функциональной грамотностью устной и письменной речи, чтение художественной литературы формирует нравственные идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению не только у детей, но и у взрослого населения.

       Читательская компетенция -  это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Читательская компетенция педагога - потребность в чтении как художественной литературы, так и в профессиональном чтении как источнике самообразования и саморазвития личности; способность оценить прочитанное с точки зрения читателя- профессионала; готовность к выбору стратегии чтения.

       Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного педагога. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимыми условиями профессиональной, социокультурной деятельности педагога, а чтение - высшей формой самопознания. Не следует также забывать, что формирование читательской компетентности обучающихся – приоритетная цель современного образования. Но процесс формирования читательской компетентности обучающихся будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.

 

Лихоманова Г.Н.,

Методист Зудова М.Г.

 

Дополнительное образование – поле свободного выбора и творчества, а в программе на несколько лет вперед – заданные темы, часы, теория, практика и результаты. Педагогу дополнительного образования приходится балансировать между творчеством и нормативом.

       Программа формирования универсальных учебных действий не может быть конкретизирована по времени. Беседы, консультации и вся воспитательная работа ведется в процессе образовательной деятельности по учебно-тематическому плану.
       Каждый педагог (независимо от вида деятельности) найдет время и повод в процессе занятия или репетиции, турнира или конкурса затронуть необходимую тему программы. Результаты реализации очевидны: это и выполнение нормативов образовательного процесса, и повышение качества образования, и устойчивый интерес детей к занятиям в объединении (кружке), и рост успешности в творческой деятельности. А в конечном итоге профессиональное и личностное определение обучающихся.

Помочь в данной ситуации может формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия рассматриваются с нескольких точек зрения.

Личностные УУД:

 - формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым государства и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям граждан;

 - становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

 - знание основ здорового образа жизни;

 - формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах деятельности.                                                                         

Регулятивные УУД:

 - умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью педагога;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

 - умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

 - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

 - построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Основной методологической характеристикой УДД является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов, развитие метапредметных связей.

Ожидаемые результаты занятия (предметные, метапредметные, личностные):

- В сфере предметных УУД сверхзадачей каждого занятия выступает формирование положительного отношения детей к изучаемой дисциплине в целом;

- В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

- В сфере коммуникативных УУД (Метапредметные УУД) обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

- В сфере регулятивных УУД (Метапредметные УУД) обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в кружке и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

- В сфере познавательных УУД (Метапредметные УУД) обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют навыками творческой импровизации.

Примерная программа

формирования универсальных учебных действий творческого объединения дополнительного образования детей

Универсальные учебные действия дополнительного образования Личностные и метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной программы Формы работы

 

Формирование

Мотивации

К дополнительному

образованию

Осознанность выбора определенного вида занятий

 

PR-компания;

Дни открытых дверей;
встречи и беседы с родителями и детьми;
показательные выступления;
информирование в СМИ и социальных сетях.

Устойчивость интереса к дополнительным занятиям
Постановка образовательных целей и задач дополнительного образования
Стремление к освоению образовательной программы
Прогнозирование предполагаемого результата

Проектирование

Личной

образовательной

Линии

Развитие мотивов познания и творчества, широких интересов, инициативы и любознательности


Учебные занятия;

Экскурсии,

поездки;


Оценка образовательных результатов;

Концерты;

Выставки;

«Свидетельство выпускника»

Творческие проекты

Формирование умения обучаться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, самооценке)
Дисциплинированность в исполнении режимов, регламентов и правил
Трудолюбие в освоении образовательной программы
Видение перспективы применения дополнительного образования
Умение работать в материальной и информационной среде
Умение применить предметные знания общего образования в дополнительном образовании
Умение организовать собственный образовательный процесс
Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей
Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, к ответственности за их результаты

Умение быть

Членом

Творческого

Коллектива

Формирование чувств сопричастности и гордости за свой творческий коллектив

Знакомство с историей, достижениями и правилами образовательного объединения;

Анализ достижений и неудач;

Творческие встречи

Осознание ответственности за общий результат
Формирование психологических основ общения на основе доброжелательности, доверия и внимания, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
Принятие и уважение ценностей коллектива и общества, семьи и образовательного учреждения, общечеловеческих ценностей и стремления следовать им

Взаимоотношения

с педагогом
(руководителем творческого

Объединения)

 

Выполнение Правил учреждения и творческого объединения

Беседы;

Учебные занятия;

Мастер-классы;

Воспитательные мероприятия

Умение слушать педагога и вести диалог
Готовность слышать, понимать и выполнять требования педагога
Умение принять авторитетное мнение и аргументировано отстаивать свое

Культура

Творческой

Деятельности

Поддержка традиций коллектива

Репетиции;

Тренировки;

Концерты;

Конкурсы.

Формирование чувства уважения к окружающим (партнёрам и соперникам), признание права каждого на собственное мнение
Сценическая культура
Восприятие целостной картины мира при разнообразии культур
Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой культурой
Умение пережить победу и поражение

Культура

Здорового и

Безопасного

Образа жизни

Формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Инструктажи;

Беседы;

Тренировки;

Репетиции

Умение работать с регламентирующими и нормативными документами
Знание и выполнение норм безопасности
Использование оптимальных двигательных режимов, режимов труда и отдыха
Использование навыков личной гигиены

 

 

Функциональной грамотности»

ИКТ- ГРАМОТНОСТЬ

 

                                                                   Музалёв Е.В., методист

                                                                        

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

 

1.  Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернет. Развивать цифровые навыки у школьников необходимо, чтобы они могли уверенно ориентироваться в новом цифровом мире, имея необходимые знания и умения в области машинного обучения, анализа данных, технологий искусственного интеллекта и программирования, безопасности в киберпространстве.

 

2.  Термины «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты» используются для того, чтобы описать человека, рожденного в цифровую эпоху, и человека, приобретающего соответствующие навыки в более позднем возрасте. Цифровой иммигрант - это человек, который в более позднем возрасте осваивает технологии. Эти две группы людей по-разному взаимодействуют с технологиями с рождения, разница поколений. Это напрямую связано с их индивидуальными уникальными отношениями с цифровой грамотностью. Цифровые аборигены привели к созданию повсеместных информационных систем (UIS). Эти системы включают мобильные телефоны, портативные компьютеры и персональные цифровые помощники. Они также распространились на автомобили и здания (умные автомобили и умные дома), создав новый уникальный технологический опыт. Цифровые иммигранты, хотя и адаптируются к той же технологии, что и местные жители, обладают своего рода акцентом, который не позволяет им общаться так, как это делают местные жители. Фактически, исследования показывают, что из-за гибкости мозга технологии изменили способ чтения, восприятия и обработки информации сегодняшними учащимися. Это проблема, потому что у сегодняшних студентов есть словарный запас, а преподаватели набора навыков (которые на момент его написания могли бы быть цифровыми иммигрантами) могут не полностью понять. Статистика и популярные изображения пожилых людей изображают их как цифровых иммигрантов. Например, в Канаде в 2010 году было обнаружено, что 29% ее граждан в возрасте 75 лет и старше и 60% ее граждан в возрасте от 65 до 74 лет пользовались Интернетом за последний месяц. Напротив, активность в Интернете достигла почти 100% среди граждан в возрасте от 15 до 24 лет.

 

4. Сетевой этикет — это система правил, созданная людьми для общения друг с другом в сети Интернет. Этикет общения в Интернете рекомендуется соблюдать новичкам и опытным пользователям для комфорта. Однозначно сказать, что такое сетевой этикет невозможно, но в большинстве случаев нетикет — это правила хорошего тона, общепринятые среди людей. Соблюдение правил хорошего тона повышает авторитет собеседника и привлекает внимание.

Чего не стоит делать в Интернете с позиции сетевого этикета?

Чтобы ответить на вопрос, как общаться в Интернете, следует узнать, чего не рекомендуется делать. Сетевой этикет подразумевает отказ от следующих действий:

употребление ненормативной лексики в общении;

оскорбления людей, разжигания между ними розни;

обмана и воровства в любом виде;

ведения дискуссии на отвлеченные темы в непредназначенных для этого местах (форумы, чаты, комментарии).

Начиная рассылку писем не стоит забывать о правилах общения в сети.

Существует несколько принципов сетевого этикета, которые стоит соблюдать:

Понятная подача информации. Собеседник видит только текст, поэтому жесты, смена тона и выражения лица здесь не помогут. Каждое сообщение должно быть продуманным до мелочей и не задевать точку зрения других людей.

Стандарты поведения как в реальной жизни. Люди часто забывают, что их собеседник такой же человек, поэтому считают, что правила поведения могут быть не такими строгими. Общение может отличаться, но стандарты поведения остаются те же.

Осмотр перед вступлением в дискуссию. Попав в новую область, осмотритесь и послушайте, что и как говорят другие.

Уважение к другим. Отправляя письмо или сообщение, вы претендуете на чье-то время. Сделайте так, чтобы это время не было потрачено собеседником зря.

Сохраняйте лицо. Сетевой этикет подразумевает уважение к собеседнику. Если в реальной жизни оно проявляется манерой общения или одеждой, то в сети это грамматика, лаконичность и оформление текста.

Не допускать конфликтов. Сетевой этикет против конфликтов, способных разрушить дружескую обстановку. Те, кто не участвует в конфликтах, устают от них.

Отказ от злоупотребления возможностями. Системные администраторы обладают обширными возможностями, но даже им не следует читать частную переписку.

Прощайте людям ошибки. Не все пишут без ошибок или могут лаконично выражать мысли. Если вы соблюдаете сетевой этикет, то не стоит заниматься преподаванием хороших манер менее опытным пользователям.

5. Технологии стремительно интегрируются в нашу жизнь и сознание, даря новые возможности для самовыражения. На стыке прошлого художественного опыта человечества и современных технологий рождается новая форма искусства — медиаискусство.

Что такое медиаискусство?

Все мы видели красивые световые инсталляции, видео-сопровождение музыкантов на концертах и лазерные шоу на фестивалях. Что из этого можно отнести к медиаискусству, а что должно остаться под ярлыком «пустой аттракцион»? Давайте разбираться.

Чтобы ответить на вопрос что такое медиаискусство, нужно понимать, что в себе несет термин искусство.

Искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры.

Мы привыкли называть искусством картины, музыку, кино, литературу, фотографию, скульптуру. Однако:

Основная функция искусства — это визуализация идеи,
послания или символа.

Именно поэтому искусство классифицируют по способам передачи посыла, а не по самой сути произведения. Ибо невозможно разделить по стилям способы мышления и воображение художников.

Медиа искусство приносит новые инструменты для самовыражения и новые темы для произведений, подталкивает людей к расширению границ собственного восприятия, новым изобретениям, вдохновляет на новые открытия и исследования.

6-7-8- примеры

9. Медиабрендинг — процесс продвижения бренда (торговой марки) через распространение медиаконтента в средствах массовой информации (СМИ), т. е. — телевидение, радио, печатные издания, Интернет.

К числу инструментов медиабрендинга относятся:

Рекламные ролики

Рекламные объявления

Интернет-сайт компании, содержащиеся на нем анимированные ролики, презентации и т.д.

 

Читательская компетентность – как составляющая

Функциональной грамотности

Прожирко Т.А., библиотекарь

 

       В современном социуме востребован новый тип педагога – нестандартно мыслящий, способный увлечь своим предметом, расширить горизонты познания учащегося, профессионально компетентный, креативный в педагогической деятельности и реализующий потенциально креативные способности ученика. Именно читательская компетентность обеспечивает базовую основу профессиональных компетенций современного педагога.

       Проблема формирования читательской компетентности является на сегодняшний день наиболее актуальной. Чтение неразрывно связано с функциональной грамотностью устной и письменной речи, чтение художественной литературы формирует нравственные идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению не только у детей, но и у взрослого населения.

       Читательская компетенция -  это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Читательская компетенция педагога - потребность в чтении как художественной литературы, так и в профессиональном чтении как источнике самообразования и саморазвития личности; способность оценить прочитанное с точки зрения читателя- профессионала; готовность к выбору стратегии чтения.

       Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного педагога. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимыми условиями профессиональной, социокультурной деятельности педагога, а чтение - высшей формой самопознания. Не следует также забывать, что формирование читательской компетентности обучающихся – приоритетная цель современного образования. Но процесс формирования читательской компетентности обучающихся будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.09 с.)