Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности преподавания учебного предмета «Музыка» в 1 классе

Поиск

в общеобразовательных школах в 2006/2007 учебном году

В связи с переходом с 01.09.2006 всех общеобразовательных учреждений области на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта преподавание учебного предмета «Музыка» рекомендуется вести по УМК, соответствующим государственному образовательному стандарту 2004 года и включенным в федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год. Каждый учитель имеет право выбора только одной из программ музыкального образования, утвержденных Федеральным экспертным советом Минобразования Российской Федерации. Ведущим принципом преподавания учебного предмета «Музыка» является соблюдение преемственности на разных ступенях обучения и преподавание только по одной выбранной программе и УМК. При выборе программы и УМК следует отдавать предпочтение УМК, отвечающим следующим критериям: соответствие УМК современной концепции музыкального образования; соответствие УМК психолого-возрастным особенностям детей; содержательная направленность учебника и целостность тематической структуры; логика изложения материала; реализация в УМК принципа диалогического общения с учащимися; наличие в УМК заданий репродуктивного, проблемного, творческого характера; соответствие иллюстративного материала современным требованиям к оформлению художественно-учебной литературы.

В федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской федерации на 2006/07 учебный год, по образовательной области «Музыка» входят следующие предметные линии:

 

Программы и УМК Комплектация на 2006 год Рекомендации по использованию
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: 1.Программа (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-4; 5-9 классы. – Москва: Просвещение, 2005год) 2.Учебники, рабочие тетради, нотные хрестоматии, фонохрестоматии, методические рекомендации. Учебники, рабочие тетради, нотные хрестоматии, фонохрестоматии, методические рекомендации по каждому году обучения - 1, 2, 3, 4, 5, 6 классы. Планируется дальнейшее издание УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» до 9 класса включительно. Полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по предмету «Музыка». Имеет наиболее полное методическое обеспечение. Отвечает всем современным критериям выбора программ и УМК.
2. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. «Музыкальное искусство»: 1.Программа 1-4 классы (Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа /Сост.Е.О.Яременко. – Москва: Дрофа, 2001). 2. Учебники, рабочие тетради, нотные хрестоматии, методические рекомендации по каждому году обучения. Учебники, рабочие тетради, нотные хрестоматии, методические рекомендации - 1, 2, 3, 4 классы. Планируется дальнейшее издание УМК Усачевой В.О., Школяр Л.В. «Музыкальное искусство» до 9 класса включительно. Частично соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по предмету «Музыка» (следует дополнить разделы «Духовная музыка», «Современное музыкальное искусство», «Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений»). Преподавание по УМК Усачевой В.О., Школяр Л.В. «Музыкальное искусство» значительно затруднено из-за отсутствия программы для 5-9 классов и фонохрестоматии. Частично отвечает современным критериям выбора программ и УМК.
3. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка»: 1.Программа (Музыка.1-4 кл., 5-8 классы: Программы для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2004 год). 2. Учебники, рабочие тетради, нотные хрестоматии, фонохрестоматии по каждому году обучения. Учебники, рабочие тетради, нотные хрестоматии, фонохрестоматии - 1,2,3,5,6,7, 8 классы. Планируется дальнейшее издание УМК для 4 класса. Частично соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (следует дополнить разделы «Духовная музыка», «Современное музыкальное искусство», «Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений»). Частично отвечает современным критериям выбора программ и УМК: планирование материала в начальной школе не всегда отвечает целостности тематической структуры и логике изложения материала.
4. Ригина Г.С. «Музыка»: 1.Программа (Ригина Г.С. Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание: Программа для 4-летней начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004.) 2.Учебники и хрестоматии.   Учебники и хрестоматии - 1, 2, 3, 4 классы. Дальнейшее издание УМК для 5-9 классов не планируется. Частично соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Не рекомендуется для использования в связи с нарушением принципа преемственности программ в начальном и среднем звене.
5. Бакланова Т.И. «Музыка»: 1.Программа только для 1 класса (Бакланова Т.И. Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка» Баклановой Т.И. – М.: Астрель, 2005.). 2.Учебник и методические рекомендации Учебник и методические рекомендации – только для 1 класса. Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Не рекомендуется для использования в связи с незаконченностью предметной линии.

 

Программа и УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» составлены в соответствие с основными положениями художественно-педагогической концепции Кабалевского Д.Б., поэтому общая цель музыкального образования – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – конкретизируется в воспитании интереса и любви к музыкальному искусству; в воспитании художественного вкуса; в развитии активного, прочувствованного восприятия школьниками лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопления на его основе тезауруса – интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, знаний о музыке и т.д. Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении крупных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов, причем приоритеты отданы русской музыкальной культуре. Отличительной особенностью данной программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства. Использование ассоциативных связей различных видов искусств создает условия для формирования в сознании школьников целостной картины мира. Строение УМК отличает четкая тематическая структура и логика изложения материала. Учебник содержит четкую систему интересных и разнообразных домашних заданий в виде вопросов, творческих и проблемных заданий. Материал учебника соответствует возрастным особенностям детей, написан понятным, доступным языком. Наличие четких, ясных, кратких формулировок и основных определений и терминов способствует успешному усвоению материала. Программа и УМК отвечают всем современным критериям выбора программ и УМК.

В программе и УМК Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. «Музыкальное искусство», опирающейся на концепцию Кабалевского Д.Б., ведущей позицией является принципиальная установка, отстаивающая самоценность музыкального искусства. Решение проблемы преподавания музыки в школе как искусства авторы видят в обращении к теории учебной деятельности и в реализации идей развивающего обучения, получивших обоснование в трудах В.В.Давыдова. Коренное отличие учебной деятельности от любой другой В.В.Давыдов видит в том, что она опирается, прежде всего, на теоретическое мышление, позволяющее учащимся проследить происхождение самого знания. Музыкально-художественная деятельность в данном контексте рассматривается как воспроизведение самого процесса рождения музыки, в ходе которого познается сама природа музыкального творчества музыкального знания, в результате чего музыка предстает перед школьниками как художественное воспроизведение диалектики жизни. Исходя из этого, ведущими принципами программы являются: возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства при помощи проблематизации музыкального содержания; проникновение в природу искусства и его закономерностей; моделирование художественно-творческого процесса. В методических аспектах освоения программы ее авторы делают акцент на познании искусства методом восхождения от абстрактного к конкретному. Решение задачи основано не на формальном выведении понятий, а на самом процессе размышлений о музыке на научном уровне, на вооружении учащихся исследовательским способом познания. Данный подход позволяет развивать у учащихся умение анализировать и обобщать учебный материал. Материал учебника весьма оригинален по сравнению с другими учебниками по музыке: много проблемных вопросов, заданий, интересных находок, заставляющих ребенка думать, размышлять, пробовать свои творческие силы. Учебник красочно иллюстрирован, художественное оформление разнообразно и интересно. Но подбор песенного материала, предлагаемого программой, оставляет желать лучшего и не всегда интересен для детей. 

УМК Алеева.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» также опирается на концепцию Кабалевского Д.Б. и вначале создавался как учебно-методический комплект к программе Кабавлевского Д.Б., но в 2004 году авторы создали собственную программу к этому комплекту. Общая тема, в русле которой созданы учебники, посвящена художественному воздействию музыки. Содержание, музыкальный материал, анализ произведений – все нацелено на общую задачу программы: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека. Учебники по музыке имеют познавательную направленность. Их цель выработать собственный взгляд на явления искусства, научить ребенка мыслить, рассуждать. С этой целью в учебнике разработана серия вопросов для учащихся: вопросы вступительного характера, назначение которых состоит в том, чтобы ввести ребенка в мир музыки и настроить на восприятие музыки; вопросы конкретно-уточняющего характера, нацеленные на усвоение содержания учебника; вопросы обобщающе-творческого характера, предполагающие более широкие обобщения и выход за пределы учебника в область целостного осмысления его ключевых положений. Нотные хрестоматии содержат целиком музыкальные произведения, представленные в учебниках, песенный материал в хрестоматиях представлен очень мало, поэтому требуется добавлять песенный материал. Программа и УМК частично отвечают современным критериям выбора программ и УМК: планирование материала в начальной школе не всегда отвечает целостности тематической структуры и логике изложения материала, не всегда понятна критерии отбора некоторых музыкальных произведений.

Программа Д.Б.Кабалевского «Музыка» была переиздана в 2004 году (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под рук. Д.Б.Кабалевского. М.: «Просвещение», 2005 - 2006 г.г.) и получила гриф Минобразования Российской Федерации на 5 лет, издание учебно-методического комплекта к этой программе не планируется. Программа претерпела несущественные изменения и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта лишь частично, в связи с этим представляется целесообразным переход в 1 классе с 01.09.2006 на одну из выше рекомендованных современных программ музыкального образования.

Из сравнительного анализа выше перечисленных программ можно сделать вывод о том, что наиболее приемлемой для преподавания учебного предмета «Музыка» в начальной школе с 01.09.2006 является программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка», так как она полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по предмету «Музыка», имеет наиболее полное методическое обеспечение, отвечает всем современным критериям выбора программ и УМК. На основании сравнительного анализа

Цель уроков музыки в 1 классе – формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Целевая установка программы достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Главное – пробудить в первоклассниках интерес к музыке, к музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.


Задачи уроков музыки в 1 классе:

· развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

· освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

· изучение особенностей музыкального языка;

· формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:

· Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

· Метод эмоциональной драматургии;

· Метод ретроспективы и перспективы;

· Метод создания «композиций»;

· Метод игры;

· Метод художественного контекста.

Освоение музыкального языка первоклассниками происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

Для выполнения задачи снятия статического напряжения 1-классников в соответствие с дополнениями к письму Министерства России от 25.09.2001 № 2021/11-13 «Об организации обучения в 1 классе 4-летней начальной школы» предлагается в сентябре-октябре использовать на четвертых уроках не классно-урочную форму, а нетрадиционные формы организации учебного процесса, а именно: урок-театрализация; урок-экскурсия, урок-импровизация, урок-ролевая игра (в классном журнале указывается форма проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.008 с.)