Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). Гражданская оборона (ГО). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). Гражданская оборона (ГО).



ГСЧС - это система, осуществляющая управление в сфере предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности и ГО.

Основу структуры ГСЧС составляют:

- Комиссии по ЧС (правительственные, областные, городские, районные, ведомственные, объектовые); - Министерство по ЧС; - силы наблюдения и контроля природной среды и объектов; - силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств.

Цель ГСЧС - регулирование отношений в области ЗНЧС природного и техногенного характера, являющейся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности.

Задачи ГСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНиТотЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТотЧС;

- ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области ЗНЧС.

Построение ГСЧС осуществляется по административно-территориальному, отраслевому и производственному принципам.

ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень ГСЧС имеет: координирующие органы, органы управления по ЧС, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов.

Правительство РБ координирует работу органов управления на:

-- республиканском уровне (правительственная комиссия ЧС (КЧС);

-- КЧС республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

--территориальном (КЧС при исполнительных органах власти областей и г. Минска);

--местном: КЧС исполнительных органов власти района (города);

--объектовом: КЧС организаций (объектов).

Работа органов повседневного управления обеспечивают планирование, организацию и исполнение мероприятий по защите населения ЧС природного и техногенного характера и подготовку к проведению мероприятий ГО.

Систему предупреждения и ликвидации ЧС возглавляет Совет Министров РБ, который организует силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств.

Режим функционирования ГСЧС:

- режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрологической обстановке.

- режим повышенной готовности – при ухудшении этих составляющих или получении прогноза о возможной ЧС.

 -  режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.

К ликвидации ЧС по решению Президента РБ могут привлекаться Вооруженные силы РБ, другие воинские формирования.

В ГСЧС входят силы и средства ликвидации ЧС, система мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера.

Силы ликвидации ЧС состоят из: - подразделений по ЧС; - территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО; - организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения;

- организаций ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства с/х и продовольствия;

- аварийно- спасательных служб республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству РБ, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС;

- территориальных и объектовых аварийно-спасательных служб;

- специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные службы, предназначенные для ликвидации ЧС.

К средствам ликвидации ЧС относятся средства: средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение, имущество, методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и другим неотложным работам при ликвидации ЧС, информационные базы данных и др. средства.

В систему мониторинга и прогнозирования ЧС входят:

 структуры Министерства природных ресурсов и ООС, Департамента по гидрометеорологии Минприроды, Комитета по атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства с/х и продовольствия и др.

 Роль, задачи и организационная структура ГО  Республики Беларусь

Гражданская оборона - составная часть оборонных мероприятий РБ по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории РБ  от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Целью ГО является подготовка государства к ведению ГО заблаговременно в мирное время и защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

Задачи гражданской обороны:

- обучение населения способам защиты от опасностей;

- подготовка и переподготовка руководящего состава органов управления и сил ГО, создание и совершенствование учебной базы ГО;

- создание и поддержание в постоянной готовности органов управления и сил ГО, средств и объектов ГО;

- создание, накопление, хранение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС и использование их при выполнении мероприятий ГО;

- обеспечение устойчивого функционирования экономики и ее отдельных объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения в военное время;

- оповещение населения, государственных органов и иных организаций об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий;

- временное отселение населения, укрытие в защитных сооружениях, предоставление средств индивидуальной защиты;

- эвакуация материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от опасностей, возникших при ведении военных действий, водой, продуктами питания, оказание медицинской помощи и принятие других необходимых мер;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание территорий, техники, зданий и других объектов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;

- поддержание общественного порядка в районах, пострадавших от опасностей, возникших при ведении военных действий.

Организационная структура гражданской обороны

ГО организуется по территориально-производственному принципу, т.е. начальниками ГО являются первые лица исполнительных органов власти и руководители объектов.

Руководство ГО в РБ осуществляет Совет Министров РБ.

Начальником ГО РБ является Премьер-министр РБ.

Руководство ГО в административно- территориальной единице осуществляет руководительместногоисполнительного и распорядительного органа, являющийся по должности начальником гражданской обороны административно-территориальной единицы.

     Начальники ГО в пределах своих полномочий и в установленном законодательством Республики Беларусь порядке:

- утверждают отраслевые, территориальные, местные, объектовые планы ГО;

- принимают нормативные правовые акты по вопросам ГО.

В мирное время органами управления ГО являются: - на республиканском уровне - Министерство по чрезвычайным ситуациям; - на территориальном уровне - областные и Минское городское управления Министерства по ЧС; - на местном уровне - районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений Министерства по ЧС, работники сельских и поселковых исполнительных комитетов, обеспечивающие выполнение мероприятий ГО; - на отраслевом и объектовом уровнях - структурные подразделения (работники) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, др. организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, обеспечивающие выполнение мероприятий ГО.

В военное время органами управления ГО  являются штабы ГО, создаваемые на базе Министерства по ЧС, областных и Минского городского управлений Министерства по ЧС, а также районных (городских) отделов по ЧС областных и Минского городского управлений Министерства по ЧС, других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ.

Силы гражданской обороны состоят из: служб гражданской обороны; гражданских формирований гражданской обороны; сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

     Службы гражданской обороны подразделяются на республиканские, областные, районные, городские и службы организаций.

Для наблюдения и лабораторного контроля за загрязнением ОС (открытых водоемов, воздуха, почвы и растительности), продуктов питания, пищевого сырья, фуража и воды радиоактивными, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, биологическими и другими средствами, а также для контроля за возникновением эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и других инфекционных заболеваний создается сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Гражданские формирования ГО создаются на предприятиях, в некоторых организациях по решению Правительства и в мирное время эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС в случаях, когда сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного положения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного времени.

В их состав входят: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины – от 15 до 55 лет, за исключением беременных и имеющих детей до 8 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.012 с.)