Контрольная работа по предмету. Ярославский Педагогический Университет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа по предмету. Ярославский Педагогический Университет



Ярославский Педагогический Университет

Им. К.Д. Ушинского

Контрольная работа по предмету

«Введение в гармонию и полифонию»

на тему:

«Анализ прелюдии Шопена ор. 28 c – moll»

Выполнила студентка

Заочного отделения

педагогического факультета

Специальности

«Музыкальное образование»

Шарова Наталия Олеговна

Шифр МУ 0226 № группы 64 «Г»

Преподаватель: Бродова Ирина Анатольевна

Год

 

 

Содержание

 

1. Общая характеристика жанра произведения…………………………...3

 

2. Место данного произведения в творчестве композитора (исторический контекст)………………………………………………………………….4

 

3. Тип тематизма на основе ассимиляции первичных жанров и основные приемы развития темы………………………………………………………5

 

4. Мелодический анализ произведения…………………………………….7

 

5. Ритмический анализ произведения………………………………………9

 

6. Гармонический анализ произведения (тональный план, основные функциональные обороты)…………………………………………………11

 

7. Особенности громкостной динамики, штрихов, тембра (регистры)….13

 

Заключение…………………………………………………………………..14

 

Список литературы………………………………………………………….16

 

 

Тип тематизма на основе ассимиляции первичных жанров и основные приемы развития темы.

Ученики Ф. Шопена В. фон Ленц и госпожа Калержи в своих воспоминаниях указывают на авторское программное истолкование этой пьесы, называя её "Траурный марш". А. Корто дает прелюдии название "Похоронное шествие". Лео Мазель назвал её «Монументальной миниатюрой».

Шопен рисует здесь мрачную картину траурного шествия, сопровождаемую скорбным величавым пением хора.

В прелюдии сочетаются жанровые черты:

1) траурного марша - четный размер, пунктирный ритм – подвергается известному переосмыслению (отдельные черты массовой песенности всегда входили в жанр траурного марша, каким он возник в годы Французской революции), но Шопен так подчеркнул эти черты, что возможно говорить о новом (даже в сравнении с бетховенскими маршами) синтезе интонаций скорбных и героических жанров.

Минорный лад, тональность до минор (эта тональность уже в эпоху барокко - у Баха и его современников - считалась одной из наиболее печальных; Уже у Глюка, Моцарта и Бетховена она трактуется как трагическая). Жанр траурного марша уже сам по себе символизирует возвышенность трагического переживания, его общезначимость.

2) хорала - аккордовый склад.

3) чаконы, сарабанды или пассакальи. Со времен Баха и даже раньше - хроматические нисходящие ходы в басу от I до V ступени имеют значение риторических фигур скорби и смерти и особенно часто используются в чаконах, сарабандах и пассакальях.

Интонации иных жанров не нарушают жанровой чистоты пьесы, так как действуют в том же направлении, что и интонации траурного марша, органически вливаются в его русло.

Форма прелюдии в основном традиционна: простая двухчастная с повторением второй части. Эта форма резко подчёркнута противоположной громкостной динамикой частей, контрастом их общей выразительности: вторая воспринимается как скорбная и благородно сдержанная реакция на захватывающее воздействие первой. Однако именно поэтому двухчастная форма может по первому впечатлению восприниматься здесь как безрепризная – нет возвращения fortissimo.

Реприза же тут синтетическая. Из первого двутакта прелюдии берутся мелодическая линия и гармоническая последовательность, а из середины – тихая звучность (обычно бывает наоборот: в случае разной громкости начального периода и репризы, сильнее эта последняя).

 

 

Подробный гармонический анализ

                                                                                  Музыкальное приложение

 

Заключение

Прелюдия До минор длится полторы минуты. Это своеобразная – «остановка», момент кристаллизации жанра в минорной «линии», какой является Ля мажорная для прелюдий мажорных. Аналогия облика (фактуры и формы) этих двух «сверхминиатюр» особенно рельефно подчёркивает их полярность в драматургии цикла, в развитии её фабулы.

Прелюдия не только носит с первого такта характер монументальности, но и воплощает его в полно высказанном и завершённом художественном целом, то есть в произведении, одновременно и монументальном, и миниатюрном. Медленный темп пьесы уживается с её монументальным характером естественно. Но на малом отрезке времени нелегко успеть выразить при таком темпе значительную, развёрнутую и законченную мысль.

Помогают смены гармонии на каждой доле такта. Любой аккорд (также и проходящие аккорды середины) здесь значителен, подчёркнут, как бы акцентирован. Из-за темпа largo, (аккордовый склад пьесы постоянен) смены эти не кажутся частыми, но на самом деле являются таковыми. Действительно, в этом темпе полсотни смен разнообразных гармоний (с модуляцией и отклонениями) за столь малый срок едва ли можно встретить в какой-либо другой пьесе. И здесь одна из находок Шопена, обусловливающие особую ёмкость миниатюры.

Способствует частым сменам гармонии и сам аккордовый склад пьесы. При этом в малоподвижном верхнем голосе аккордов ярко проявляется интонационная наполненность музыки.

Прелюдия До минор, концентрируя возвышенно-трагическое начало, отнюдь не становится синтезом и вершиной всей минорной «линии» цикла. В её этически – одухотворённом звучании не находит отражения мрачно-стихийное, активно-моторное начало, составляющее суть минорных прелюдий фигурационного склада. 

В прелюдии Шопена есть и глубоко человечные интонации в сочетаниис эмоциональными тяготениями гармоний, и ощущение некоего надмирного, надличностного начала.

Для художественного менталитета Франции тех лет, когда там творил Шопен, идеал античности имел огромное значение. И независимо от того, насколько и как он мог воздействовать на Шопена, быть им принят и осознан. Двадцатая прелюдия тесно соприкоснулась с этим идеалом…

Наиболее значительные открытия в области музыкального творчества обычно связаны с преобразованием самих основ музыки, её жанров, форм, типов. И в Двадцатой прелюдии Шопена, не прибегая ни к какой стилизации, совместил функциональную гармонию с чертами времяизмеряющей ритмики, которой такая гармония была неведома, сблизил два стадиальных типа музыки, две её разные формации.

 

Список литературы

1. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. - М.:  Музыка, 1972 г., 611 с.

2. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. - М., Музыка, 1967.

3. Мазель, Л.А. Монументальная миниатюра: О Двадцатой прелюдии Шопена Текст. / Л.А.Мазель // Музыкальная академия. 2000. - № 1. - С. 208- 210.

4. Соколов. О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. - Н. Новгород, 1994.

5. Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. Часть 1: Гармония эпохи барокко. Гармония эпохи венских классиков. Гармония эпохи романтизма. -М., Композитор, 2005.

6. Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. — Санкт – Петербург., Лань, 2002. — 368 с.

 

Ярославский Педагогический Университет

Им. К.Д. Ушинского

Контрольная работа по предмету

«Введение в гармонию и полифонию»

на тему:

«Анализ прелюдии Шопена ор. 28 c – moll»

Выполнила студентка

Заочного отделения

педагогического факультета

Специальности

«Музыкальное образование»

Шарова Наталия Олеговна

Шифр МУ 0226 № группы 64 «Г»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.190.38 (0.013 с.)